12
Юрий Пашолок. Младший брат «Центуриона»

Юрий Пашолок. Младший брат «Центуриона»

Статия Юрия Пашолока с сайта WARSPOT.

Послевоенный британский средний танк FV4202 так и не стал серийным — его производство ограничилось всего тремя экземплярами. Один из них пустили на металлолом, второй переделали в ремонтно-эвакуационную машину. Наконец, третий стал экспонатом музея в Бовингтоне, откуда и попал в эксклюзивный фотообзор на Warspot. Какова же история создания этой боевой машины?

К середине 50-х годов танкостроители осознали, что тогдашнее поколение танков подошло к своему финалу. Требовалось что-то новое и революционное. Потому 50-е, особенно вторая половина десятилетия, стали временем воплощения самых разных идей в области танкостроения.

Не была исключением и родина танков – Великобритания. Centurion, танк, ставший результатом изысканий английских инженеров в годы Второй мировой войны, подходил, казалось, к закату своего развития. Перед островными инженерами открывалось три пути. Первый путь – это создание принципиально нового танка, второй – глубокая модернизация, третий – эволюционное развитие. На тот момент третий путь рассматривался как наименее перспективный, но в итоге был избран именно он. Появление 105-мм пушки L7 и дополнительное бронирование продлили службу Centurion на десятилетия — более того, кое-где танк, опытный образец которого построили ещё в 1945 году, всё ещё служит. Продуктом глубокой модернизации стал Centurion Action X, появившийся в 1955 году. На шасси Centurion Mk.7 установили принципиально новую башню, впрочем, дальше экспериментов дело не пошло.

Что же касается пути создания принципиально нового танка, то первый шаг по нему был сделан в 1956 году. В это время на испытания вышел танк, который прозвали «40-тонный Centurion». Впрочем, это был неофициальное прозвище — на самом деле, танк разработки Leyland Motors имел индекс FV4202. Надо сказать, что по сравнению с конкурирующим Medium Gun Tank FV4201, так и оставшемся в виде макета, новая машина выглядела шагом назад. Макетный предшественник имел гнутую лобовую деталь корпуса, напоминавшую «щучий нос» ИС-3, механик-водитель размещался по центру, машина имела совершенно новую по конструкции башню. Изготовленный в металле танк выглядел заметно спокойнее и представлял собой эволюционное развитие идей, заложенных в Centurion и Centurion Action X.

Корпус танка представлял собой развитие Centurion, но при этом получился несколько ниже. Благодаря этому общая высота FV4202 составила 2,75 м – на четверть метра ниже Centurion. Снижение высоты корпуса использовали для снижения угла наклона лобового листа. Кроме того, корпус сделали почти на полметра короче — это позволило сократить число опорных катков до пяти на борт. Благодаря всем проведенным операциям масса снизилась с 51 до 40 тонн.

Башня также представляла собой эволюционное развитие, но на сей раз Centurion Action X. Лобовая часть напоминала предшественника довольно сильно, впрочем, имели место и нововведения вроде «бороды» под орудийной установкой. Много общего было в конструкции крыши башни. Заметные отличия наблюдались в кормовой части. В качестве вооружения использовалась 20-фунтовая пушка поздних модификаций. К тому времени она избавилась от массивного набалдашника, взамен обзаведясь эжектором. Внешне это орудие напоминает 105-мм пушку L7 — многих ее внешний вид вводит в заблуждение.

Всего было построено три экземпляра FV4202. Испытания продолжались несколько лет, но 40-тонному танку так и не дали шанса на серию. От идеи эволюционного развития концепции Centurion отказались, вместо этого концепция FV4201 получила дальнейшее развитие. Уже в сентябре 1959 года на испытания вышел прототип P1, ставший родоначальником семейства танков Chieftain.

Один из прототипов FV4202 был отправлен в металлолом, второй позже переделали в БРЭМ, который находится в коллекции REME Museum of Technology в Бордоне. Третья машина оказалась в танковом музее в Бовингтоне. Время и далеко не самый благоприятный для техники климат сделали своё дело – в настоящее время танк требует очень серьёзной реставрации. Несколько лет назад для хранения техники в Tank Museum было построено здание VCC (Vehicle Conservation Centre), в которое переместили многие боевые машины, стоящие на улице. Там же находится и FV4202. Будем надеяться, что рано или поздно руки реставраторов дойдут и до этой машины, которая является одной из не очень заметных, но всё же вех в истории английского танкостроения. Кто знает, куда бы двинулись дальше в развитии английские танки, прими англичане на вооружение машину, весящую значительно меньше «Центуриона» и сопоставимую с ним по вооружению и бронезащите.

Давайте присмотримся к этому танку повнимательнее.

