14

Эта альтернатива назрела у меня фактически еще в возрасте… Лет семи. Тогда я открыл для себя прелести подшивки «Морской коллекции», и обнаружил там очень даже симпатичный крейсерок, который по факту оказался минным заградителем «Амур». А почему не крейсер? Со временем этот вопрос забылся, пока мне о нем не напомнил коллега Пупс примерно месяц назад, еще и подкинув доп. идейку. Вот что из этого получилось.

Содержание:

Общая история проекта

"Амур" и "Енисей" в Порт-Артуре

«Амур» и «Енисей» в Порт-Артуре

Согласно кораблестроительной программе «Для нужд Дальнего Востока», до 1905 года требовалось построить 2 больших минных транспорта. Проектирование этих кораблей началось силами Балтийского завода в 1897 году. Основные расчеты производил А.И. Моисеев. По его проекту получался очень неплохой минный транспорт, развитие «Буга» и «Дуная». Скорость хода достигала 19 узлов, корабль мог принять на борт до 450 мин. Вооружение состояло из 5 75/50-мм орудий и нескольких мелкокалиберных пушек. Водоизмещение достигало 2500 тонн.

Именно последнее сыграло важную роль при рассмотрении проекта. В то время во флоте ощущался острый недостаток крейсеров, особенно необходимых на Тихом океане. Востребован­ными были малые быстроходные крейсера-разведчики, а тут как раз был представлен проект достаточно большого (и достаточно малого с другой стороны) корабля, на который можно было бы возложить доп. функции. Моисееву был дан указ — переработать проект под 22-узловой крейсер с бронепалубой, вооружением из 6-8 120/45-мм орудий и водоизмещением 3400 тонн, при этом также требовалось сохранить за кораблем все функции минного транспорта. Проект был доработан, но бронепалубы так и не получил — все требуемые функции невозможно было получить в заданном водоизмещении. В результате МТК принял этот проект в качестве основного, и Балтийский завод приступил к постройке двух кораблей.

Крейсер III ранга "Амур" после вступления в строй, 1901 год

Крейсер III ранга «Амур» после вступления в строй, 1901 год

Эта доработка проекта оказалась крайне полезной для корабля, определенного по классу как крейсер III ранга. Имея высокую автономность, большую скорость хода и достаточно сильное вооружение, способное отогнать эсминцы и миноносцы противника, корабль оказался идеально подходящим для быстрых рейдов и минных постановок под носом у противника. Несмотря на оф. определение корабля как крейсера, еще до начала войны с Японией их часто называли быстро­ходными минными заградителями, что было утверждено официально в 1906 году в связи с принятием новой классификации кораблей.

Во время войны оба корабля хорошо зарекомендовали себя, хотя их использование в качестве крейсеров оказалось не столь успешным, как в качестве минзагов. Несмотря на то, что их скорость со временем перестала отвечать требованиям времени, они активно использовались до начала 20-х годов и после, но уже в качестве обычных минных заградителей — титул «быстро­ходных» пришлось уступить развитию идеи в виде новых турбинных кораблей. Из состава флота «Амур» и «Енисей» вывели лишь в 1928 году, после чего продали на слом частным фирмам из Германии.

Минный заградитель "Енисей" в 1915 году

Минный заградитель «Енисей» в 1915 году

«Амур», Балтийский завод, Санкт-Петербург – 07.05.1898/27.10.1898/01.06.1901

«Енисей», Балтийский завод, Санкт-Петербург – 03.11.1898/08.05.1899/1901

Зачем вообще оно нам сдалось и как мы этого будем добиваться

Статьи нагрузки

Собственно, на первый вопрос я уже ответил — для постановки у берегов противника минных заграждений минзагу неплохо бы иметь высокую скорость, а там адмиралы пожлобились и потребовали сделать из корабля еще и крейсер. Впрочем, в его сильном арт. вооружении есть еще одна выгода — всякие миноносцы теперь ему не страшны от слова совсем, т.е. к вражескому берегу мины ставить он может ходить и в одиночку, без крейсерского прикрытия.

Но как мы этого добьемся? Статьи нагрузок, если что, брал по расчету А.И. Моисеева.

1) Увеличиваем размерения +10/1,6/0,47, т.е. пропорционально. Получаем финальное водоизмещение 3400 тонн;

2) Корпус становится тяжелее на 411 тонн;

3) Увеличиваем вес ЭУ на 100 тонн и меняем котлы Бельвиля на котлы Нормана (у нас же крейсер!). В результате при мощности машин 11500 л.с. получаем скорость хода 22 узла;

4) 39 тонн уходит в запас водоизмещения;

5) 50 тонн уходит в снабжение. Потому что крейсер!

6) Всю исходную артиллерию весом 45,8 тонн снимаем.

7) Ставим 6 120/45-мм и 4 57/50-мм орудий. Это обойдется нам в 135 тонн, что на 89,2 тонны больше реальной;

8) Доводим количество мин до 500 — +27,1 тонна;

9) Несколько увеличиваем запас угля, доводя его до 482 тонн;

На этом все. Получаем безбронный быстроходный крейсер с возможностью постановки минных заграждений большого объема. 500 мин — это вам не это!

Тактико-технические характеристики крейсеров III ранга типа «Амур»

Крейсер III ранга "Амур" в 1904 году

Крейсер III ранга «Амур» в 1904 году

Водоизмещение:         3400 тонн

Размерения:                   101,4х16,5х4,83 м

Механизмы:                    2 вала, 2 ПМ ВТР, 12 котлов Нормана, 11 500 л.с. = 22 узла

Запас топлива:                482/600 тонн угля

Дальность:                        4600 миль (10 узлов)

Вооружение:                   6 120/45-мм, 4 57/50-мм орудия, 500 мин

Экипаж:                              31/302 человек

От автора

1) Хотел было сначала закончить с кораблями РЯВ и затем идти дальше, но есть сильные подозрения, что ближайшие посты будут про дредноуты. Просто потому, что я уже прикинул «линейку развития» всех серий 305-мм дредноутов и вот-вот займусь «Измаилом» и далее, а надо знать слабые места в своих расчетах заранее. А то потом стооооолько перепиливать…

2) С другой стороны, по матчасти РЯВ осталось всего 3 статьи — 1 общетеоретическая, 1 по вспом. крейсерам и 1 по малому флоту (эсминцы, подводные лодки, канонерки). Далее уже непосред­ственно ход РЯВ.

3) Также назрела возможная экспортная постройка кораблей для Китая, с которым после японо-китайской войны Россия будет очень тесно дружить. Но что будет там — без понятия, да и где строить тоже. К примеру, 1-2 броненосца строить вообще негде, если они будут не малыми — верфи то загружены, кроме тех, где строились ББО.

4) Оставаясь приверженцем постройки кораблей сериями по 3 штуки (хотя уже и не помню, с чего все начиналось), линкоры буду строить все же по 4.

5) Похоже, что «Светланы» будут построены раньше, пускай и в несколько облегченной версии.

6) Балтийскому флоту понадобится какое-то быстроходное крейсерское крыло для действий в водах противника. Будет это турбинное развитие «Баяна» или же линейный крейсер вроде «Рюрика», которого я уже перепиливал (на довольно низком уровне) — еще не решил.

Подписаться
Уведомить о
guest

45 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account