Юрий Пашолок. Быстроходная гусеничная зенитка, ставшая ненужной
История Pz.Slf.IVc, в разное время истребитель ДОТ-ов, истребитель танков, а в конце и вовсе ЗСУ
Содержание:
В истории самоходной артиллерии вполне нормальным явлением была ситуация, когда боевые машины разрабатывались для одной задачи, а использовались несколько иначе. Такое явление было сплошь и рядом, особенно в тех странах, где САУ являлись массовым явлением. За примерами далеко ходить не надо. На Курской дуге советские самоходные артиллерийские установки СУ-122 и СУ-152, изначально разрабатывавшиеся как «штурмовики», применялись преимущественно против вражеской бронетехники. Про немцев и говорить не приходится, достаточно сказать, что «самоходные лафеты» Hummel и Wespe нередко применялись для стрельбы прямой наводкой. Причем подобное применение САУ с откровенно слабой броней за ними замечалось еще в 1940 году. Естественно, от такого применения лишенные толстой брони САУ сильно страдали, тем не менее, использование гаубичных машин на прямую наводку у немцев являлось вполне рядовой практикой.
В 1938 году немецкое командование инициировало работы по созданию целого семейства боевых машин, предназначенных для борьбы с вражескими укреплениями. Первые такие машины спроектировали на полугусеничной базе, поскольку их получилось изготовить быстрее всего. Впрочем, применялись они, прежде всего, для борьбы с танками. Та же судьба оказалась уготована и для гусеничных истребителей ДОТ-ов. Сначала Pz.Sfl.IVa, а затем и Pz.Sfl.V, использовались совсем не по изначальному назначению. На этом фоне судьба еще одной машины, Pz.Sfl.IVc, оказалась еще более экзотичной. Сначала истребитель ДОТ-ов, затем подвижный истребитель танков, а в металле машину изготовили и вовсе как зенитную самоходную артиллерийскую установку.
Шустрое и невезучее шасси
Сама по себе история Pz.Sfl.IVc выглядит откровенным фарсом. О том, как развивалась первая часть истории этой машины, есть отдельный материал, но всё же стоит повторить ее ключевые вехи. Появлению Pz.Sfl.IVc предшествовала 8.8 cm Flak 18 (Sfl.) auf Zugkraftwagen 12t (Sd.Kfz.8). Созданная в спешке боевая машина предполагалась как истребитель ДОТ-ов, выгодно отличаясь высокой подвижностью. Правда, имелась и масса недостатков, в том числе и высокий центр тяжести. Также имелись проблемы и с круговым сектором обстрела. Это и привело к появлению специального гусеничного самоходного шасси, которое получило обозначение Pz.Sfl.IVc. К сожалению, исходного облика машины пока найти не удалось, но известно, что изначально она получала 88-мм орудие на базе 8.8. cm Flak 18. Предполагалось, что будет обеспечиваться круговой сектор обстрела.
Во второй половине 1940 года Pz.Sfl.IVc, как и другие перспективные истребители ДОТ-ов, была переквалифицирована в истребители танков. Также по шасси начались эксперименты, связанные с переделкой ходовой части, а также моторно-трансмиссионной группы. Первым делом существенно изменилась ходовая часть. Подвеска осталась прежней, но диаметр опорных катков вырос до 700 мм. Также Krupp перешел на шахматное расположение опорных катков, заодно отказавшись от поддерживающих катков. Ширина трака выросла до 420 мм, причем считался он уже не по выступающим пальцам. Изменились и ведущие колеса с ленивцами. Отработка ходовой части шла в течение 1941-42 годов, по итогу получилась весьма интересная конструкция. За счет большего диаметра опорных катков шасси Pz.Sfl.IVc могло выдержать более высокую среднюю скорость, также на четверть снизилось удельное давление на грунт.
