История опытного танка сопровождения Т-126 (СП-126), один экземпляр которого недавно восстановили в парке «Патриот»
Долгая жизнь на конвейере легкого танка сопровождения Т-26, который, в общей сложности, производился почти 10 лет, объяснялась далеко не одной лишь удачной конструкцией машины. Как раз к конструкции танка претензий хватало. Это и двигатель, который изначально был склонен к перегреву, на что жаловалось большинство тех, кто эксплуатировал Vickers Mk.E, прародителя Т-26. Это и ходовая часть, также изначально имевшая проблему с износом крайних опорных катков. Проблемы привели к появлению на всё том же Vickers Mk.E одного цельнометаллического катка, который ставился последним. На Т-26 с катками мучались довольно долго, создав, в итоге, более надежную конструкцию со сменным бандажом. Имелись претензии и к скорости передвижения. Последний пункт привел к появлению проекта колесно-гусеничного танка, получившего обозначение Т-46-1. Его даже приняли на вооружение и попытались запустить в серию, но танк получился слишком сложным и «сырым». За срыв организации производства танка, который должен был стать самым массовым в Красной Армии, полетели головы. Ну а пока шли работы по сменщику Т-26, выпуск машины продолжался.
Можно сказать, что место легкого танка сопровождения оказалось проклятым. Попыткой заменить Т-26 стал колесно-гусеничный танк СТЗ-25/СТЗ-35. И его тоже постигла неудача, причем сталинградскую машину даже не допустили до серийного производства. Т-26, между тем, продолжали развивать, наибольший объем изменений машина претерпела в 1939 году. Ее боевая эффективность повысилась, вот только Т-26 уже морально устарел. А со сменщиком дела всё не клеились. Третья попытка создать новый танк сопровождения была предпринята 31 марта 1939 года. В этот день появились тактико-технические требования на танк сопровождения пехоты. Боевая масса машины должна была составить 16-18 тонн, габариты в пределах Т-26, толщина брони 45 мм, скорость 30-35 км/ч, экипаж 3-4 человека. Диаметр погона, по сравнению с Т-26, возрастал до А-20, да и сама башня чуть подрастала. Люк механика-водителя предполагалось открывать вверх, а у радиста предполагался съемный пулемет. Наконец, мотор предполагался новый — 6-цилиндровый, на базе В-2, мощностью 250-300 лошадиных сил. Эти ТТТ тогда далее никуда не пошли, но спустя менее чем через год произошла их реинкарнация.
Начавшаяся 30 ноября 1939 года советско-финская война в полной мере вскрыла проблемы, накопившиеся у Красной Армии. Это касалось и бронетанковой техники. Т-26, самый массовый танк Красной Армии, был беззащитен против 37-мм противотанковых пушек Bofors (они же 37 PstK/36). Срочно начались работы по экранировке Т-26 и Т-28, но и так было понятно, что это не более чем полумера. К концу января появились предпосылки к срочной реанимации программы создания сменщика Т-26. К работам привлекались Кировский завод, опытный завод №185 и завод №174. В последнем случае работы по танку возлагались на С.А. Гинзбурга, который, после периода опалы за неудачи по созданию танков нового поколения, снова оказался востребован. 4 февраля 1940 года завод №174 получил задание на разработку нового танка сопровождения. Согласно требованиям, данная машина, получившая обозначение «126» (позже Т-126), имела боевую массу 14-16 тонн, вооружение как у Т-26, броню толщиной 40 мм и скорость не менее 30 км/ч. То есть случилась реинкарнация ТТТ, которые появились еще в конце марта 1939 года. Так начиналась история танка Т-126, эволюция которого привела к появлению Т-50.
