4

Содержание:

Первые корабли – «блистательный» дебют.

       1 января 1881 года ВК был назначен членом Государственного совета. 13 июля того же года назначен Управляющим Морского ведомства, с правами генерал-адмирала и председателем Адмиралтейств-совета.  То есть возглавил весь Военный Флот России,  вместо дяди – великого князя Константина Николаевича, ушедшего в отставку. Теперь укрепление  Владивостока в большой степени зависел от него. Начав плавать с десятилетнего возраста, Алексей Александрович провел в море почти 20 лет. Он стал настоящим моряком.

      Однако после 1881 года ему уже редко выпадала удача выйти в море. В такие дни, он старался быть полезным на корабле: подолгу стоял на мостике, наблюдая за вахтенными, изучал работу машинистов и кочегаров. Паровой флот привлекал его своей машинерией – Алексей подолгу наблюдал за работой паровых машин. Вникал ВК и в традиционные для флота вопросы – штурманскую часть и обсуждал проблемы артиллеристов. Природная доброжелательность и доверительность ведения разговоров способствовали открытости собеседников.  Поэтому Великий Князь был всегда в курсе всех проблем флота. Алексей стал дотошным в реализации любых проектов. Постоянно посещал адмиралов Попова и Посьета – консультировался с ними по вопросам строительства флота. В 1882 году он был произведен в вице-адмиралы. Адмирал И. А. Шестаков записал в своем дневнике: «Кажется, мой Великий Князь неравнодушен к флоту, это хорошо. Но как же тяжело с ним сладить… Беседует ласково и спокойно, выслушивает все твои доводы. И не пренебрегает услышанным. Но по любому вопросу имеет свое мнение, при этом,  требует попытаться опровергнуть это его мнение. И еще недоволен, что не получилось опровергнуть».  15 мая 1883 года Алексей, из рук брата-императора, получил повышение – теперь он стал уже генерал-адмиралом.

        Первое реформы ВК провел в артиллерии. Выяснилось, что диаметр снарядов считается от заложенного калибра, минус двойная глубина нарезов. Отчего снаряды, в которые вложены усилия и средства, от одного поколения орудий не подходят к следующему. Кроме того оказалось, что длинна орудий считается с учетом зарядной каморы и замка – то есть полная длинна ствола. Однако истинных баллистических показателей орудия этот параметр не дает. Еще один момент смущал ВК – название орудий было длинным и не давало понимания о какой конкретно системе идет речь. 28 января 1882 года вводятся новые стандарты на артиллерийские снаряды. По которым: максимальный диаметр тела снаряда, без учета диметра ведущих поясков, равен оговоренному калибру. Стандартные калибры для орудий Флота: 1,45-дюйма (37-мм), 1,85-дюйма (47-мм), 2,5-дюйма (63,5-мм), 3,42-дюйма (86,9-мм), 4,2-дюйма (106,7-мм), 4,7-дюйма (120-мм), 6-дюймов (152,4-мм), 8-дюймов (203,2-мм), 9-дюймов (228,6-мм), 10-дюймов (254-мм), 11-дюймов (279,4-мм), 12-дюймов (304,8-мм), 14-дюймов (355,6-мм), 15-дюймов (381-мм), 16-дюймов (406,4-мм). Стандарты даны в дюймовой и метрических мерах. Длину ствола орудия считать в калибрах. Эту длину исчислять по участку ствола, по которому движется снаряд во время выстрела, то есть каналу ствола. Орудия именовать исходя из калибра и поколения системы. Принять орудия с типом канала ствола образца 1877 года за первое поколение. Так 6”/28 пушка образца 1877 года стала называться 6/25К-I. Что расшифровывается следующим образом: 6-дюймовая, с длинной канала ствола в 25 калибров, Корабельная, первого поколения. Специализированные орудиям береговой обороны ввести индекс «Б» и именовать по аналогии с корабельными. Например: 9/18Б-I – береговая мортира калибра 229-мм с длинной ствола 18 калибров. Орудия береговой обороны переделанные из корабельных или аналогичные им не переименовывать.

        10 февраля 1881 года на верфи Балтийского завода был заложен крейсер «Владимир Мономах», а 9 мая того же года на Новом Адмиралтействе начали строить однотипный с Мономахом крейсер «Дмитрий Донской». ВК Алексей Александрович изучил проект по которому строились эти корабли. Согласно проекту корабли получались современными и достаточно мощными.

