Гонка за призраком скорости. Последний прыжок «Мустанга» Часть 1

10

Вторая мировая война надолго прервала работы авиаконструкторов по созданию специальных рекордных самолетов, так как все силы были брошены на разработку новых боевых ЛА. Процесс их совершенствования привел к появлению в конце войны ряда машин, оснащенных реактивными двигателями, скорость полета которых значительно превышала скорость поршневых истребителей.

Естественно, что после окончания войны, когда все ведущие авиационные державы вновь включились в борьбу за достижение абсолютного рекорда скорости, для этих целей стали использовать исключительно самолеты с реактивными двигателями. В это время крупные авиационные фирмы практически перестали заниматься скоростными поршневыми самолетами, которые уже исчерпали свои возможности. И неудивительно, что рекорд скорости 755 км/ч, установленный Венделем на Me 209 еще в 1939-м, оставался непобитым в течение последующих 30 лет.

Однако отношение к скоростным поршневым самолетам вскоре изменилось. Установление нового рекорда скорости на ЛА данного класса стало рассматриваться как одно из основных направлений в развитии спортивной авиации. При этом ведущую роль сыграли уже не авиационные фирмы, а квалифицированные энтузиасты и любители авиации.

Гонка за призраком скорости. Последний прыжок «Мустанга» Часть 1

Сразу после войны за рубежом вновь начинает возрождаться интерес к воздушным гонкам поршневых самолетов, принять участие в которых мог бы любой желающий. Наибольшего развития этот вид спорта получил в США. Такие соревнования стали регулярно проводиться в Лас-Вегасе, Сент-Луисе и в Рино. В этих гонках принимают участие машины разных классов, но все же наибольший интерес вызывали полеты самолетов так называемой свободной формулы. Именно они и претендовали на побитие мирового рекорда, установленного Венделем. В связи с тем, что ведущие авиационные фирмы в это время перестали заниматься «несерьезными» поршневыми самолетами, то в качестве гоночных стали использовать доведенные до необходимых требований истребители, сохранившиеся со второй мировой войны. Однако установить новый рекорд даже на лучших истребителях 40-х годов было не просто.

Гонка за призраком скорости. Последний прыжок «Мустанга» Часть 1

Прошло целых 30 лет, прежде чем 16 августа 1969 года летчику-испытателю фирмы Локхид Дэрриэлу Гринемэйеру на самолете «Конквест» I удалось побить рекорд 1939 года. Самолет, на котором Гринемэйер установил новый абсолютный рекорд скорости, представлял собой специально подготовленный к гонкам палубный истребитель F8F-2 «Биркэт». Этот самолет, выпускавшийся в конце войны фирмой Грумман, был лучшим истребителем ВМФ США.

Гонка за призраком скорости. Последний прыжок «Мустанга» Часть 1

Гонка за призраком скорости. Последний прыжок «Мустанга» Часть 1

Гринемэйер установил на F8F-2 новый двигатель мощностью 3200 л.с. и существенно облегчил его планер. Он снял электро- и гидросистему, установил легкую сухую батарею для питания приборов и баллон сжатого азота для одноразовой уборки шасси. Для уменьшения площади крыльев их обрезали на 1 метр каждое, а на фюзеляже установили новый маленький, хорошо обтекаемый фонарь для головы нилота. Все эти изменения и позволили Гринемэйсру установить новый мировой рекорд — 776,449 км/ч.

Гонка за призраком скорости. Последний прыжок «Мустанга» Часть 1

Этот успех активизировал работы и других специалистов в данной области. Так, например, уже на следующий год американец Фрэнк Сандерс основывает частную фирму «Сандерс Эркрафт», которая специализируется на восстановлении истребителей с поршневыми двигателями по заказу таких же клиентов, как Гринемэйер. Наиболее известным самолетом этой фирмы стал «Дредноут» — подготовленный к гонкам английский палубный истребитель «Си Фьюри». Эта машина, восстановленная в 1983-м, оснащена 28-цилиндровым двигателем мощностью 3800 л.с. и рассчитана на скорость до 790 км/ч. Первый полет на нем выполнил Нил Андерсон — шеф-пилот фирмы Дженерал Дайнемикс. С тех пор самолет ежегодно принимает участие в национальных гонках в Рино.

Гонка за призраком скорости. Последний прыжок «Мустанга» Часть 1

Однако побить мировой рекорд «Конквеста» «Дредноуту» так и не удалось. Дело в том, что ровно через 10 лет после успеха Гринемэйера, в 1979-м впервые в истории поршневой авиации была официально зарегистрирована скорость полета, превысившая 800-километровый рубеж. Ее достиг американец Стив Хннтон на самолете «Ред Барон», представлявшем собой усовершенствованный истребитель Порт Амсрикен Р-51 «Мустанг». Правда, самолет Хинтона, так же как и «Конквест» Гринемэйера, сильно отличался от исходной машины. Главная изюминка «Ред Барона» — мощнейший 3800-сильный двигатель Роллс-Ройс «Мерлин», приводящий но вращение два соосных воздушных винта. Именно на этой машине 14 августа 1979-го и был усыновлен новый мировой рекорд — 803,138 км/ч.