Еще одним существенным изменением стала смена мотора. Аналогично улучшенной версии Pz.Sfl.IVb, на доработанной версии Pz.Sfl.IVc было решено использовать мотор Maybach HL 90P, развивавший мощность 360 лошадиных сил при 3600 об/мин. Появление этого мотора стало косвенным признанием 6-го отдела Департамента Вооружений, что они совершили глупость, снабдив другие Pz.Slf.IV «дохлым» мотором. При этом Генриху Книпкампу явно свербило в одном месте. Посему вместе с пряником был и кнут. В виде 8-скоростной полуавтоматической коробки передач ZF SMG 90, а также трёхрадиусного механизма поворота L320C. Работали эти агрегаты ненадежно, Книпкамп притащил их с VK 30.01(H). Тот факт, что Pz.Sfl.V, которые, внимание, переделывали из VK 30.01(H), получили 6-скоростные коробки передач ZF SSG 77 и иные механизмы поворота, говорит о многом. Но когда одному человеку отдают на откуп монополию разработки опытных шасси, частенько получается всякая ерунда.
Еще одним нововведением 1941 года стала смена 88-мм орудия Flak 18 на более длинное 8.8 cm Flak 41 L/71. Это совпало с попытками переделать Pz.Sfl.IVc в штурмовое орудие. По факту «штурмовое» означало, что вести огонь оно должно было прямой наводкой, а толщина брони увеличивалась до 80 мм в лобовой части. Правда, получилась какая-то ерунда. Также была идея сделать пониженный истребитель танков с 8.8 cm Pak 43, имевшей круговое вращение. Последний даже реализовали в виде полноразмерного макета, но строить не стали. Зато на свет появился другой вариант машины, несколько неожиданный, но совсем не лишенный логики.
Еще в годы Первой мировой войны немецкая армия заказывала себе ЗСУ на колесных, полугусеничных, и гусеничных шасси. К вопросу создания аналогичных машин вермахт вернулся во второй половине 30-х годов. Первоочередной задачей стало создание ЗСУ на полугусеничных шасси с использованием зенитных автоматических пушек калибра 20 и 37 мм. Впрочем, еще до начала войны появилась идея создания самоходных артиллерийских установок, вооруженных 88-мм орудиями Flak 18. На сей раз речь шла про ЗСУ, а не «истребители» ДОТ-ов. Существенной разницей являлось то, что машина, сопровождавшая танковые соединения, создавалась именно как высокомобильная версия зенитки. Задача вести огонь по наземным целям являлась, в лучшем случае, опциональной. В боевом положении такие ЗСУ выставлялись на домкратах, а также раскладывались секции платформы для более удобной работы расчета.
Самой массовой машиной подобного рода стала колесная ЗСУ на базе автобуса VOMAG 660. Но она была, скажем так, чересчур специфичной и не способной адекватно сопровождать танковые соединения. По этой причине появилась еще одна разработка — 8,8 cm Flak 37 (Sf.) auf s.Zgkw.18 t. Впрочем, платформа полугусеничной машины Sd.Kfz.9 обладала тем же набором недостатков, что и 8.8 cm Flak 18 (Sfl.) auf Zugkraftwagen 12t (Sd.Kfz.8). Прежде всего это касалось высокого центра тяжести. На этом фоне Pz.Sfl.IVc выглядела как оптимальная платформа. Переделки требовались минимальные, поскольку платформа уже сформировалась. К июню 1942 года, когда последовал заказ на 2 опытных образца 8.8 cm L/71 (VFW), всё было готово для создания зенитного «самоходного лафета».
Концепция VFW (Versuchsflakwagen, то есть опытная зенитная машина) стала прямым развитием штурмового шасси Pz.Sfl.IVc. Разница состояла в том, что вместо доработанного зенитного орудия с ограниченным сектором вертикальной наводки ставилась серийная 8.8 cm Flak 41 L/71, вместе со штатным щитом. Количество откидных секций сократилось до 3 (боковые и задняя), но зато они стали более развитыми. Это, естественно, повлияло на общую высоту машины, но для самоходной зенитки такое не проблема. С другой стороны, образовывалась большая платформа, которая позволяла свободно работать расчету из 7 номеров, не считая командира и механика-водителя. Боекомплект из 48 унитарных патронов размещался под полом боевого отделения. Не очень удобно, но в целом работать вполне можно.
Машина получилась специфичной, но если ее рассматривать на фоне истребителей танков. Именно как платформа для зенитки, которая используется преимущественно для борьбы с воздушными целями, ситуация выглядела совсем иначе. Платформа VFW была более подвижной, чем Sd.Kfz.9, имела существенно больший боекомплект, более удобной получилась работа расчета. Несмотря на довольно большую общую высоту, центр тяжести оказался довольно низким. Впрочем, дальнейшие события показали, что в любую хорошую идею всегда можно опошлить.