На тот момент завод №174 еще не был однозначным лидером в конкурсе на нового сменщика Т-26. Одновременно с разработкой «126» начались работы по танкам-конкурентам. Первым из них был Т-125 разработки опытного завода №185 им. Ворошилова. Предложенный проект, который создавался под руководством ведущего инженера машины И.И. Агафонова, выглядел скорее аутсайдером. Он изначально не добирал до требований, поскольку в нем, подобно первому варианту «126», использовался мотор «744». Рядный 4-цилиндровый мотор представлял собой «треть» от В-2, то есть был с ним унифицирован по большинству деталей. Создавался он для Т-26, но завод №185 решил рискнуть и сделать консервативный вариант танка. Таким же, как первый вариант «126», даже ходовая часть у них была очень похожа. Подвеску откровенно подрезали у LT vz.35, такую же собирались далее внедрять на Т-26. Гораздо более опасным соперником был Т-211, который разрабатывался на Кировском заводе, ведущим инженером машины был А.С. Ермолаев. И тут имелось сходство с разработкой Гинзбурга, но на сей раз со вторым вариантом СП-126. В обоих случаях мотор стоял справа от башни, причем использовался тот самый 6-цилиндровый двигатель, который упоминали еще в марте 1939 года. Теперь он именовался В-3, развивал двигатель мощность 250-300 лошадиных сил. На Т-211 и втором варианте «126» использовалась торсионная подвеска, а экипаж составлял 3 человека.
Сам Гинзбург скептически относился к «126-2», поскольку его расчетная масса приближалась к 16 тоннам. Тем не менее, в марте 1940 года заводское КБ представило оба варианта машины. Тогда же свои предложения оформили и конкуренты. «126-1» получался боевой массой 13,5 тонн, «126-2» — до 16 тонн. Представленный 22 марта 1940 года проект Т-125, или «125», получался боевой массой 13 тонн при толщине брони 40 мм, как и у «126». Такая же масса была и у «211», или Т-211, его проект также был подготовлен в марте 1940 года. Что же касается упомянутых выше «126-1» и «126-2», то 17 марта 1940 года на заводе №174 прошло техническое совещание, в ходе которого утвердили работу по «малой модернизации». «126-1» должен был сменить на производстве Т-26-1. При этом его можно было выпускать с толщиной брони как 40, так и 20 мм. Впрочем, хотелки завода облегчить себе жизнь наверху совершенно не поняли.
29 апреля 1940 года К.Е. Ворошилов утвердил новые тактико-технические требования. Согласно им, задание на танк сопровождения существенно менялось. Боевую массу ограничили 13 тоннами, экипаж увеличили до 4 человек, курсовой пулемет ДТ стал обязательным условием, толщина брони возрастала до 45 мм, а мотор В-3 становился безальтернативным. Предусматривались башенные смотровые приборы, размещенные по бортам башни (как на КВ). Утвержденные 29 апреля 1940 года тактико-технические требования на танк сопровождения заставили срочно переделывать их эскизные проекты. По большому счету, наибольшая выгода из этого оказалась для завода №174, который уже работал по очень похожим ТТТ. Далее последовало еще одно изменение: вместо ДТ предполагалось ставить новый пулемет. Им стал ДС (Дегтярев Станковой), принятый на вооружение Красной Армии 22 сентября 1939 года. Преимуществом ДС было ленточное питание, поскольку это оказалось удобнее, чем постоянно менять дисковые магазины ДТ. И этот пулемет тоже не стал для завода №174 неожиданностью: ДС в переписке появился еще с начала апреля 1940 года. Тогда же пошла переписка по торсионным валам, которая четко говорила о том, что Гинзбург уже был в курсе по поводу изменений в ТТТ. Больше того, уже 11 апреля 1940 года на заводе состоялось техническое совещание, на котором были представлены 4 проекта переработанного «танка непосредственной поддержки пехоты». Также был представлен и проект доработанного Т-125, докладчиком выступал инженер Троян.
