Юрий Пашолок. Наземный броненосец гвардии майора Деркача

11
Юрий Пашолок. Наземный броненосец гвардии майора Деркача

Юрий Пашолок. Наземный броненосец гвардии майора Деркача

Проект «Движущейся крепости», предложенной осенью 1943 года зам начальником штаба 7-й Гв.ИАД гвардии майором И.М. Деркачом

Гигантские боевые механизмы и другие подобные конструкции будоражат умы человечества не одно тысячелетие. Одним из прямых предков танков могут считаться осадные башни, а они часто строились поистине огромными. Самой большой из них считается Гелеполис, чьи габариты до сих пор поражают воображение. Так что «подвижные крепости» намертво засели во многих головах. В дальнейшем осадные башни исчезли из арсенала человечества, но о них снова стали вспоминать после перехода к позиционной. Естественно, уже в другом виде — боевой машины, с легкой руки Герберта Уэллса названной Land Ironclad, или наземный броненосец. Может показаться, что литературное произведение знаменитого фантаста не имело никакого отношения к истории танков, но на самом деле нет. Достаточно просто посмотреть, что же первоначально хотели строить члены Комитета Сухопутного Флота, чтобы всё встало на свои места. Там конструкции в несколько сотен тонн и длинной в несколько десятков метров вполне встречаются. Дальше, конечно, получилось что-то поменьше, но сама по себе идея самоходных крепостей никуда не делась.

Гвардии майор И.М. Деркач, автор "Движущейся крепости". 1902 года рождения, в Красной Армии с 1919 года

Гвардии майор И.М. Деркач, автор «Движущейся крепости». 1902 года рождения, в Красной Армии с 1919 года

В различных научно-популярных журналах тема сухопутного флота и прочих гигантских боевых машин культивировалась с завидным постоянством. В основном это касалось зарубежной литературы, но подобные идеи долетали и до Советского Союза. Тем более что как минимум один раз даже дело дошло до обсуждения и эскизного проектирования 1000-тонной боевой машины. И это уже не научно-популярный журнал, а товарищ Тухачевский. Поэтому не стоит удивляться, что периодически с мест приходили проекты «сухопутного флота» и всевозможных подвижных крепостей. Шли они от самых разных людей, начиная с самых простых рабочих, и заканчивая вполне грамотными инженерами. Немало таких проектов шло из армии. В данном случае речь пойдет о «Движущейся крепости», предложенной осенью 1943 года гвардии майором И.М. Деркачом.

Изобретение Деркача датировано осенью 1943 года, а в 1944-45 годах он заслужил три ордена. Специально для тех, кто любит комментарии типа "расстреляли ли потом изобретателя". Таких предложений с фронта было пруд пруди

Изобретение Деркача датировано осенью 1943 года, а в 1944-45 годах он заслужил три ордена. Специально для тех, кто любит комментарии типа «расстреляли ли потом изобретателя». Таких предложений с фронта было пруд пруди

По поводу таких проектов часто идут комментарии на тему «а отправили ли автора в ГУЛАГи» и так далее. Откровенно говоря, подобных персонажей очень жаль. Появлялись различные предложения как инициатива с мест, уж точно не как попытка попасть в тыл. Это было искреннее желание помочь победить врага, более того, различные идеи поощрялись сверху. Изобретательство и рационализаторство поставили на поток, даже 1% этих идей был очень полезен. Вот и Деркач был совсем не мечтатель, которому нечем заняться. Он оказался совсем не рядовым мечтателем. В Красной Армии с 1919 года, на момент, когда Иван Мефодьевич отправил своё предложение, находился в должности заместителя начальника штаба по тылу 7-й Гвардейской истребительной авиационной дивизии. Прослужил он на этом посту до конца войны, в 1944-45 годах заслужив 2 ордена Красной Звезды и Орден Отечественной войны II-й степени. Наградили его уже после рассмотрения проекта, как что в какую именно сторону могут идти комментаторы про «расстреляли», они сами могут догадаться.

