История Cruiser Tank Mk.V, он же Covenanter, который считается самым неудачным из серийных английских крейсерских танков
Содержание:
В межвоенный период многие страны мучительно бились над тем, чтобы создать приличные танки среднего класса. Эти боевые машины были не такими тяжелыми и дорогими, как тяжелого класса, но при этом имели более мощное вооружение и броневую защиту, нежели легкие танки. У англичан, как и у французов, к слову, средние танки получились из легких. То есть сначала строили легкий, а получился средний. А французский средний Char B и вовсе стал тяжелым. Что же касается английского «полноценного» среднего танка, то вместо 16 тонн получалось что-то более тяжелое, а главное, имелась проблема с подвижностью. Далее англичане и вовсе устроили ход конем, введя новый класс танков — крейсерские. Эти машины предназначались для подвижных действий в глубине вражеских коммуникаций, поэтому требовалась высокая подвижность, даже в ущерб броневой защиты.
Прообразом английского крейсерского танка стал советский БТ, точнее, его прародитель — колесно-гусеничный танк Christie M1931. Опытный образец танка был выкуплен у Кристи, в Англии он получил обозначение Cruiser Tank A13E1. Дальнейшее развитие данной темы привело к появлению серийного Cruiser Tank A13 Mk.I. Позже он был известен как Cruiser Tank Mk.III. В отличие от танка Кристи и БТ, английский «крейсер» создавался как число гусеничный танк. Далее появился Cruiser Tank A13 Mk.II, он же Cruiser Tank Mk.IV. Первые машины данного типа стали строить в начале 1940 года, но к тому моменту шли работы по более совершенному танку. Он получил обозначение Cruiser Tank A13 Mk.III, но по факту это был совершенно другой танк. Он известен как Cruiser Tank Mk.V, а в сентябре 1941 года его переименовали в Covenanter. Он считается самым неудачным из серийных английских танков, при этом Coventanter произвели большим тиражом. Вместе с тем, отчасти дурная слава Covenanter преувеличена, попросту танку не повезло.
Альтернативный тяжелый крейсерский танк с альтернативной силовой установкой
Историю Cruiser Tank A13 Mk.III можно отсчитывать с 27 ноября 1937 года. В этот день Управление Механизации получило задание на на разработку тяжелого крейсерского танка. Согласно исходным данным, предполагалось получить танк с более мощной броневой защитой, чем у A13, но в тех же габаритах. При этом одновременно задание получили два подрядчика — Nuffield Mechanization & Aero, разработчик A13, и London Midland & Scottish Railway Company (LMS). Следует отметить, что LMS уже работала над Medium Tank A14, который по сути являлся развитием темы Medium Tank Mk.III. Нет, LMS делала свой танк, но именно концепция Medium Tank Mk.III наблюдалась невооруженным взглядом. Что же касается Nuffield Mechanization & Aero, то ее «тяжелый крейсер» получил индекс Cruiser Tank A16. Стоимость A16 и A14, который тоже стал «тяжелым крейсером», составляла 15 тысяч фунтов стерлингов за штуку.
В декабре 1937 года Королевский Арсенал в Вулидже изготовил полноразмерный макет A16, и в этот самый момент танк стал расти. По сути получился тот же A14, но на ходовой Кристи. Ухмыляясь, можно констатировать, что англичане изобрели Т-28 (A14) и Т-29 (A16). При этом боевая масса A16 быстро выросла до 18-20 тонн. A14 оказался еще тяжелее — на 10 тонн. Его создатели изначально были в курсе массы более чем в 29 тонн, поэтому в танке стоял мотор Thorneycroft RY12 мощностью 500 лошадиных сил. То есть A16 выглядел еще и «тяжелым крейсером здорового человека». Впрочем, примерно зная судьбу предыдущих 3-башенных средних танков, в начале 1939 года наверху начали потихоньку волноваться. Получить еще два чемодана без ручки Военному Министерству и другим структурам совсем не хотелось. Поэтому 20 февраля 1939 года генерал-майор Александр Дэвидсон, главный по механизации в английской армии, сформулировал новое задание для Nuffield и LMS. Суть его была следующая: нужен тяжелый крейсерский танк, с бронёй и вооружением как у A14 и A16, но меньше по габаритам и легче. Ходовая часть делалась на базе A13.
