Рассказ о танке Т-34 из колонны «Комсомолец Казахстане» выпуска завода №112, находящемся на Поклонке
То, что в ряде случаев историческая бронетанковая техника, находящаяся в музеях, имеет бурную судьбу, не является большим секретом. Впрочем, история эта зачастую остается неизвестной, поскольку музеи подобные подробности мало интересуют. Танк, одна штука, металл, инвентарный номер такой-то, обычно это всё, что пишется про подобные экспонаты. Причем такая ситуация не только у нас и не только в военных музеях. Гражданским организациям обычно такое тоже не интересно, люди искусства — они такие. Тем не менее, кому надо, тот копает.
Один из таких образцов, имеющий боевую судьбу, находится на Поклонке. Основная масса бронеобъектов здесь не просто военного периода, а вполне воевавшие, зачастую они найдены на полях сражений. Это касается и танка Т-34, который находится на одной из центральных площадок музея. Известен он по надписи на башне «От рабочих Казахстана», что является лишь половиной правды о его судьбе. На самом деле название колонны слегка другое, при это известно, откуда данный танк. Насколько это интересно Поклонке, уже другой вопрос.

Сводная информация по колоннам весны 1942 — начала 1943 года. Колонна «Комсомолец Казахстана» указана не совсем точно
Ныне таким танком, как Т-34, мало кого удивишь. Конечно, «обычных» 34-ок заметно меньше, чем Т-34-85, тем не менее, за счет работы реставраторов их поголовье постепенно растет. Правда, с одним исключением. Как правило, речь идет о продукции завода №183 (г. Нижний Тагил), с конца 1941 по март 1944 года там выпустили более 14,5 тысяч танков. То есть почти половину от всех Т-34 с орудиями Ф-34. Характерный облик с шестигранной литой башней (она была и на части танков других заводов) стал классикой.
Совсем иная история с танками других заводов, которые выпускались в 1941-42 годах. Самым редким среди них является Т-34 выпуска СТЗ, коих по миру сохранилось всего несколько штук. Но есть и еще один завод, который, в отличие от СТЗ, продолжал выпускать 34-ки и в 1943 году, и даже перешел, причем первым, на Т-34-85. Речь идет о заводе №112 (Красное Сормово), который начал освоение танка летом 1941 года. За 1941-42 годы в Горьком изготовили более 2700 танков, не Нижний Тагил, конечно, но тоже очень немало.
В отличие от завода №183, на заводе №112 не отказались от исходной конструкции башни, продержалась она до весны-лета 1943 года. Характерная литая башня, которую выпускали на заводе №178 (г. Кулебаки), стала визитной карточкой горьковских танков. Не меняли ее потому, что завод №178 не имел проблем с ее выпуском (в отличие от завода №183, где шестигранная башня появилась в виду невозможности лить башни обычной формы). Надо сказать, что шестигранная башня была более просторной, да и два раздельных люка явно являлись более правильной идеей. Но каких-то огромных преимуществ она не давала.

Командир танковой роты 13-го танкового полка лейтенант Насих Хасанович Тухватшин. Он командовал тем танком, который находится на Поклонке
Завод №112 находится несколько в тени СТЗ и завода №183. Тем не менее, по ряду параметров они оказались в передовиках. Да, имелись определенные проблемы с качеством, кроме того, в виду производственных проблем, первое время сормовские 34-ки оснащались моторами М-17Т (кстати, ремонтировали их, а также делали с нуля, на ГАЗ-е). Но экранировку, например, разработали на заводе №112, и ввели первыми. И если экраны исчезли довольно быстро, то поручни, внедренные с апреля 1942 года, стали характерной деталью сормовских танков. Унифицированные траки осенью 1942 года также ввели там. Это не считая различных мелких изменений и опытных работ.
Несмотря на то, что выпустили таких танков много, они являются большой редкостью. В России характерных сормовских Т-34 с литой башней и поручнями известно всего несколько штук. Один из них в 1998 году был поднят поисковым объединением «Экипаж» из озера Жарки (Жарковский муниципальный округ, Тверская область). Первоначально танк поднимался на средства Поклонки, но уехал он в Кубинку, где машину стали ставить на ход. Но далее Поклонка всё же смогла забрать танк себе. Плохо это, или хорошо? Вопрос философский. Если бы этот танк остался в Кубинке, скорее всего, не стали восстанавливать «Снайпера», занял бы где-то место под открытым небом, как «Доватор».
Как тагильские танки из состава 33-й танковой бригады (Снайпер, Доватор, Скоростной итд), данная машина была потеряна в боях конца 1942 года. И если 33-я танковая бригада свои танки утопила (поле оказалось болотом), то с этой машиной другая история. Машина имела боевые повреждения в кормовой части, порвана одна из гусеничных лент, сорван один из опорных катков. Одним словом, не просто утонула. При подъеме выяснилось, что у машине на башне номер 101, а также надпись на правом борту «Казахстана».
Ну а дальше начался караван удивительных историй, одна удивительнее другой. Заниматься поиском, что же за «Казахстана», на Поклонке не стали. Поэтому влепили первое, что пришло в голову, а именно «От рабочих Казахстана». Откуда это появилось, можно процитировать Дружко: «Сильное заявление. Проверять я его, конечно, не буду.». То, что появлялось на танке далее, уже и не вспомнишь. Тут были и гвардейский значок, и разные варианты цифр, и прочая наскальная живопись. Хотя с момента подъема прошло уже больше 25 лет и тайное стало явным.
Для начала, не в последнюю очередь благодаря работе Валерия Стрелкова, удалось определить, кто же является командиром танка. Случайно появилась статья, посвященная ему, и она пролила свет на целый ряд интересных фактов. Мемуары порой бывают крайне полезными, и тут выяснились интересные подробности. Особенно насчет того, где первая часть надписи колонны. Как было описано в статье, в танк попала то ли бутылка с зажигательной смесью, то ли зажигательная граната. Она опалила краску, что и привело к исчезновению надписи.

