Малоизвестная страница истории изгнания евреев из Германии: как Эвианская конференция лишила беженцев надежды на спасение.
Этот исторический эпизод вполне можно было бы назвать глупой шуткой истории, если бы речь не шла о судьбе многих тысяч людей.
В июле 1938 года по инициативе президента США Франклина Рузвельта (Franklin D. Roosevelt) представители 72 стран собрались на международную конференцию, чтобы найти новую родину для 300000 немецких и австрийских евреев, изгнанных нацистами и проживающих, на птичьих правах в соседних с Германией государствах.
Конференция длилась десять дней и ближе к концу угрожала закончиться полным провалом: все страны-участницы наотрез отказывались принять на своей территории даже какую-то незначительную часть беженцев.
Словно гром с ясного неба в такой обстановке прозвучало заявление президента Доминиканской Республики – расиста и одного из самых кровавых диктаторов всех времен Рафаэля Трухильо (Rafael Trujillo) — о готовности принять на постоянное жительство 10000 евреев-беженцев из Германии и Австрии. Впоследствии президент даже увеличил квоту – до 100000 человек!
Не оставили выбора
Уже сам ход подготовки конференции вызывал у наблюдателей недобрые предчувствия. Местом ее проведения изначально намечалась Женева, где находилась штаб-квартира Лиги Наций. Однако швейцарское правительство не дало согласия, откровенно опасаясь недовольства своего могущественного соседа – Германии. В конце концов, провести конференцию на своей территории разрешила Франция – в курортном городке Эвиан (Evian-les-Bains), что прямо на берегу Женевского озера.
В Эвианской конференции участвовали США, Великобритания, Франция, Бельгия, Нидерланды, Швейцария, Швеция, Ирландия, Дания, почти все южноамериканские страны, Австралия и Новозеландия, а также ряд частных благотворительных организаций. Не были приглашены СССР, Италия, Япония, Чехословакия и Венгрия.
По ходу дебатов становилось ясно, что участники подготовили основательные доводы против приема еврейских беженцев. Многие страны сразу же заявили, что они не принимают никаких мигрантов, независимо от происхождения, и могут лишь допустить транзитный проезд еврейских беженцев. Другие опасались усиления в стране антисемитизма. Управляющая Палестиной по мандату Лиги Наций Великобритания жестко ограничила прием еврейских беженцев – для предотвращения национальных волнений на подмандатной территории. А ведь еще в 1917 году объявленная в Великобритании «Декларация Бальфура» провозгласила Палестину национальным очагом для еврейского народа!
США заявили, что ими уже установлена ежегодная квота приема в страну 27370 беженцев и превышать ее они никак не могут. 15000 беженцев еще до начала конференции успели-таки переселиться в Китай, прежде чем ворота в Поднебесную захлопнулись.
Обсуждались экзотические, заведомо обреченные на провал планы поселения беженцев в португальской колонии Анголе, на острове Мадагаскар и даже в советском Биробиджане – подальше от развитых индустриальных государств!
Еврейская, делегация была разочарована переговорами и досрочно покинула конференцию. Будущий президент Израиля лайм Вейцман (Chaim Weiznann) с горечью отметил, что мир разделился на две половины:
«одна изгоняет евреев, другая их не принимает!»
Для национал-социалистической пропаганды итоги конференции стали настоящим подарком. Газета Геббельса Volkischer Beobachter ликовала:
«…никто не хочет их принимать, все поняли, какой вред приносят эти люди!»
В итоге широкий жест президента, генералиссимуса, адмирала флота, «благодетеля отечества» и обладателя еще десятка титулов Рафаэля Трухильо оказался одним-единственным конкретным результатом конференции.
Один из бывших беженцев из Германии позже вспоминал:
«У нас не было выбора. Немецкий расист Гитлер нас преследовал и угрожал нашим жизням. Вызывающий чувство ужаса кровавый доминиканский расист Трухильо, восторженный почитатель Гитлера, спас наши жизни, приняв в свою страну, и за это мы ему благодарны».