Поначалу работы по тяжелому крейсерскому танку свалились на LMS. При этом задача сразу усложнилась в вижу некоторых особенностей требований. Одной из них стало снижение боевой массы танка за счет уменьшения высоты корпуса. Возможно это было только одним способом — замена мотора. Nuffield-Liberty при такой постановке вопроса отпадал, но альтернатива нашлась довольно быстро. Как раз в это время проходили испытания Light Tank A17E1, который оснащался 12-цилиндровым оппозитным мотором Meadows MAT. Он развивал мощность 165 лошадиных сил, что было маловато. Вместе с тем, имелись резервы для его модернизации, чтобы получить необходимую мощность в 300 лошадиных сил. Также, в ходе проектирования, толщину брони увеличили до 40 мм. Сделали это явно по примеру французов, хотя те еще до войны были в курсе, что против 3,7 cm Pak такой толщины маловато. Работала такая броня на дистанции не менее 300-400 метров.
Работы по Cruiser Tank A13 Mk.III шли в плотном сотрудничестве с Королевским Арсеналом в Вулидже и Управлением Механизации. Согласно требованиям, на танк ставились планетарные механизмы поворота Wilson, уже отработанные на пехотном танке A12 (Infantry Tank Mk.II). Коробка передач также изначально была планетарной, 4-скоростной, конструкции Wilson. Конструкция корпуса и башни прорабатывалась вместе с участием военных. Совместная работа принесла результаты: уже 13 апреля 1939 года макет Cruiser Tank A13 Mk.III был представлен на рассмотрение комиссии. Помимо генерал-майора Дэвидсона, в нее входил генерал-майор Мартель, «отец» крейсерских танков, другие офицеры, а также представитель Nuffield Mechanization & Aero. Присутствие последнего оказалось неслучайным: в ходе совещания макет танка утвердили, но одновременно инициировали работы по еще одной машине — Cruiser Tank A15. Это был еще один «тяжелый крейсер», с такой же башней, как у A13 Mk.III, но с агрегатами по типу A13 Mk.II. В результате вместо одного «тяжелого крейсера полегче» образовалось два. Больше того, оба танка было решено запускать в серию как есть, то есть без долгой программы обкатки опытных образцов.
Причину столь смелого решения надо искать в сложившейся политической ситуации. Никакого года мира не случилось, 15 марта 1939 года немцы оккупировали Чехословакию, а 21 марта были выдвинуты территориальные претензии к Польше. Тут уже англичане отсиживаться не стали и сами предложили Польше помощь. Войной запахло в полной мере, вот только даже Cruiser Tank A9 Mk.I и A13 Mk.I стали поступать в войска только весной 1939 года. Поэтому английские военные пошли на риск. Впрочем, совсем без прототипов они запускать в серию Cruiser Tank A13 Mk.III не решились. Дело в том, что мотор Meadows DAV объемом 16,2 литров и мощностью 280 лошадиных сил при 2200 об/мин еще требовал обкатки. Кроме того, требования к максимальному снижению высоты корпуса заставило переносить систему охлаждения вперед. Такой подход вызвал некоторые опасения, как выяснилось позже, не лишенные оснований.
Первый контракт на выпуск 100 Cruiser Tank A13 Mk.III был заключен с LMS 17 апреля 1939 года, эти танки получили регистрационные номера T.7095-T.7194. Начало войны привело к тому, что в сентябре 1939 года контракт на 100 танков (регистрационные номера T.15295-T.15394) получила English Electric Company Ltd. На название не обращайте внимание, English Electric была многопрофильным конгломератом, который выпускал даже самолеты. Тогда же контракт на 151 танк (регистрационные номера T.15395-T.15545) получила Leyland Motors Limited. Между тем, осенью 1939 года танк претерпел некоторые упрощения. Предполагалось, что корпус и башня будут сварными, но выяснилось, что такого количества квалифицированных сварщиков попросту нет. Поэтому вынужденно пришлось вернуться к привычной сборке на заклепках, это подняло массу почти на 100 кг. Кроме того, вместо планетарной коробки передач позже выбрали более простую 4-скоростную КПП Meadows Type 34 (хотя первый образец всё же использовал планетарную КПП).
