Юрий Пашолок. Быстроходный трактор из Сталинграда

16

Юрий Пашолок. Быстроходный трактор из Сталинграда

У нас традиционно принято ругать в литературе отечественные тягачи довоенного и военного периода. На самом деле такая критика обоснована лишь отчасти. Да, наиболее массовыми гусеничными тягачами в Красной Армии были тихоходные коммерческие трактора. Но при этом они были, в отличие от ситуации с немецкими пехотными дивизиями. Знаете ли, если выбирать между таким медленным трактором и лошадьми, становится очевидным, что лучше. А тягачей у нас оказалось столько, что корпусная артиллерия и артиллерия РГК Красной Армии была полностью моторизована. Кроме того, за 1930-е годы промышленность успела многое.

Одним из наглядных показателей работы отечественной автотракторной промышленности стал быстроходный трактор СТЗ-5. Разработали его в НАТИ под руководством В.Я.Слонимского. Первые партии этих тягачей были выпущены на Сталинградском Тракторном Заводе еще до принятия на вооружение Красной Армии. При ряде недостатков нельзя не признать и его достоинства. Машина эта была заметно быстрее обычных гусеничных тракторов, кроме того, СТЗ-5 оказался массовым изделием. К началу 1941 года в войсках имелся 4121 такой трактор, еще около 8000 поставили за 1941-42 годы. СТЗ-5 стал последним из предвоенных тягачей, которые сняли с производства.

ссылка на видео на яндекс-дзене — https://dzen.ru/video/watch/64dd240773f157490ee03301

Юрий Пашолок. Быстроходный трактор из Сталинграда Юрий Пашолок. Быстроходный трактор из Сталинграда Юрий Пашолок. Быстроходный трактор из Сталинграда Юрий Пашолок. Быстроходный трактор из Сталинграда Юрий Пашолок. Быстроходный трактор из Сталинграда Юрий Пашолок. Быстроходный трактор из Сталинграда Юрий Пашолок. Быстроходный трактор из Сталинграда Юрий Пашолок. Быстроходный трактор из Сталинграда

До наших дней сохранились считанные единицы быстроходных тракторов СТЗ-5. Эти машины стали самыми массовыми отечественными гусеничными тягачами специальной разработки. Наиболее аутентичный образец СТЗ-5 находится в коллекции Евгения Шаманского. Машина размещается на выставке «Моторы Войны», где можно видеть наиболее массовые образцы советских тягачей. Изредка СТЗ-5 можно видеть на ходу. В последний раз это было в начале мая этого года.

источники:

byakin
Подписаться
Уведомить о
guest


28 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Инженер
16.11.2023 17:33

Все давно уже привыкли ругать все отечественное. Порой достается и Т-34, который некоторые коллеги считают хуже Шермана и Калашу. Очень часто обобществляют целые отрасли. К примеру говоря, что советские автомобили гораздо хуже американских. Но, ведь, если к легковым автомобилям это относится на 120 процентов, то извините к армейским грузовикам никоим образом, а к спецмашинам высокой проходимости и многоколесным тягачам так вообще…

Андрей Андреев
17.11.2023 05:30
Ответить на  Инженер

А вот за танковые седельные тягачи даже и не брались.

17.11.2023 05:55
Ответить на  Андрей Андреев

А было возможно?

Андрей Андреев
17.11.2023 06:55
Ответить на  Илья Дорн

Соседи же делали. Немцы, британцы, штаты… даже французы.

17.11.2023 06:58
Ответить на  Андрей Андреев

Я думаю там были чуток другие условия.
Как мне нравится ваше высказывание про Францию. Аж дух захватывает.

Последний раз редактировалось 1 год назад Илья Дорн ем
Андрей Андреев
17.11.2023 07:07
Ответить на  Илья Дорн

Как мне нравится ваше высказывание про Францию. Аж дух захватывает.

https://www.youtube.com/watch?v=885VwKipNow

17.11.2023 17:24
Ответить на  Андрей Андреев

Ясно. Вы считаете Францию никчемной державой. Это мощная технологическая, производственная и инженерная держава на тот момент. Гигантская империя с массой денег и ресурсов. Ну чуток с придурью и неорганизованная. Но даже самоделки на коленке варганила красиво. На очень хорошем техническом уровне. А вы её ставите после штатов, германии или прости господи англии.

