Юрий Пашолок. Одинаково плохой крейсерский и пехотный танк
История «тяжелого крейсерского» танка A10 (он же Cruiser Tank Mk.II), изначально создавшегося как пехотный танк
Англичан в межвоенный период довольно сильно носило из стороны в сторону. Конец Первой мировой войны они встретили как одни из победителей, но при этом поначалу стремительно проигрывали французам. Те выбрали удачную концепцию легкого танка, создав машину, которая имела запас прочности, с точки зрения эксплуатационных характеристик. В то время, как английская армия оказалась вынужденной отправить свои «ромбы» на склады, где их постепенно резали, у французов их Renault FT два с лишним десятка лет находились в активной эксплуатации. Не от хорошей жизни, конечно, но лучший танк Первой мировой войны служил долго. Другое дело, что в первой половине 20-х годов англичане взяли реванш. Не с первого раза, но у них получился средний танк (правда, исходно он был легким), в то время как французы стали заниматься странными вещами. Итог оказался закономерен: вторая половина 20-х годов однозначно оказалась за английским танкопромом, прежде всего это касалось Vickers и Carden-Loyd. Даже с учетом того погрома, который английские консерваторы среди военных устроили EMF и лично Джону Фуллеру, наилучшие результаты показали именно англичане. Вплоть до того, что французы стали, в начале 30-х годов, откровенно подворовывать их идеи.
Другой вопрос, что непосредственно со своими танковыми подразделениями дела обстояли плохо. Имея хорошую концепцию Фуллера «танки прорыва/средние танки/танкетки», как составляющие EMF, англичане ее завалили. Прежде всего это касалось всё той же Vickers. Их танк прорыва получился дорогим как чугунный мост, а средние танки страдали массой проблем с надежностью и ошибками с точки зрения проектирования ходовой части. Правда жизни заключалась в том, что англичане пытались добиться надежности на высоких скоростях у ходовой части, которая в таком режиме работать не могла. Не беспокойтесь, они были не одни: у нас тоже пытались Т-28 «разогнать» одним только мотором, от чего ходовая «летела» на высоких скоростях». В результате какой-то успех был только на ниве легких танков да танкеток. Хотя попытки исправить ситуацию со средними танками не прекращались ни на минуту.
К весне 1934 года Генеральный Штаб английской армии подготовил спецификацию на 12-тонный средний танк. Это стало отчасти жестом отчаяния, поскольку несколько раз получалась машина, которая вроде как должна весить 16 тонн, а получалось все 18. Еще и не ехала (точнее ехала, но недолго). Разработка танка, получившего индекс Medium Tank A9, досталась Vickers-Armstrongs. Так начиналась история Cruiser Tank A9 Mk.I, создававшегося изначально как средний танк, но принятого на вооружение как крейсерский. Между тем, 3 мая 1934 года Генеральный Штаб подготовил спецификацию на пехотный танк, вооруженный 2-фунтовой (40-мм) пушкой и пулеметом. Позже эта спецификация легла в основу пехотного танка A12, более известного как Matilda. Но первым танком, который стали создавать по этой спецификации, стал A10E1. Его разработку утвердили 5 мая 1934 года. По иронии судьбы, этот танк, созданный Vickers-Armstongs, был принят на вооружение как Cruiser Tank A10 Mk.I. Известен он больше как Cruiser Tank Mk.II.
Изначально спецификация, которую 11 мая 1934 года передали сэру Джону Кардену, главному конструктору Vickers-Armstongs, подразумевала сильно другую машину, нежели 10E1. Согласно ей, боевая масса пушечного пехотного танка не должна была превышать 15 тонн, скорость по шоссе составляла 16 км/ч, а по проселку 8 км/ч. В конце мая было одобрено финансирование разработки A10E1, с выделением бюджета в 20000 фунтов стерлингов. При этом A10E1 постепенно стал идти в кильватере другого танка — A9E1. Главный конструктор Vickers-Armstrongs посчитал, что лучше создать два танка — один побыстрее, второй с более толстой броней. Тем более что изначальная спецификация на 4-местный пушечный пехотный танк предусматривала толщину брони 25 мм. В то время такова была необходимая толщина от бронебойного снаряда 3-фунтовой (47-мм) пушки на средних дистанциях. Для справки, именно такая броня изначально была и у A11, и у A 12. То есть сэр Джон Карден действовал вполне логично.