Опытный образец Cruiser Tank A13 Mk.III, получивший отдельный от остального контракта регистрационный номер T.15395, был изготовлен в мае 1940 года. Машина имела боевую массу 16104 кг, правда, это было только началом. Как и Cruiser Tank A13 Mk.I, танк имел алюминиевые опорные катки, в серии их заменяли на стальные. Это дополнительно поднимало боевую массу, что далее лишний раз сказалось на работе системы охлаждения. В результате от собственно A13 в новом танке не осталось вообще ничего. Даже ширина трака была иной. Для снижения высоты корпуса переделали и подвеску, теперь свечи и телескопические амортизаторы стояли под наклоном. Количество опорных катков осталось тем же, что при массе 16 тонн было вполне нормально. Впрочем, на A15 их число увеличили.
Шасси машины оказалось весьма чудным и по конфигурации, и по конструкции. Как уже говорилось выше, радиаторы системы охлаждения перенесли вперед, слева от рубки механика-водителя. Мало того, что такое решение удлиняло трубопроводы системы охлаждения и ухудшало эффективность ее работы, так еще и впереди имелась уязвимая зона. Воздуховоды, конечно, прикрыли крышками, но тем не менее. Собственно говоря, впервые к системе охлаждения претензии предъявили уже по итогам первых испытаний, которые прошли в период с 23 мая по 1 августа 1940 года. Первое время танк ездил без башни, дальше он постепенно дорабатывался, например, на нем испытывали коробку передач Merritt-Brown. В ходе первого этапа испытаний в Фарнборо танк преодолел 280 километров по шоссе и 840 километров по проселку. Уже тогда отмечалось, что имеются проблемы с охлаждением, хотя на первом этапе всё же ситуация была не критичной. Тем не менее, систему охлаждения доработали. Также отмечались проблемы с механизмами поворота.
Весьма необычным оказалась конструкция корпуса с башней. Для начала, переход на клепаную конструкцию привел к крайне необычному подходу с точки зрения сборки. Сначала собирался каркас (по сути внутренний корпус) толщиной 19 мм спереди и 15 мм с боков, к которому далее крепились полноценные броневые листы. Каркас по сути считался за броню, хотя по факту изготовлялся из конструкционной стали. В результате вроде как толщина лба была 40 мм, а бортов 30 мм, но есть нюанс. Такая «слоёная» система далее была типовой для английских крейсерских танков. Необычной оказалась и башня. Она получилась ниже A13 Mk.I, но за счет того, что отказались от командирской башенки. Люк у башни был один, сдвигался он назад. Видимо, английских инженеров покусал Light Tank Mk.VII, там применялась похожая схема. Другой вопрос, что у легкого танка башня была двухместной, а тут трехместная «голова». Из смотровых приборов у командира имелся только перископ Mk.IV, который вроде бы кругового обзора, но по факту угол обзора был ограничен. А еще механику-водителю выдали курсовой пулемет BESA. Это общий привет концепции «тяжелого крейсера» с его пулеметными башенками.
Проблемы пилотной машины, впрочем, были ерундой по сравнению с тем, что творилось со следующим танком, который строился уже по серийному контракту. Как и пилотный образец, танк T.7095 строился из конструкционной стали, но уже в серийной конфигурации. Боевая масса превысила 18 тонн, наблюдался ряд «детских болезней», но самая жуть творилась с системой охлаждения. Как показали испытания, которые начались 29 сентября 1940 года, после 2,5 часов езды температура воды поднималась до 177 градусов Цельсия. Грелись еще и боковые топливные баки, со всеми вытекающими рисками. Начались лихорадочные поиски решения проблемы, но серийное производство уже запустили. До конца 1940 года сдали 7 танков, которые в августе 1940 года переименовали в Cruiser Tank Mk.V.