     11 и 12 июля 1882 года произошла бомбардировка Александрии – бой британской эскадры с египетскими фортами Александрии — первое сражение англо-египетской войны. Дипломатическая почта доставила в канцелярию Морского министерства пакет с подробным донесением об участии флота в этой акции. Рапорт, написанный на 25 листах, 19 июля составили командиры крейсеров «Азия» и «Забияка». Их корабли находились в расстоянии 2,5 миль (около 4600 м) от английских броненосцев, и команды наблюдали всю картину боя. В донесении говорилось: «Из судов эскадры адмирала Сеймура лучшие боевые качества как относительно меткости огня, так и легкости управления, первенство, бесспорно, принадлежит фрегату „Тамерер“. По незначительным своим размерам, низкому борту и небольшому рангоуту, он представлял наименьшую площадь цели. Вместе с тем, благодаря своим двум орудиям в открытых башнях на носу и на корме, имеет одновременно в действии почти одинаковое число орудий с большими фрегатами, имеющими только бортовой залп».

      В связи с произошедшими событиями, ВК Алесей Александрович пожелал внести изменения в проект крейсеров, ориентируясь на фрегат «Тамерер». Изменения коснулись вооружения и парусов. Орудия главного калибра расположили ромбом – любимая схема ВК на первых кораблях. А паруса урезали. ВК счел, что в век пара и скоростей паруса нужны только как резервный, а вернее аварийный, движитель. К тому же умеренный рангоут снизит площадь кораблей как цели для комендоров противника. На этом свое вмешательство в строительство кораблей Алексей ограничил, ограничил  вмешательство и других «улучшателей». Но адмиралу Попову удалось уговорить ВК на технический эксперимент – на «Донском» машины расположили последовательно, с возможностью работы на один вал. Поэтому Мономах и Донской на воде внешне ничем не отличались, но Мономах имел два вала винтов, а Донской один вал. Это позволило увеличить дальность плавания без увеличения запасов угля. На экономическом ходу «Донской» шел на одной машине и половине котлов.

Полуброненосный фрегат (с 1.02.1892 г. крейсер 1 ранга) «Владимир Мономах»

Полуброненосный фрегат (с 1.02.1892 г. крейсер 1 ранга) «Владимир Мономах»

      Заложен на Балтийском заводе 02 февраля 1881 года, спущен на воду 10 октября 1882 года, вступил в строй 1 июля 1883 года. Водоизмещение – 5754 т, длина по ватерлинии — 90,3 м, длина наибольшая (без бушприта) — 93,8 м, ширина – 15,8 м, осадка носом – 6,4 м, осадка кормой – 7,6 м. Скорость хода – 15,8 узлов, дальность плавания — 3300 миль на 10 узлах. Силовая установка — 2 вертикальные машины двойного расширения  суммарной мощностью 7044 л.с. производства Балтийского завода, 6 двойных цилиндрических котлов, 2 винта. Вооружение: 4х1х203-мм (орудия 8/28К-I), 12х1х152-мм (орудия 6/25К-I), 4х1х87-мм (орудия К87/25), 10 37-мм револьверных пушки Гочкиса (тип Р-37), 4х1х381-мм НТА, 30 якорных мин. Бронирование: борт 152-114 мм, палуба — 13 мм. Экипаж: 24 офицера и 478 матросов.

Полуброненосный фрегат (с 1.02.1892 г. крейсер 1 ранга) «Дмитрий Донской»

Полуброненосный фрегат (с 1.02.1892 г. крейсер 1 ранга) «Дмитрий Донской»

       Заложен на Новом Адмиралтействе 09 мая 1881 года, спущен на воду 18 августа 1883 года, вступил в строй 1 августа 1886 года. Водоизмещение – 5826 т, длина по ватерлинии — 90,4 м, длина наибольшая (без бушприта) — 93,4 м, ширина – 15,8 м, осадка носом – 6,4 м, осадка кормой – 7,8 м. Скорость хода – 16,2 узлов, дальность плавания — 3830 миль на 10 узлах. Силовая установка — 2 вертикальные машины двойного расширения  суммарной мощностью 7648 л.с. производства Балтийского завода, 4 одинарных, 4 двойных цилиндрических котлов, 1 винт. Вооружение: 4х1х203-мм (орудия 8/28К-I), 12х1х152-мм (орудия 6/25К-I), 4х1х87-мм (орудия К87/25), 10 37-мм револьверных пушки Гочкиса (тип Р-37), 4х1х381-мм НТА, 30 якорных мин. Бронирование: борт 152-114 мм, палуба — 13 мм. Экипаж: 23 офицера и 492 матроса.

