Юрий Пашолок. Больше брони для немецкого штурмовика

15
Юрий Пашолок. Больше брони для немецкого штурмовика

Юрий Пашолок. Больше брони для немецкого штурмовика

Дополнительное бронирование немецких штурмовых самоходных артиллерийских установок StuG 40 Ausf.F и Ausf.G.

В начале 1941 года немецкая промышленность начала реализовывать планы по усилению броневой защиты танков. Согласно им, лобовая часть корпуса и башни немецких танков утолщалась до 50 мм, что должно было надежно защитить от огня орудий калибра 37-47 мм. На практике эти планы начали реализовывать еще с осени 1940 года. В октябре началось производство танков Pz.Kpfw.IV Ausf.D, у которых лоб «ванны» корпуса был уже 50 мм, подбашенная коробка получила 30-мм экраны, а вот лоб башни так и остался 30 мм. 50-мм броню подбашенная коробка и башня получили только на Pz.Kpfw.IV Ausf.F.

Один из первых StuG 40 Ausf.F, получивших дополнительную броневую защиту, лето 1942 года

Один из первых StuG 40 Ausf.F, получивших дополнительную броневую защиту, лето 1942 года

Была, впрочем, одна машина, которая получила лоб корпуса толщиной 50 мм еще в конце 1939 года. Речь идет о штурмовой самоходной артиллерийской установке StuG III. Она стала первой немецкой боевой машиной, получившей противоснарядную броню. Первоначально эти машины позиционировались как «Pz.Kpfw.IV для бедных», то есть аналог B.W. без башни, предназначенный для поддержки пехотных частей. Выпуск StuG в 1940 году был скромным — всего 184 штуки. Но уже год спустя их произвели 540 штук, а машины успели заработать высокую репутацию. Низкая, подвижная боевая машина, с крепким лбом, часто сопровождала не пехотные части, а танковые дивизии, достигнув в этом деле больших успехов. В том числе плюсом был и крепкий лоб, хотя он спасал и не всегда. Нередко огонь по ним велся артиллерией калибром побольше, чем 45 мм. А еще немцы, к осени 1941 года, «заметили» советские танки Т-34 и КВ-1, для которых 50-мм лобовая деталь StuG III не являлась проблемой. А вот советская броня для немецких 75-мм короткоствольных орудий проблемой была.

Схема установки броневых листов на подбашенной коробке StuG 40 Ausf.F

Схема установки броневых листов на подбашенной коробке StuG 40 Ausf.F

О том, что броню StuG III надо усиливать, впервые было сказано на совещании с участием Гитлера 28 сентября 1941 года. Впрочем, первым делом требовалось поставить более мощное орудие. Таковое было разработано совместно Krupp и Rheinmetall на базе 75-мм противотанкового орудия Pak 40. Была взята баллистика орудия, а боеприпасы чуть послабее, так появились 75-мм танковая пушка KwK 40 L/43 и 75-мм самоходная пушка StuK 40 L/43. Позже длину ствола увеличили до 48 калибров, именно это орудие и стало основным. В связи с появлением нового орудия САУ переименовали в StuG 40. Первые StuG 40 Ausf.F были сданы в марте 1942 года, с 43-калиберным орудием их построили 120 штук, еще 246 оснастили 48-калиберными орудиями. Но при этом обозначение StuG 40 Ausf.F/8 получили машины второй серии, которых выпустили 250 штук.

Второй вариант дополнительного бронирования, с бетонированием крыши над механиком-водителем

Второй вариант дополнительного бронирования, с бетонированием крыши над механиком-водителем

Только в середине лета 1942 года дело, наконец, дошло до усиления броневой защиты. И вот тут выявились проблемы производственного характера, очень похожие на те, что преследовали Pz.Kpfw.IV. Просто так взять и запустить в серию корпуса с толщиной лобовых листов 80 мм было невозможно, посему пришлось вместо монолитной брони делать дополнительное бронирование. На центральный и лобовой лист корпуса, а также на лобовые детали подбашенной коробки стали приваривать листы толщиной 30 мм. В общей сложности экраны «потянули» на 750-800 кг (около 400 кг экран центральной лобовой детали корпуса, около 300 кг экраны для верхнего лобового листа корпуса, плюс 75-100 кг экраны рубки).

StuG 40 Ausf.F/8 из коллекции парка "Патриот"

StuG 40 Ausf.F/8 из коллекции парка «Патриот»

Точно можно говорить о том, что такие экраны имели машины выпуска августа 1942 года, хотя, возможно, их успели поставить и на июльские машины. Приваривались эти экраны до ноября 1942 года включительно. Вместе с тем, имелось одно уязвимое место, куда часто велся огонь. Речь идет о верхнем левом лобовом листе подбашенной коробки, имевшем толщину 20 мм. Помимо того, что там находилось место механика-водителя, как раз в том же районе размещался и наводчик. По смотровому прибору механика-водителя, а также по панорамному прицелу наводчика, огонь велся с завидным постоянством, так что крыша отделения управления становилась приоритетной целью. Посему уже осенью 1942 года некоторые экипажи стали делать железобетонный экран на крыше. Естественно, он мог выдержать немного попаданий, но это всё равно лучше, чем ничего. Данное явление было не то, чтобы сильно развитым, но в нашем НИИ-48 его заметили. Причем именно на StuG 40 Ausf.F.

