История итальянского среднего артиллерийского тягача FIAT-SPA TM 40
Содержание:
Автомобилестроение Италии имеет давние корни, в том числе и с точки зрения военных машин. Таковые появились у итальянцев еще до начала Первой мировой войны, причем очень быстро пошло продвижение своей продукции по миру. Тот же FIAT 15ter русское правительство выбрало не просто так. В том же ключе итальянцы продолжили и в межвоенный период. У империи FIAT во второй половине 20-х годов появилась отдельная марка, которая занималась военной продукцией. Ей стала SPA (Società Piemontese Automobili), на которую взвалили, в том числе, производство колесных тягачей Trattore O.C.(Pavesi P4-100).
В отличие от ряда армий, итальянские военные предпочитали гусеничным тягачам колесные машины. Даже такая неспешная машина, как Pavesi P4-100, выпускавшаяся фирмой SPA, была заметно быстрее гусеничных тракторов того периода. В том же направлении итальянские тягачи развивались и далее. Одной из характерных итальянских машин подобного класса стал средний тягач FIAT-SPA TM 40. Машина хоть и не такая массовая, как FIAT-SPA LT 37, но вполне повоевавшая.
На замену трактору Уго Павези
Появившийся в середине 20-х годов, колесный артиллерийский тягач Pavesi P4-100 вполне устраивал итальянских военных. Машина была полноприводная (для 20-х годов это хайтек), с ломающейся рамой, очень маневренная. Да, скорость всего 22 км/ч, но куда вам больше, если орудия всё равно на деревянных колесах? Больше 20 км/ч их возить нельзя, деревянные колеса развалятся. Это стало секретом долголетия и популярности Pavesi P4-100. Их закупали и другие страны, в частности, Венгрия.
О замене Pavesi P4-100 начали думать во второй половине 30-х годов. Во-первых, 20 км/ч было явно маловато для маневренной войны. Во-вторых, начались работы по новым артиллерийским системам, более тяжелым, чем те орудия, которые таскал Pavesi P4-100. Для него пределом была масса 3800 кг. Поэтому в 1938 году появились требования на новый средний артиллерийский тягач, или trattore medio. Средняя скорость возки возрастала минимум до 20 км/ч, что равнялось максимальной скорости текущего тягача. Самое главное, что максимальная масса возимой системы составляла 5000 кг.
На спецификацию, выданную C.S.M., первоначально откликнулись три производителя — Alfa Romeo, Breda и Lancia. Но в дальнейшем место Lancia заняла SPA (или FIAT-SPA, что более справедливо). Фактически в конкурс вписался FIAT, который, силами своего военного подразделения, на тот момент уже подмял под себя легкие тягачи (модель TL 37). Так что конкурс на замену Pavesi P4-100 получился представительным.
Меньше всего шансов было у Breda. Производитель из Милана не стал особо мучиться и сделал примерно такую же машину, как в конкурсе на легкий тягач. Средний тягач был похож на уменьшенную версию тяжелого колесного трактора Breda tratricce pesante 33. Типичная «носатая» машина, с сиденьями в 2 ряда, со 105-сильным дизельным мотором, но при этом имеющая снаряженную массу 6990 кг. И максимальную скорость 35 км/ч. Не стоит удивляться, что из конкурса тягач Breda выбыл первым.
Более интересным выглядел тягач от Alfa Romeo. Он имел менее мощный, 75-сильный дизельный двигатель. Но при этом масса машины была 6120 кг, в результате скоростные данные, а также данные проходимости, оказались равнозначными тягачу Breda. А вот сама машина была гораздо интереснее. Alfa Romeo выбрала компоновку с мотором в салоне. Такая, бескапотная схема была в то время весьма популярной у итальянских производителей. Большого неудобства в обслуживании это не приносило, зато при той же длине тягач Alfa Romeo предоставлял, можно сказать, больше автомобиля.
