«Вашингтонские» крейсера I ранга — договорные, да не совсем (ФАН)
Доброго времени суток, коллеги. Продолжаю публиковать ветку русских тяжелых крейсеров I ранга, и сегодня будет сборный пост сразу по 3 близким по характеристикам сериям кораблей. Внешне они сильно похожи, и на самом деле развиваются на основе одного и того же проекта, а корни свои берут у вполне реального советского "Кирова". Правда, в результате корабли вышли как те двое из ларца – в смысле, три разных типа похожи друг на друга почти полностью. Начнем.
Русский тип тяжелого крейсера — история проектирования и постройки
Отличительной чертой русских тяжелых крейсеров стали малые внешние отличия кораблей разных серий. Фактически, всех их можно было легко спутать.
Вашингтонское морское соглашение фактически остановило развитие всех крупных кораблей на какое-то время. Вместе с тем, мощной судостроительной промышленности Российской империи даже в условиях послевоенного экономического кризиса требовались заказы на новые боевые единицы. Частично, дабы не вызвать упадка в кораблестроении, заводы перевели на постройку гражданских кораблей. В это же время, в 1922-1924 годах ведущие страны мира начали новую, "малую" гонку морских вооружений, и была она посвящена крейсерам с 203-мм главным калибром. Потому главные заводы страны – Балтийский и Адмиралтейский – оставили в "государственном резерве", выделили финансирование, чтобы предотвратить потери рабочей силы при простое, и был объявлен конкурс на "крейсер в 10 тысяч тонн водоизмещения и артиллерией калибром 203 мм". Все корабли этого ранга планировалось строить для Тихоокеанского флота – Балтийский и Черноморский флот признали эти корабли "на данный момент избыточными", предпочтя перевод дредноутов типа "Император Николай I" с Дальнего Востока.
Требования к нему выдвигались довольно серьезные – мощная бронезащита, скорость хода минимум 35 узлов, вооружение из 8 203-мм орудий в 4 башнях. На практике же оказалось, что подобный крейсер в стандартные 10 тысяч тонн поместить просто невозможно. В результате Россия едва не начала строить "картонные" корабли, но тут ее спасла… Задержка в выдаче заказа на строительство. Какое-то время верфи еще простаивали, дожидаясь утверждения проекта, а затем на стол морского министра лег отчет СИБ, в котором приводились примерные характеристики кораблей главного вероятного противника России – Японии. Даже по самым примерным прикидкам водоизмещение крейсеров типа "Миоко" должно было превысить максимально дозволенное на тысячу тонн. В результате они получили заведомо более мощные корабли, чем полностью соответствующие договору русские, что давало японцам преимущество. Попытка обратить на это внимание Великобритании или Франции не дала результатов, и Япония продолжила строить свои нарушающие договор крейсера. Позволить японскому флоту превзойти русский в Морском министерстве не могли, и проект своих крейсеров I ранга отправился на переработку. В секретном порядке было разрешено увеличить стандартное водоизмещение на тысячу тонн, а также был выдан указ о дополнительном "ужатии" проекта путем применения трехорудийных башен ГК и более прогрессивных силовых установок ради обеспечения наибольшей степени бронезащиты крейсеров. Таким образом, Россия фактически нарушила недавно подписанное Вашингтонское морское соглашение, но это удалось держать в тайне до 1937 года. Частично этому помогла широкая пропагандистская кампания, инициированная императором Николаем II – новые крейсера I ранга признавались "гордостью империи", для их постройки якобы не жалели сил и средств, и потому надстройки якобы собирались с применением легких металлов (на самом деле нет), а весовые характеристики ЭУ и вооружения были сильно занижены. По проекту крейсера получали новые 203/55-мм орудия, одни из лучших в своем классе, и мощную бронезащиту, которая выдвигала их в ряд одних из самых защищенных крейсеров 20-х годов. Корабли получили изящный силуэт с откинутыми назад дымовыми трубами и массивной башенноподобной надстройкой, спроектированной специально для новых крейсеров и ставшей отличительной чертой всех больших кораблей, построенных в России в 20-х годах. Кроме того, по штату на кораблях полагалась и гидроавиация, но при этом на корабле отсутствовал ангар, а в наличии имелся 1 (максимум 2) самолет, запускаемый жестко закрепленной поперечной катапультой (подобное решение стало возможным благодаря значительной ширине крейсеров).
Первая четверка крейсеров, получивших названия в честь первых русских дредноутов, строилась довольно быстрыми темпами и вступила в строй в 1928 году. Проволочки с комплектованием экипажей помешали им отправиться на Дальний Восток сразу, зато в следующем году им довелось участвовать в подавлении Мартовского путча, после чего новые корабли все же отправились во Владивосток.