На испытания A10E1 (WD-номер T.1479 и регистрационный номер BMM835) вышел в июле 1937 года. К тому моменту Джон Карден погиб в авиакатастрофе, а Вивиан Лойд, вторая «половинка» Carden-Loyd, постепенно портил отношения с Vickers-Armstongs. Поэтому новым главным конструктором по танкостроению стал Лесли Литтл. Ранее он находился в тени своего руководства, но по факту имел прямое отношение ко всем разработкам Carden-Loyd. Ему же пришлось разгребать всё то, что случилось далее. Изначально A10E1 получился именно тем, что и предполагалось, то есть пехотный танк на шасси A9E1. Экипаж 4 человека, общая конфигурация похожа на A9E1, но без пулеметных башен и с броней толщиной 25 мм. При этом при постройке A10E1 учитывался негативный опыт первых испытаний A9E1. В частности, танк изначально получил более совершенную ходовую часть, а также более эффективную систему охлаждения.
Главная проблема заключалась в том, что к 1937 году английские военные переиграли спецификацию на пехотный танк. Теперь толщина брони составляла 60 мм, а еще лучше 75 мм. Вот тут и взошла звезда A12E1. Королевский Арсенал в Вулидже, поначалу буксовавший с началом работ по своему пехотному танку танку, от этой ситуации только выиграл. К моменту, когда он начал работы по машине, спецификация изменилась. А вот Vickers-Armstongs оказалась в положении «не торопись, а то успеешь». Танк они построили первыми, а толку-то? Просто взять и нагрузить A10E1 броней было нельзя, что прекрасно понимал, прежде всего, Лесли Литтл. В результате танк из пехотного переквалифицировали в «тяжелый крейсерский». A9E1, соответственно, оказался «легким крейсерским». И тому, и другому от этого хорошо точно не стало. Другой вопрос, что и английским военным было некуда деваться. Ну а Лесли Литтл начал «пилить» то, что позже стало известно как Valentine.
По результатам испытаний A9E1 его собрат было решено также ремоторизировать. Вместо Rolls-Royce Phantom II, изначально стоявшего в обоих танках, установили двигатель AEC A179. С этим двигателем автобусного происхождения машина стала себя чувствовать себя лучше, хотя уже тогда должны были появиться первые подозрения. Дело в том, что машина получалась на тонну тяжелее A9E1, а это сказывалось на подвижности, а также надежности. Но пока всё выглядело безоблачно. Больше того, английские военные решили воткнуть в A10E1 еще и пятого члена экипажа — пулеметчика. Вместо башни его посадили в единую с механиком-водителем рубку, а мехвода сдвинули влево.
Макет переработанного отделения управления утвердили 10 мая 1938 года, а далее эту идею стали продвигать дальше. То, что в башне стоял пулемет Vickers, а в рубке макет пулемета ZB vz.37, английских военных нисколько не смутило (экая проблема, два пулемета под два разных калибра, подумаешь…). Не смутило и то, что слева от механика-водителя добавили топливный бак (зато мехводы как «обрадовались»). Единственное пожелание заключалось в переносе места механика-водителя вправо, его, впрочем, так и не реализовали. Зато военные стали продвигать идею увеличения толщины брони до 30 мм. То, что эта броня для 3,7 cm Pak не броня, они как-то не подумали. Также в мае 1938 года пошли разговоры о запуске танка в серию.
Решение о заказе 100 танков, получивших обозначение Cruiser Tank A10 Mk.I, приняли 19 мая 1938 года. Из них 30 сразу же решили изготавливать в гаубичной версии. Она позже получила обозначение Cruiser Tank A10 Mk.I CS. Сроком поставки первых серийных машин утвердили август 1939 года, при этом объемы производства изначально выглядели крайне скромно — по 8 штук ежемесячно. Новый танк занимал промежуточное положение между A9, откровенно вынужденной машиной, и A13, который планировался «настоящим» крейсерским танком. Впрочем, и A10 также смотрелся скорее вынужденным решением. Настоящими «тяжелыми крейсерами» предполагались либо A14E1, либо A16E1. Фактически это было прямое развитие идей Medium Tank Mk.III, впрочем, еще более неудачное. Танки, конечно, построили, но они были настолько сырыми, что про них забыли, как о страшном сне.
