Величайший Supermarine. Гоночный самолет Supermarine S 5 и его реплика. Великобритания
О гоночном самолете Supermarine S 5 мною уже выкладывалась статья в цикле статей «Гоночные самолеты серии «S»». Данный материал, упоминая о гонках, рассказывает о еще одной малоизвестной странице истории — создании реплики этого интересного самолета.
Джон Холл (JOHN HALL) из "Leisure Sport" рассказывает о истории принимавшего участие в шнейдеровских гонках самолета Supermarine S 5 и описывает его превосходную реплику, созданную Рэем Хилборном (Ray Hilborne).
Гоночный самолет Supermarine S 5
В 1925 году Великобритания выставила для участия в проходивших в Балтиморе шнейдеровских гонках Supermarine S 4. Этот самолет был совершенно новым очень чистым среднепланом, спроектированным Р. Дж. Митчеллом. Свободнонесущее крыло Supermarine S 4 имело опередившую свое время конструкцию. Не до конца изученная конструкция, вероятно, послужила источником флаттера, вследствие чего самолет разбился непосредственно перед гонкой. Гонка была выиграна лейтенантом армии США Джеймсом Дулитлом на Curtis R3C-2. Британцы решили не участвовать в гонках 1926 года на том основании, что не было достаточно времени для разработки нового самолета. Однако итальянцы опровергли это созданием совершенно нового самолета Macchi M.39, подчинившись приказу Муссолини "выиграть любой ценой". Выполнив приказ Муссолини итальянцы помешали США получить навсегда кубок Шнейдера, т.е. выиграть гонки три раза подряд.
схемы Supermarine S-5
В рамках подготовки к гонке 1927 года в Великобритании были разработаны новые машины — Short Crusader, Gloster IV и Supermarine S 5. Последний самолет был дальнейшим развитием S-4; основными изменениями были подкосное крыло вместо свободнонесущего, опускание крыла (низкоплан вместо среднеплана), изменение поверхности радиаторов и установка двигателя Napier Lion с увеличенной до 875 л.с мощностью.
В то же самое время, когда Королевские ВВС взяли на себя организацию британской команды, американское правительство отказалось от поддержки своей собственной. От лица Америки вызов был брошен Алом Уилльямсом (Al Williams), но технические проблемы и неудовлетворительные характеристики помешали ему доставить свой самолет в Венецию. Одновременно с этим итальянцы доработали Macchi M.39, превратив его в M.52 — новую машину, имевшую двигатель большей мощности и немного стреловидное крыло.
Подготовительные мероприятия
Британская команда прибыла в Венецию раньше итальянцев, желавших сохранить тайну до последнего момента. Как только позволила погода, британцы приступили к летные испытаниям их собранных самолетов. S-5 и Gloster IV летали удовлетворительно, но из-за реверса троса управления элерона Crusader разбился во время своего первого взлета. К счастью, пилот смог спастись, отделавшись, правда, очень тяжелыми ушибами.
Первая гонка была запланирована на воскресенье 25 сентября, но из-за плохих погодных условий была отложена до понедельника. Отсрочка вызвала возбуждение, которое стало еще более интенсивным, и в понедельник 200000 зрителей переполнили пляж Лидо. Кинкед (Kinkead) на Gloster IVB с редукторным двигателем взлетел первым. Из-за плохого обзора из самолета для выполнения полета по трассе он был вынужден лететь низко.
Де Бернарди взлетел следующим и после первого круга его скорость в 275 миль/ч (442,475 км/ч) была на 9 миль/ч (14,481 км/ч) выше, чем у Кинкеда. Уэбстер (Webster) на S-5 с редукторным двигателем последовал за де Бернарди и его время на первом круге точно соответствовало времени итальянца. Гонка обещала быть невыносимо тесной. Гуаццетти (Guazzetti), Уорсли (Worsley) и Феррарин (Ferrarin) взлетели с интервалом вслед за Уэбстером. Однако два Macchi M.52 с форсированными двигателями были исключены из гонок, когда из машины Феррарина показались огонь и облака дыма, а из машины де Бернарди сошла со второго круга. Третий Macchi M.52 продолжал идти хорошо, но отставал от британских машин.