Андрей Андреев
17.11.2023 18:01
Ответить на  Илья Дорн

Я виноват штоле, что в русском алфавите буква «Ф» находится ближе к его завершению. Это к Кириллу и Мефодию претензии предъявлять надо… (

У Англии в данном аспекте была линейка Albion и Scammell Pioneer. У немцев Büssing-NAG 900 и Faun L900. У французов несколько моделей от Berliet. Американцы вообще выставили дюжину типов. А вот отечественные разработчики вероятно не очень понимали такой тип техники и её не разрабатывали. Тем не менее, американские Даймонды по ленд-лизу брали достаточно хорошо.
comment image

Последний раз редактировалось 1 год назад Андрей Андреев ем
TAHKUCT_CCCP
16.11.2023 21:19
Ответить на  Инженер

 Порой достается и Т-34, который некоторые коллеги считают хуже Шермана и Калашу.

— Ну если быть объективным то «Шерман» 1941 года получше Т-34 1941 года да у него сильно хуже ходовые качества, он размером с сарай, но зато у него есть радиостанция в каждом танке и удобство работы экипажа.

Николай Иванов
17.11.2023 16:39
Ответить на  TAHKUCT_CCCP

Шерман 1941 года-это прототип, на конвейере стоит М-3.
И даже давайте сравним М-4 и Т-34 в 1941 или в 1942 году.
В 1941 году Т-34 выпускались в ходе эвакуации предприятий, на непрофильных предприятиях. Например выпуском Т-34 занялся Сталинградский Тракторный Завод и Завод «Красное Сормово», который вообще то выпускал катера и малые корабли.
Все это шло на фоне захвата противником основного поставщика брони для танков Т-34-Мариупольского Металлургического Комбината.
В США, на основе уже состоящей на конвейере базы в виде М-3 (до этого М-2) разработали новый средний танк, производством которых занялись автомобильные корпорации. А при наличии стабильных заказов, отсутствия мобилизации опытных кадров, американские концерны были в более выигрышном положении.
А почему не сравнить танк Кромвель с Т-34 обр 43? Или Челленджер с Т-34/85?

Vandal
16.11.2023 23:28
Ответить на  TAHKUCT_CCCP

>> Ну если быть объективным то «Шерман» 1941 года получше Т-34 1941 года
А что, «Шерман» существовал уже в 1941?

TAHKUCT_CCCP
16.11.2023 23:49
Ответить на  Vandal

В виде прототипов да

Würger
16.11.2023 21:24
Ответить на  TAHKUCT_CCCP

Осталось только найти Шерман в массовом производстве в 41-ом году.

17.11.2023 04:46
Ответить на  Würger

Альтернативная реальность. Чего вы хотите….

kv739
16.11.2023 18:13

Симпатяга. Бобик.
Двигатель все же немного слабоват.

17.11.2023 04:50
Ответить на  kv739

Тракторный движок. Работал на всём что горит. Супер техника. Тянул 5-7 км/ч для пехоты самое оно.

kv739
17.11.2023 08:03
Ответить на  Илья Дорн

Это хорошо, что он неприхотливый, экономичный. Только собственная масса 6.8 тн, груз на себе 1.5 тн., пушку на прицепе (тяговый класс до 4.85 тн.) и в условия бездорожья, типичные для 1941 г., подъем — сдохнет. Даже в видео на тест-драйве видно, как двигатель с трудом справляется с нагрузкой.
Хорошо бы мощность хотя бы 100 л.с.
Но компоновочные решения очень интересные и новаторские. Хорошо бы это применить и на автомобильном шасси с обеими ведущими мостами. Получили бы быстроходный тягач, наподобие ГаЗ-66 еще до войны.
А что на пехоту ориентироваться? Ей самой быстрей нужно передвигаться.