A10E1 переделали под новые требования, при этом машину дополнительно догрузили до массы 14 тонн. Одновременно она получила переработанную ходовую часть, причем эта переделка оказалась крайне сомнительной. Дело в том, что на танке появились те же траки, как и на A9. При том, что «скелетные» траки A10E1 были явно лучше. Но да, унификация, которая потом дорого обошлась. Боевая масса машины в финальном варианте достигла 14 тонн, а максимальная скорость снизилась до 26 км/ч. Для пехотного танка неплохо, но плохо для крейсерского. Выбирать англичанам всё равно было не из чего, а война уже замаячила на горизонте. Так что Cruiser Tank A10 Mk.I запустили в работу. Что же касается A10E1, то сначала его догрузили до масса 16 тонн, тем самым испытав ходовую часть для будущего Valentine. Далее его переделали в мостоукладчик, он так и остался опытным. Valentine в этой роли был явно лучше.
По ряду причин выпуск Cruiser Tank A10 начался только в конце 1939 года. При этом сам Vickers (точнее, завод Elswick Works) официально получал всего 10 танков. Все в базовой версии A10 Mk.I, WD-номера T.8091-T8100 и регистрационные номера PMX448-PMX457. Гораздо больше, 75 танков, выпускала по контракту Metropolitan Cammell Carriage and Wagon Company (MCCW). Правда жизни в том, что MCCW являлась активом Vickers-Armstongs, так что по факту концерн точно обиженным не уходил. MCCW изготовляла танки с WD-номерами T.9191-T.9265, при этом регистрационных номеров данные танки уже не получили. Практика «гражданских» номеров закончилась. Третьим производителем стал Birmingham Railway Carriage and Wagon Company (BRC&W). Как и MCCW этот завод изготовлял 75 танков, получавших WD-номера T.5909-T.5983 и регистрационные номера RMV264-RMV338.
Как говорилось выше, из 100 заказанных танков предполагалось изготовить в версии A10 Mk.I CS, то есть гаубичными. Но ни одного такого танка выпустить не успели. Дело в том, что как раз к началу 1940 года началось внедрение пулеметов BESA, английской версии ZB 53, он получились гораздо более удачными. Пулеметов этих так и не дождались Cruiser Tank A9 Mk.I/Mk.I CS, но их толстокожие собратья, наоборот, недолго прожили с «Виккерсами». Помимо 10 танков Elswick Works, 12 построили на MCCW и 13 на BRC&W. Их можно отличить не только по спаренным пулеметам, но и дополнительной бронировке орудийной установки.
С этими самыми танками, оснащенными спаренными пулеметами Vickers, сложилась весьма комичная ситуация. Дело в том, что с самого начала установка курсового пулемета делалась с учетом использования там BESA. Поскольку пулеметов еще не имелось, то ставить оказалось попросту нечего. Поэтому вместо пулемета была заглушка, которую хотели заменить на пулемет, но не сложилось. 31 танк из выпущенных 35 оказались во Франции, в составе 1-й бронетанковой дивизии. Все они так и остались во Франции, причем уже тогда возникла масса неудобных вопросов. Если Cruiser Tank A9 теряли больше от вражеского огня, то Cruiser Tank A10 Mk.I был больше врагом самим себе. Перегруженная машина постоянно ломалась.
По факту полномасштабное производство танка началось в 1940 году, что объясняет, почему гаубичные танки строились уже с пулеметами BESA. Танки с новыми пулеметами именовались как Cruiser Tank A10 Mk.IIA. Смена пулемета повлекла за собой и переделку орудийной установки. В итоге именно Cruiser Tank A10 Mk.IIA, он же с июня 1940 года Cruiser Tank Mk.IA, стал самым массовым вариантом танка. В такой версии сдали 62 машины производства BRC&W, плюс 33 выпуска MCCW. Наконец, к 1941 году появился еще один производитель — R. W. Crabtree and Sons. Изначально предполагалось, что будет изготовлено 100 танков, но бои 1941 года убедили в ненужности такой затеи. Поэтому сдали 10 танков с WD-номерами T.15115-15124. Итого 105 Cruiser Tank Mk.IIA.