Так автор видел боевое применение своей "крепости"

Так автор видел боевое применение своей «крепости»

Немного зная, в каких операциях участвовала 7-я Гв.ИАД, становится понятна суть предложения гвардии майора Деркача. В их числе был и прорыв блокады Ленинграда, и Ржевско-Вяземская наступательная операция. На момент подготовки проекта «Движущейся крепости» его часть сражалась в Брянской наступательной операции. То, как сложно было взламывать вражескую оборону, Деркач был в курсе, поэтому и предложил боевую машину, концепция которой сильно пересекалась с «наземным броненосцем» Герберта Уэллса. Вряд ли он про него знал, обычно одни и те же задачи порождают похожие технические решения. К тому же у «наземного броненосца» была куча «колес Диплока», они же Pedrail, а Деркач предлагал традиционный гусеничный ход. Форма корпуса «Движущейся крепости» была похожа на веретено, что диктовалось желанием получить максимально «рикошетную» форму. При этом габариты у боевой машины были еще не самые крупные — длина 31,5 метр и диаметр 13 метров. Боевая масса тоже не самая большая — «всего» 700 тонн. Толщина брони достигала 220 мм, экипаж 105 человек, а средняя скорость передвижения 20 км/ч.

Всё вооружение было спрятано внутри корпуса

Всё вооружение было спрятано внутри корпуса

Особенностью боевой машины Деркача было то, что у нее отсутствовало выступающее вооружение. В общей сложности предполагалось установить 16 орудий (включая и зенитные), а также до 40 пулеметов. Всё вооружение находилось внутри корпуса, при необходимости, подобно парусным кораблям, орудия двигались из бойниц. Закрывались эти самые бойницы подобно банковым хранилищам. Собственно говоря, сама боевая машина была оружием. По задумке автора, она должна была давить своей массой оборонительные сооружения противника. Да и не только их: за счет толстой брони, больших размеров и массы «Движущаяся крепость» должна была пробиваться сквозь леса. Больше того, это было ее штатным способом передвижения: Деркач не планировал, что его детище должно двигаться по дорогам общего пользования, ибо он их тут же разрушит. Боевая машина передвигалась по лесам и полям, а также пересекала неглубокие водные преграды. Ну и по тылам противника, что, по мнению автора, морально его травмировало.

Форма веретена была популярна у изобретателей, по причине оптимальной для "рикошетных" свойств

Форма веретена была популярна у изобретателей, по причине оптимальной для «рикошетных» свойств

Проект был во многом концептуальным. Проработка моторно-трансмиссионной группы почти не проводилась, указывалось лишь 4 «мощных дизеля», а ходовая часть убиралась максимально под брюхо, дабы защитить от вражеского огня. Да и сам автор указывал, что не может очень подробно проработать машину, поскольку занимался ей в перерывах между службой. Причем он не просил отправить его в тыл для более подробной проработки идеи. Да и она не потребовалась. Предложение с зачеркнутым грифом «Совершенно Секретно» осело в отделе изобретений, как и множество подобных проектов.

Ходовую часть автор максимально спрятал под корпус

Ходовую часть автор максимально спрятал под корпус

Смотреть на подобные предложения стоит не как на «людям было нечем заняться». Это скорее хороший такой социальный срез. Инициатива на местах порой обретала и вот такие очертания. Естественно, никто никого не наказывал, поскольку, еще раз повторю, имелись и вполне разумные идеи. Больше того, иногда их даже реализовывали в металле. Ну а «Движущаяся крепость» — это, в том числе, и хороший такой щелчок по носу современным писателям-фантастам. Даже интересно, видел ли чего подобное военинженер 3-го ранга А.П. Казанцев? Если кто не в курсе, то автор «Пылающего Острова», где подобные землекресеры представлены в количествах, вполне отметился в целом ряде неординарных проектов. Не сильно удивлюсь, если и у него в предложениях было нечто подобное.

Список источников:

      1. ЦАМО РФ
      2. Память Народа

источник: https://zen.yandex.ru/media/yuripasholok/nazemnyi-bronenosec-gvardii-maiora-derkacha-61fa46d9099fbb6bd5a38594?&

Подписаться
Уведомить о
guest

3 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account