      Со вступлением на престол Александра III была пересмотрена ориентация внешней политики России.

       Балтийское море: Под влиянием недоброжелательной позиции, занятой Германией и Австрией на Берлинском конгрессе (1878 г.), где Россию лишили плодов ее победы над Турцией, правительство Александра III отказалось от продления союзного договора с ними и начало учитывать их в дальнейших планах как возможных противников России. С 1880 г. Германия приступила к значительному усилению своего военного флота, что непосредственно задевало интересы России на Балтийском море. Еще при Николае I был установлен принцип господства русского флота на Балтике, в силу которого он должен был иметь преобладание над соединенными флотами Германии и Швеции, тогда как до 1880 г. наиболее вероятным противником на этом театре признавалась Англия. С этого времени явилась необходимость серьезно учитывать непрерывный рост германского флота.

      Черное море: После разгрома Пруссией Франции в 1871 г. Россия добилась в вознаграждение за свой нейтралитет в этой войне ликвидации тех статей Парижского трактата 1856 г., которыми России запрещалось содержать военный флот на Черном море. Однако по недостатку финансовых средств Россия до 1874 г. успела на этом театре построить только две круглые батареи типа «поповок»: «Великий Новгород», в 2200 тонн, с 2 орудиями калибра 279 миллиметров в центральной бронированной вращающейся башне, и «Адмирал Попов», в 3200 тонн, с 2 орудиями калибром 305 миллиметров. Поэтому в войну 1877–1878 г. Черноморский флот не смог развить значительных активных операций и ограничился действиями минных катеров на Дунае и рейсами военных пароходов по Черному морю. В 1880 г. положение в Турции было очень тревожное: Россия опасалась, что Босфор попадет в руки Англии, которая бомбардировала Александрию и уже захватила Египет. Отсутствие на Черном море линейного флота парализовало активные шаги со стороны царского правительства.

      Тихий океан: Хотя до 1880 г. Китай и Япония и не угрожали России, однако их назревавшее столкновение могло вызвать вмешательство европейских держав. Царская Россия не могла остаться безучастной при дележе китайских владений, который нарушил бы установившееся равновесие на берегах Тихого океана. Таким образом, к началу 1881 г. военно-политическая обстановка осложнилась на всех трех главных морских театрах России, где требовались солидные силы военного флота и опорных баз. Поэтому развитие морских сил приобретало важное значение во внешней политике царского правительства как в Европе – на Балтийском и Черном морях, так и в Азии – на Дальнем Востоке. Александр III образовал Особое совещание под председательством великого князя генерал-адмирала Алексея Александровича. Совещание обсудило задачи флота в связи с основами внешней политики России и наметило на последующие 20 лет морские задачи и программу судостроения.

Источник: http://statehistory.ru/books/V—P—Kostenko_Na-Orle-v-TSusime—Vospominaniya-uchastnika-russko-yaponskoy-voyny-na-more-v-1904-1905-gg-/3

       С принятием «Двадцатилетней программы» Морскому техническому комитету предстояло выполнить огромную работу. Необходимо было определить технические и тактические элементы новых кораблей, а также выбрать для их проектирования лучшие отечественные и зарубежные прототипы. Комитету предстояло подготовить множество эскизных чертежей, рассчитать все весовые нагрузки, составить спецификации для корпуса, машин, котлов, артиллерии, минного вооружения и другого оборудования, а затем при строительстве следить за соблюдением всех технических заданий. Все это требовало огромной переписки и большой нагрузки на всех членов Комитета, писарей и чертежников.

Адмирал И.А.Шестаков – автор «Двадцатилетней программы»

Адмирал И.А.Шестаков – автор «Двадцатилетней программы»

       18 мая 1882 г. в МТК пришло официальное письмо, подписанное управляющим Морским министерством, в котором говорилось: «… Прошу с получением записки собрать следующих лиц: вице-адмирала Шварца, генерал-майоров Прилукова и Соколова, контр-адмирала Андреева, генерал-майоров Свистовского и Богославского, капитана II ранга Де Ливрона, подполковника Самойлова, капитанов Торопова, Прохорова, Субботина, Леонтьева и Глазырина и штабс-капитанов Кутейникова и Максимова». Собравшимся предстояло решить ряд вопросов о выборе прототипов для строительства кораблей новой программы. На первый вопрос о том: «какой из известных типов океанских броненосцев подходит ближе к нашим требованиям, а именно: при броне не менее 10 дюймов, сильной (11-дюймовой) артиллерией, большом запасе угля и ходе в 15 узлов, и чтобы он сидел не более 26 фут и имел умеренную парусность» — собрание дало единодушный ответ, что наилучшими в то время являлись английские броненосные крейсера типов «Нельсон» и «Имперьюз». Взяв их за основу, в МТК создали проект, по которому затем построили броненосный крейсер «Адмирал Нахимов». В нем наиболее ярко проявилась ромбическая схема расположения орудий главного калибра.

