Viva España! Часть III. Экономическое развитие Испании в 1874-1898 годах

14

Viva España!

Доброго времени суток, дорогие друзья!

Продолжаю публикацию материалов по альтернативной истории Испании с 1872 года.

Viva España! Часть II. Политическая система Испании с 1876 года

В третьей части будут рассмотрены сельское хозяйство, пути сообщения, промышленность Испании, а также испано-германское экономическое сотрудничество, в том числе в военной промышленности. События, которые не происходят в связи с альтернативным ходом истории исключены из изложения событий, а внесенные изменения выделены темно-синим цветом. С нетерпением жду Ваших комментариев и рекомендаций.

Экономическое развитие Испании в 1874-1898 годах

Окончание революции в декабре 1874 года и карлистской войны в феврале 1876 года оказало благотворное влияние на экономическую жизнь страны. Темпы экономического роста увеличились, но в то же время Испания продолжала отставать от промышленно развитых стран Западной Европы в техническом отношении, по уровню производительности труда, по объему производимой продукции на душу населения.

Экономическая карта Испании

Сельское хозяйство

B аграрном секторе возросло производство экспортной продукции – вина, оливкового масла и фруктов, главным образом за счет увеличения площадей, занятых виноградниками, оливковыми рощами и садами, при этом произошло сокращение зернового клина и пастбищ. Аграрные преобразования буржуазных революций привели к дальнейшей концентрации земельной собственности в руках крупных землевладельцев – бывших сеньоров, а также буржуа, скупавших церковные и общинные земли.

B южных и центральных районах – Андалусии, Эстремадуре, Новой Кастилии – господствовал латифундизм. Оборотной стороной этого явления была растущая пролетаризация деревни: в некоторых районах Юга батраки составляли до 65% сельского населения. Крошечные наделы не могли обеспечить существование крестьянской семьи. Хозяйства латифундистов были ориентированы на рынок. Производительность труда в таких имениях была низкой, их владельцы обеспечивали себе высокие доходы за счет жесточайшей эксплуатации батраков. Заработки поденщиков были в 2–3 раза ниже зарплаты промышленных рабочих.

B северных районах преобладали мелкие хозяйства крестьян-арендаторов и крестьян-собственников. Подобная структура земельной собственности препятствовала модернизации аграрного сектора: у крестьян не было средств для улучшения своего хозяйства, а латифундисты не вкладывали капитал в производство, предпочитая технике и минеральным удобрениям дешевый труд поденщиков. Спрос на промышленные товары в деревне был низким, что сдерживало развитие промышленности. Сохранение латифундизма и крестьянского малоземелья делало развитие капиталистических отношений в испанской деревне крайне болезненным для большинства сельского населения.

В период 1878-1898 годов благодаря аграрному закону аграрная структура страны претерпела значительные изменения: владения латифундистов уменьшились с 47% до 30%, так как крестьянские хозяйства увеличились с 33% до 60% обрабатываемых земель. В стране был создан класс крестьян-собственников. Кредитование крестьянских хозяйств позволило увеличить их производительность. Одновременно латифундисты были вынуждены повышать производительность не только за счет минимальной оплаты труда батраков, но и за счет использования техники и минеральных удобрений.

Пути сообщения

Испания стала 18 территорией в мире, где была построена железная дорога. Она была введена в эксплуатацию в 1848 году между Барселоной и Матаро, хотя на Кубе, которая в то время являлась испанской колонией, железная дорога была введена в эксплуатацию на 11 лет раньше для массовых перевозок сахарного тростника.

Изначально была выбрана широкая колея 1671,6 мм, что составляло ровно 6 кастильских футов. Вероятнее всего, это было вызвано двумя причинами: гористым характером местности – так как более широкая колея позволяла размещать более мощные паровые двигатели на больших по размеру локомотивах, так и стратегическими соображениями – при вторжении в Испанию Франция не смогла бы оперативно снабжать свои войска, как если бы в Испании была стандартная колея шириной 1435 мм. Однако английские компании при строительстве железных дорог переводили кастильские футы в английские, в результате ширина колеи часто была 1674 мм с большой погрешностью.

Более широкая колея, чем в остальной Европе, делает строительство и содержание пути более дорогим, а также создаёт сложности в перевозках грузов и пассажиров с соседними странами и сдерживает развитие железнодорожного сообщения Испании с Европой вообще и с Францией и Марокко в частности.