Внутри тягача Alfa Romeo также предусматривалось 8 посадочных мест, но имелись существенные отличия. Вместо двух рядов кресел было три, сзади имелся внушительных размеров багажник, который на самом деле являлся снарядной укладкой. По удобству тягач был очень близок к FIAT-SPA TL 37. Если бы в конкурсе участвовали два тягача, то, скорее всего, победа была за разработкой Alfa Romeo. Но тут пришел лесник…
Для инженеров Società Piemontese Automobili задача выглядела наиболее простой. У них уже имелся удачный тягач TL 37, в котором реализовали ряд удачных технических решений. Машина имела независимую подвеску, полный привод и полное управление. Таким образом она не уступала Pavesi P4-100 в маневренности. Как и в случае с TL 37, под полом, в центре машины, размещалась раздаточная коробка, от которой шли карданные валы к колесным редукторам.
Главным отличием trattore medio SPA стала компоновочная схема. Она повторяла ту, что использовалась на тягаче Alfa Romeo. Тоже с мотором в салоне, двумя сиденьями впереди, двумя во втором ряду, и 4-местным диваном сзади. Данная система однозначно бралась от грузовика FIAT 626. Как и в случае с грузовиком, мотор на trattore medio SPA вынимался через проём под решетку радиатора. В отличие от машины Alfa Romeo, инженеры SPA предусмотрели мощный бампер. Для тягача совсем не лишняя вещь.
Впрочем, главным аргументом тягача из Турина стали характеристики. Как и все остальные конкуренты, машина получила дизельный двигатель. Им стал могучий рядный 6-цилиндровый мотор FIAT Tipo 366, объемом 9,37 литров и и мощностью 105 лошадиных сил при 2000 об/мин. При масса 6575 кг trattore medio SPA имел самую высокую удельную мощность. Выше оказалась и скорость — 43,4 км/ч. Превосходил тягач конкурентов по запасу хода — 300 км против 200.
Итоги испытаний были предсказуемыми. 1 мая 1941 года C.S.M. официально принял trattore medio SPA на вооружение итальянской армии как FIAT-SPA TM 40. Ближе всего машина была к немецкому полугусеничному тягачу Sd.Kfz.6. Надо сказать, что немецкий тягач был быстрее итальянской колесной машины, но вряд ли проще.
Не особо массовый, но долгоиграющий
Серийный FIAT-SPA TM 40 от опытной машины отличался незначительно. Одним из бросающихся в глаза элементов, присущих серийному образцу, стало крепление запасного колеса. Оно получилось, можно сказать, весьма могучим, опускать лучше нескольким людям. После того, как запаску опускали, открывался доступ к боезапасу.
Опытный образец машины, как и конкуренты, оснащался сплошными шинами Celerflex. Была ли такая резина в крупной серии, большой вопрос. Вероятнее всего, нет, либо в минимальных количествах. К 1942 году, когда FIAT-SPA TM 40 запустили в серию, сплошные шины выглядели не особо актуальными. Прежде всего потому, что воевали эти тягачи вне Италии. Так что штатное исполнение машины — это пневматические шины Pirelli Artiglio.
Традиционным театром военных действий для Италии была Северная Африка. Так что и без «тропической» резины дело не обошлось. По крайней мере, снимки с шинами Pirelli Libia попадаются. Правда, они единичны, поскольку на фронте машина поучилась во второй половине 1942 года, а уже в мае 1943 года итальяно-немецкая группировка капитулировала.
Отдельно стоит упомянуть то, для чего именно использовался данный тягач. Согласно штатному расписанию, таскал TM 40 гаубицу Obice da 149/19 modello 37 и зенитную пушку Cannone da 75/46 C.A. modello 34. Вместе с тем, надо понимать, что тягачи часто делаются с запасом. В результате средний тягач мог таскать, например, 90-мм зенитную пушку Cannone da 90/53. А это уже 9 тонн. Понятное дело, это перегрузочный вариант, но тем не менее.
