Юлия Лиморенко. Беллерофонт, который не был собой
Этот миф не особенно популярен, хотя неясно, почему: тут тебе и герой со странным происхождением, и пикантные скандалы, и убийство чудовища, и трагедь трагическая… Причём он, похоже, не был особенно популярен и в древности: известны названия лишь трёх трагедий на этот сюжет — сравним с десятками драм на сюжеты о Тесее, Оресте, Эдипе…
Но тут герой особый — всё, что мы о нём привыкли знать, на деле не совсем так или даже совсем не так!
Проблемы начинаются прямо с начала: с имени Беллерофонт (Βελλεροφῶν). Мы-то не греки, мы не видим ничего особенного: имя как имя. Но у него есть семантика, и греки считали, что понимают её: Беллерофонт значит «Убийца Беллера»… возможно… но это не точно!
Дело в том, что никакого специального Беллера мифы не знают. Был вроде бы брат героя, которого он убил, но звали его Алкимен. По крайней мере, это имя проверяется по другим источникам. Версии также говорят, что убил он не брата, а просто какого-то человека в своём городе. К этому мы вернёмся чуть позже, а пока отметим, что происхождение имени неясно. «-фонт» — это в самом деле «убийца», но кого? Есть предположение, что слово «беллерос» вообще негреческое и обозначает чудовище или злое существо. Откуда упала эта версия, всё так же непонятно, но из греческого языка эта часть имени героя не получает никакого объяснения. Однако на Балканах у разных народов известны мифические змеи/драконы, называемые балаур/белор/болла. Это ж-ж-ж неспроста — может быть, у совсем архаических индоевропейцев было какое-то соответствующее название чудовища. А может, у семитов заимствовали. Например.
Но вернёмся к герою. Жил-был нехороший человек Сисиф (про него в другой раз), у него был сын Главк. Поскольку Сисиф нехороший человек, Зевс решил, что у него не должно остаться потомства. Поэтому у Главка не было детей… стоп, а откуда тогда герой? А миф утверждает, что жена Главка родила сына от Посейдона, и назвали его Гиппоной. Запомним этот момент!
Кстати, если боги решили не давать Главку потомства, откуда у Гиппоноя брат?.. Чувствуете, как всё запутывается!
Ну да ладно, кого бы ни убил Гиппоной, убил он его случайно. Однако, опасаясь кровной мести (это лишнее очко в пользу того, что убит не родич!), Гиппоной бежал в Арголиду. Там его пригласил к себе Прет, царь Тиринфа. Этот тот самый Прет, который дядя Персея.
Всё бы ничего, но на молодого гостя запала царица Сфенебея (она же Антея в других версиях). Как водится в этом бродячем сюжете (Иосиф Прекрасный и жена Потифара, Ипполит и Федра…), герой на страсть не ответил, и женщина оклеветала его перед мужем. Муж, понятное дело, верит. Но убить гостя сам не решается — буквально не по-божески! И он придумывает перевалить грязное дело на чужие плечи: отправляет Гиппоноя с письмом к своему тестю, царю Ликии Иобату. А в письме, ясное дело, просит расправиться с героем.
Иобат, надо думать, в восторге: зять просит эдак по-родственному убить совершенно незнакомого парня… Но что-то делать надо, и царь начинает придумывать для Гиппоноя смертельно опасные задачи. И первым делом поручает ему убить Химеру. Хороший такой заход.
Кто такая Химера? Римляне верили, что в Ликии есть вулкан с таким названием. Может, он и был, но чтобы извергался в историческое время — это вряд ли. Согласно мифам, Химера — порождение Тифона и Ехидны, а эти двое — сами порождения или самой Геи, или её детей — титанов. Хтонь на хтони! Химера — чудище, склеенное из «деталей» разных животных: льва, змеи и козы. Здесь описания чуть разнятся, иногда ей приписывают три головы: львиную, змеиную и козью (поэтому мы и называем химерой что-то, чего не может быть). Чаще изображали зверушку в виде льва с козьей спиной и змеёй вместо хвоста, или же вся задняя часть её была змеиной. Важно, что она летала и изрыгала огонь. Прелесть!
Если очень хочется, можно усмотреть в строении Химеры некоторый символизм. Коза — символ похоти, лев — властолюбия, змея — коварства. Сочетание «три в одном» даёт нелепейшую тварь — воплощение трёх пороков. Но это так, глосса.