Юрий Пашолок. Младший брат «Центуриона»

До наших дней FV4202 дожил не в самом лучшем состоянии. Танк лишился боковых экранов, которые напоминали таковые на Centurion, в значительной степени утрачены надгусеничные полки. Вместо родных гусениц установлены траки от Centurion поздних модификаций. Утрачено много чего из навесного оборудования, включая фары и шанцевый инструмент. Тем не менее, это на порядок лучше, чем танк, отправленный в металлолом. Безусловно, работы реставраторам предстоит много, тем не менее, танк, в основном, комплектен.

Юрий Пашолок. Младший брат «Центуриона»

Несмотря на общую схожесть с Centurion, корпус FV 4202 имеет целую массу отличий. Прежде всего, новый танк отличался от прародителя более низким корпусом, что особенно хорошо видно в носовой части. Снижение высоты корпуса позволило переделать лобовые листы, заметно уменьшив углы наклона. Таким образом, при одинаковой толщине брони, FV4202 получился более защищённым. Впрочем, 80 мм брони во второй половине 50-х годов даже с таким углом наклона – это явно мало.

Юрий Пашолок. Младший брат «Центуриона»

Подобно Centurion, место механика-водителя FV4202 находилось справа по ходу движения. Снижение высоты корпуса отнюдь не увеличило комфорт, впрочем, на Chieftain механик-водитель уже практически лежит. Здесь же условия работы более-менее комфортны. В отличие от Centurion, где использовался двустворчатый распашной люк, на FV4202 использовался люк, приподнимавшийся вверх и отводящийся в сторону. С точки зрения удобства такое решение значительно лучше.

Юрий Пашолок. Младший брат «Центуриона»

Ходовая часть практически без изменений перекочевала с Centurion Mk.5. Впрочем, это самое «почти» имело ряд нюансов. Во-первых, число опорных катков уменьшилось до пяти, в связи с чем пришлось переделывать подвеску первого опорного катка. Во-вторых, ширина трака уменьшилась. Сейчас на танке стоят неродные гусеницы, посему второе изменение отсутствует.

Юрий Пашолок. Младший брат «Центуриона»

На FV4202 использовалась подвеска системы Хортсмана, с различными изменениями использовавшаяся на английских танках с 1922 года. В последний раз её ставили на Chieftain. Несмотря на, скажем так, весьма консервативный подход, англичан подвеска устраивала. Другой вопрос, как такую тележку демонтировать в боевых условиях.

Юрий Пашолок. Младший брат «Центуриона»

Кормовая часть во многом напоминает Centurion. Ничего революционного, обычный вертикальный лист. Слева можно заметить разорённый вандалами полевой телефон — одну из визитных карточек английских танков послевоенного периода.

Юрий Пашолок. Младший брат «Центуриона»

Надмоторная плита также имеет много общего с Centurion. Одна из её особенностей – конструкция, состоящая из нескольких небольших секций. Система очень удобная – даже человек, не отличающийся большой физической силой, способен в одиночку открыть надмоторную плиту. Похожую систему использовали американцы на «Першингах» и «Паттонах», а также швейцарцы на Panzer 61.

Юрий Пашолок. Младший брат «Центуриона»

Днище английских танков – образец минимализма. Никаких эвакуационных люков не предусмотрено, только несколько сервисных лючков. Покидать машину в случае чего пришлось бы под огнём противника.

Юрий Пашолок. Младший брат «Центуриона»

Башня FV4202 имеет много общего с Centurion Action X. Особенно хорошо заметно сходство в носовой части. Впрочем, есть и ряд изменений. Например, под орудийной амбразурой появилась «борода», защищающая от заклинивания вражескими снарядами.

Юрий Пашолок. Младший брат «Центуриона»

Основным вооружением FV4202 являлась 20-фунтовая пушка поздних серий. На ней отказались от набалдашника на срезе ствола, зато появился эжектор, предназначенный для отвода пороховых газов. Издали такая пушка похожа на 105-мм L7, но вблизи видно, что форма эжектора иная.

Юрий Пашолок. Младший брат «Центуриона»

На виде сверху хорошо заметно, что башня FV4202 представляет собой сплав технических решений. Спереди она больше напоминает башню Centurion Action X, а кормовая часть больше похожа на обычный Centurion. Крыша башни больше напоминает Action X.

Последний из FV4202

Warspot продолжает публиковать серию эксклюзивных фотообзоров редких боевых машин, многие из которых впервые рассмотрены в интернете настолько подробно. Ранее на портале уже выходили подборки снимков советского Объекта 430 и шведского опытного танка Strv S. Сегодня в дополнение к статье об истории создания британского среднего танка FV 4202 предлагаем вашему вниманию подробный фотообзор этой боевой машины.

По сути, это единственный сохранившийся до наших дней экземпляр FV 4202, причём его состояние далеко от идеала. На внешность танка наложили свой отпечаток время и климат — долгое время экспонат хранился под открытым небом. Последние годы он хранится в Vehicle Conservation Centre танкового музея в Бовингтоне, где и был отснят автором статьи в июне 2015 года.