То, что FIAT-SPA TM 40 по своим возможностям был скорее ближе не к Sd.Kfz.6, а к «Коминтерну», говорят дальнейшие события. В 1940 году машину испытывали как танковоз. В нее впрягали прицеп Viberti, который использовался для перевозки средних танков семейства Carro M. Вполне серийно в них впрягали тяжелые двухосные прицепы, предназначенные для ВМФ. Наконец, TM 40 мог использоваться как машина для полевого ремонта. На нее мог ставиться кран, при помощи которого снимались, например, танковые моторы.
Машина получилась удачной, но ей не повезло со временем запуска в серию. На дворе был 1942 год, а производственные возможности у Società Piemontese Automobili оказались не безграничными. В результате TM 40 оказался в низком приоритете. До конца декабря 1942 года в войска отправили всего 48 таких тягачей. При этом, что удивительно, основная масса их ушла на советско-германский фронт. Использовались они преимущественно для таскания 149-мм гаубиц.
До 8 сентября 1943 года, когда часть Италии оказалась оккупирована немецкими войсками, удалось отправить фронт еще 90 тягачей данного типа. Часть из них итальянцы всё же успели использовать в боевых действиях. В частности, машина, оказавшаяся как трофей в США, была захвачена во время боёв за Сицилию. Остальные машины, а также сама Società Piemontese Automobili, оказались в руках немцев.
Фактический выпуск FIAT-SPA TM 40 был несколько выше. Согласно имеющимся данным на 30 апреля 1943 года, произвели 432 тягача данного типа, что, согласитесь, не так и мало. Но всё познается в сравнении. К той же дате на вооружении итальянской армии числилось 1620 тягачей семейства Pavesi P4-100. Так что стать полноценной заменой предшественника TM 40 не успел.
Немцы высоко оценили итальянскую машину. Radschlepper 110 PS Spa (i) typ TM 40, как он назывался у немцев, продолжили выпускать. В 1944 году на машину выпустили инструкцию по эксплуатации и каталог запчастей. А сам тягач продолжили выпускать. Надо сказать, что для немцев произвели довольно много этих тягачей — 153 штуки. Использовались они, в том числе, и для таскания 88-мм зенитных пушек.
Поначалу Radschlepper 110 PS Spa (i) typ TM 40 выглядели ровно так же, как машины для итальянской армии. Но дальше начались проблемы с поставкой листового железа. В результате на свет появилась машина, которая после войны получила обозначение Camiot-Trattore T 40 Mod.1945. Из штампованного металла делали только капот. Машина получила двухместную кабину из фанеры, а также бортовой кузов, как у грузовика.
После войны на свет появилась доработанная версия тягача. Она получила обозначение Camiot-Trattore T 40 Mod.1948. Машина также была больше похожа на грузовик, при этом она получила нормальную кабину и новый кузов. Теперь машина перевозила гаубицы Obice da 155/23, под этим обозначением скрывалась американская 155-мм гаубица M1. Также переделывали и TM 40, по крайней мере, доработанные машины попадаются. У них всего 2 ряда сидений, а также более вместительный багажник для боезапаса. Связано это было с переходом на другие орудия.
Конечно, машина эта появилась поздновато, так что итальянская армия не смогла, в полной мере, воспользоваться новым артиллерийским тягачом. Вместе с тем, инженеров SPA можно похвалить. Аппарат получился могучим, явно с запасом по нагрузке. FIAT-SPA TM 40 отличался хорошей проходимостью и управляемостью. Данный тягач является наглядным ответом на вопрос, есть ли альтернатива гусеничным машинам.
Список источников
- Gli autoveicoli tattici e logistici del Regio Esercito Italiano fino al 1943 Tomo II, Licola Pignato, Flippo Cappellano, 2005
- TM 40 (Notiziario Modellistico), GMT
источник: https://dzen.ru/a/ZgHgb7VL7y3UENOx