Броненосный фрегат (с 1.02.1892 г. броненосный крейсер)  «Адмирал Нахимов»

Броненосный фрегат (с 1.02.1892 г. броненосный крейсер)  «Адмирал Нахимов»

    Заложен на Балтийском заводе 15 февраля 1884 года, спущен на воду 21 октября 1885 года, вступил в строй 9 сентября 1888 года. Водоизмещение – 8473 т., длина – 101,3 м, ширина – 18,6 м, осадка – 8,3 м. Корпус имел сильный завал бортов внутрь, что позволяло добиться требуемой остойчивости, несмотря на тяжелые барбетные установки. 2 трёхцилиндровые паровые машины двойного расширения мощностью по 4000 л. с. Балтийского завода, 12 котлов  мощность – 8000 л.с., скорость – 16,3 узла, бронирование компаунд: борт – 254 мм, барбеты – 203 мм, палуба – 51-76 мм, рубка – 152 мм. Вооружение – 4х2х203-мм (орудия 8/35К-II в четырех барбетных установках типа МК-II), 10х1х152-мм (орудия 6/35К-II), 12х1х47-мм (орудия К47/43), 6х37-мм (орудия Р-37), 2х63,5-мм десантных пушки Д-63, 3 ТА 381-мм. Экипаж 23 офицера, 549 матросов.

       На второй вопрос: «что выбирать за образец для броненосца I ранга, с весьма толстою бронею, сильнейшими орудиями (не свыше 45 тонн весу) с запасом угля на 4 дня ходу, без рангоута, со скоростью 14 узлов» — единодушного мнения не было. Капитан Леонтьев, недавно прибывший из Англии, где он наблюдал за заменой механизмов на «Петре Великом», высказал мнение близкое к мнению ВК (хотя сам ВК его пока не высказывал). По его мнению, «корабль „Петр Великий“ подходит к этому типу судов потому, что хорошие качества его нам вполне известны и при постоянной средней скорости в 13 узлов, можно считать, его скорость на пробной миле будет 16 узлов». Далее Леонтьев полагал, что, уменьшив запас угля на «Петре Великом», выигрыш в весе можно будет использовать для утолщения брони палуб до 76 мм, устройства кормовой надстройки, усиления минного вооружения и ряда других улучшений. Кроме того, по его мнению, на новом корабле следовало иметь съемный таран, устанавливаемый только перед боем, а башни разместить диагонально, подобно тому, как это сделано на «Инфлексибле».  В итоге МТК принял за основу для новых кораблей проект броненосца «Петр Великий». Контр-адмирал А. А. Пещуров настоял на увеличении автономности с четырех до шести суток. На основе этих решений начаты проектные работы по броненосным кораблям для Черного моря. Постепенно вырисовался проект специализированного корабля для боя в проливах и узкостях. Специализация заключалась в усилении наступательного вооружения. Для чего в носовой оконечности установили две барбетных установки с четырьмя орудиями. Еще одна такая же установка монтировалась в корме. В феврале 1883 года лейтенант Л.А.Рассказов подал И. А. Шестакову свои соображения об увеличении числа 305-мм орудий до восьми. По мнению Л. А. Рассказова, для увеличения «боевой силы» корабля на 25 % не­обходимо было заменить треугольный каземат длиной 39,5 м по ДП на прямоугольный длиной 32 м, в углах которого располагались орудийные столы, причем вы­игрыш в весе брони и подкладки (196,5 т) компен­сировался весом орудий со станками (160 т). Однако такое расположение орудий главного калибра не давало тактического преимущества – в любую сторону могли вести огонь только две установки. Шестаков доложил о проекте Рассказова ВК Алексею. А через неделю МТК получило задание пересчитать проект корабля с ромбическим расположением артиллерийских установок. Для осуществления такой переделки корпус корабля пришлось удлинить на 6,3 метра, относительно первоначального проекта.

