1

Фрегаты

   Фрегаты, они же крейсера 1 ранга, в Российском Императорском флоте всегда занимали особое место. Ведь во всех концепциях крейсерской войны им отводилась ведущая роль. Но, не смотря на столь грандиозное предназначение, численно этот класс кораблей был невелик. В России, как всегда, на самое главное денег не нашлось. Хотя строили фрегаты и крейсера 1 ранга постоянно, но в малых сериях.

Дедушки

   «Дедушками» в РИФ называли броненосные фрегаты «Минин» и «Князь Пожарский». Эти корабли довольно долго несли свою нелегкую службу. И были списаны на слом только в 1918 году. Корабли неоднократно модернизировались и перевооружались.

Великий Князь Алексей Александрович и его флот. Часть 9.5.1

Броненосный батарейный фрегат «Князь Пожарский» (с 1 февраля 1892 года – крейсер I ранга)

   Броненосный батарейный фрегат «Князь Пожарский»: построен на верфи Галерного острова, начало работ на стапеле – 18 ноября 1864 года, спуск на воду – 31 августа 1867 года, фактическое вступление в строй – 1869 год. Водоизмещение – 4730 тонн, длина по ВЛ – 82,2 м, полная – 85,2 м, ширина – 14,9 м, осадка – 6,3 м. При вступлении в строй – одна горизонтальная паровая машина, 8 цилиндрических котлов. Мощность машин – 2170 л.с..  Скорость хода – 11,9 узла. Дальность хода – 1200 морских миль на скорости 10 узлов. Бронирование: боевая рубка – 38 мм, пояс по ватерлинии – 102 мм, каземат – 114 мм. Броня Ижорского завода. Вооружение: первоначальное –  8×1×229/20. С 1886 года – 8×1×203/22, 8×1×152/22, 8×1×87/20, 2×1×64-мм (дес.). С 1899 года – 4×1×203-мм/30, 6×1×152/45, 6×1×76/50, 8×1×47/44, 4×1×37-мм/23, 4×1×7,62-мм пулемета, 2×1×64-мм (дес.). С 1906 года – 10×1×152/45, 6×1×76/50, 8×1×47/44, 4×1×37/23, 4×1×7,62-мм пулемета. С 1908 года 1080 мин заграждения.

https://ru.wikipedia.org/wiki/Князь_Пожарский_(фрегат)

Великий Князь Алексей Александрович и его флот. Часть 9.5.1

Броненосный фрегат «Минин» (с 1 февраля 1892 года – крейсер I ранга)

    Броненосный фрегат «Минин»: построен на Невском заводе, начало работ на стапеле – август 1865 года, спуск на воду – 22 октября 1869 года, фактическое вступление в строй – август 1878 года. Водоизмещение – 5940 тонн, длина по ВЛ – 90,4 м, полная – 92,4 м, ширина – 14,9 м, осадка – 6,7 м. При вступлении в строй – одна горизонтальная паровая машина, 12 цилиндрических котлов. С 1888 года – 9 двойных котлов Бельвиля
    С 1899 вертикальная 2-цилиндровая паровая машина двойного расширения. Мощность машин – 5290 л.с., с 1888 года – 4553 л. с., с 1899 – 4000 л. с..  Скорость хода – 14,5 узла, с  1888 года –  13,5 узла, с 1899 – 10,3 узла. Дальность хода – 2000 морских миль на скорости 10 узлов, в 1898 году – 4000 миль на 9 узлах. Бронирование – пояс по ватерлинии 140 мм. Вооружение: с 1878 года –  4×1×203/22, 12×1×152/22, 4×1×87-мм, 2×1×44,5-мм орудия Энгстрема. С 1888 года – 4×1×203/30, 12×1×152/28, 4×1×87/20, 8×1×47-мм (Р47), 4×1×37-мм (Р37), 2×1×64-мм (дес.). С 1899 года – 4×1×203-мм/30, 6×1×152/45, 6×1×76/50, 8×1×47/44, 4×1×37-мм/23, 4×1×7,62-мм пулемета, 2×1×64-мм (дес.). С 1906 года – 10×1×152/45, 6×1×76/50, 8×1×47/44, 4×1×37/23, 4×1×7,62-мм пулемета. С 1908 года 1080 мин заграждения.