По большому счету, деваться английским военным было некуда. A15, он же Cruiser Tank Mk.VI, тоже был не подарок, он требовал доводки. Кроме того, постепенно начали решать проблему с перегревом. Да и не так всё оказалось плохо. Пилотный танк от Leyland c регистрационным номером T.15395 на испытаниях показал максимальную скорость по проселку 28 км/ч, а средняя скорость по шоссе составила 35 км/ч. От идеи увеличить толщину лобовой брони до 60 мм отказались, но с учетом кошмарной ситуации с крейсерами в целом, от массового выпуска Cruiser Tank Mk.V отказываться не стали. Стоит также отметить, что оппозит Meadows перегревался не только на «крейсере». Достаточно вспомнить Light Tank Mk.VII, испытания которого в Северной Африке не задались. Так что запуск «кипятильника» в крупную серию оказался единственном выходом в непростой ситуации. Лучше такой танк, чем вообще никакой. За первый квартал 1941 года было сдано 82 Cruiser Tank Mk.V, которые отправили обкатывать в состав 1-й и 9-й бронетанковых дивизий.
Не для использования за пределами Англии
Производство Cruiser Tank Mk.V постепенно наращивалось, параллельно с этим лихорадочно шли работы по доводке, прежде всего, системы охлаждения. Большую работы в этом направлении вела Leyland. Производитель грузовиков и автобусов весной 1941 года существенно переработал систему охлаждения, что реализовали на более поздних версиях. Вместе с тем, и у базовых машин дела обстояли не так кошмарно, как это наблюдалось в 1940 году. Уже в январе 1941 года на испытаниях максимальная температура снизилась до 110 градусов Цельсия. Всё равно много, но признавалось, что для службы в условиях метрополии более-менее пойдет. Кроме того, в апреле 1941 года серийный танк разогнался на тестах в Фарнборо до 59 км/ч. Было решено сократить скорость до 53 км/ч, что всё равно больше, чем у других «крейсеров». Официально скорость была еще ниже — 48 км/ч. В этом и крылись причины, почему Военное Министерство сохранило выпуск «кипятильника».
За второй квартал 1941 года LMS, Leyland и English Electric сдали еще 186 танков, что оказалось больше выпуска Cruiser Tank Mk.VI. Шел разговор и о возможной отправке в Ливию, но летом 1941 года стало очевидно, что пока проблемы с охлаждением не решены. Тем не менее, выпуск только рос, за третий квартал 1941 года сдали еще 212 танков. Помимо Cruiser Tank Mk.V, выпускалась и версия Cruiser Tank Mk.V CS, оснащенная 3-дюймовой (76 мм) гаубицей. Вела она огонь либо дымовыми, либо осколочно-фугасными снарядами. Объемов выпуска машин с гаубицами не попадалось, но по состоянию на 27 июня 1941 года в 9-й бронетанковой дивизии имелось 165 Cruiser Tank Mk.V и 12 Cruiser Tank Mk.V CS. В 1-й бронетанковой дивизии на тот же момент имелось 59 Cruiser Tank Mk.V. По состоянию на 14 августа 1941 года в войсках насчитывалось 303 Cruiser Tank Mk.V и 14 Cruiser Tank Mk.V CS.