Состояние на весну 2025 года. Тот же «тюнинг» с черными буксирными крюками, что и на немецких танках
К моменту появления статьи в интернете у автора данного материала уже был кандидат на роль первой части названия колонны. 15 сентября 1942 года 7-му и 13-му танковым полкам было передано по 23 Т-34 в составе колонны «Комсомолец Казахстана» (в документе указано не совсем верно — «Комсомол Казахстана»). Всего на эту колонну комсомольцы и молодежь Казахстана передали 10,5 миллионов рублей. Далее оба полка попали во 2-й механизированный корпус. 7-й ТП оказался в 18-й механизированной бригаде, а 13-й ТП — в 34-й мехбригаде. Обе полка понесли тяжелые потери, но если 7-й ТП далее переформировали в 237-й танковый полк, то 13-й ТП дожил до конца войны.
Находящийся на Поклонке танк имеет серийный номер 111-188, командовал им командир танковой роты 13-го танкового полка лейтенант Насих Хасанович Тухватшин. В бою 5 декабря 1942 года танк получил попадание в корму, после чего разорвало одну из гусеничных лент и его вынесло на лёд. Танк утонул, но экипаж остался цел. Далее лейтенант Тухватшин служил в 96-й танковой бригаде, которая воевала под Прохоровкой, дважды был ранен, конец войны встретил в Болгарии.
О том, что «казах не той системы», было известно еще в 2010 году, как раз в это время проводились архивные исследования по танковым колоннам. Кстати, в том же листе, где указано о колонне «Комсомол Казахстана», есть и колонная «Потребокооперация», которая входила в состав уже укаанной 33-й танковой бригады. Помогла ли эта информация исправить ошибку? Конечно же нет. Людям культуры это оказалось не интересной. Более того, на Поклонке прекрасно в курсе, чей этот танк, но они продолжают уверенно рассказывать про колонну «От рабочих Казахстана».
Возможно, когда-нибудь режим божьей росы отключится и они всё же увидят, что у сарая три стены. Но это не точно. Ну а пока танк продолжает спокойно стоять на своём месте. Первое время он стоял на постаменте, где его не могли достать цветы жизни. Далее, в ходе реэкспозиции, танк переместили. Некоторое время он был доступен цветам жизни, оттоптались по нему хорошо. Сейчас, к счастью, он вне доступа, точно будет целее.
Сам танк интересен тем, что это типичная сормовская машина второй половины 1942 года. Родные траки до наших дней дожили, как и один из катков, но в целом машина сохранилась неплохо. На ней присутствуют характерные для завода №112 элементы, такие, как поручни, сборка корпуса в шип, характерная литая башня итд. У этого танка еще не появилось дополнительной бронировки установки курсового пулемета. Она была введена позже.
Впрочем, самое интересное от посетителей (пока скорее к счастью) скрыто. Как уже говорилось выше, танк изначально предполагалось поставить на ход, при этом довольно много работы провели по восстановлению интерьера. Он,кстати, до наших дней дожил весьма неплохо, даже характерная ранняя «двухэтажная» панель приборов на месте. На месте прицелы (они неважно выглядят, но тем не менее) и блок радиостанции 9-Р. По крайней мере, 15 лет назад они выглядели неплохо.
Если всё же разум появится, то вполне можно открыть башенный люк, прибраться, сделать подсветку и показывать интерьер. Но в такое верится с трудом, тем более что для этого нужно, как минимум, над танком сделать навес. Но для начала деятелям культуры было бы неплохо хотя бы вернуть машине ее родной башенный номер и перестать смущать рабочих Казахстана подарком, который они не делали. Возможно, когда-нибудь они сделают усилие над собой, но это не точно.
Список источников:
- ЦАМО РФ
- Память Народа
- Бессмертный Полк
- tankfront.ru
- tankist-31.livejournal.com
источник: https://dzen.ru/a/Z9-cuqv8SGQMRFsI
Ну переделают надпись на «От верующих Казахстана» согласно нынешней повестке, но никакого «Комсомола» не будет. Сдаётся мне, что нынешний музей на Поклонке это филиал «
стаканельцин центра», по крайней мере наличие в нём упоротой советской интеллигенции на лицо.Коллега, вы бы перестали нести ерунду.
Понимаю, весна в этом году дурная, но кому сейчас легко…
Уважаемый Борода, не пора ли поступить с нашим особо выдающимся коллегой с никнеймом grym по Задорнову? Ну грустно же, право слово…