Свои проекты представили инженеры-конструкторы И.А. Аристов, С.П. Беюл, П.И. Наумов и Л.Н. Переверзев. Из этих проектов наиболее удачным оказалось предложение группы Наумова. Этот конструктор мало известен, но как раз ему, в своё время, был передан «тонущий» Т-46-1. Тогда Наумов уже ничего сделать не смог, и вот теперь в работу пошла именно его разработка. На случай неудачи предлагалось запускать второй вариант машины, представлявший собой совместную разработку групп Беюла и Переверзева. Впрочем, это не понадобилось, поскольку группа Наумова создала оптимальную конструкцию. У них получился своеобразный карманный Т-34, с торсионной подвеской и 6 опорными катками на борт. При этом механик-водитель находился не слева, а справа по ходу движения. На разработку и постройку опытных образцов потребовалась очень немаленькая сумма — 4850000 рублей. Впрочем, ведущим инженером машины стал не Наумов, а более опытный Л.Н. Троянов. 20 апреля апреля 1940 года конфигурацию машины утвердили окончательно. Предлагалось два варианта расположения мотора — либо продольно вертикально, либо вертикально поперечно. Поперечная схема сулила сокращение длины корпуса и выигрыш в массе, но от этого отказались.
Битва за массу, а также появление инициативного проекта Т-127 была не случайной. В мае 1940 года, когда проект танка утверждался на внутризаводском совещании, выяснилась неприятная подробность. Вместо 13 тонн, как по техническому зданию, она выросла до 16-17. Если же толщина брони увеличивалась до 55 мм, то ожидалась масса в 19 тонн. Поэтому на защите макета (там танк назывался либо «СП», либо «проект 126»), которая состоялась 13 июня 1940 года, завод начал откровенно мухлевать. Боевая масса указывалась в 15 тонн, при этом толщина 45 мм была только у лба корпуса и башни. Борта делали толщиной 40 мм, а кормы — 30 мм. Диаметр погона в свету составлял 1200 мм. Это, конечно, больше Т-26, но совсем ненамного. Опорные катки делали с резиновыми бандажами. Комиссии хватало пунктов для претензий. Там припомнили и массу, превышающую расчетную на 2 тонны, и затрудненный доступ к агрегатам МТО. Комиссия потребовала форсировать работу по планетарной трансмиссии. Смотровой прибор механика-водителя предлагалось переделать. Погон башни предлагалось увеличить минимум до 1300 мм. Имелись претензии и по установке вооружения. С массой 15 тонн комиссия всё же согласилась, более того, предложила построить два танка. Один с толщиной брони 45 мм, а второй с толщиной 55 мм. Связано это оказалось с тем, что броня толщиной 45 мм не обеспечивала гарантированной защиты от 37-мм бронебойных снарядов. Это показали испытания обстрелом корпуса Т-34.
Работы по изготовлению корпусов и башен для Т-126, так танк иногда именовался в переписке, возложили на Ижорский завод. При этом первый образец там именовали как Т-126, а второй, с утолщенной броней, как Т-226. Между тем, 26 августа 1940 года завод №174 в плане на 1941 год указывал производство 100 новых танков сопровождения. И у него в плане эта машина именовалась как СП-126. Первый образец танка, с толщиной брони 45 мм, закончили собирать 30 августа 1940 года, в период с 4 сентября по 1 октября танк прошел 1150 километров. Ни о каких 15 тоннах и речи не было. При расчетной массе 17 тонн реальная составила 17,7 тонн, при этом толщина брони осталась той же. Второй образец, с броней толщиной 55 мм, был готов 25 сентября 1940 года, в период с 29 сентября по 20 октября он прошел 581 километр. Про массу машины завод дипломатично не упомянул, при этом часто гуляющая цифра в 18,3 тонны — это расчетная масса. По факту танк потянул на все 20 тонн. Насколько его при этом можно называть легким, хороший вопрос. А-20 и А-32 по этому поводу тихо посмеиваются. Между тем, планы по танку, который также именовался как «СП», выглядели грандиозными. Называлась даже цифра ожидаемого выпуска 4800 танков в год. В плане работ на 1941 год значились химический Х-126 и вариант с 76-мм пушкой Ф-32 (очередная реинкарнация артиллерийского танка).