Эскадренный броненосец «Екатерина II»

Эскадренный броненосец «Екатерина II»

        Заложен на верфи Николаевского Адмиралтейства 14 июня 1883 года, спущен на воду 8 мая 1886 года, вступил в строй 15 июня 1889 года. Водоизмещение – 11811 т, длина – 109,8 м, ширина – 21 м, осадка – 8,52 м. 14 цилиндрических котлов, две вертикальные двойного расширения машины мощностью 9101 л.с., скорость – 15,25 узла, дальность хода – 1400 миль на 14 узлах, 2380 на 10 узлах. Экипаж 28 офицеров и 627 матросов. Вооружение: 4х2х305-мм (орудия 12/30К-I в четырех барбетных установках типа МК-I), 8х1х152-мм (орудия 6/35К-II), 12х1х47-мм (тип К47/43), 4х1х381-мм ТА.

Эскадренный броненосец «Чесма»:

Заложен на верфи РОПиТа 25 сентября 1883 года, спущен на воду 6 мая 1886 года, вступил в строй 5 мая 1889 года. Водоизмещение – 11833 т, длина – 109,8 м, ширина – 21,05 м, осадка – 8,52 м. 14 цилиндрических котлов, две вертикальные двойного расширения машины мощностью 9101 л.с., скорость – 15,25 узла, дальность хода – 1400 миль на 14 узлах, 2380 на 10 узлах. Экипаж 28 офицеров и 627 матросов. Вооружение: 4х2х305-мм (орудия 12/30К-I в четырех барбетных установках типа МК-I), 8х1х152-мм (орудия 6/35К-II), 12х1х47-мм (тип К47/43), 4х1х381-мм ТА.

      Эскадренный броненосец «Синоп»:

Заложен на верфи РОПиТа 20 сентября 1883 года, спущен на воду 19 мая 1886 года, вступил в строй 5 июня 1889 года. Водоизмещение – 11821 т, длина – 109,8 м, ширина – 21,05 м, осадка – 8,5 м. 14 цилиндрических котлов, две вертикальные двойного расширения машины мощностью 9101 л.с., скорость – 15,25 узла, дальность хода – 1600 миль на 14 узлах, 2420 на 10 узлах. Экипаж 28 офицеров и 627 матросов. Вооружение: 4х2х305-мм (орудия 12/35К-II в четырех барбетных установках типа МК-IА), 8х1х152-мм (орудия 6/35К-II), 12х1х47-мм (тип К47/43), 4х1х381-мм ТА.

     Эскадренный броненосец «Георгий Победоносец»:

Заложен на верфи РОПиТа на верфи Николаевского Адмиралтейства 18 июня 1886 года, спущен на воду 17 октября 1888 года, вступил в строй 5 июня 1890 года. Водоизмещение – 11776 т, длина – 109,8 м, ширина – 21 м, осадка – 8,58 м. 14 цилиндрических котлов, две вертикальные тройного расширения машины мощностью 11200 л.с., скорость – 16,5 узла, дальность хода – 1580 миль на 14 узлах, 2460 на 10 узлах. Экипаж 28 офицеров и 627 матросов. Вооружение: 4х2х305-мм (орудия 12/35К-II в четырех барбетных установках типа МК-IА), 8х1х152-мм (орудия 6/35К-II), 12х1х47-мм (тип К47/43), 4х1х381-мм ТА.