https://ru.wikipedia.org/wiki/Минин_(крейсер)

      По классификации от 1 февраля 1892 года «Князь Пожарский» и «Минин» переведены в крейсера 1 ранга. В 1899 году оба «Прадедушки» были переоборудованы в учебные корабли и входили в состав Балтийской Практической эскадры. Но при этом остались крейсерами 1 ранга. В 1903 году, в связи с обострением отношений с Японией, оба корабля были переведены в Сиамский залив с базированием на остров Ко Чанг [1]. Во время войны 1904 года крейсера осуществляли «фильтрацию» торговых кораблей в Малакском проливе, с арестом контрабанды для Японии. После войны переведены в учебные корабли. В 1908 году перестроены в минные заградители.

[1].В 1899 году было объявлено о соглашении Сиама и России о взаимовыгодном сотрудничестве. Россия становится гарантом независимости Сиама. А Сиам предоставляет России на 10 лет, в безвозмездное пользование, пустынный (не заселенный) остров Ко Чанг. Расположенный в 300 км южнее Бангкока. В 1900 году Россия выкупит этот остров у Таиланда. Конечно же для базы флота. Россия продолжала готовится к крейсерской войне с Великобританией.

Старички

     К 1898 году, «Старичками» в РИФ стали крейсера «Владимир Мономах» и «Дмитрий Донской». Эти корабли значительно устарели и износились. Но в отличии от «Дедушек» генерал-адмирал надеялся вернуть им некоторую боеспособность. Конечно даже до «Богинь» они не могли дотянуться. Поэтому решено было обеспечить способность бороться со старыми английскими кораблями в океане. А именно старые корабли и составляли основу противодействия крейсерской войне во флоте Великобритании. Крейсерам немного подняли давление в котлах и машинах, дав им возможность ходить на 16 узлах. Убрали тяжелый рангоут, якоря адмиралтейского типа заменили на безштоковые и обновили всю артиллерию. В остальном корабли остались прежними. Правда, борта батарейной палубы изменили значительно. Появились вырезы для носовой и кормовой пары шестидюймовок. А для «стодвадцаток» обустроили вырезы с обоих сторон от спонсона, обеспечив угол обстрела до 150 градусов.

Великий Князь Алексей Александрович и его флот. Часть 9.5.1

Крейсер I ранга «Владимир Мономах» после модернизации 1897 года.

     Полуброненосный фрегат (после 1 февраля 1892 года – крейсер I ранга) «Владимир Мономах»: заложен на Балтийском заводе 2 февраля 1881 года, спущен на воду 10 октября 1882 года, вступил в строй 1 июля 1883 года. Водоизмещение – 5754 т, длина по ватерлинии — 90,3 м, длина наибольшая (без бушприта) — 93,8 м, ширина – 15,8 м, осадка носом – 6,4 м, осадка кормой – 7,6 м. Скорость хода – 15,8 узлов, дальность плавания — 3300 миль на 10 узлах. Силовая установка — 2 вертикальные машины двойного расширения  суммарной мощностью 7044 л.с. производства Балтийского завода, 6 двойных цилиндрических котлов, 2 винта. Вооружение: 4×1×203-мм (орудия 8/28К-I), 12×1×152-мм (орудия 6/25К-I), 4×1×87-мм (орудия К87/25), 10 37-мм револьверных пушки Гочкиса (тип Р37), 4×1×381-мм НТА, 30 якорных мин. Бронирование: броня компаунд+Гарвея — полный пояс по ВЛ (2,2 м ширины), в центре (55 %) – 152/114 мм (к нижней кромке), в оконечностях (45 %) – 114 мм, палуба (плоская поверх пояса, мягкая сталь) — 12,7 мм,  боевая рубка (броня Гарвея) – 51 мм (бок) и 25 мм крыша. Экипаж: 24 офицера и 478 матросов.