Если говорить беспристрастно, то причиной, почему в Северную Африку уехали Cruiser Tank Mk.VI, стала лишь более эффективная система охлаждения. В августе 1941 года английские военные открыто говорили, что оба танка «не очень», теперь они надеялись, что Cruiser Tank Mk.VII, который находился в работе, окажется более удачным решением. А пока один «крейсер» был основным в метрополии, а второй в Северной Африке. При этом в равных условиях страдали их экипажи примерно одинаково. На более легком Cruiser Tank Mk.V с траком (чертежный номер MB1173A) даже чуть перемудрили, поскольку исходная конструкция имела ширину 242,5 мм и шаг 102 мм. Этого оказалось маловато, почему такой трак просуществовал недолго. Уже вскоре появился новый трак (чертежный номер TO507), с шириной 272 мм и шагом 103 мм. Такой же трак поставили и на Cruiser Tank Mk.VI. Число траков в ленте снизилось со 120 до 114 штук. Позже появился третий тип трака (чертеж TD1762), очень похожий на TO507. Отличался он способом крепления пальцев, а также иным сортом стали. Трак TD1762 оказался легче и надежнее. Такие же траки ставились и на Cruiser Tank Mk.VI.
В общей сложности танков исходной версии, то есть Cruiser Tank Mk.V, построили 500 штук. Они оказались единственной версией, которая производилась LMS. Там также изготовили 60 танков с регистрационными номерами T.81347-T.81406, последние из них сдали осенью 1941 года. В пределах одной версии машины отличались деталями, это касалось и воздуховодов системы охлаждения, и ходовой части, и орудийной установки. Последняя менялась параллельно с Cruiser Tank Mk.VI. Вместе с тем, становилось очевидно, что в текущей конфигурации дальнейшего смысла выпускать Cruiser Tank Mk.V нет. Летом 1941 года прорабатывалось два варианта модернизации танка — малая и большая. При этом малая, которая предполагала сохранение корпуса в конфигурации Cruiser Tank Mk.V, переносилась на потом. Она получила обозначение Cruiser Tank Mk.V*. Более перспективной выглядела большая модернизация, именно ей занималась Leyland. Именовалась она как Cruiser Tank Mk.V**.
В сентябре 1941 года система индексов английских танков изменилась, касалось это и Cruiser Tank Mk.V. Базовый танк стал именовать как Covenanter I. Следует отметить, что изначально предполагалась «змеиная» система индексов, согласно ей, Cruiser Tank Mk.V должен был называться Viper. Но осенью 1941 года крейсерские танки стали называть с буквы C. Что же касается Cruiser Tank Mk.V**, то он получил индекс Covenanter III. Этот танк легко отличить по иному МТО, а также дополнительным воздухозаборникам по бокам моторного отделения. Эффективность работы системы охлаждения Covenanter III определили в октябре 1941 года, примерно тогда же запустили его выпуск. Максимальная температура снизилась до вполне адекватных 69 градусов, при этом максимальная скорость составила 53,6 км/ч. Отмечалось, что температура воды и масла всё еще высокие, но прогресс оказался налицо. Осенью 1941 года начались разговоры о том, чтобы всё же отправить эти танки на передовую. Больше того, по имеющимся сведениям, один танк в конце 1941 года оказался в Египте, где проходил испытания. Проходил он их вместе с Tetrarch, оба танка требовали доработки системы охлаждения.
Работы по улучшению ситуации с перегревом принесли свои плоды. На испытаниях января 1942 года температура воды у Covenanter III составила 35 градусов, а у Crusader I — 54,4 градуса. Всего было выпущено 680 танков данного типа, которые размазали по нескольких контрактам. Больше всего машин пришлось на English Electric. Помимо уже имевшего контракта на 100 танков, их выпустили еще 984 штуки. Эти машины получили регистрационные номера T.18361-T.18660, T.18661-T.18760, T.78244-T.78346, T.81407-T.81446, T.81447-T.81612, T.81613-T.81862 и T.130695-T.130719. Leyland произвела, помимо 151 танков по первому контракту, еще 375 штук, с регистрационными номерами T.23104-T.23203,T.81863–81902, T.81903-T.81962, T.81963-T.82087 и T.130720-T.130769. LMS вроде бы оказалась в проигрыше, но нет. Именно на нее свалился контракт на малую модернизацию, то есть переделку Covenanter I в Covenanter II. Всего переделывалось 500 танков, первые прибыли в апреле 1942 года, 150 штук модернизировали в течение 2 месяцев. Внешне эти машины имели ряд отличий от Covnenter I, это касалось и «обвеса».
