Юрий Пашолок. Мобилизационный истребитель танков по-американски, который почти получился
Истребитель танков 3-inch Gun Motor Carriage T40 (M9), который даже стандартизировали, но в серию не запустили
История американских истребителей танков начала еще в довоенный период, но по-настоящему этой темой занялись позже. Вплоть до середины 1940 года было не до самоходной артиллерии. Работы начались только после того, как стало ясно — время вступления США в войну не за горами. Поначалу, впрочем, имелась существенная проблема, связанная с шасси для САУ. Оптимальным вариантом для истребителей танков было использование танковой базы, но не то, что среднего, а легкого танка для подобных работ не имелось. В этом и крылась главная причина, почему в 30-е годы имела место всего одна попытка создать такую боевую машину. Выходом из положения казалось использование шасси быстроходного танка, который создавался силами Cletrac. 19 декабря 1940 года данную разработку утвердили к постройке как 3-inch Gun Motor Carriage T1. В качестве вооружения предполагалось использовать 76-мм орудие T9, представлявшим собой адаптацию качающейся части зенитной пушки 3-inch anti-aircraft gun M3. Идея выглядела привлекательно, но работы существенно затянулись. Не в последнюю очередь по причине того, что с шасси дела обстояли не совсем чтобы гладко.
К середине 1941 года в США уже имели место опыты по созданию «мобилизационных» истребителей танков. Начали с самых простых конверсий на автомобильных шасси, а далее случился по-настоящему удачный опыт в виде 75 mm Gun Motor Carriage T12. Взяв за основу полугусеничный бронетранспортер M3, Абердинский Полигон создал «быстрое решение» в виде вполне удачного полугусеничного истребителя танков. С момента принятия решения до готового изделия прошли считанные недели, уже вскоре последовала команда на изготовление партии этих боевых машин. В дальнейшем GMC T12 несколько доработали, тем не менее, машины установочной партии стали первыми американскими САУ, которые воевали. Далее последовали такие же быстрые конверсии, одна из которых, подобно T12, стала серийной. Речь идет о GMC M6. Сложившаяся ситуация дала основания для идеи похожих конверсий на танковых шасси.
К осени 1941 года производство американских танков прошло ту точку, когда эти боевые машины являлись дефицитом. Это стало отмашкой к началу работ по истребителям на танковой базе. Дополнительным стимулом стало то, что GMC T1 всё еще задерживалась. От момента запуска работ по GMC T1 до прибытия первого опытного образца на Абердинский полигон прошел год. За это время уже успели опробовать два пути работ по САУ на танковых шасси, с таким же вооружением. Первой попыткой стала GMC T20 на базе Light Tank M3, ее даже не стали строить в виду очевидных проблем с переделкой шасси. Вторая попытка именовалась GMC T24. В качестве базы послужил Medium Tank M3, в который поставили качающуюся часть 76-мм зенитного орудия M3. Эта «быстрая» конверсия» также оказалась неудачной, поскольку орудие было слишком высоким. В результате орудие торчало выше рубки. Тем не менее, идея о быстрой конверсии никуда не делась. 7 декабря 1941 года США вступили во Вторую мировую войну. Снова потребовались быстрые решения, результатом стала еще одна САУ на базе Medium Tank M3. Ей оказалась GMC T40, ставшая прямым развитием GMC T24.
История появления этой машины обычно трактуется очень просто. В запасе американской армии имелось, по первоначальным данным, около 50 зенитных орудий 3-inch anti-aircaft gun M1918. Это была одна из первых американских зенитных систем, для повышения мобильности ее возили на специальном двухосном прицепе. Длина ствола у M1918 была существенно меньше — 40 калибров против 50, но на фоне 75-мм орудия M1897A4, которая являлась вооружением GMC M3, система выглядела более интересно. Впрочем, копирующие исторический формуляр исследователи оставляют за бортом один факт. Дело в том, что в октябре 1941 года начались работы по установке 105-мм гаубицы M2A1 на шасси Medium Tank M3. Разработку самоходной гаубицы, получившей обозначение Howitzer Motor Carriage T32, доверили то же самой Baldwin Locomotive Works, которая которая создавала GMC T24. С точки зрения общей конструкции качающейся части орудия M2A1 и M1918 были весьма близки. Вероятнее всего, именно это и стало реальной причиной появления GMC T40. Дело в том, что GMC T32 обеспечивала вполне приличные углы горизонтальной наводки орудия (15 градусов влево и до 30 градусов вправо), да и место внутри боевого отделения орудие занимало существенно меньше.