       Вооружение кораблей составляли 8 – 305-мм орудий в четырех вращающихся барбетных установки типа МК-I, производства Металлического завода (аналогичных с первым балтийским броненосцем). Артиллерийская корабельная установка МК-I состояла из 2 одноствольных 12-дюймовых (305-мм) орудий Обуховского завода с длиной ствола 30 калибров, расположенных в поворотном барбете системы Креля. Орудия типа 12/30К-I стальные, нарезные, с ручным открыванием и закрыванием замка размещались на лафете с постоянной высотой оси цапф. Для вертикальной наводки использовались два гидравлических цилиндра, подвешенных к вращающемуся столу и непосредственно к качающейся части станка. Вращение барбета осуществлялось двумя гидравлическими двигателями, их штоки с шестернями действовали на большой зубчатый обод, прикрепленный к специально устроенной промежуточной платформе. Время поворота установки на 120° составляло 1 мин. Наводили орудия 3 матроса-наводчика. Один управлял наведением всей установки по горизонтали, два других — каждого ствола по вертикали. Подача снарядов и зарядов гидравлическая или в ручную. В состав боекомплекта, из 80 выстрелов на ствол, входили снаряды обыкновенно­го чугуна и бронебойные из закаленного чугуна весом 331,7 кг и зарядов к ним весом 121-123 кг бурого пороха, а также картечь весом 390-394 кг и заряд к ней весом 73,7 кг. Угол максимального возвышения орудия доходил до +15°, а максимальная дальность стрельбы 9,15 км. При угле возвышения +6° и скорости снаряда 570 м/с дальность стрельбы составляла 5,1 км. Вес барбета с 2 орудиями — 160 тонн. Установки типа МК-IА отличались от первых, установкой более мощных орудий. С длиной ствола в 35 калибров. Восемь 152-мм орудий располагались на батарейной палубе, а для защиты от миноносцев предполагалось иметь двенадцать малокалиберных пушек. Корабли имели полный броневой пояс по ватерлинии шириной 2,44 м, из которых 1,52 м находилось ниже поверхности воды. Толщина пояса составляла 16 дюймов (406-мм) в районе котельного и машинного отделений и постепенно утончалась до 8 дюймов (203-мм) у штевней. Броня каземата состояла из двух поясов: нижнего шириной 2,6 м и верхнего 2,9. Вся вертикальная броня имела лиственничную подкладку наибольшей толщиной 305 мм в средней части борта. Впервые в русском флоте на «Екатерине II» для исключения гниения подкладки под броню применили специальный клей Хейса, так как применявшийся до этого сурик все же допускал некоторую порчу лиственницы. Из палуб бронировалась одна, жилая, бимсы которой проходили на уровне верхней кромки броневого пояса ватерлинии. Ее броня состояла из листов стали толщиной 12,7 мм внутри каземата и двух слоев вне каземата суммарной толщиной 50,8 мм. Водоизмещение составило от 11816 до 11833 тонн. Из них на артиллерийское и минное вооружение приходилось 1287,94 т (10,9 %), броню  — 3603,88 т (30,5 %), машины и котлы с водой – 1713,32 т (14,5 %), уголь — 815 т (6,9 %), руль с рулевой машиной —  24,5 т (0,25 %), паровые и гребные суда — 32 т (0,3 %), дельные вещи – 189,06 т (1,6 %), шкиперские запасы и продовольствие — 140 (1,1 %), команду с багажом – 75,9 т (0,6 %), корпус с отделкой – 3934,73 т (33,3 %). Однако качество постройки кораблей имело желать лучшего. Конструкционный перевес составил: «Екатерина-II» — 10,6%, «Чесма» — 12,2%, «Синоп» — 11,1%, «Георгий Победоносец» — 7,3%. Увеличение водоизмещения вызвало переуглубление против теоретического чертежа на 0,13-0,15 м. Общество РОПиТ строило только корпуса. Все оборудование пришлось поставлять на верфь по контракту самим, то есть Морскому ведомству. Особую проблему составили паровые машины – именно они имели перевес в 5-6%. Кроме того пришлось доводить машины уже на броненосцах, так как изначально они не выдавали проектной мощности.

     Из постройки первых броненосцев ВК сделал выводы:

  1. Любая конструктивная переделка увеличивает сроки строительства и ведет к удорожанию корабля. Наиболее дорого обходится «стояние» корабля на стапеле.
  2. Строительство нескольких кораблей по одному и тому же проекту значительно снижает их стоимость для бюджета империи.
  3. Требуется система мер препятствующая росту конструктивного перевеса. Конструктивный перевес угробит любой хороший корабль.
  4. Нужен завод-лидер в строительстве машин и котлов. На этих заводах нужно создавать конструкторские группы по разработке и совершенствованию машин и котлов. Таким группам нужно оказывать помощь учеными и специалистами. Не лишним будет иметь такого же «лидера» в области корабельных артиллерийских установок. Да и самих орудий то же.
  5. Стандартизация оборудования снижает стоимость кораблей. Особо удачным моментом ВК счел спаренную установку главного калибра МК-I, производства Металлического завода и машины производства Балтийского завода. Балтийский завод изготовил 6 одинаковых машин двойного расширения. А Металлический завод 8 установок МК-I и 8 МК-IА.
  6. Детальная проработка проекта и контрактов на комплектующие – снижает срок постройки корабля.
  7. Разработка детального графика поставок комплектующих снижает сроки постройки, а равно как и стоимость корабля. Требуется жесткий контроль за соблюдением этого графика.
  8. Частный верфи способны строить крупные корабли, но при этом требуется тщательный контроль и посильная помощь (без должного контроля «Чесма» и «Синоп» получились бы с очень большим перевесом). При заключении контрактов с такими заводами требовать от «частника» заключения договоров на поставку оборудования самостоятельно.