Успех модернизации, которая привела к появлению Covenanter II, дал основание для выпуска дополнительной партии машин. Они получили обозначение Covenanter IV. Фактически это был построенный с нуля Covenanter II с дополнительными доработками, которые вводились на Covenanter III. Кроме того поздние Covenanter имели и тропическую версию, с дополнительным топливным баком, а также противопылевыми экранами. Казалось бы, зачем проводить такой объем работ над «дефектной» машиной. Но вот что интересно: на испытаниях июля 1942 года пара Covenanter IV прошла больший километраж и имела меньше дефектов, чем Crusader III. То есть, как уже говорилось выше, они были равнозначными. Другой вопрос, что Crusader, как уже находящийся на фронте, имел большее число улучшений, включая башню с 6-фунтовой (57-мм) пушкой. Стоит отметить, что пара Covenanter III и пара Covenanter IV проходила большие испытания в Египте осенью 1942 года. Они прошли более чем 1000 миль каждый.
В общей сложности был сдан 1771 танк, включая 2 пилотных машины LMS и Leyland. Последние из них сдали в январе 1943 года. Как не странно прозвучит, но совсем плохим Covenanter назвать сложно. Если бы англичан совсем прижало, то в бой они вполне могли пойти, причем разница между Covenanter и Cruisader выглядела минимальной. Более того, Covantner в 1942 году был быстрее и надежнее. Другой вопрос, что с 1942 года хлынул поток Grant и Sherman, да и более высокий приоритет Crusader сделал своё дело. Поэтому и так сложилось, что Covenanter стал «учебным» танком. Единственная его боевая потеря была зафиксирована при странных обстоятельствах. В бронепоезд, где стоял танк 1-й польской бронетанковой дивизии, угодила бомба, и попала она в Covenanter.
С начала 1943 года Covenanter начали переделывать в командирские танки Covenanter OP. Вместо настоящих орудий ставились макеты, а внутри размещали радиооборудование. Планировалось переделать 1120 таких танков, реально переделали 478 штук. Основная роль оставалась той же — учебная матчасть. По состоянию на 31 мая 1942 года в войсках числилось 974 танка данного типа, из них 95 в версии CS. В середине лета 1943 года их числилось еще 499 штук, при этом уже начался процесс списывания и сдачи в металлолом. К 31 июля 1942 года списали 207 штук. Последние танки данного типа вывели из частей в феврале 1944 года. Это не касалось мостоукладчиков, которые достойны отдельного разговора. Оставшиеся танки либо сдали в металлолом, либо использовали как мишени. Некоторые позже закопали, касается это и Covenanter III с регистрационным номером T.23140. Это танк служил в составе 9-й бронетанковой дивизии, изготовили его на заводе Leyland в конце 1941 года. Машину с именем собственным Achilles закопали в винограднике, откуда позже выкопали, ныне она стоит в танковом музее, что в Бовингтоне. Недавно там же выкопали еще один такой танк.
Несмотря на дурную славу, на самом деле Covenanter не так плох, как кажется. Если бы проблемы с температурным режимом решили на полгода раньше, эту машину вполне могли отправить на фронт. Кроме того, как уже говорилось выше, оппозит Meadows плохо охлаждался и на другом танке. А так вполне себе типичная для англичан машина, причем вопросов, почему ее производили, не возникает. Да, в бой не пошла, но тот же Cavalier не сильно лучше с точки зрения боевой карьеры. Кроме того, можно вспомнить вполне крупносерийный Medium Tank T23, который вообще ни в каком виде на отправили на фронт. Одним словом, дурная слава Covenanter сильно преувеличена.
Список источников
- US NARA
- Covenanter II, Covenanter III and Covenanter IV Instruction Book, 1942
- Covenanter, Peter Brown, Tankette MAFVA Gagazine, №19–3
- A13 Cruiser Mk.V Covenanter A Technical History, P.M. Knight, Black Prince Publication, 2014
- IWM Collection
- Фотоархив автора
- eBay