Viva España! Часть IV.III. Подготовка офицеров и подофицеров Испанской Королевской Армии. Глава I. Военные школы

14

Viva España!

Доброго времени суток, дорогие друзья!

Продолжаю публикацию материалов по альтернативной истории Испании с 1872 года.

Viva España! Часть IV.II.Королевская Армия (Real Ejército)

Начинаю серию статей, посвященной системе военного образования Испанской Королевской Армии. Так как изменения, внесенные в подготовку офицеров и подофицеров, впоследствии окажут определяющее влияние на ход и исход венных действий в Испано-американской войне 1898 года, тема имеет важнейшее значение. Обоснование некоторых изменений будут даны позднее в части посвященной испано-германскому военному сотрудничеству. В данной статье будут рассмотрены школы подофицеров и военные школы Испании. Для визуализации рассматриваемого материала в статье приведены современные фотографии соответствующих учреждений. События, которые не происходят в связи с альтернативным ходом истории исключены из изложения событий, а внесенные изменения выделены темно-синим цветом. С нетерпением жду Ваших комментариев и рекомендаций.

Подготовка офицеров и подофицеров Испанской Королевской Армии

В XVIII-XIX веках в испанской армии были созданы несколько школ и академий для подготовки офицеров, подофицеров, инженеров и технических специалистов. С момента своего создания в зависимости от каждой эпохи они неоднократно реорганизовывались и использовали несколько названий. В целом к 1895 году в Испании сложилась стройная и достаточно эффективная система подготовки военных кадров.

Школы подофицеров (Escuelas de Suboficiales)

Герб Школы капралов «Кастилия»

С 1885 года Королевская Армия комплектовалась подофицерами из трех источников, основным из которых являлись Школы капралов (исп. Escuela de Cabo), осуществлявшие подготовку капралов из числа наиболее отличившихся солдат, прослуживших в строевых частях не менее двух лет. Школы капралов были сформированы в каждом военном округе и представляли из себя учебные роты, обучение в которых проводилось в течение года. После окончания школы выпускники подписывали договор о прохождении сверхсрочной службы в течение 3 лет. После окончания сверхсрочной службы капралы зачислялись в резерв 2-го разряда и могли быть призваны для комплектования резервных полков. При отсутствии вакантных должностей капралы могли зачисляться в резерв 1-го разряда. Школа капралов I-го военного округа располагалась в казармах «Мариано Монтилья».

Казармы «Мариано Монтилья» (исп. Cuartel Mariano Montilla)

Другим источником являлись выпускники военных школ (о которых речь пойдет ниже), которые не смогли сдать выпускной экзамен и призывались на действительную военную службу на три года с присвоением звания Второй капрал, а также выпускники Королевского Кадетского Корпуса, не сдавшие экзамен на кандидата в офицеры (численность таких достигала до 30% в год) и назначенные на должности командиров отделений с присвоением звания капрал или первый капрал.

В военное время, при формировании большого количества новых полков и батальонов, а также в случае больших потерь в личном составе в армейские полки и батальоны могли переводиться с присвоением звания капрал или первый капрал гвардейские солдаты, прослужившие в Королевской Гвардии не менее года. При этом по возможности они направлялись в полки из которых были зачислены в гвардию.

Герб школы подофицеров в Барселоне

Для подготовки сержантов была создана Школа подофицеров в Барселоне (исп. Escuela de suboficiales de Barcelona), занявшая крепость Монтжуик (кат. Castell de Montjuïc).[1] В школу зачислялись капралы, прослужившие на должностях командиров отделений не менее года и имеющие положительную аттестацию от командира роты и батальона, удовляющие требованиям по уровню образования (окончившие до призыва на военную службу элементарную школу или гимназию), состоянию здоровья, обладающие высокими моральными качествами, преданные Родине и Короне. Обучение в школе проходило 1 год, а для сержантов Королевских Корпусов Артиллерии и Инженеров, и других технических специальностей – 2 года. После окончания школы выпускники подписывали договор о прохождении сверхсрочной службы в течение 12 лет. Сверхсрочным подофицерам производилось добавочное содержание, обеспечивается гражданское место с жалованьем для прослуживших 18 лет капралов и 12 лет сержантов.