Все эти планы отправились в корзину после демонстрационных испытаний, которые прошли 11 октября 1940 года. Во-первых, танк оказался чересчур тесным. Двоим членам экипажа в отделении управления было работать неудобно, а диаметр башенного погона составил 1250 мм. Маловато. Во-вторых, лишняя масса отрицательно сказывалась на подвижности машины и надежности агрегатов. По большому счету, Т-126, или СП-126, оказался провалом. Но уровень дна был разный: Кировский завод свой Т-211 и вовсе довел только до стадии корпуса с башней. Далее работы по теме «СП» продолжились, в результате появился Т-50. Что же касается опытных танков, то для них всё закончилось. Летом 1941 года их пытались использовать как учебные, но без особого успеха.
В сентябре 1941 года оба танка, вместе с матчастью ЛБТКУКС, эвакуировали в Магнитогорск. Вместе с ними эвакуировали тот самый КВ-2, что ныне стоит в экспозиции Центрального Музея Вооруженных Сил РФ. И если первый образец Т-126 так и сгинул, то второму повезло больше. Надо сказать, что машине изначально не повезло даже с описательной частью. Например, указывалось, что на танке №2 стояли опорные катки с внутренней амортизацией, а на самом деле стояли они на машине №1. Перепутали и тип запуска. Инерционный стартер стоял на танке №2, а на машине №1 — обычный электрический. Завод записал всё иначе. Также на танке №2 не ставили курсовой пулемет ДС. Повезло ему по той причине, что опытный завод №100 забрал один из танков себе. Он появляется в ведомости матчасти завода за 1943 год.
Можно сказать, что танку №2 повезло дважды. Дело в том, что далее завод №100 устроил торжественную сдачу части танков в металлолом. Правда, порезали явно не все, потому что некоторые машины были живы и далее. Что же касается Т-126, то его передали на НИБТ Полигон, уже в 1945 году танк находился на территории парка-музея. Тем ему составил компанию Т-50, который прибыл на полигон где-то в 1943 году. Так они и стояли парой сначала на площадке, а затем в павильоне №3 танкового музея. Построили его в 1972 году.
Танку относительно везло и далее. Если Т-50 утащили на улицу, где он гнил почти два десятка лет, то Т-126 не тронули, поскольку машина опытная. Повезло ему и в лихие 60-е, когда на полигоне действовала бригада ух, которая изувечила немалое количество отечественных и зарубежных машин. Опять же, повезло со статусом опытной машины, не тронули. Да и в лихие 90-е, когда прошла волна грабежа машин, ему тоже повезло. Урон внутренним агрегатам оказался минимальным.
Всё это привело к тому, что когда до машины дошли руки у отдела реставрации, она оказалась вполне комплектной. Это позволило не только поставить танк на ход, но и восстановить его интерьер. 12 сентября 2021 года в Техническом центре парка «Патриот» состоялся динамический показ техники. Там же презентовали и Т-126. Кто решил отметить День Танкиста в Кубинке, смог увидеть машину в движении, а заодно и посмотреть, как она выглядит внутри. В отличие от Т-50, опытный танк остался в Техническом центре, поскольку он не воевал. С определенной долей вероятности и ему позже откроют люк механика-водителя, чтобы можно было видеть интерьер.
Несмотря на то, что Т-126 так и остался опытной машиной, для завода №174 это всё равно был определенный успех. В отличие от Кировского завода, свои танки они сделали, да и работа не прошла впустую. Т-126 стал базисом для создания серийного Т-50, которому уже не повезло по иной причине. Для освоения танка и устранения недостатков конструкции не хватило времени — началась война. Можно сказать, что и Т-50 не минуло проклятье Т-26. Ну а Т-126 стал промежуточным звеном, а также интересным музейным экспонатом.
Список источников:
- РГВА
- ЦГА СПб
- ЦАМО РФ
- Архив автора
источник: https://zen.yandex.ru/media/yuripasholok/lichinka-t50-615c2d1d425b357b4d816825