   После модернизации 1897 года: водоизмещение – 5720 т, длина по ватерлинии – 90,3 м, длина наибольшая – 93,8 м, ширина – 15,8 м, осадка носом – 6,4 м, осадка кормой – 7,6 м. Скорость хода – 16,9 узла, дальность плавания – 3800 миль на 10 узлах. Силовая установка – 2 вертикальные машины двойного расширения  суммарной мощностью 7843 л.с. производства Балтийского завода, 6 двойных цилиндрических котлов, 2 винта. Вооружение: 8×1×152/45, 4×1×122/45, 6×1×37-мм револьверных пушки Гочкиса (тип Р37), 4×1×7,62-мм пулемета М95, 4×1×381-мм НТА, 30 якорных мин. Бронирование: броня компаунд+Гарвея — полный пояс по ВЛ (2,2 м ширины), в центре (55 %) – 152/114 мм (к нижней кромке), в оконечностях (45 %) – 114 мм, палуба (плоская поверх пояса, мягкая сталь) — 12,7 мм,  боевая рубка (броня Гарвея) – 152 мм (бок) – 51 мм (крыша), щиты орудий – 25 мм. Экипаж: 22 офицера и 369 матросов.

     Полуброненосный фрегат (с 1.02.1892 г. крейсер 1 ранга) «Дмитрий Донской».        Заложен на Новом Адмиралтействе 09 мая 1881 года, спущен на воду 18 августа 1883 года, вступил в строй 1 августа 1886 года. Водоизмещение – 5826 т, длина по ватерлинии — 90,4 м, длина наибольшая (без бушприта) — 93,4 м, ширина – 15,8 м, осадка носом – 6,4 м, осадка кормой – 7,8 м. Скорость хода – 16,2 узлов, дальность плавания — 3830 миль на 10 узлах. Силовая установка — 2 вертикальные машины двойного расширения  суммарной мощностью 7648 л.с. производства Балтийского завода, 4 одинарных, 4 двойных цилиндрических котлов, 1 винт. Вооружение: 4×1×203-мм (орудия 8/28К-I), 12×1×152-мм (орудия 6/25К-I), 4×1×87-мм (орудия К87/25), 10 37-мм револьверных пушки Гочкиса (тип Р37), 4×1×381-мм НТА, 30 якорных мин. Бронирование: (броня компаунд) — полный пояс по ВЛ (2,24 м ширины), в центре (55 %) — 152-114 (к нижней кромке), в оконечностях (45 %) — 114, палуба (плоская поверх пояса, мягкая сталь) — 12,7. Экипаж: 23 офицера и 492 матроса.

     После модернизации 1896 года: водоизмещение – 5940 т, длина по ватерлинии – 90,3 м, длина наибольшая – 93,8 м, ширина – 15,8 м, осадка носом – 6,4 м, осадка кормой – 7,6 м. Скорость хода – 16,9 узла, дальность плавания – 3800 миль на 10 узлах. Силовая установка – 2 вертикальные машины двойного расширения  суммарной мощностью 8112 л.с. производства Балтийского завода, 4 одинарных, 4 двойных цилиндрических котлов, 1 винт. Вооружение: 8×1×152/45, 4×1×122/45, 6×1×37-мм револьверных пушки Гочкиса (тип Р37), 4×1×7,62-мм пулемета М95, 4×1×381-мм НТА, 30 якорных мин. Бронирование: броня компаунд+Гарвея — полный пояс по ВЛ (2,2 м ширины), в центре (55 %) – 152/114 мм (к нижней кромке), в оконечностях (45 %) – 114 мм, палуба (плоская поверх пояса, мягкая сталь) — 12,7 мм,  боевая рубка (броня Гарвея) – 152 мм (бок) – 51 мм (крыша), щиты орудий – 25 мм. Экипаж: 22 офицера и 369 матросов.

В 1902 году оба крейсера получили радиостанции, что значительно расширило их рейдерские возможности.