31 декабря 1941 года последовал приказ на разработку истребителя танков с использованием орудия M1918. К тому моменту уже было понятно, что GMC T24 безнадежна, поэтому ее отправили на Baldwin Locomotive Works. Там не особо мучились и провели адаптацию шасси под орудийную установку, здорово напоминающую HMC T32. Естественно, определенные отличия всё же имелись, но общая концепция орудийной установки повторяла самоходную гаубицу. Получилась такая же «полка» перед орудийной установкой, очень похоже выглядело и место механика-водителя. Самой главной фамильной чертой стало то, что орудие получило не равноценные углы горизонтальной наводки. Такой подход был вполне оправдан и устраивал американских военных. Кроме того, это упрощало задачу разработки, тем более что HMC T32, вышедшая на испытания в феврале 1942 года, показала обнадеживающие результаты.
Опытный образец GMC T40 к 11 марта 1942 года прибыл на Абердинский Полигон. Аналогично HMC T32, опытный образец больше напоминал заготовку, это касалось всего, включая и боеукладки. Главной задачей было понять, будет ли вообще данная система работать. Посему Абердинскому Полигону, с согласия сверху, пришлось машину дорабатывать. Для начала, исходная конфигурация орудийной системы подразумевала двух наводчиков. Это нормально для зенитки, но плохо для истребителя танков. Одним словом, механизм наведения по вертикали переделали, чтобы наводчик был один. Второй, более существенной проблемой стало размещение самого орудия. Дело в том, что оно вписалось очень плотно, больше того, на определенных углах возвышения стрелять оказалось попросту нельзя. При стрельбе накатник бил бы в заднюю стенку боевого отделения. По той же причине, на некоторых углах возвышения, было невозможно заряжать орудие. В связи с этим полигон получил разрешение на переделку орудийной установки. Также пришлось дорабатывать и прицельные механизмы, коих изначально и не было.
Несмотря на некоторые конструктивные проблемы, военные оказались оказались заинтересованы в GMC T40. Причин было несколько. Для начала, с GMC T1 дела обстояли явно не особо хорошо. Единственным плюсом машины стал низкий силуэт, а вот с остальным наблюдалась беда. Ее, конечно, стандартизировали в январе 1942 года как GMC M5, но было явно видно, что скорее от безысходности. В случае же с GMC T40 получалась машина с далеко не самой большой высотой — 2337 мм. Это почти на 30 см ниже GMC T24. Кроме того, экипаж составлял 5 человек, а не 6, как у предшественника. После переделки углы вертикальной наводки составили от -8 до +30 градусов, влево орудие поворачивало на 10 градусов, а вправо — на 26 градусов. Вполне приличные показатели. Машина имела вполне приличную подвижность, причем она была даже повыше базовой машины. Боевая масса составила чуть менее 24,5 тонн. Боезапас, правда, был маловат, но дальше явно намечались работы по улучшению ситуации.
30 апреля 1942 года Комитет по Вооружениям рекомендовал стандартизировать GMC T40 как 3-inch Gun Motor Carriage M9. В начале мая 1942 года стандартизацию утвердили, тогда де поднялся вопрос о серийном выпуске. А вот тут машину ждала внезапная беда. Выяснилось, что дополнительно имеется не 49, как считалось ранее, а 27 орудий. Кроме того, Истребительное командование стало высказывать претензии по поводу подвижности и габаритов машины. Такое виляние хвостом легко объясняется. Во-первых, на финальной стадии работ находились GMC T35 и T35E1, с более мощным орудием, а главное, с вращающейся башней. Во-вторых, шли работы по GMC T49, которая была еще ниже и легче. На этом фоне «быстрое решение» выглядело уже не так интересно.
Официально смерть GMC M9 датируется 20 августа 1942 года, в тот день проект отменили. Причины отмены смотрятся немного смешно. Отсутствие орудий как причина вообще нелепо, потому что на лафете M2A1, той самой гаубицы, что ставилась в GMC T32, разработали 76-мм противотанковую пушку M5. Простая замена ствола превращала улучшенную GMC T32, она же HMC M7, в истребитель танков. Вторая причина еще более нелепа. Ей указывалось отсутствие предприятий для выпуска. Очевидно, что реальная причина заключалась в наличии более удачной GMC M10. Не менее очевидно то, что истребитель на базе HMC M7, чем бы по факту был серийный вариант GMC M9, явно уступал GMC M10. Зачем было придумывать столь странные причины, вместо честного «у нас появился более удачный истребитель танков», не совсем понятно.
Список источников:
-
-
- US NARA
- Sherman: A History of the American Medium Tank, R.P. Hunnicutt, Presidio Press, 1994
-