В деревню, в глушь, в Италию!
Согласно планам, предполагалось изготовить два образца 8.8 cm L/71 (VFW), один в апреле, а второй в мае 1943 года. Впрочем, Krupp работал более оперативно. Первое шасси Pz.Sfl.IVc было готово в декабре 1942 года. Уже к этому моменту появились некоторые вопросы к трансмиссии. И коробка передач SMG 90, и механизм поворота L320C работали недостаточно надежно. Это стало понятно еще в ноябре 1942 года. Почувствовав неладное, зенитчики разрешили Krupp начать работу по альтернативному варианту машины. Он предполагал типовую для шасси Pz.Kpfw.IV коробку передач ZF SSG 76, а также механизм поворота собственной разработки.
Испытания шасси Pz.Sfl.IVc, прошедшие в декабре 1942 года, показали, что коробка передач SMG 90 и механизм поворота L320C работают криво. Вместе с тем, шасси получилось быстрым и перспективным. Средняя скорость 26-тонной машины составила 45-50 км/ч, а максимальная — 60 км/ч. Последовала команда переделывать, уже под альтернативный вариант трансмиссии. Естественно, на это понадобилось время, а дальше последовала череда событий, которая сделала выпуск серийной Pz.Sfl.IVc невозможным. Krupp стали регулярно бомбить, что вынудило перенести досборку машины в Магдебург, на завод Grusonwerk.
Итог всего происходящего оказался закономерным. Окончательно 8.8 cm L/71 (VFW) закончили в ноябре 1943 года, с коробкой передач ZF SSG 76. Машина стала более надежной, но от этого не легче. Она стала попросту не нужна, поскольку вовсю шла работа по машинам семейства Waffenträger. Да и самоходная зенитка потеряла актуальность. Происходившее вызывает откровенное недоумение, поскольку шасси Pz.Sfl.IVc, в его финальной конфигурации, выглядело очень интересно. Оно было более подвижным, чем практически любой Waffenträger, а главное, существовало в металле. Что мешало делать «оруженосца» на шасси, лишенном проблем с подвижностью и удельным давлением на грунт, в упор не понятно.
Вместо этого в январе 1944 года Шпеер дал указание работы по Pz.Sfl.IVc прекратить от слова совсем, второй образец так и не построили. Испытания первой машины прошли успешно, но наверху уже решили, что шасси Pz.Kpfw.IV, в любом виде, им не надо. Тот факт, что остальные шасси были, как правило, только на бумаге, никого не смутил. В марте 1944 года на Pz.Sfl.IVc поставили 8.8 cm Flak 37, после чего направили в 304-й батальон самоходных зенитных орудий 26-й танковой дивизии. Туда же спихнули и все выпущенные ранее 8,8 cm Flak 37 (Sf.) auf s.Zgkw.18 t. Служили они в Италии, где тихо сгинули. Вот и весь конец истории.
Весь идиотизм ситуации в том, что Krupp смог создать удачное шасси. Даже если отбрасывать неудачную идею с «раскладной» зениткой, Pz.Sfl.IVc было лучшим немецким средним самоходным шасси. Учитывая немаленькую массу 8.8 cm Flak 41 L/71, сюда можно было поставить много чего габаритного. Но 6-й отдел Департамента Вооружений, вместе с артиллеристами, разыграл очередной акт драмы «как потерять всё и ничего не понять». Даже на начало 1944 года это было отличное шасси, которое бездумно выбросили. Плохо быть ими.
Список источников
-
-
- Panzer Tracts 12-1 Flakpanzerkampfwagen IV and other Flakpanzer projects development and production from 1942 to 1945, Thomas L. Jentz, Hilary Louis Doyle, 2010
- Special Panzer Variants: Development — Production – Operations, Walter J. Spielberger, Hilary L. Doyle, Schiffer Publishing, 2007
- US NARA
- Bundesarchiv
-
источник: https://zen.yandex.ru/media/yuripasholok/bystrohodnaia-gusenichnaia-zenitka-stavshaia-nenujnoi-62c2d07ced0a440ad2ff0bcf?&