      Крейсера «Владимир Мономах» и «Дмитрий Донской» несли службу от Балтики до Японского моря и имеют выдающийся послужной список. В 1903 году, во время обострения отношений с Японией, оба крейсера были переведены в состав третьей оперативной эскадры. С базированием на остров Ормуз в Персидском заливе. С 1895 по 1900 года Россия построила две ветки железных дорог в Персии. Одна из Закавказья  к порту Бендер-Аббас, другая из Средней Азии в этот же порт через столицу Ирана Тегеран. В благодарность за оказанную услугу правитель Персии (Ирана) Мозафереддин-шах Каджар, продал остров Ормуз России за символическую плату в 1000000 золотых рублей. Не смотря на то, что было объявлено о обустройстве угольной станции на острове Ормуз (для обеспечения перегона судов и кораблей на Дальний Восток), действия России в Персидском заливе вызвали протест в Англии. Российский МИД заверил Великобританию о дружелюбии и отсутствии агрессивных намерений в отношении Британской Империи. А вскоре случился кризис в Китае, и англичанам пришлось усмирять китайских «боксеров» вместе с русскими. Вернее сказать русским, с участием англичан, пришлось усмирять китайское восстание. Острота Ормузского вопроса поубавилась и он более не поднимался. Тем более, что Россия действительно на Ормузе имела только угольную станцию и небольшой судоремонтный завод. Все изменилось в 1903 году. На остров прибыла, вновь сформированная, третья оперативная эскадра, две береговых батареи и батальон морской пехоты. Британия забеспокоилась, если это так можно назвать. МИД России опять пришлось прилагать усилия, доказывая, что эскадра формируется для перевода на Дальний Восток и агрессивных намерений в отношении Британской Империи не имеет.

https://alternathistory.ru/velikii-knyaz-aleksei-aleksandrovich-i-ego-flot-chast-8

Шеститысячники

       Особое место в Российском Императорском флоте занимал крейсер «Адмирал Корнилов». Этой особенностью была способность этого крейсера ломаться в «самый подходящий момент». И не смотря на то, что его старались эксплуатировать в щадящем режиме, поломки следовали с завидном постоянством. В 1895 году, в связи с Японо-Китайским конфликтом, Россия усиливала свою группировку сил на Дальнем Востоке. Перебрасывались туда и корабли. В состав эскадры был включен крейсер «Адмирал Корнилов». Но дойдя до Скагерра, «Корнилов» опять сломался – пошел перегрев цилиндра низкого давления на правой машине и потекли котлы в третьей кочегарке. Кроме того, возобновилась трещина в холодильнике левой машины – трещина, полученная еще при изготовлении холодильника во Франции. Некоторое время её удавалось заклепать свинцовыми клиньями, но этого хватало не надолго. Крейсер вернулся в Кронштадт. Разозлившийся генерал-адмирал потребовал от МТК: «Сделайте наконец нормальным кораблем это французское корыто».

     Проектом модернизации предусматривалось перестроить (модернизировать) обе машины, заменить все котлы и артиллерию. Кроме того, генерал-адмирал предложил перестроить носовую оконечность, с целью обеспечения нормальной всхожести на волну. В действительности, в свежую погоду крейсер зарывался носом в набегающую волну. Из-за чего, более-менее быстрый ход, при волнении, был невозможен.

Великий Князь Алексей Александрович и его флот. Часть 9.5.1

Крейсер I ранга «Адмирал Корнилов» после модернизации 1898 года.

      Бронепалубный фрегат (с 01.02.1892 года крейсер 1 ранга) «Адмирал Корнилов». Место постройки: "Societe des Ateliers Chantiers de la Loire", Сен-Назер, Франция.

      Фактический тип корабля – бронепалубный  крейсер 1 ранга. Заложен – 31.10.1885, спущен на воду – 28.03.1887, введен в эксплуатацию – август 1890 года. На момент постройки: длина – 112,8 м, ширина – 15,8 м, осадка (носом / кормой) – 6,2 / 7,8 м, водоизмещение – 6227 тонн. Вооружение: 2×1×203/35, 12×1×152/35 орудий; 12×1×47/43; 4×1×37/23; 2×1×63,5-мм десантные пушки Барановского. Минно-торпедное вооружение: 6×1×381-мм надводных торпедных аппарата. Бронирование: палуба – 38-60 мм; рубка – 76 мм. Механизмы: 2 вертикальные машины тройного расширения мощностью 7776 и.л.с., 12 циллиндрических котлов, 2 винта. Скорость: 17,6 узла. Запас топлива: нормальный — 800 тонн, максимальный — 1000 тонн. Дальность плавания: 5 000 миль. Экипаж: 481 чел.