два изображения одного из оригинальных Supermarine S-5, N220. Нижняя фотография показывает самолет в Венеции в 1927 году, когда флайт-лейтенант Уэбстер в дополнение к победе на прошедших в том году шнейдеровских гонках установил новый мировой рекорд на дистанции 100 км — 283,6 миль/ч
Кинкед был на втором круге быстрее, чем оба S-5, но вскоре после этого ему пришлось притормозить из-за проблем с обтекателем. Вибрации от поврежденного обтекателя во временем могли привести к разрушению двигателя, и Gloster IVB сошел с дистанции после пятого круга. Оказалось, что на самолете было опасно лететь.
Два S-5 продолжили круг со скоростью, неизменно большей чем у Гуаццетти, пока последний не был ослеплен бензином из пробитого топливопровода. Macchi M.52 чуть было не попал в Excelsior Palace Hotel, но благополучно приземлился в лагуне.
Дополнительный круг
Когда Уэбстер пересек финишную линию, он был поражен, увидев, что его истекшее время полёта составило всего 46 минут вместо собственных расчетов в 51 минуту. Поэтому он предположил, что он ошибся с числом кругов и к ужасу британской команды отправился в свой восьмой круг с запасом топлива, рассчитанным только на семь кругов. Уэбстер благополучно приземлился с остатком топлива в семь галлонов (31,823 л) и со средней скоростью 281,65 миль/ч (453,175 км/ч), побив при этом абсолютный мировой рекорд скорости. Средняя скорость Уорсли была 273,01 миль/ч (439,273 км/ч).
вариант окраски Supermarine S-5
Вскоре после гонки де Бернарди вновь установил мировой рекорд скорости, развив на Macchi 296,94 миль/ч (477,776 км/ч). В попытке побить этот рекорд 12 марта 1928 года Килкед на S-5 в совершенно неподходящих погодных условиях вылетел из Калшота. В то время как корабли выстраивались на мерной линии, самолет нырнул прямо в море. Де Бернарди вновь поднял планку, развив 318,57 миль/ч (512,579 км/ч), однако флайт-лейтенант Д. д'Арси-Грейг (Flt Lt D. d'Arcy Greig) 4 ноября 1928 года на S-5 незначительно превзошел этот рекорд.
Наконец, на гонках 1929 года Supermarine S 5 снова был поднят в небо д'Арси-Грейгом в качестве дублера новых S 6. Он успешно завершил гонку, заняв третье место и в захватывающем поединке победив итальянскую машину-дублер Macchi M.52R.
Реплика
В течение последних пяти лет "Leisure Sport" была связана с развитием 500-акрового (2,023 км²) аквапарка в Торпе, графство Суррей. Ряд оригинальных и воссозданных кораблей и морских самолетов были собраны, показывая морскую историю британского народа. В 1972 году было решено построить копию Supermarine S 5 или S 6.
Компания обратилась к Рэю Хилборну, который до этого успешно создал реплики Avro Triplane и Pfalz D3. Его начальные конструкторские проработки показали, что мы джолжны строить цельнодеревянный подкосный гидроплан, оснащенный двигателем Rolls-Royce Continental 10-360. Он заключил, что было бы проще скрыть современный двигатель Fiat под капотом S 5, чем S 6.
реплика S-5 на слипе в Калшоте, август 1975 года
Различия
Реплика была разработана с общей массой 1500 фунтов (680,4 кг), по сравнению с 3242 фунтами (1470,57 кг) оригинала. Другими различиями были немного более узкие поплавки были установлены симметрично для компенсации меньшего веса и снижения крутящего момента двигателя, другой профиль крыла для уменьшения скорости сваливания до 50 узлов (92,6 км/ч), кабина расширена на 2 дюйма (50,8 мм), чтобы разместить более крупного пилота, и добавление водяных рулей.