Гонка за призраком скорости. Последний прыжок «Мустанга» Часть 1

Выбранный за основу рекордного истребитель Р-51 отличался очень хорошей аэродинамикой и имел крыло с ламинарным профилем. Конструкция планера также отличилась достаточной прочностью. Недаром еще в годы второй мировой войны некоторые пилоты, летающие на «Мустангах», на пикировании достигали околозвуковой скорости. Все это способствовало тому, что в 80-е годы именно модернизированные «Мустанги» были самыми скоростными поршневыми самолетами в мире. Этому, в частности, способствовали изменения внешних форм машины. На «Мустангах» заменялись фонари пилотской кабины, оперение, обрезались консоли и даже устанавливались стреловидные крылья. Практически на всех соревнованиях, проводившихся в Рино, победителями гонок, как правило, оказывались «Мустанги».

Гонка за призраком скорости. Последний прыжок «Мустанга» Часть 1

Гонка за призраком скорости. Последний прыжок «Мустанга» Часть 1

Кстати, говоря о соревнованиях в Рино, хотелось бы отметить то, что среди гоночных самолетов открытой формулы появлялся и советский самолет Як-11, правда, переделанный до неузнаваемости Бобом Вэнси и Клемстом Фэллсом под 2000-сильный двигатель Пратт-Утни R-2800…

Гонка за призраком скорости. Последний прыжок «Мустанга» Часть 1

Гонка за призраком скорости. Последний прыжок «Мустанга» Часть 1

В 1983 голу американцы предприняли еще одну попытку установления абсолютного рекорда скорости. Однако на сей раз — на базе 15—25 км. Необходимо отметить, что это — некоторое огсгупление от общепринятых правил, так как все рекорды скорости устанавливались сначала на мерной базе 1 км, а с середины 20-х годов — на базе 3 км. При этом высота полета ограничивалась 75 м. В настоящее время это ограничение стало менее жестким. Максимальную высоту полета увеличили до 150 м.

Кроме того, перед входом на мерную базу самолет, устанавливающий рекорд скорости, должен пролететь километровый отрезок (так называемый «свободный подход») также на высоте не более 150 м. Перед зоной свободного подхода разрешается увеличить скорость за счет пикирования с высоты не более 500 м. В рекордном полете ЛА должен пройти над мерной базой не менее четырех раз (по два раза туда и обратно). Допускается и большее число проходов, но необходимо уложиться в 30 минут. Рекордная скорость вычисляется как среднее арифметическое значение из четырех любых пролетов (по два в каждую сторону). При этом рекорд считается установленным, если зафиксированная скорость превышает предыдущий рекорд не менее чем на один процент.

Прогресс авиации после второй мировой войны, связанный, в первую очередь, с развитием реактивной техники, привел к тому, что измерение максимальной скорости полета ЛA на столь короткой базе и такой малой высоте стало весьма затруднительным как из-за возросшей сложности определения истинной скорости, так и по причине повышенной опасности. Кроме того, полеты на малой высоте не позволяли использовать всех скоростных возможностей реактивных машин. Достаточно привести следующий пример: сверхзвуковой истребитель F-4 «Фантом», имеющий максимальную скорость около 2500 км/ч, в полете у земли на базе 3 км установил абсолютный рекорд скорости 1452 км/ч. Поэтому в 1953-м была введена новая рекордная характеристика — скорость, достигнутая в полете на базе 15—25 км на любой выбранной высоте (оптимальной именно для данного типа самолета).

По правилам ФАИ, свободный подход в данном случае увеличен до 5 км, а самолет, идущий на рекорд, не должен отклоняться от заданной высоты более чем на 100 м (это исключает полет со снижением). На установление рекорда отводится 45 минут. Итоговая скорость подсчитывастся, как и на базе 3 км, но в расчет берутся любые два пролета (по одному туда и обратно).

Благодаря введению новой мерной базы появилась возможность официально установить и новый мировой рекорд скорости для ЛА с поршневым двигателем. Для этой цели вновь был выбран уже хорошо зарекомендовавший себя истребитель Р-51 «Мустанг». На него установили высотный двигатель Роллс-Ройс V-1650-9 мощностью 3000 л.с. С этим двигателем самолет, получивший обозначение «Дэго- Рэд», 30 июля 1983 г. установил новый мировой рекорд — 832,12 км/ч. Пилотировал машину Фрэнк Тэйлор.