Вот эта Химера и заплевала огнём всю Ликию, не давая спокойно жить. Гиппоной, видимо, был в сомнениях, но тут ему помогла богиня Афина: она привела ему Пегаса. Теперь-то мы знаем, что в бой на крылатом коне летал именно Гиппоной, а вовсе не Персей 🙂 Герой с коняшкой подружились и наподдали Химере: Гиппоной подстрелил её в полёте, и она мявкнулась на Алейскую равнину. Это не реальный топоним, такого места в Греции нет.
Гиппоной вернулся к царю с победой, а тот уже приготовил новое задание: избавить царство от воинственных солимов. Гиппоной разбил их войско. Тут подоспели амазонки — он и их обратил в бегство. Иобат устроил засаду на него. Гиппоной засаду перебил и пришёл жаловаться царю: что за фигня, твоё величество?
Тут Иобат понял, что герою благоволят боги и пытаться погубить его — себе дороже. Он признался в своих замыслах, попросил прощения и показал Гиппоною письмо Прета. Гиппоной оказался отходчивым парнем, зла не затаил, и Прет выдал за него свою дочь. Когда царь умер, Гиппоной по браку (мы уже знаем, как это бывает) получил Ликийское царство.
А вот на кого он затаил злобу — так это на Сфенебею. Ужа став царём, он заехал в Коринф и дал царице понять, что готов ответить на её страсть. Пригласил покататься на крылатой коняшке, повёз над морем и столкнул вниз. Сфенебея, конечно, стерва, но как-то ни Ипполит, ни тем более Иосиф до такого не докатывались…
А вот дальше начинается непонятное. Миф утверждает, что Гиппоной возгордился и решил на Пегасе залететь на Олимп, чтобы сравняться с богами. Зевс послал овода, овод ужалил Пегаса, Пегас сбросил Гиппоноя, Гиппоной мявкнулся на ту же самую Алепйскую равнину. Но не умер, а охромел и ослеп и в таком виде скитался там до самой смерти. Впрочем, некоторые версии говорят, что он «осознал свою вину, меру, степень, глубину» и примирился с богами.
Конец какой-то странный. Очень хочется сказать, что он поздний и приписан в назидательных целях, но это было бы неверно. Почему — это заслуживает отдельного рассказа.
Ядро истории Гиппоноя-Беллерофонта — это его воздушный бой с Химерой. Изображения этого боя есть на очень ранних образцах керамики архаических времён. Вообще в архаическое время Беллерофонта изображать любили, и часто рисовали его… с трезубцем. В мифе о Химере трезубец не упоминается, но это знак того, что Беллерофонт (убийца чудовищ) имел какую-то более раннюю историю. Скорее всего, он был локальным богом, связанным с морем и с небом (у некоторых народов Малой Азии крылатый конь был символом или атрибутом бога неба и грозы).
Как божество Гиппоноя почитали в Коринфе (на родине), но гораздо больше — в Ликии и Карии, особенно в городе Галикарнас. Его основали выходцы из Арголиды, предположительно жители Аргоса или Тиринфа. Было это, по-видимому, в VIII-VII вв. до н.э. Коренные обитатели этих территорий, видимо, были народами хеттского корня, поэтому представления об арголидском герое Гиппоное могли испытать влияние местных хеттских верований. О негреческих истоках мифа могут говорить и явно иноязычные имена и названия. Слово «беллерос» мы уже обсуждали, но и Пегас, и солимы, и даже Химера — слова из каких-то других языков. Однако культ Беллерофонта возник, скорее, всё же в Греции, в Арголиде, оттуда попал в Малую Азию и там сросся с представлениями о каком-то местном божестве.
А если так, неудивительно, что культ Беллерофонта как небесного божества столкнулся с культом Зевса, пришедшим в Малую Азию позднее. Тогда «гордыня» Беллерофонта и его противостояние с Зевсом — это отражение борьбы культовых фигур. Но происходило это, напомним, во времена архаики. В эту систему хорошо укладывался бы хеттский миф о борьбе бога грозы и хтонического змея; у греков именно в таком виде этого мифа нет, зато есть у многих других индоевропейских народов. Вспомним здесь же балканские названия змеев…
Вот такие пироги с химерами. Берегите героев!
источник: https://author.today/post/469761