«Спаситель» Трухильо
Доминиканская Республика, куда приглашались немецкие евреи, совсем не походила на землю обетованную, а ее правитель – на мессию. Доминиканский диктатор Трухильо, в молодости конокрад и контрабандист, во времена оккупации страны Соединенными Штатами вступил в национальную гвардию, занимавшуюся подавлением национальных восстаний, и там отличился особой жестокостью, от которой содрогались даже сослуживцы-каратели. Это не осталось незамеченным: его повысили по службе, а затем отправили на учебу в американскую военную школу. В 1924 году американские войска покинули Доминиканскую Республику, оставив на ключевых постах своих ставленников. Когда гвардия реорганизовалась в армию, полковник Трухильо стал ее командующим, а затем, по результатам фальсифицированных выборов, и президентом республики.
Новый правитель залил страну кровью. Десятки тысяч недовольных его режимом попали в тюрьмы или были расстреляны, оппозиционных политиков пытали и бросали в море на съедение акулам, вооруженная мачете полиция в буквальном смысле «вырубала» демонстрации протеста. Народ ненавидел деспота и дал ему прозвище el chvo (в переводе на русский – «козел») за похотливость и творимые им насилия.
В 1937 году мир потрясла страшная трагедия – смертельная расправа под надуманным предлогом над 25000 чернокожих гастарбайтеров из соседней страны Гаити, ежегодно приезжавших в Доминиканскую Республику на сезон уборки сахарного тростника. Такой акцией Трухильо пытался свалить вину за экономический кризис на якобы нелегально, заполонивших страну гаитян.
В конце концов власти США отказались от поддержки режима Трухильо и организовали операцию по его устранению.
В оппозиционных кругах возник заговор, в мае 1961 года кортеж диктатора попал в засаду, сам он был убит, его семья изгнана из страны и бежала в Париж. Со временем туда перевезли и останки Трухильо. Похоронен он почему-то на одном из самых известных в мире кладбищ – парижском Пер-Лашез (PereLachaise).
Община в Сосуа
Не будь в Доминиканской Республике резни 1937 года, считают некоторые историки, не состоялся бы и провозглашенный Трухильо на Эвианской конференции прием в страну еврейских беженцев. Этим шагом диктатор хотел подправить свой сильно пострадавший имидж и заручиться поддержкой богатых и влиятельных евреев Соединенных Штатов. Второй момент – расистский. Трухильо мечтал «обелить» темнокожее население путем «скрещивания» местных женщин со светлокожими европейцами, желательно с «чистокровными испанцами», которые, впрочем и сами к этой идеи отнеслись без энтузиазма. В такой ситуации для планов лидера сгодились и евреи.
Для того, чтобы попасть на спасительный корабль, плывущий до Доминиканской Республики, беженцы выдерживали строгий конкурс. Отбор успешно проходили в основном молодые одинокие мужчины: физически крепкие, – способные выполнять тяжелые сельскохозяйственные работы.
В 1939-42 годах на собранные пожертвования организовали переселение из Европы в Доминиканскую республику группы евреев. Из двух кораблей один подорвался на мине и затонул. В итоге провозглашенное на Эвианской конференции число из 100000 превратилось в 700 – столько человек поселились на заброшенном участке бывшей банановой плантации в поселке Сосуа (Sosua) на берегу морской бухты, обрамленной диковинными пальмами. Однако условия жизни были далеко не такими живописными. Поселенцев – врачей, юристов, инженеров, литераторов ожидали бараки, тропические климат, болезни и нескончаемая изнурительная работа. Жили они по принципу общины, в изоляции от местного населения. Женщин в коммуне почти не было, но лишь единицы из поселенцев женились на местных девушках. Тем не менее, через три года поселение стало практически неузнаваемым: соорудили водопровод, построили здания синагоги, аптеки и библиотеки, организовали; производство сыра, кошерных сосисок и даже немецкого масла Landbutter.
Сосуа «пригрел» еврейских беженцев ненадолго. После окончания Второй Мировой войны, большая часть поселенцев уехали в США и Израиль, а Сосуа стал объектом массового туризма. В наше время живущих в Доминиканской Республике переселенцев и их потомков можно буквально пересчитать по пальцам. Один из них в интервью заметил:
«Сначала немцы нас изгнали из Германии, а теперь Сосуа оккупирован немцами!»
источник: Евгений Байзер «В поисках новой родины» «КОНТАКТ-ШАНС» 40/2015