Железнодорожный узел в Картахене

Параллельно в северных, более гористых районах страны, велось строительство железных дорог узкой колеи в 1000 мм, которые отлично вписываются в рельеф местности, так как на них допускаются более крутые подъёмы и малые радиусы кривых. И сегодня на севере Испании в автономных сообществах Астурия, Кантабрия и Страна Басков узкоколейные железные дороги встречаются чаще, чем дороги с иберийской шириной колеи, также дороги c шириной колеи 1000 мм имеются в автономных сообществах Галисия, Кастилия и Леон, Каталония, Валенсия, Мурсия и Балеарские Острова.

Строительство основных линий железнодорожной сети закончилось к 1870-м годам XIX века, когда железные дороги соединили Испанию с Португалией в 1863 году и с Францией в 1864 году. В то время различные железные дороги находились в собственности разных компаний, что сказывалось как на объёмах перевозок, так и на эксплуатационных показателях, также в разных компаниях были приняты различные допуски к ширине колеи. Общая протяженность железных дорог составила 13 тыс. км.

Промышленность

Промышленный потенциал Испании был сосредоточен в нескольких районах – Каталонии, Бискайе, Астурии, промышленном поясе Мадрида, на остальной территории ведущей отраслью оставалось сельское хозяйство.

Опережающими темпами развивалась горнодобывающая промышленность: с 1880 по 1898 год добыча угля возросла в 2 раза, добыча железной руды – в 5 раз. Испания превратилась в крупного экспортера железной руды, руд цветных металлов. В этот период в Англию отправлялось от 60 до 80% железной руды.

Центрами черной металлургии стали Бискайя и Астурия, предприятия цветной металлургии располагались на юге страны, в провинции Уэльва. B техническом отношении испанская металлургия значительно отставала от ведущих стран Западной Европы: так, бессемеровский метод выплавки стали был применен в Испании только в 80-е годы, через 30 лет после его изобретения.

Успешно развивалось судостроение. На северном побережье располагались многочисленные верфи, где строились паровые суда с металлическим корпусом.

Крупнейшим центром текстильной промышленности продолжала оставаться Каталония, где была сосредоточена большая часть прядильных и ткацких фабрик.

Фабрика в Мадриде

Возникают и новые отрасли: в 70-е годы появились первые предприятия химической промышленности, в конце десятилетия началось строительство тепловых электростанций, в 1890 году была сооружена первая ГЭС.

Слабым местом испанской экономики оставалось машиностроение, большая часть машин и оборудования ввозилась из-за рубежа. Таким образом, несмотря на то, что к концу XIX века произошел переход к фабричному производству в текстильной промышленности, в черной и цветной металлургии и была создана железнодорожная сеть, промышленная революция в Испании не была еще завершена.

B последней четверти XIX века активно шел процесс концентрации капитала, о чем свидетельствовал быстрый рост числа акционерных обществ. Усилился приток иностранного капитала, в основном английского, французского и бельгийского. Иностранные капиталовложения направлялись в предприятия горнодобывающей промышленности, железнодорожные компании, банки и страховые общества.

Испано-германское экономическое сотрудничество

С 1885 года в Испании начала свою деятельность германская «Телеграфно-строительная фирма Сименс и Гальске» (нем. Telegraphen-Bauanstalt Siemens & Halske, в 1897 году преобразована в акционерное общество Siemens & Halske Aktiengesellschaft, AG). В 1886 году построена первая телеграфная линия Мадрид, Сарагосса, Тулуза. К 1890 году телеграфными линиями связаны все станции испанских железных дорог. Для обслуживания телеграфных линий при участии германского капитала создана «Испанская телеграфная компания» (исп. Compañía Telegráfica Española, СТЕ). В 1892 году в Сантадере открыто предприятие по производству телеграфных аппаратов, кабеля и другого электротехнического оборудования «Испанская телеграфная фабрика Сименса» (исп. Fábrica Telegráfica Española de Siemens, TFE Siemens). Кроме того, для обеспечения энергией многочисленных строящихся предприятий и разрастающихся городов компанией Сименса построены тепловые электростанции в Мадриде, Сарагосе, Бильбао и Барселоне, объединенные с уже имеющимися тепловыми и гидроэлектростанциями в единую сеть – «Испанская электрическая компания» (исп. Empresa Eléctrica Española, EEE).

В 1885 году при участии германского капитала создается «Испано-Германская стальная и железная компания» (исп. Empresa de Acero y Hierro Español y Alemán, EAHEA), начинаются проектно-изыскательские работы, а 1886 году – строительные работы для сооружения металлургического завода в Авилесе. Железная руда на завод поставлялась с рудников Понферады иМьереса, а коксующийся уголь с шахт Вильяблино и Сама-де-Лангрео, на которых за счет германских инвестиций также была проведена реконструкция.