     Модернизация крейсера «Адмирал Корнилов» далась не дешево. Вскрытие цилиндра низкого давления на правой машине выявило задиры на стенках цилиндра. Задиры появились в следствии расшатывания «жука» забитого при изготовлении машины в тело поршня. При отливке больших чугунных деталей, часто образуются полости, не заполненные металлом. Эти полости «лечат» рассверливанием, нарезанием резьбы и вворачиванием специальных металлических пробок – «жуков». Вот такая пробка и вывернулась из своего посадочного места и испортила цилиндр. Осмотр всех поршней выявил более 10 больших «жуков» и около 30 маленьких. После оценки качества французского машиностроения, приняли решение произвести модернизацию машин по спецификации 1894 года, с отливкой новых стальных цилиндров и поршней. Новые детали отливались под давлением, поэтому дефектов не имели. Картер машин выполнили изолированным, а систему смазки перевели на принудительную прокачку масла с отводом тепла в маслоохладитель. Холодильники так-же пришлось делать новыми. Новые котлы, с повышенным давлением пара, обеспечили прирост мощности на 12%.

     Артиллерию главного и среднего калибра поменяли полностью. А противоминную оставили прежней, заменив на боевых марсах 37-мм одностволки на пулеметы. А вот с носовой оконечностью поколдовали основательно. Удлиненный полубак получил большой развал бортов, что обеспечило отличное всхождение на волну. Внешний облик крейсера при этом значительно не изменился – на перестройку архитектуры и замену рангоута денег уже не хватило. В 1902 году, по программе оснащения флота средствами радиосвязи, крейсер получил радиостанцию.

      Бронепалубный крейсер 1 ранга «Адмирал Корнилов». После модернизации 1898 года: длина – 112,8 м, ширина – 15,8 м, осадка (носом / кормой) – 6,23/7,85 м, водоизмещение – 6367 тонн. Вооружение: 2×1×203/45, 12×1×152/45 орудий; 12×1×47/43; 4×1×7,62 пулемета М95; 2×1×63,5-мм десантные пушки Барановского. Минно-торпедное вооружение: 6×1×381-мм надводных торпедных аппарата. Бронирование: палуба – 38-60 мм; рубка – 76 мм. Механизмы: 2 вертикальные машины тройного расширения мощностью 8709 л.с., 12 циллиндрических котлов, 2 винта. Скорость: 18,34 узла (на естественной тяге), 19,12 узла при форсировании котлов. Запас топлива: нормальный — 800 тонн, максимальный — 1000 тонн. Дальность плавания: 5 000 миль. Экипаж: 462 чел.

    После модернизации крейсер «Адмирал Корнилов» оставался на Балтике и входил в состав Практической эскадры. С началом войны 1904 года совершил переход в Средиземное море. На переходе поучаствовал в Гульском инциденте, а в Средиземном море успешно выполнял крейсерские функции по борьбе с контрабанднми перевозками.

       В 1899 году подвергли модернизации крейсера «Память Азова» и «Память Меркурия». Модернизация проводилась по принципу: «максимум эффективности за разумные деньги». После модернизации, они были включены в третью оперативную эскадру, с базированием на остров Ормуз. В марте 1904 года эскадра совершила переход на остров Сахалин, в порт Корсаков, где были включены в состав эскадры морской блокады восточного побережья Японских островов. Оба корабля участвовали в потоплении крейсера «Ниссин II». Именно крейсер «Память Азова» торпедировал японский крейсер, что привело к его потоплению.

Великий Князь Алексей Александрович и его флот. Часть 9.5.1

Крейсер I ранга «Память Азова» после модернизации 1899 года.

     Полуброненосный фрегат (с 01.02.1892 года крейсер 1 ранга) «Память Азова». Заложен на верфи Балтийского завода 12 июля 1886 года. Спущен на воду 20 мая 1888 года. Введён в эксплуатацию с марта 1890 года.

    Полуброненосный фрегат (с 01.02.1892 года крейсер 1 ранга) «Память Меркурия». Заложен на верфи Общества Путиловских заводов 19 августа 1886 года. Спущен на воду 2 сентября 1888 года. Введён в эксплуатацию 2 мая 1891 года.