"Петропавловск" при отправке на Дальний Восток, 1929 год
«Севастополь», Адмиралтейский завод, Санкт-Петербург – 17.05.1924/19.09.1927/1928
«Гангут», Адмиралтейский завод, Санкт-Петербург – 17.05.1924/27.08.1927/1928
«Полтава», Балтийский завод, Санкт-Петербург – 17.05.1924/03.07.1927/1928
«Петропавловск», Балтийский завод, Санкт-Петербург – 17.05.1924/15.11.1927/1928
Сразу после спуска на воду "Севастополей" были заложены еще 4 корабля следующей серии (головной корабль – "Баян", в честь корабля-ветерана 1-й РЯВ). Фактически они являлись еще более увеличенными "Севастополями" с более мощной ЭУ и лучшей бронезащитой. Внешне они почти не отличались от предыдущей серии, что позволило заявить о соблюдении договорного водоизмещения (точнее, официально имелось незначительное нарушение – на 120 тонн, но в это же время подобные мелкие нарушения наблюдались за всеми странами-участницами). Почти все 1000 дополнительных тонн потратили на усиление корпусных конструкций и броневой защиты. Кроме того, в отличие от "Севастополей", "Баяны" получили серьезную конструктивную противоторпедную защиту, что позволило увеличить их живучесть.
«Баян», Адмиралтейский завод, Санкт-Петербург – 21.10.1927/13.09.1929/1931
«Олег», Адмиралтейский завод, Санкт-Петербург – 21.10.1927/15.08.1929/1931
«Аскольд», Балтийский завод, Санкт-Петербург – 21.10.1927/21.10.1929/1931
«Варяг», Балтийский завод, Санкт-Петербург – 21.10.1927/19.08.1929/1931
Следующая серия крейсеров (головной корабль – "Рюрик") также была заложена сразу после спуска всех "Баянов". На сей раз кораблестроители полностью отказались от корабельной гидроавиации – опыт Тихоокеанского флота показал затруднительное использование поплавковых корабельных гидросамолетов на боевых кораблях, и адмиралы вместе с конструкторами решили сделать ставку на постройку быстроходных гидроавианосцев специальной постройки, предназначенных для действий в составе эскадр. Еще больше усилили бронезащиту – пояс дошел по толщине до 150 мм, чем догнал итальянские "Зары" и перегнал японские "Такао", став одним из самых мощнобронированных крейсеров среди "нарушителей" Вашингтонского договора. В остальном же крейсера типа "Рюрик" мало отличались от предшественников
«Рюрик», Адмиралтейский завод, Санкт-Петербург – 05.11.1929/12.04.1931/1933
«Пересвет», Адмиралтейский завод, Санкт-Петербург – 05.11.1929/15.09.1931/1932
«Ослябя», Балтийский завод, Санкт-Петербург – 05.11.1929/20.07.1931/1932
«Громобой», Балтийский завод, Санкт-Петербург – 05.11.1929/11.08.1929/1932
Особо стоит отметить модернизации кораблей. Первоначально все крейсера при вступлении в строй вооружались 6 новыми 102/60-мм зенитными орудиями в одиночных установках и 8 37/50-мм автоматами 10-К, которые фактически представляли собой немного модернизированный вариант автомата Максима-Норденфельда времен ПМВ, которых в России в ходе войны произвели так много, что армия отказалась от большого числа их в пользу флота. Именно это (избыток автоматов в наличии), а не высокая оценка возможностей авиации, привело к тому, что русские крейсера I ранга стали обладателями мощной ПВО. В то же время, в начале 30-х годов осознание важной роли авиации в войне на море все же пришло, что привело к принятию флотом на вооружение зенитных орудий новых типов – 102/60-мм спаренных установок, 37/62-мм и 25/82-мм зенитных автоматов, 12,7-мм пулеметов ДШК. На момент начала Второй мировой войны все корабли перевооружили на новую зенитную артиллерию, в результате чего массированное использование авиации Японией в 1941 году не стало для России сюрпризом. Кроме того, на русских крейсерах I ранга Тихоокеанского флота одними из первых во всей стране начали использовать радары. Уже в 1942 году это позволило обеспечить превосходство русского флота над японским, что в конце концов привело тихоокеанцев к своей третьей и самой впечатляющей победе над Японией в ходе полувекового противостояния.