Гонка за призраком скорости. Последний прыжок «Мустанга» Часть 1

Гонка за призраком скорости. Последний прыжок «Мустанга» Часть 1

Однако этот результат все же являлся выпадающей точкой, так как он не вписывался в единую цепь рекордов, установленных до этого поршневыми самолетами, начиная с 1907 года.

Гонка за призраком скорости. Последний прыжок «Мустанга» Часть 1

Поэтому в 1989-м предприняли еще одну попытку побития рекорда скорости на базе 3 км. И вновь, как ив 1979-м за основу взяли истребитель F8F «Биркэт». Мощность установленного на него двигателя R 3350 довели до 3800 л.с. 21 августа летчик Лайл Шилтон поднял машину в воздух и выполнил серию рекордных пролетов над базой 3 км, показав при этом среднюю скорость 850,24 км/ч, которая и была зафиксирована как последний абсолютный рекорд скорости, установленный на поршневом самолете.

Гонка за призраком скорости. Последний прыжок «Мустанга» Часть 1

Говоря о рекордных самолетах с поршневыми двигателями, хотелось бы отметить, что в настоящее время гонки летательных аппаратов становятся все более популярным и престижным видом спорта. В последнее время в них участвуют до 70 самолетов четырех классов (бипланы, формула 1, свободная формула, класс AT-6). Напомним лишь, что гонки идут на малой высоте по сложной замкнутой трассе. Ну а результаты одних из последних гонок представлены в таблице…

Гонка за призраком скорости. Последний прыжок «Мустанга» Часть 1

источник: Виктор БАКУРСКИЙ «ГОНКА ЗА ПРИЗРАКОМ СКОРОСТИ ПОСЛЕДНИЙ ПРЫЖОК «МУСТАНГА»» Крылья Родины 04-1994

byakin
Подписаться
Уведомить о
guest


2 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Antares
15.09.2020 20:50

++++++++++++++

VladimirS
15.09.2020 21:34

Еще вроде Асахи на мине подорвался. Чуть не потом.

Antares
15.09.2020 21:37
Ответить на  VladimirS

Вы правы , в октябре 1904 , если мне память не изменяет.

vasia23
16.09.2020 03:06

Уважаемый Бякин. Тут как бы не мины надо завозить, а адекватного командира. С неслабыми такими полномочиями. А по поводу мин. В Порт-Артуре есть несколько тонн пироксилина. Наштамповать мин можно много. Ведь смогли же построить и испытать подлодку Налётова «Портартурец». В осажденной крепости.

Стволяр
16.09.2020 06:21
Ответить на  vasia23

Здесь вопрос будет с качеством таких мин, уважаемый коллега. Да и «рога»-взрыватели для них — по сути довольно высокотехнологичное изделие, явно не для портовых мастерских, тем более в значительных масштабах. Хотя, конечно, можно озаботиться и крепостным минным заграждением, управляемым с берега, как в свое время у Г.Дойникова в его известной книге было…
С уважением. Стволяр.

vasia23
16.09.2020 09:04
Ответить на  Стволяр

В среднем в крепости имелось около 15 кораблей различных классов, имеющих на борту мины. от 30 до 50 штук. Около 600 мин максимум. Свинцовый колпак тоже изделие не самое сложное. Сухая батарея и склянка с электролитом, оно да. Хотя можно заменить рога на антенну. Т.е. рог один и имеется возможность прилично наэкономить. А антенну сделать с «метелкой» почти как на радиостанции РРУ (хотя бы)

Стволяр
16.09.2020 10:40
Ответить на  vasia23

Так ведь «многорожье» у мин не просто так сделано, уважаемый коллега, а чтобы повысить результативность срабатывания про контакте с корпусом корабля при самых разных положениях самой мины. Всего один колпак на мину — это будет априори ущербное изделие с крайне низкой вероятностью подрыва. А предложенная Вами «метелка» — еще более странно и спорно. Допустим, в воде она сработает — но мину-то в воду надо еще поместить. А с этаким «кустом» наверху, да еще когда надо спешить (как в случае с минной постановкой того же «Амура») — ох, не знаю,.. Как бы самоподрывов с подобным изделием не огрести. Так что по моему скромному мнению проще все-таки с управляемыми с берега минами позабавляться.
С уважением. Стволяр.

vasia23
16.09.2020 12:18
Ответить на  Стволяр

Нормальные мины ставим с минзагов, а суррогат с «порт-артурских салазок». А чтоб мина не сработала имеется сахарный (солевой) предохранитель. В общем имеет смысл данная метаморфоза.

16.09.2020 06:50

+++

NF
NF
16.09.2020 17:28

++++++++++

Ведьма Забугорная

Сказать коллеге Бякину ++++++ это не сказать ничего. Наконец-то пошли посты о реальных героях Порт-Артура.

Альтернативная История
Logo
Register New Account