Последний раз редактировалось 1 год назад kv739 ем
17.11.2023 17:34
Ответить на  kv739

Не надо требовать сокола сделать из воробушка.. Это супер решение. Если бы Сталинград не захватили бы у нас к концу войны их выпуск был бы под 30 тысяч. Смотрим к примеру выпускать стали бы КОДжУ, поставить на него и уже средняя скорость с прицепом в разы бы выросла. Но стране были нужны авиационные двигателя. Подвеска до 30 км/ч реально бы держала максималку.

kv739
17.11.2023 17:59
Ответить на  Илья Дорн

Я и отмечаю хорошие решения в конструкции СТЗ-5 — симпатяга. Ну, не только КОДЖУ был на место 1МА, но и более перспективным был бы ЗИС-Д7. Он бы производился на заводе ЗИС в Москве и у него была база. Подвеска сразу делалась с расчетом на скоростной тягач. Только без амортизаторов она раскачивалась бы на большой скорости. Но там тоже возможны необременительные решения.
Насчет авиационных двигателей. Давайте не спешить. М-88(87, 86) не особо нужны были, как и пляски с бубном около них. Их прекрасно заменяли шевцовские М-62, М-63. Про двигатели водяного охлаждения — отдельный разговор. Но пускать представителей НКАП на Горьковский завод и наводить там бардак не нужно было.
Не все так однозначно было в Датском королевстве авиароме. Там более аккуратный подход нужен.

Ansar02
16.11.2023 20:00

Нормальная машинка для артиллерии стрелковой дивизии. Для корпусной маломощен. Для механизированных частей с нагрузкой в виде дивизионных гаубиц, тихоходен.

Валентин Комаровский
Ответить на  Ansar02

Маломощен, тихоходен, ломуч.
Нельзя его было массово выпускать до устранения этих недостатков.

kv739
17.11.2023 08:21

С чего это ломуч? Он дважды (в ноябре —декабре 1935 года и в марте — апреле 1939-го) совершал безостановочные пробеги Сталинград — Москва и обратно без поломок и недопустимых износов. 

Валентин Комаровский
Ответить на  kv739

Пробеги были с полной полезной нагрузкой?

Alexej F
16.11.2023 21:12
Ответить на  Ansar02

Для механизированных частей с нагрузкой в виде дивизионных гаубиц, тихоходен.
+++++

  • Макс. скорость по шоссе, км/ч до 22

#####
Всего за этот день танком № 1 преимущественно по заснеженным грунтовым дорогам и целине (местами глубина снежного покрова достигала 1 м) было пройдено 80 км, средняя техническая скорость составила 14 км/ч, средняя оперативная – 13,1 км/ч и скорость чистого движения – 14,3 км/ч. Во время пробега испытателями было потрачено около получаса на регулировку привода жалюзи над трансмиссионным отделением (створки жалюзи над вентилятором закрывались не плотно). 
Танк № 2 в аналогичных дорожных условиях за день прошел 77 км, его средняя техническая скорость составила 11,5 км/ч, средняя оперативная – 10 км/ч и скорость чистого движения – 15,3 км/ч. При этом танк № 2 из-за пробуксовки ведущих и ведомых дисков главного фрикциона находился на маршруте на полтора часа больше, чем танк № 1. 
https://t34inform.ru/publication/p01-13.html
Еще в годы Великой Отечественной войны танковые части и соединения, имея на вооружении танки Т-34, марши со скоростью 20—25 км/ч. Например, 5-й гвардейский танковый корпус в сентябре 1944 г. на протяжении свыше 300 кмдвигался в среднем со скоростью 20—25 км/ч
http://armor.kiev.ua/lib/tanks_and_armor/part6_3/

Валентин Комаровский
Ответить на  Alexej F

Судя по вашим данным СТЗ-5 совершенно не годился для движения в танковых колоннах.

17.11.2023 04:53

Был бы дизель 150 л.с. в производстве. Но его не было.

Последний раз редактировалось 1 год назад Илья Дорн ем
Alexej F
16.11.2023 22:48

Да пофиг. В танковых корпусах были 120мм минометы, РСЗО и ПТО. Т.е. потребностей в СТЗ-5 не было.
А вот в стрелковую дивизию, само-то.

ser .
17.11.2023 09:49

+++++

Альтернативная История
Logo
Register New Account