Крепость Монтжуик (кат. Castell de Montjuïc)

Военные школы

Наиболее распространенный путь в офицеры Королевской Армии начинался с учебы в Военных школах (исп. Escuela Militar), созданных практически во всех столичных городах (Мадриде, Севилье, Мурсии, Валенсии, Барселоне, Мериде, Толедо, Сарагосе, Вальядолиде, Лаграньо, Памплоне, Галисии, Овьедо, Сантадере и Витории). В них принимались преимущественно юноши 17-18 лет – сыновья офицеров, кроме того, в них могли попасть дети чиновников и подофицеров, прослуживших не менее 18 лет. Для поступления в военную школу нужно было окончить курс элементарной школы. В течении двух лет кадеты проходили начальную военную подготовку, занимались гимнастикой, фехтованием и строевыми приемами, изучали основы военного законодательства и управления, организацию и уставы Королевской Армии, топографию и полевую фортификацию.

Герб Королевского Кадетского Корпуса

После окончания курса военной школы с 1885 года (с увеличением призывного возраста с 20 до 21 года) для привития верности Отечеству и Короне, а также достижения единства в обучении и воспитании, кадеты, успешно сдавшие выпускной экзамен (до тысячи человек в год), на год переводились в Королевский Кадетский Корпус (исп. Real Cuerpo de Cadetes) в городе Алькала-де-Энарес, созанный по образу и подобию Главного кадетского корпуса в Берлине и размещавшийся в кампусе Университета Алькала.[2]

Королевский Кадетский Корпус (исп. Real Cuerpo de Cadetes) в городе Алькала-де-Энарес

Королевский Кадетский Корпус (исп. Real Cuerpo de Cadetes). Внутренний двор

После окончания класса Primero Королевского Кадетского Корпуса для поступления в военную академию кадет должен был прослужить в строю 6 месяцев, получить положительную аттестацию за подписью офицеров своей роты, батальонного и полкового командира и сдать экзамен на кандидата в офицеры (исп. Examen de Candidato a Oficial). Те воспитанники, которые по молодости лет или из-за недостаточной успеваемости не могли быть зачислены в строй, оставлялись в корпусе еще на один-два года для завершения своего образования в классе Segundo.

Кадеты-барабанщики Королевского Кадетского Корпуса (в парадной форме)

В войсковых частях все кандидаты в офицеры составляли особую группу, которой заведовал один из лейтенантов. Обучение производилось отдельно от рекрутов, при этом старались максимально быстро обучить службе рядового, не затрачивая много времени на формальную службу в строю с тем, чтобы потом перейти к привитию навыков командира отделения (капрала) и взвода (сержанта) – обучения других и командованию. Вместе с практической присутствовала теоретическая подготовка, причем часто в форме заданий на письменную разработку разных вопросов, поскольку считалось что письменная работа полезнее и вместе с тем дает возможность правильнее судить об умственных способностях. Время службы в полках давало возможность подробно изучить будущего офицера, привить ему воззрения офицерского сословия и придать тот внешний облик, который присущ офицеру. С особой осмотрительностью офицерский корпус полка (отдельного батальона) решал вопрос о том, достоен ли кандидат быть членом офицерской среды – наводились справки о материальном положении, о нравственных качествах. В результате офицерский корпус обеспечивался от попадания в него сомнительных личностей.