В 1890 году с завершением строительства заводских корпусов начинается поставка и монтаж германскими специалистами металлургического оборудования. В июне 1890 года была заложена и введена в строй первая доменная печь. К 1895 году завод имел 5 доменных печей, 10 паровых машин, 6 газовых и 5 паровых турбин, число инженеров и рабочих – 8 тыс. человек. Предприятие имело законченный металлургический цикл с производством кокса, чугуна, литой и фасонной стали, сортового железа, рельсов различных марок, железнодорожных креплений, мостов, труб и других металлических изделий, в том числе для горнорудной и оружейной промышленности.

Сталелитейное производство происходило в бессемеровском и мартеновских цехах. Мартеновские печи давали мягкое сортовое железо и самую высококачественную специальную сталь: орудийную, снарядную, самозакаливающуюся инструментальную. Завод изготавливал чугун всех сортов, ферромарганец и ферросилиций, литые и обжатые болванки, железо сортовое, листовое и универсальное; рельсы, балки, швеллера; катаную проволоку; чугунные трубы и фасонные части к ним, машинное литье, мосты, резервуары и баки; продукцию вспомогательного назначения – шлаковый кирпич, доменный, железо-цемент и пр. Специально для военных нужд производилось значительное количество специальных сортов стали разных профилей для изготовления орудий н производства снарядов.

Металлургический завод в Авилесе

В 1895 производство стали доходило до 600 т. в сутки; производительность рельсового стана составляла 300 т. в сутки, проволочно-прокатного стана – 200 т. в сутки, листового прокатного стана – 150 т. в сутки. Годовой объем выпускаемой продукции – около 1 млн т. «Испано-Германская стальная и железная компания» стала крупнейшим предприятием в области производства металла и металлоизделий в Испании.

Военная промышленность

полковник артиллерии дон Хосе Гонсолес Онтория

В 1879 году на Национальной фабрике в Трубии (исп. Fabrica Nocional de Trubia) началось производство ряда новых нарезных казнозарядных орудий для испанского флота, разработанных полковником артиллерии доном Хосе Гонсолесом Онтория. Это были орудия калибром в 200, 180, 160, 120, 90 и 70 мм. Столь широкая номенклатура изделий впервые внедрялась в Испании и вполне законно составила национальную гордость. В 1883 году началось производство орудий с еще большей номенклатурой калибров: 320, 280, 240, 180, 160, 140 и 120 мм. Для упорядочения принятых на вооружение флота артиллерийских систем, правительство утвердило регламент на калибры флотских орудий. Предполагалось уже состоящие на вооружении орудия постепенно заменять, а новые корабли принимать только с системой Онтория образца 1879/83 года и только указанных калибров.

В процессе налаживания производства орудия стали целиком стальными. Преимуществом испанских пушек было заряжание с казны, при этом флот «Владычицы морей» продолжал использовать пушки, заряжаемые с дула. Внешне орудия Онториа были похожи на орудия Армстронга с поршневым затвором и «бутылочной» казенной частью, но при этом изготавливались по технологиям Круппа – имели скрепленный, а не проволочный или цельнолитой ствол. Внутренняя стальная труба имела мелкую параболическую нарезку, что также было передовым решением – в мире еще достаточно широко употреблялась крупная нарезка стволов.

Наконец, в эпоху пока еще «коротких» орудий, с небольшой длиной ствола в 20-30 калибров, полковник Онториа предложил изготавливать артиллерийские системы с длиной ствола в 35 и более калибров, что было принято в Европе только во второй половине 1880-х годов. Все эти идеи для своего времени были настолько передовыми, что систему немедленно приняли на вооружение, и началась масштабная перестройка испанской орудийной промышленности. Были унифицированы боеприпасы как к старым, так и к новым орудиям близких калибров, что значительно сокращало номенклатуру производимых боеприпасов, упрощало снабжение и удешевляло производство. Сами боеприпасы производились новейшей конструкции, со свинцовой оболочкой и медными поясками.

Благодаря долгосрочным государственным заказам, германским инвестициям, крупповским технологиям и специалистам, полковник Онтория смог реализовать свои проекты. В результате Испанский Королевский Флот получил если не самые современные, то не уступающие английским и французским аналогам, корабельные пушки в достаточных количествах. При этом испано-германское сотрудничество оказалось взаимовыгодным. Компания Круппа получила технические решения, предложенные полковником Онтория, в дальнейшем использованные при производстве корабельной артиллерии для Kaiserliche Marine.

