Данный материал выкладывается на сайт в продолжение темы, поднятой в статье «Николай Якубович. Як-3 истребитель «Победа». Любимый истребитель «сталинских соколов». Скачать» и в цикле статей «Французы на востоке».
Созданный в 1946 году самолет Як-11 долгое время эксплуатировался в советских ВВС и ДОСААФ как двухместный учебно-тренировочный самолет. Позже, когда настоящие истребители военных лет исчерпали свой ресурс и были списаны, для воздушных съемок в фильмах военной тематики стали использовать Як-11 как живой отголосок "эпохи винта и мотора" в реактивный век. В фильмах он "воевал" в качестве истребителя за обе противоборствующие стороны, но простой перекраской опознавательных знаков дело не ограничивалось. Вторая кабина самолета, появляясь в кадрах, выдавала явно не боевое назначение машины.
Кинофильм "Балтийское небо", созданный в 1959 году, дал жизнь двум "незаводским" модификациям самолета. Первая из них появилась в мастерских Ломоносовского авиационно-технического училища в п. Лебяжье Ленинградской области, когда семь машин из двухместных были переделаны в одноместные. Съемки фильма проводились там же, на аэродроме Борки, с которого в годы войны взлетали краснозвездные истребители. Пилотировали самолеты на съемках летчики отдельной авиаэскадрильи ДОСААФ.
Другая, более "кардинальная" модификация являла собой нелетную трансформацию Яка в И-16. Самолету значительно укоротили хвост и крылья, сняли фонарь и поставили характерный заголовник, изготовили и установили фальшивые стволы пулеметов на крыльях и фальшивые щитки шасси. Винтомоторная группа осталась прежней, и самолет мог даже самостоятельно рулить.
После кинофильма "Балтийское небо" эти же одноместные Як-11, но в новом камуфляже с номерами на бортах, а не на хвосте и белыми стрелами по бортам использовались при съемках совместной советско-французской киноленты "Нормандия-Неман". При этом одной машиной пожертвовали, чтобы снять эпизод вынужденной посадки без шасси. Очевидно после посадки на "живот" самолет стал непригоден для дальнейшей эксплуатации, и его сожгли. (Горящие "яки" присутствуют в эпизодах как на "нашем", так и на "немецком" аэродромах, о чем можно догадаться по характерному рулю поворота, мелькнувшему в кадрах фильма).
Еще один телевизионный сериал с участием двухместного Як-11 "в чистом виде", но в немецком камуфляже был снят в конце семидесятых годов в кинокартине «Последний полет "Альбатроса"». После участия в съемках оставшиеся целые самолеты оказались "не у дел" и некоторое время, числясь за Ленфильмом, простояли на его натурной площадке. Дальнейшая судьба машин неизвестна.
От редакции: Один из "Як-11-одиночка" в начале семидесятых годов попал в Румынию, где использовался как пилотажно-акробатический самолет в национальной сборной на международных чемпионатах по авиаспорту. В 1974 г. румынские спортсмены завоевали на нем почетный диплом ФАИ имени П.Тисандьера. Как минимум еще две такие машины летают до сих пор в США: одна — как пилотажная, другая, оснащенная мощным американским двигателем — двухрядной звездой Пратт Уиттни, используется как гоночная в национальных соревнованиях "Пайлон Рейсинг".
источник: С. Кузнецов "Як-актер", Аэроплан №12