При успешном прохождении строевой службы выпускники получали звание кадет-капрал (исп. Cadete Cabo) и допускались к сдаче экзамена на кандидата в офицеры. При отличном окончании класса Primero воспитанники получали звание кадет-сержант (исп. Cadete Sargento) и направлялись в военную академию, минуя строй. Отдельную группу составляли выпускники специального двухлетнего класса Selecto (дословно – «избранный», «отборный»), аналог класса Seleсta Главного кадетского корпуса в Германии и Пажеского корпуса в России, которые получали офицерское звание после окончания этого класса, сдачи экзамена на офицерский чин и в военных академиях не обучались. Выпускники не получившие положительную атесстацию или не сдавшие экзамен на кандидата в офицеры назначались на должности командиров отделений с присвоением звания капрал или первый капрал (исп. Cabo Primero o Cabo). Всего в военные училища поступали 70% выпускников корпуса, что составляло до семи сотен человек ежегодно.

Кроме выпускников военных школ в военные академии могли быть зачислены молодые люди в возрасте от 17 до 23 лет, окончившие курс гражданских учебных заведений, Первого класса (гимназий), соответствующий классу Segundo Королевского Кадетского Корпуса, прослужившие в срою в чине второго капрала не менее 6 месяцев и получившие означенную выше положительную аттестацию. Лицами, окончившими гражданские учебные заведения, сдавался экзамен на кандидата в офицеры, и соответствовал выпускному экзамену в Королевском Кадетском Корпусе.

Экзамен на кандидата в офицеры принимался Высшей экзаменационной комиссией, а для приемки этих экзаменов существовало специальное Второе отделение комиссии (Первое отделение принимало экзамен на получение офицерского звания) в составе 3 экзаменаторов, из которых один был преподавателем военной академии, а двое – гражданскими профессорами.

Таким образом, двухуровневая трехлетняя начальная военная подготовка (военная школа и Королевский Кадетский Корпус) со сдачей выпускных экзаменов, строевая служба в войсках с получением аттестации, позволили координально повысить уровень подготовки поступающих в военные академии. Так, для дальнейшего обучения в военные академии зачислялись выпускники военных школ и гражданских учебных заведений прошедшие строевую службу, получившие положительную аттестацию и успешно сдавшие экзамен на кандидата в офицеры.

Примечания:

[1] Крепость Монтжуик (кат. Castell de Montjuïc) – фортификационное сооружение на горе Монтжуик, в черте города Барселона, которое дало имя двум важным битвам 1641 и 1705 годов. Первоначально на этом месте находилась сторожевая башня. Современная крепость появилась на горе Монтжуик в 1640 году, во время восстания каталонцев против Габсбургов. В начале войны за испанское наследство (1705) захвачена англичанами во главе с графом Питерборо. Через год отвоёвана испанцами. В середине XVIII века Монтжуикская крепость была реконструирована по проекту Хуана Мартино Керменьо. Между 1779 и 1799 годами были проведены новые фортификационные работы, в результате которых крепость получила современный вид. В те годы были расширены казармы, выкопан ров. Артиллерийское вооружение крепости стало включать не менее 120 орудий. В феврале 1808 Монтжуиком овладели войска Наполеона под командованием полковника Флорешти.

[2] Университет был основан в городе Алькала-де-Энарес (исп. Universidad de Alcalá) под покровительством кардинала Сиснéроса в 1499 году, когда статус университета был присвоен высшей школе, т. н. Estudios Generales, которая существовала с 1293 года. В честь его основателя на эмблеме Университета изображен лебедь (исп. cisne). В Университете Алькала-де-Энарес учились такие известные деятели испанской культуры как Мигель де Сервантес, Франсиско Кеведо, Тирсо де Молина, Кальдерон де ла Барка, Лопе де Вега, основатель ордена иезуитов Игнасио де Лойола. Среди преподавателей университета был знаменитый испанский филолог Антонио де Небриха, возглавлявший кафедру риторики с 1513 по 1522 год. В 1836 году, во время правления Изабеллы II, университет был перенесен в Мадрид под именем Центрального университета.

Подписаться
Уведомить о
guest

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account