В 1884-1886 годах в соответствии с Потсдамским договором от 5 сентября 1884 года при содействии германских специалистов реконструированы верфи Королевского Флота в Эль-Ферроле и Картахене, а также с участием германского капитала ранее государственная верфь «Каррака» в Кадисе, которая была акционирована. Кроме того, в 1885-1890 годах компанией «Вулкан» (нем. «Stettiner Maschinenbau Aktiengesellschaft Vulcan» AG Vulcan Stettin) построена современная верфь (исп. Vulcan Español) в Хихоне, а судо- и машиностроительной компанией «Германия» (нем. Schiff- und Maschinenbau Aktiengesellschaft «Germania», Germaniawerft), с 1896 года вошедшая в концерн Фридриха Круппа, – верфь в и Валенсии. Метал для кораблей и крупповская броня поставлялись как «Испано-Германской стальной и железной компанией», так и непосредственно с заводов Круппа в Германии. Это позволило наладить в Испании строительство и модернизацию кораблей в плановые сроки и с приемлемым качеством.

Верфь Королевского Флота в Эль-Ферроле (исп. Arsenal de Ferrol) современный вид

 

Оружейная фабрика в Толедо (исп. Fábrica de Armas de Toledo)

В 1895 году в Толедо при содействии фирм «Гебрюдер Маузер» (нем. Gebrüder Mauser) и «Людвиг Лёве» (нем. Ludwig Leve) построена и оборудована германскими специалистами государственная «Испанская оружейная фабрика» (исп. Fábrica Española de armas, FEA). В соответствии с договором на фабрике организовано лицензионной производство 7-мм винтовок Mauser Gewehr образца 1893 года, 7-мм пулеметов Maschinen Gewehr образца 1894 года и боеприпасов к ним. До 1 января 1898 года на фабрике выпущено 300 тыс. винтовок и 120 пулеметов (из 132 заказанных по контракту).

7-мм винтовка Mauser Gewehr образца 1893 года

7-мм пулемет Maschinen Gewehr образца 1894 года

В 1896 году в Гвадалахаре построен «Завод Круппа в Испании» (нем. Krupp-Werk in Spanien, исп. Planta de Krupp en España) на котором начато лицензионное производство 75-мм пушек KRUPP (7,5-см Feldkanone L/24) образца 1896 года и 120-мм гаубиц KRUPP (12-см Krupp Schnellfeuer-Haubitze L/10) образца 1892 года, а также снарядов и зарядов к ним. Заготовки для орудийных стволов производились «Испано-Германской стальной и железной компанией», а артиллерийские лафеты и передки – на Мадридском арсенале. Кроме того, были реконструированы арсеналы в Мадриде, Бильбао, Картахене и Барселоне.

75-мм пушка KRUPP (7,5-см Feldkanone L/24) образца 1896 года

120-мм гаубица KRUPP (12-см Krupp Schnellfeuer-Haubitze L/10) образца 1892 года

Кроме того, были реконструированы имеющиеся оружейные фабрики: Оружейная фабрика в Ла-Корунье (исп. Fabrica de Armas de La Coruna), филиал оружейной фабрики в Толедо, на котором организовано производство винтовок; Оружейная фабрика Де Ла Вега (исп. Fábrica de Armas de La Vega), филиал Национальной фабрике в Трубии; Королевский артиллерийский завод Севильи (исп. Real Fábrica de Artillería de Sevilla), на котором было организовано производство орудий Круппа.

Основанное на общем экономическом росте, в том числе благодаря германским инвестициям, технологиям и специалистам, развитие военной промышленности Испании в 1874-1898 годах позволило создать значительный военно-экономический потенциал и провести перевооружение Испанской Королевской Армии на современные образцы артиллерии и стрелкового оружия, создать запасы боеприпасов на 6 месяцев военных действий действующей армии, развернутой по мобилизации, выполнить десятилетнюю кораблестроительную программу 1884 года – построить современные корабли вооруженные скорострельной артиллерией, не уступающей английским, французским и германским аналогам.

Ратуша в Ла-Корунья (исп. Ayuntamiento de la Coruña)

Оружейная фабрика Де Ла Вега (исп. Fábrica de Armas de La Vega)

Подписаться
Уведомить о
guest

1 Комментарий
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account