         Фактический тип корабля – броненосный  крейсер 1 ранга. Полное водоизмещение фактическое 6734 т (по первоначальному проекту 6674 т), длина – 117,4 м, ширина – 17,2 м, осадка – 7,3 м. 6 сдвоенных цилиндрических котлов, 2 вертикальные ПМ тройного расширения мощностью  8500 л.с. при естественной тяге, вес машин – 414 т, вес валов и винтов – 110 т, вес котлов с приборами – 464 т, вес воды в котлах – 162 т, общий вес паросиловой установки – 1150 т. Скорость – 17,25 узлов (на испытаниях при естественной форсировке мощность машин – 9696 л.с., скорость – 18,02 узла), дальность хода 3500 миль (при 10-узловом ходе), Бронирование: сталежелезная броня – полный бортовой пояс 100-152 мм, щиты орудий главного калибра 25,4 мм, палуба 64 мм, боевая рубка – 152 мм. Вооружение: 2×1×203/35, 12×1×152/35, 2×1××63,5-мм десантные пушки Барановского, 8×1×47/43, 8×1×37-мм пятиствольных револьверных пушек. Два бортовых поворотных и один носовой неподвижный 15-дюймовых торпедных аппарата, 2 минных катера, 40 мин заграждения.

      После модернизации 1899 года: Полное водоизмещение фактическое 6808 т, длина – 117,4 м, ширина – 17,2 м, осадка – 7,3 м. 6 сдвоенных цилиндрических котлов, 2 вертикальные ПМ тройного расширения мощностью  9588 л.с., при естественной тяге. Скорость – 18,21 узла (при форсировке котлов мощность машин – 10613 л.с., скорость – 19,38 узла), дальность хода 3600 миль (при 10-узловом ходе), Бронирование: сталежелезная броня – полный бортовой пояс 100-152 мм, щиты орудий главного калибра 25,4 мм, палуба 64 мм, боевая рубка – 152 мм. Вооружение: 2×1×203/45,
12×1×152/45, 2×1×63,5-мм десантные пушки Барановского, 8×1×47/43 скорострельных орудий, 8×1×37-мм пятиствольных револьверных пушек, 4×1×7,62-мм пулемета М95. Два бортовых поворотных и один носовой неподвижный 15-дюймовых торпедных аппарата, 2 минных катера, 40 мин заграждения.

https://alternathistory.ru/velikii-knyaz-aleksei-aleksandrovich-i-ego-flot-chast-81

      В 1889 году, на верфи «НАОС» в Николаеве, были заложены два вспомогательных крейсера «Валдай» и «Алтай». Однако их вооружение было избыточно для вспомогательного крейсера. По сути они оказались безбронными крейсерами 1 ранга. Эти крейсера оказались достаточно быстроходными (на маневрах в 1891 года в Японском море, «Валдай» на естественной форсировке разогнали до 19,1 узла – при мощности машин 11023 л.с.) и обладающими большой дальностью хода. Эксперимент, проведенный генерал-адмиралом, по постройке крейсеров типа «Валдай» преследовал целью определить возможность «быстро и дешево наклепать крейсеров». И при том на черноморской верфи. Черное море крейсера покидали без вооружения. А уже на русской базе острова Порос, их вооружали и вводили в эксплуатацию. Эксперимент был признан удачным, но к концепции безбронного крейсера 1 ранга в России больше не возвращались.

Великий Князь Алексей Александрович и его флот. Часть 9.5.1

Вспомогательный крейсер «Валдай»

   Вспомогательный крейсер (с 01.02.1892 года крейсер 1 ранга) «Валдай»: заложен на верфи «НАОС» в 1889 году, спущен на воду в 1889, вступил в строй в 1890.

    Вспомогательный крейсер (с 01.02.1892 года крейсер 1 ранга) «Алтай»: заложен на верфи «НАОС» в 1891 году, спущен на воду в 1891, вступил в строй в 1893.