Также стоит отметить развитие систем управления огнем. Первоначально, еще на "Севастополях", они включали в себя главный КДП с двумя 6-м дальномерами, запасной универсальный КДП с двумя 4-м дальномерами и 3 3-м зенитных дальномера. Также в каждой башне размещалось по 1 8-м дальномеру. Информация для стрельбы обрабатывалась ПУСом (прибором управления стрельбы) на посту главного артиллериста в боевой рубке, запасные посты с более простым оборудованием располагались в каждой из башен ГК (в результате при выходе из строя главного поста каждая башня могла вести огонь индивидуально). В середине 30-х на местах 3-м дальномеров появились полноценные КДП, а в начале 40-х на кораблях появились артиллерийские радары для артиллерии ГК и ПВО. Первоначально к радарам относились довольно скептически, что отчасти оправдывалось их недостаточной надежностью, но уже к середине 1941 года появились вполне надежные и эффективные образцы. Радарное оборудование крейсеров непрерывно обновлялось до конца их службы.
"Вашингтонцы" Российской империи оказались долгожителями – большую их часть исключили из состава флота лишь в начале 1970-х годов. "Рюрики" продолжили службу еще десятилетие, и только один "Пересвет" сохранился до наших дней, исключенный из списков флота в 1992 году и переоборудованный в корабль-музей.
Тактико-технические характеристики крейсеров I ранга типа "Севастополь"
"Севастополь" в 1941 году
Водоизмещение: 10 950/13 850 тонн
Размерения: 189,8х19,2х6,9 м
Механизмы: 2 вала, 2 ТЗА, 8 адмиралтейских котлов, 100 000 л.с. = 32 узла
Запас топлива: 900/2100 тонн нефти
Дальность: 7100 миль (16 узлов)
Броня: пояс 90 мм, траверзы 60 мм, башни 50-100 мм, крыши башен 75 мм, барбеты 100 мм, рубка 150 мм, палуба 50 мм
Вооружение: 9 203/55-мм орудий, 8 102/60-мм зенитных орудий, 24 37/62 и 8 25/82-мм зенитных автоматов, 4 12,7-мм пулемета, 6 533-мм торпедных аппаратов, 40 глубинных бомб, до 180 мин, 1 гидросамолет
Экипаж: 54/671 человек
Тактико-технические характеристики крейсеров I ранга типа "Баян"
"Баян" после установки новых радаров, 1940 год
Водоизмещение: 11 950/14 850 тонн
Размерения: 193,8х20,1х7,5 м
Механизмы: 2 вала, 2 ТЗА, 8 адмиралтейских котлов, 110 000 л.с. = 32 узла
Запас топлива: 900/2500 тонн нефти
Дальность: 8500 миль (16 узлов)
Броня: пояс 120 мм, траверзы 90 мм, башни 50-120 мм, крыши башен 90 мм, барбеты 100 мм, рубка 150 мм, палуба 90 мм, ПТП 30 мм
Вооружение: 9 203/55-мм орудий, 8 102/60-мм зенитных орудий, 24 37/62 и 8 25/82-мм зенитных автоматов, 4 12,7-мм пулемета, 6 533-мм торпедных аппаратов, 40 глубинных бомб, до 180 мин, 1 гидросамолет
Экипаж: 54/671 человек
Тактико-технические характеристики крейсеров I ранга типа "Рюрик"
"Рюрик" после начала войны с Японией, 1942 год
Водоизмещение: 12450/15350 тонн
Размерения: 195,8х20,8х7,5м
Механизмы: 2 вала, 2 ТЗА, 8 адмиралтейских котлов, 120 000 л.с. = 32 узла
Запас топлива: 900/2500 тонн нефти
Дальность: 8500 миль (16 узлов)
Броня: пояс 150 мм, траверзы 100 мм, башни 50-150 мм, крыши башен 90 мм, барбеты 120 мм, рубка 180 мм, палуба 90 мм, ПТП 40 мм
Вооружение: 9 203/55-мм орудий, 12 102/60-мм зенитных орудий, 32 37/62 и 12 25/82-мм зенитных автоматов, 4 12,7-мм пулемета, 6 533-мм торпедных аппаратов, 40 глубинных бомб, до 180 мин
Экипаж: 57/675 человек
От автора
Дальнейшая публикация 1-й РЯВ пока приостанавливается, так как нужная часть моей фантазии брошена на решение других проблем (которые касаются скорее фантастики, чем альт. истории). Как только те проблемы будут решены, публикация возобновится.
Также задерживается публикация авианосцев. Собственно, полностью готов на деле оказался всего один корабль, но на него пока нет авиагруппы (с альт. авиацией для Российской империи пока не складывается), без чего рассказ про авианосцы я считаю неполным.
Составляя характеристики крейсеров I ранга, отталкивался от японских кораблей, итальянской "Зары" и французского "Альжери", при сохранении общей схемы защиты от "Кирова".
Предупреждая возможные вопросы – орудия в башнях установлены в индивидуальных люльках. По крайней мере, так задумывалось первоначально. Сама башня является увеличенной и расширенной башней СК "Кронштадта".
Надстройка разрабатывалась на базе надстройки "Кирова", но приведена в более эстетический (для меня) вид.