Общий вид FV4202. Хорошо видно, что время и, возможно, вандалы сильно потрепали машину

Общий вид FV4202. Хорошо видно, что время и, возможно, вандалы сильно потрепали машину

Вид справа-спереди. Отсутствуют не только бортовые экраны, но также частично и надгусеничные полки

Вид справа-спереди. Отсутствуют не только бортовые экраны, но также частично и надгусеничные полки

Вид справа-сзади. Отсутствующие полки позволяют хорошо рассмотреть конструкцию бортов и ходовой части

Вид справа-сзади. Отсутствующие полки позволяют хорошо рассмотреть конструкцию бортов и ходовой части

С кормовой плиты также пропал ряд навесных элементов

С кормовой плиты также пропал ряд навесных элементов

С левой стороны состояние хуже, гусеничная лента отсоединена

С левой стороны состояние хуже, гусеничная лента отсоединена

Хорошо видно, что от времени пострадал не только корпус, но и башня

Хорошо видно, что от времени пострадал не только корпус, но и башня

Гусеничная лента отсоединена и спереди

Гусеничная лента отсоединена и спереди

Хорошо заметно, что форма лобовых листов довольно сильно изменена

Хорошо заметно, что форма лобовых листов довольно сильно изменена

Передняя оптика и её ограждение перекочевали от Centurion Mk.7

Передняя оптика и её ограждение перекочевали от Centurion Mk.7

Крепление запасного трака на лобовой плите также аналогично Centurion

Крепление запасного трака на лобовой плите также аналогично Centurion

Вместо родных трактов на FV4202 стоят гусеничные ленты от позднего Centurion

Вместо родных трактов на FV4202 стоят гусеничные ленты от позднего Centurion

Помимо люка механика-водителя, на крыше корпуса спереди находится ещё один люк

Помимо люка механика-водителя, на крыше корпуса спереди находится ещё один люк

Для обзора в боевом положении у механика-водителя всего один смотровой прибор. Негусто…

Для обзора в боевом положении у механика-водителя всего один смотровой прибор. Негусто…

Как можно заметить по надписям, благодаря WoT FV4202 обрёл популярность

Как можно заметить по надписям, благодаря WoT FV4202 обрёл популярность

Ходовая часть FV4202 – 5 опорных катков, 5 поддерживающих

Ходовая часть FV4202 – 5 опорных катков, 5 поддерживающих

Ленивец взят с Centurion без изменений

Ленивец взят с Centurion без изменений

Впрочем, остальные катки и подвеска также взяты с Centurion

Впрочем, остальные катки и подвеска также взяты с Centurion

То же самое касается и ведущего колеса

То же самое касается и ведущего колеса

Над подвеской первого опорного катка пришлось поколдовать

Над подвеской первого опорного катка пришлось поколдовать

Корма, не хватает буксирного крюка и телефона

Корма, не хватает буксирного крюка и телефона

Подобно Centurion, на FV4202 глушители стоят и слева…

Подобно Centurion, на FV4202 глушители стоят и слева…

…и справа

…и справа

Также по бортам стоят ящики с оборудованием

Также по бортам стоят ящики с оборудованием

Вид на надмоторную плиту

Вид на надмоторную плиту

Подвеска опорных катков, вид изнутри

Подвеска опорных катков, вид изнутри

Днище, вид с кормы

Днище, вид с кормы

Башня, общий вид справа

Башня, общий вид справа

То же самое слева

То же самое слева

Вид на башню справа

Вид на башню справа

Кормовая часть башни больше похожа на привычный Centurion

Кормовая часть башни больше похожа на привычный Centurion

Орудие частично оказалось проваленным внутрь башни

Орудие частично оказалось проваленным внутрь башни

Эжектор у 20-фунтовой пушки имел характерную форму с округлостями

Эжектор у 20-фунтовой пушки имел характерную форму с округлостями

Башня спереди, видна «борода» под орудийной амбразурой

Башня спереди, видна «борода» под орудийной амбразурой

Дымовые бомбомёты исчезли с башни и с левой стороны…

Дымовые бомбомёты исчезли с башни и с левой стороны…

…и с правой

…и с правой

Правый ящик ЗИП

Правый ящик ЗИП

Изначально справа было 2 ящика ЗИП, позже их соединили, что видно по швам

Изначально справа было 2 ящика ЗИП, позже их соединили, что видно по швам

Установка спаренного пулемёта

Установка спаренного пулемёта

Прицел аналогичен тому, что ставился на Centurion Action X

Прицел аналогичен тому, что ставился на Centurion Action X

Общий вид башни спереди-сверху

Общий вид башни спереди-сверху

Крыша башни спереди

Крыша башни спереди

Она же сзади

Она же сзади

источники:

Подписаться
Уведомить о
guest

3 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account