     Фактический тип корабля – безбронный  крейсер 1 ранга. Водоизмещение – 6634 т, длина – 113,6 м, ширина – 12,6 м, осадка – 8,0 м. Главные механизмы – шесть сдвоенных цилиндрических котлов, две вертикальных паровых машины тройного расширения мощностью 7384 л.с., скорость хода 18,4 узла, дальность плавания 7100 миль на 10 узлах, собственный запас угля – 950 т. Грузоподъемность  – 600 т. Вооружение — 2×1×203/35-мм, 8×1×152/35-мм, 8×1×47-мм, 4×1×37-мм револьверных пушки Р-37, 20 мин заграждения. Экипаж – 467 человек.

    Крейсера «Валдай» и «Алтай» в 1898 году прошли малую модернизацию. Модернизация коснулась артиллерии – пушки главного и среднего калибра установили на новые станки, с откатом по оси ствола. Новые станки обеспечивали угол возвышения ствола до 37 градусов. Что позволило вести огонь до 87 кабельтовых. Сами пушки так же подвергли модернизации – привода замков сделали новыми, что позволило довести скорострельность восьмидюймовок до 2 выстрелов в минуту. А шестидюймовок до 8 выстрелов в минуту. В котельных отделениях установили вентиляторы принудительной форсировки котлов. Мощность на этом режиме возросла до 13 000 л.с., а скорость составила – 19,96 узла. В 1902 году оба крейсера получили радиостанции.

    Собственно крейсер «Алтай» и создал прецедент, заставивший МТК приступить к модернизации старых кораблей. В 1896 году, во время блокады японского флота, «Алтай» осуществлял патрулирование корейского побережья. Неожиданно из прибрежной дымки тумана появился японский винтовой корвет "Тенрю". Этот старый корабль японцы  использовали в качестве транспорта. На «Алтае» подняли сигнал «застопорить ход». В ответ японцы открыли огонь. «Алтай» маневром вышел из под обстрела на безопасное расстояние и, пользуясь недосягаемостью старых японских орудий, начал методично расстреливать противника. «Тенрю» поспешил убраться восвояси. Результаты единственного боя во второй Русско-Японской войне были осмыслены в обоих Империях. И в России и в Японии начали опыты по ведению стрельбы на большие дистанции. Но если в Японии дальнобойные орудия ставили только на вновьвводимые корабли, то в России постарались обновить вооружение и на старых.

    Во время войны 1904 года, «Валдай» и «Алтай» были переведены в Персидский залив. Вместе с крейсерами «Владимир Мономах» и «Дмитрий Донской» они осуществляли досмотр торговых судов, покидающих Красное море. Именно благодаря этим четырем крейсерам, самый короткий путь на Дальний Восток, оказался отрезанным для контрабанды в Японию.

Адмирал Нахимов

   Крейсер «Адмирал Нахимов» служил Империи верой и правдой. Однако и такие выдающиеся корабли то же стареют. К концу XIX века боеспособность «Нахимова» снизилась катастрофически – низкая скорость, слабое бронирование и уже запредельно низкая для своего времени дальнобойность и скорострельность артиллерии, делала крейсер малоприспособленным кораблем даже для рейдерства. А уж в эскадренный бой посылать его было вообще грешно.  Время и интенсивная эксплуатация так же повлияли на корабль – корпус и механизмы имели значительный износ, а «её величество коррозия» съела значительную часть донных конструкций и переборок. Модернизацию было решено проводить на Владивостокском судоремонтном заводе, получившем имя «Дальзавод». Проект модернизации, составленный МТК, предполагал реконструкцию корпусных деталей и замену артиллерии. Однако экспертный осмотр механизмов и котлов заставил заменить и их. Были заменены и некоторые элементы бронирования. На замену всей брони не решились – итак модернизация влетела в копеечку, а воссоздать современный боевой корабль не получилось. Корабль стоял в модернизации с апреля 1898 года по март 1902 и сделать удалось довольно много.