вид спереди на неокрашенную реплику S-5 показывает ее тонкие линии и небольшую лобовую поверхность. Поплавки не в масштабе, иначе гидросамолет находился бы слишком высоко над водой
Гидросамолет совершил свой первый полет 28 августа 1975 года — почти через три года после постройки и был запщен за два дня до того как аквапарк в Торпе был открыт для публики. До первого полета были проведены обширные рулежечные испытания, продемонстрировавшие, что самолет был на удивление мореходным. Перемещения при рулежке были довольно нормальными, за исключением того, что радиус поворота был несколько большим по сравнению с другими гидросамолетами одинакового в ним веса. Для поворота при свежем ветре требовались значительная мощность, со всей силой отвести ручку управления назад и полное отклонение руля направления. Когда двигатель работал на полную мощность, самолет быстро разгонялся, и ручку приходилось отклонять вперед, чтобы избежать барсирования задней части. Поскольку самолет был скоростной и видимость вперед у него была ограничена, то требовалось определенное внимание для поддержания прямолинейного движения при выходе на редан. Взлет происходил на скорости 60 узлов (111,12 км/ч). В воздухе S-5 быстро ускорялся до 80 узлов (148,16 км/ч) и поднимался со скороподъемностью около 1200 фт/мин (365,7 м/мин, 6,1 м/с).
фотографии, сделанные автором на принадлежащем "Flight International" самолете Piper Seneca, пролетавшем над гравийными карьерами в Бедфордшире, где реплика S-5 базировалась перед своими выступлениями над Фарнборо в 1976 году
В полете реплика S-5 имеет широкий диапазон скоростей с максимальной скоростью около 180 миль/ч (289,62 км/ч) и скоростью сваливания 45 миль/ч (72,41 км/ч). В спокойную погоду на нем очень приятно летать, но тяжелых погодных условиях самолет был наказанием, если не сказать больше.
Посадка самолета
Посадка легче, чем взлет. Заход на посадку с работающим двигателем происходил на скорости в 70 узлов (129,64 км/ч), и самолет более или менее осторожно летел у воды. Как только двигатель выключался, гидросамолет замедлялся до 5-6 узлов (9,26-11,11 км/ч), являвшейся минимальной скоростью машины с работающим на холостом ходу двигателем.
два цветных снимка были сделаны Родни К.Х. Пойнтоном (RODNEY C. H. POYNTON) во время испытаний реплики в Калшоте (в кабине Кейт Сиссонс). Вертолет Королевского флота Westland Whirlwind в погоне на нижней фотографии. "Leisure Sport", владелец реплики S-5, недавно завершила полноразмерную реплику триплана Fokker Dr.I, которая полетит в длижайшее время
В настоящее время Кейт Сиссонс (Keith Sissons) завершил летные испытания на получение сертификата летной годности. Самолет получил расширенное разрешение на полеты для появления в дни открытых дверей на показе общества британских авиаконструкторов (SBAC Show). В конечном итоге получившая номер гражданской регистрации G-BDFF реплика S 5 возвратилась в аквапарк, где после открытия парка она будет представлена с другими экспонатами Leisure Sport.
ЛТХ: |
Модификация | S.5 |
Размах крыла, м | 8,15 |
Длина самолета,м | 7,36 |
Высота самолета,м | 3,38 |
Площадь крыла,м² | 10,68 |
Масса, кг | |
пустого самолета | 1215 |
максимальная взлетная | 1475 |
Тип двигателя | 1 ПД Napier Lion VIIA |
Мощность, л.с. | 1 × 900 |
Максимальная скорость, км/ч | 514 |
Крейсерская скорость, км/ч | |
Продолжительность полета, ч | 1,15 |
Практический потолок, м | |
Экипаж, чел | 1 |
Приложение о судьбе реплики гоночного самолета Supermarine S 5*
Самолет потерпел крушение 23 сентября 1982 года, когда из-за отказа двигателя на взлете он врезался в торпский аквапарк, в следствие чего крыло и несущие конструкции поплавков были разрушены. Останки были приобретены владельцем гостиницы Уильямом "Биллом" Хоуси (William 'Bill' Hosie) из Ньюквея (Newquay), Корнуэлл, который в Бодмине восстановил самолет, используя оригинальную заднюю часть фюзеляжа реплики, после чего 17 апреля 1985 года машина была зарегистрирована семьей Хоуси. К сожалению, 23 мая 1987 года неподалеку от Фалмута (Falmouth) Билл Хоуси погиб, когда вскоре после взлета руль направления отделился от хвостового оперения.
* — источник 3
источники:
- JOHN HALL "Supreme Supermarine" Aeroplane Monthly, November 1976
- таблица с ЛТХ взята с http://www.airwar.ru/enc/law1/sups5.html
- http://1000aircraftphotos.com/Contributions/VargaFerenc/10573.htm