      Увлечение «ромбом» показало, что корабли становятся очень мощными, но при этом водоизмещение, а поэтому и количество металла, трудозатраты и цена весьма ощутимы. А это все сказывается на сроках постройки кораблей. И это в то время когда все финансовые средства Империи уходят на Дальневосточную экспансию. Пришлось урезать корабли и в первую очередь количественно. Так систершип «Нахимова» даже не стали планировать к закладке. А Дальний Восток требовал кораблей и много. Кроме того доставка боеприпасов к бортовым башням требует обустройства специальных коридоров. А это, в свою очередь, увеличивает численность экипажа. И если снаряды 203-мм калибра можно было доставлять сравнительно легко. То 305-мм вызывали затруднения. Из-за чего всю артиллерию главного калибра на «Екатеринах» сгрудили в компактный каземат. Однако такое компактное размещение не способствовало живучести артиллерии и всего корабля в целом.

        С 1881 г. Завод Берда начал специализироваться на изготовлении паровых машин для соседних верфей Галерного острова и Нового адмиралтейства. В 1883 году Охтенская верфь была закрыта. Вновь основанное «Франко-русское общество» купило завод Берда. Оно получило в безвозмездное «арендное пользование» Галерный островок с бывшими на нем эллингами и мастерскими. Хотя официально Франко-Русский завод принадлежал акционерному обществу, фактическим его хозяином стало Морское министерство, имевшее в своем распоряжении свыше 50 % акций этого общества. Еще примерно 18% акций принадлежало конкретно ВК Алексею Александровичу.  Таким образом, ВК стал на путь собственного обогащения через капитализацию своих финансовых средств. По правде сказать, эти финансовые средства не всегда были собственными средствами Великого Князя. Иногда и государственные денежки уходили на приобретение акций для Алексея Александровича. Очень часто ВК возвращал государственные денежки в казну (часто, но далеко не всегда), но потом с процентов и дивидендов полученных с акций и вкладов. Следует сказать, что ВК не складировал деньги в «кубышку». Его денежные вливания делались в определенные заводы и производства. Так, когда в 1891 году Обуховскому заводу потребовались 2 миллиона рублей на обновление производственных мощностей для выпуска орудий в 45 калибров, ВК профинансировал эту модернизацию. А в казне денег на это не нашлось. Промышленники очень быстро смекнули, что наличие акций ВК в их производстве равносильно процветанию. Есть акции – есть заказы от Морского ведомства. Нет акций – нет заказов. Имелась еще одна «лазейка» для получения заказа от Морского министерства. Так некий представитель «Общества Путиловских заводов» безвозмездно «одолжил» ВК «небольшую» сумму денег. В ответ строящаяся Путиловская верфь получило заказ на постройку броненосца для Балтийского моря. И не беда, что верфь еще не была готова к такому строительству – были готовы подъездные пути, стапель и грузоподъемные механизмы. Все металлоконструкции и даже раскрой металла производилось на мощностях Общества Франко-Русских заводов, а путиловцы собирали корпус корабля. К чести Путиловской верфи следует добавить – на качество броненосца никто не жаловался. Корабль получился добротным и крепким.

     В 1883 году у ВК произошли изменения и в личной жизни. Алексей женился на вдове своего кузена герцога Евгения Максимилиановича Лейхтенбергского – Зинаиде. Напомним, что герцоги Лейхтенбергские прилепились к династии Романовых в 1839 году в результате брачного союза Евгения Богранэ, сына пасынка Наполеона, и дочери Николая I – Марии Николаевны. Сам Евгений Лейхтенбергский был женат два раза, и оба раза морганатическими, то есть неравнородными браками. В первый раз Евгений женился на Дарье Опочининой, правнучке фельдмаршала Михаила Илларионовича Кутузова. Второй раз он женился на Зинаиде, младшей сестре знаменитого генерала М. Д. Скобелева. Характерно, что обеим женам Евгения императором был присвоен титул графини Богарнэ. Занятно еще и то, что Зинаида Богарнэ приходилась двоюродной сестрой первой жене Евгения – Дарье Опочининой, которая умерла в 1870 году. От первого брака у герцога была дочь Дарья Богарнэ. От второго брака детей у герцога не было. Герцог Лейхтенбергский женился на Зинаиде Скобелевой в 1878 году. Зинаида Дмитриевна получила титул графини Богарнэ, а чуть позже и герцогини Лейхтенбергской с титулом светлости. Зина Богарнэ, как называли ее в свете, славилась своей удивительной красотой; судя по сохранившимся портретам, это была настоящая русская красавица.