    С заменой артиллерии вышла заминка. По первоначальному варианту планировалась установка по одному 203/45 орудию в каждом барбете. Однако бортовые установки не имели своих погребов и от них отказались. Но и установка двух новых орудий в концевых барбетах требовала основательного укрепления конструкций. Поэтому установили по одному 229/45 орудию в оконечностях. В старые барбеты «вложили» новые башнеподобные конструкции – благо имеющиеся на корабле были просто огромными и позволили осуществить задуманное. Новые барбетные установки имели основательную электрификацию, что позволило довести скорострельность до четырех выстрелов в минуту на каждый ствол. Вместо бортового барбета установили закрытый двухорудийный плутонг с шестидюймовыми орудиями, на крыше которого разместили две 76-мм пушки противоминной артиллерии. Архаичный рангоут заменили легкими металлическими мачтами. Новые котлы и машины позволили немного «оживить» старичка, доведя его скорость до 19,2 узлов на режиме принудительной форсировки котлов.

Великий Князь Алексей Александрович и его флот. Часть 9.5.1

Крейсер I ранга «Адмирал Нахимов» после модернизации 1902 года.

   Броненосный фрегат (с 1.02.1892 г. броненосный крейсер, с 12.03.1902 г. Крейсер 1 ранга)  «Адмирал Нахимов». Заложен на Балтийском заводе 15 февраля 1884 года, спущен на воду 21 октября 1885 года, вступил в строй 9 сентября 1888 года.

    ТТХ на момент вступления в строй: водоизмещение – 8473 т., длина – 101,3 м, ширина – 18,6 м, осадка – 8,3 м. Корпус имел сильный завал бортов внутрь, что позволяло добиться требуемой остойчивости, несмотря на тяжелые барбетные установки. 2 трёхцилиндровые паровые машины двойного расширения мощностью по 4000 л. с. Балтийского завода, 12 котлов  мощность – 8000 л.с., скорость – 16,3 узла, бронирование компаунд: борт – 254 мм, барбеты – 203 мм, палуба – 51-76 мм, рубка – 152 мм. Вооружение – 4×2×203/35, 10×1×152/35, 12×1×47/43, 6×1×37-мм (орудия Р-37), 2×1×63,5-мм десантных пушки Д-63, 3 ТА 381-мм. Экипаж 23 офицера, 549 матросов.

     ТТХ на момент вступления в строй после модернизации 1902 года: водоизмещение – 8269 т., длина – 101,3 м, ширина – 18,6 м, осадка – 8,1 м. 2 трёхцилиндровые паровые машины тройного расширения мощностью по 10667 л. с. Балтийского завода, 12 цилиндрических котлов высокого давления, скорость – 17,92 узла на естественной тяге, 19,18 узла при принудительной форсировке котлов (мощность машин – 14852 л.с.), дальность хода – 4800 миль на 10 узлах при полном запасе угля – 1200 т, бронирование компаунд: бортовой пояс по ватерлинии – 254/152 мм (44 %, 2,4 м ширины, с 1,22 м  утончается), траверзы – 229/152 (к нижней кромке утончается), барбеты – 203 мм, башенные прикрытия 229-мм орудий (Крупповская броня) – 102 мм борт, 51 мм крыша,  палуба – (мягкая сталь) 51 мм (плоская поверх пояса) и 76 мм (карапасная в оконечностях), боевая рубка – 152 мм (борт), 51 мм (крыша), подачные трубы 229-мм орудий – 76 мм, казематы 152-мм орудий – 37 мм (борт) – 25 мм (переборки). Вооружение – 2×1×229/45, 12×1×152/45, 8×1×76/48, 8×1×37-мм (орудия Р-37), 2×1×7,62-мм пулемета М95, 3 ТА 381-мм. Экипаж 23 офицера, 418 матросов.

      После модернизации, крейсер «Адмирал Нахимов» был включен в третью оперативную эскадру, с базированием на остров Ормуз. После ухода броненосного крейсера «Гангут» с эскадрой контр-адмирала Вирениуса, «Адмирал Нахимов» стал флагманом этой эскадры. В марте 1904 года эскадра совершила переход на остров Сахалин, в порт Корсаков, где были включены в состав эскадры морской блокады восточного побережья Японских островов. «Нахимов» участвовал в потоплении крейсера «Ниссин II», сыграв решающую роль. Снаряд с «Нахимова» повредил левую машину японского крейсера. В следствии чего крейсер «Ниссин II» уже не смог уйти от преследования.

https://alternathistory.ru/velikii-knyaz-aleksei-aleksandrovich-i-ego-flot-chast-8

 

 

 

Подписаться
Уведомить о
guest

18 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account