А что же с 30 гаубичными танками, которые хотели еще в мае 1938 год? Нет, про них никто не забыл. Весь заказ на машину, получившую обозначение Cruiser Tank Mk.IIA CS, ушел MCCW. Машина получила немного переделанную установку орудия, но в целом 94-мм гаубица вполне вписалась. В случае с 2-фунтовым орудием боекомплект составил 100 унитарных патронов, а гаубичная версия имела боезапас 50 выстрелов.
Собственно говоря, о том, что звезда Cruiser Tank Mk.II закатывается, было понятно еще летом 1940 года. Помимо провального результата во Франции, имелась и куда более веская причина. Дело в том, что началось производство Infantry Tank Mk.III, более известного как Valentine. Этот танк был явно лучше по всем параметрам — и по броневой защите, и по надежности, да и подвижность почти не изменилась. Поэтому дальнейшего смысла производить проблемный танк не имелось. А вот повоевать ему пришлось, причем и в Северной Африке, и в Европе.
Поначалу Cruiser Tank Mk.IIA и IIA CS оставались в метрополии, но в ноябре 1940 года эти машины уже находились на вооружении 1-го королевского танкового полка 7-й бронетанковой дивизии. Следует отметить, что 7-й бронетанковой дивизии и 4-й бронетанковой бригаде «толстокожих крейсеров» даже на начало 1941 года было немного. Cruiser Tank Mk.I имелось больше, и воевали они получше. При этом ситуация Франции во многом повторялась. На Cruiser Tank Mk.I сильно ругались, но его толстокожий собрат выглядел еще хуже. По прибытии в Северную Африку машины данного типа стали получать крепления для канистр, а также противопылевые экраны. Такой же набор, как и для Cruiser Tank Mk.I.
В полной красе Cruiser Tank Mk.IIA и Cruiser Tank Mk.IIA CS выступили во время боёв в Греции. Туда поехал 3-й королевский танковый полк, также имевший на вооружении Cruiser Tank Mk.IVA. К тому моменту эти машины также получили дополнительные топливные баки на левом борту корпуса. В общем-то, еще до начала боевых действий из 3 RTR шла ругань на свою матчасть. Ну а когда начались боевые действия, случился поистине эпический провал.
Когда шли бои во Франции, сражались английские танкисты (включая и 3-й королевский танковый полк) весьма ожесточенно, и в основном всё же с немцами. В Греции же 3-й RTR выступил вовсе кошмарно. Танки они бросали по мере того, как те ломались, в условиях отсутствия запчастей этот процесс был постоянным. Итого — полный провал. Любимой темой фотографий немецких солдат в Греции было «Я и брошенный английский крейсерский танк».
К 31 марту 1941 года в Северной Африке имелось 50 Cruiser Tank Mk.IIA и 12 Cruiser Tank Mk.IIA CS. При этом половина Cruiser Tank Mk.IIA находилась на ремонте. Постепенно ситуация с этими танками стала стабилизироваться и они даже начали потихоньку замещать Cruiser Tank Mk.I. Но на самом деле там что один плохой, что второй. К началу ноября 1941 года число работоспособных танков выросло до 52, но уже было понятно — пора от них избавляться. К 1942 году их вывели в резерв, а годом спустя убрали и из учебных частей. Последними, в апреле 1945 года, их применили немцы, но Panzerkampfwagen Mk II 742(e) попросту сломались.
Ныне один Cruiser Tank Mk.IIA CS находится в Танковом Музее в Бовингтоне. Также до наших дней дожили останки A10E1. Из всех крейсерских танков, которые воевали, A10 оказался едва ли не самым бестолковым. Его применение что во Франции, что в Греции стало провальным. Отчасти виноват двигатель (причем Литтл изначально предлагал дизель, но военные отказались), а также легкомысленность английских военных, считавших, что танк можно легко нагружать дополнительно. Лишние 2 тонны и стали главной причиной всех бед. Кроме того, само по себе решение запускать в серию танк, имевший недостаточную броневую защиту, выглядело странно. Он и как крейсерский танк был плохим, и как пехотный. Финал слегка закономерен.
Список источников:
- US NARA
- British Cruiser Tanks A9 & A10, Peter Brown, Model Centrum Progres, 2017
- Фотоархив автора
- eBay
- IWM