Самые последние StuG 40 Ausf.F/8 имели крепление дополнительных листов на болтах

Самые последние StuG 40 Ausf.F/8 имели крепление дополнительных листов на болтах

Под самый конец производства StuG 40 Ausf.F/8 технология установки дополнительной броневой защиты снова изменилась. Связано это оказалось с ростом объемов выпуска самоходных артиллерийских установок данного типа. Уже в ноябре 1942 года ежемесячный объем выпуска достиг цифры в 100 машин, и дальше он только рос. Ну а поскольку варили немцы вручную, экраны стали «узким местом».

Крепление дополнительных броневых листов корпуса на болтах

Крепление дополнительных броневых листов корпуса на болтах

Почему нельзя было просто увеличить толщину броневых листов, знают только немецкие производственники. В любом случае, теперь дополнительная броня крепилась на болтах. По традиции, в листах сверлились отверстия, ставились болтовые соединения, на них дополнительные листы и крепились.

На StuG 40 Ausf.G изначально дополнительная броня крепилась на болтах

На StuG 40 Ausf.G изначально дополнительная броня крепилась на болтах

Точно такое решение по дополнительной броневой защите имела и самая массовая версия машины — StuG 40 Ausf.G. Лишь в мае 1943 года «ванна» получила монолитный лоб толщиной 80 мм. Но не рубка. С ней вообще происходили странные вещи. С правой стороны лобовая деталь стала монолитной (80 мм) осенью 1943 года, А вот слева на болтах дополнительную броню продолжали ставить до самого конца производства. То, что такая конструкция менее надежная, нежели монолитная, видимо, никого не смутило.

Схема дополнительной броневой защиты StuG 40 Ausf.G из отчета НИИ-48

Схема дополнительной броневой защиты StuG 40 Ausf.G из отчета НИИ-48

В 1943 году НИИ-48 подготовило доклад, посвященный немецкой дополнительной броневой защите. В нем обнаружилось три варианта усиления броневой защиты, причем два относилось к StuG 40 Ausf.F. Дело в том, что ко второму варианту отнесли нанесение железобетонного «экрана» на крышу отделения управления. Не менее интересно то, что в НИИ-48 крайне оптимистично оценивали стойкость дополнительной брони. Как следовало из вердикта, обеспечивалась надежная защита от бронебойных снарядов калибра 57 и 76 мм, включая подкалиберные. Главный вопрос заключался в том, что данные выводы делались на основании внешнего осмотра.

Осенью 1943 года на болтах крепился только лист на лобовой детали подбашенной коробки со стороны механика-водителя. Посему его оставили таким - загадка

Осенью 1943 года на болтах крепился только лист на лобовой детали подбашенной коробки со стороны механика-водителя. Посему его оставили таким — загадка

Реальные показатели броневой защиты StuG 40, оснащенных дополнительной броневой защитой, были получены в сентябре 1943 года. В это время были проведены испытания обстрелом StuG 40 Ausf.G, захваченной на Курской Дуге. обстрел проводился разными типами орудий и снарядов. Первым делом по центральной лобовой плите корпуса (50+30 мм) открыли огонь из танковой 45-мм пушки, установленной в танке Т-70. С дистанции 150 метров бронебойный снаряд, разумеется, лоб не пробил, а вот подкалиберный вполне добился пробития.

Последствия попадания 45-мм бронебойных и подкалиберных снарядов. Как можно заметить, при попадании оторвался один из болтов

Последствия попадания 45-мм бронебойных и подкалиберных снарядов. Как можно заметить, при попадании оторвался один из болтов

Весьма интересные результаты дал обстрел этого же участка из 6-фунтовой (57-мм) танковой пушки, установленной в танке Churchill III. Первое попадание, на дистанции 300 метров, закончилось пробитием дополнительной брони и вмятине в основном листе. А вот второе попадание привело к отколу куска экрана и частичному разрушению болтовых соединений. То есть ситуация с экранами Pz.Kpfw.III, крепившимися на болтах, повторилась. Другими орудиями по дополнительному бронированию огонь не вели, но общий вердикт очевиден. Чем больше был калибр орудий, тем быстрее происходило разрушение дополнительных броневых листов. Особенно это касалось листов на лбу рубки, больше 1-2 попаданий они не держали.

Дополнительный лист после попадания двух снарядов 6-фунтовой противотанковой пушки

Дополнительный лист после попадания двух снарядов 6-фунтовой противотанковой пушки

В заключении стоит сказать, что сама по себе идея усиление лба была правильной, а вот как это было сделано, вопрос крайне интересный. Разумеется, некоторое время дополнительная броня держала огонь снарядов, но не более чем 3-5 попаданий калибром 57-76 мм. Естественно, усиление броневой защиты сильно усложнило жизнь советским танкистам и артиллеристам, но ультимативного усиления броневой защиты не произошло. Причем уже в августе 1943 года начался выпуск КВ-85 и СУ-85. Для их орудий эти самые дополнительные броневые листы, как и 80-мм монолитная броня, не являлись проблемой.

Источники:

  1. ЦАМО РФ
  2. РГАЭ
  3. Panzer Tracts No.8 Sturmgeschuetz — s.Pzk to Sturmmoerser, Thomas L. Jentz, Hilary Louis Doyle, Darlington Publication, 1999
  4. Архив автора

источник: https://zen.yandex.ru/media/yuripasholok/bolshe-broni-dlia-nemeckogo-shturmovika-5fc0c56b210b317d1e5792e8

Подписаться
Уведомить о
guest

1 Комментарий
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account