Графиня Зинаида Богарнэ

Графиня Зинаида Богарнэ

      В конце 1881 года жизнь Алексея Александровича озарилась любовью к жене своего дальнего родственника – герцогине Зинаиде Лейхтенбергской. Но муж Зинаиды не пожелал носить венец рогоносца и Лихтенбегские уехали в Париж. Там Евгений Максимилианович ушел в глубокий запой. И утром 17 марта 1882 года прислуга обнаружила герцога мертвым. Видимо во сне его стошнило и будучи мертвецки пьяным, он не смог проснуться. Через год Алексей просил благословения у своего брата Импенатора Александра III. Получив согласие, отправился просить руки Зинаиды  Лейхтенбергской. А цветущим маем 1883 года Алексей стал женатым человеком. По уверениям великого князя Александра Михайловича, которого все звали Сандро, оставившего довольно откровенные и едкие мемуары, генерал-адмирал был готов пожертвовать всем российским флотом ради обольстительной Зины и осыпал ее немыслимыми дарами. Сандро писал: «Я отдаю себе отчет в полной невозможности описать физические качества этой удивительной женщины. Я никогда не видел подобной ей во время всех моих путешествий по Европе, Азии, Америке и Австралии, что является большим счастьем, так как такие женщины не должны часто попадаться на глаза».

       Княгиня Зинаида Романова вошла в Алексеевский дворец (построенном специально для ВК Алексея Александровича на набережной Мойки) на правах законной супруги. Алексей, до того живший затворником (по меркам тогдашнего Петербурга), ради нее  открыл двери своего дворца столичному бомонду, где царила красавица Зинаида. Однако так продолжалось не долго – очень скоро Зинаида поумерила свой пыл. И ВК вернулся к своему обычному жизненному ритму. Лишь изредка в Алексеевском дворце назначались блистательные балы. Злые языки столичного бомонда утверждали, что брат Зинаиды – генерал Скобелев М.Д., запретил сестре вольности. А так как генерал и генерал-адмирал были людьми государственной важности, да еще и находились в приятельских отношениях – все поверили этому. Но разгадка была проще – Зинаида боялась потерять своего мужа. И считала, что Алексей должен служить Империи, а она будет крепким тылом. И следует сказать – ей это удавалось.

      С Алексеевским дворцом связана одна «особенность» Российского Императорского флота. Правда, эта «особенность» связана с событиями произошедшими в британском флоте. 22 июня 1893 года, близ Триполи маневрировала английская Средиземноморская эскадра. Вел ее двухтрубный броненосец «Виктория» (заложенный на стапеле под названием «Ринаун», он был переименован в честь правившей тогда королевы), флагманский корабль вице-адмирала Джорджа Трайона. В 15.34, таран другого английского броненосца «Кампердауна» распорол борт флагманского броненосца, приблизительно на расстоянии 20 фт (6,1 м) впереди носовой башни ГК. На «Кампердауне» находился контр-адмирал Альберт Маркхэм. Броненосец «Виктория», получивший огромную пробоину, в 15.44 повалился на правый борт и затонул. В августе, когда стали известны подробности трагедии, ВК пригласил членов Адмиралтейского совета к себе во дворец. Во дворце гостей ждал обильный стол. Обильный не только в яствах, но и в питье. В конце трапезы хозяин дворца завел разговор о средиземноморской трагедии. И когда гости включились в обсуждение, пригласил всех на первый этаж в «английскую залу». Там гости увидели огромный макет триполитанского залива и модели английских кораблей. Через полчаса адмиралы увлеченно «играли» в кораблики, занимаясь разбором «полетов» британских адмиралов. С тех пор каждый второй четверг четного месяца в Алексеевском дворце проходили заседания Адмиралтейств-совета. «Игра в кораблики» зачастую затягивалась за полночь. Адмиралы разрабатывали способы перестроения кораблей во время боя и при передвижении эскадры, атаки миноносцев и способы их нейтрализации, маневрирование по установке «кроссинг Т» и уход от оного. Итогом всего этого стало издание в 1902 году брошюры «Маневрирование эскадрой и отдельным кораблем». Брошюра вручалась каждому командиру корабля 1 ранга при приеме командования. Неотъемлемой частью любых маневров стала проработка планов на моделях кораблей в «английской зале» Алексеевского дворца. Это позволило избежать многих ошибок при реальном маневрировании эскадры в море. А ВК сделал для себя простой вывод – любая эскадра имеет больше шансов на победу с эскадрой противника (пусть даже и более сильной), если эта эскадра более маневренна, имеет большую скорость и не обременена тихоходным кораблем.

Bull
Подписаться
Уведомить о
guest

18 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account