0

В самом начале 30-х годов военно-морские силы молодого СССР стремительно утрачивали свое господствующее положение на Балтике. Веймарская республика, опираясь на мощь кайзеровской промышленности, разворачивала строительство флота, хотя и в границах, отпущенных ей державами-победительницами. Но даже и в этих пределах германский флот способен был превзойти ВМС РККА – особенно после того как «Парижская Коммуна» и «Профинтерн» ушли из суровых северных вод  к золотистым пескам черноморских пляжей.
Конечно, оставшиеся «Марат» и «Октябрина» все еще были сильнее старых германских броненосцев. Но маховик германского кораблестроения раскручивался с удручающей советских адмиралов скоростью – в 1927-29 гг для рейхсмарин было построено двенадцать новейших миноносцев, а в 1931 г входил в состав флота уже пятый легкий крейсер послевоенной постройки. И дюжина стареющих балтийских «Новиков» никак не могла уравновесить быстро растущие германские легкие силы.
Но наибольшие душевные страдания причиняли советским военморам новые тяжелые немецкие корабли – в 1931 г был спущен на воду «Дойчланд» и заложен «Адмирал Шеер».

"Убийцы "вашингтонцев"" - карманные линкоры Сталина.

"Убийцы "вашингтонцев"" - карманные линкоры Сталина.

О «карманных линкорах»,как окрестила их британская пресса, известно было немного – что они отвечают версальским требованиям (т.е. их стандартное водоизмещение не превышает 10 тыс. тонн), но имеют высокую скорость (не менее 28 узлов) и вооружены 280-мм артиллерией. Понятно, что при таком водоизмещении корабли могли нести разве что крейсерскую броню и потому не имели никаких шансов в артиллерийской дуэли с дредноутом – зато «карманные линкоры» были, как тогда казалось, идеальными убийцами крейсеров. Причем не только легких, но и тяжелых «вашингтонских» десятитысячников – уж слишком большие преимущество давало использование 280-мм пушек установленных немцами на их schlachtschiff-verschnitt относительно восьмидюймовок, разрешенных вашингтонским морским соглашением.
Появление таких кораблей в составе германского флота, как считали в УВМС, приведет к окончательному переходу господства на Балтийском море в руки немцев. Легкие силы рейхсмарин, под прикрытием тяжеловооруженных карманных линкоров могли теперь оперировать по всей акватории Балтийского моря, и номинально сильнейшие наши линкоры, с их парадными 24 узлами никак не смогли бы им помешать. А существовавшие планы пополнения советских ВМС лидерами и легкими крейсерами, способными «гонять» вражеские leichte кreuzer-ы и torpedoboot-ы уже не решали возникших проблем – трехсоткилограммовые снаряды  быстроходных германских рanzerschiffe способны были разобрать любой легкий корабль на цветмет за несколько попаданий.   

"Убийцы "вашингтонцев"" - карманные линкоры Сталина.
В общем, руководство ВМС РККА хотело такие же. Срочно.
Хотя позднейшие исследователи усматривали в этом желании советских адмиралов одно только «обезьянничество», но на самом деле, стремление иметь в составе флота подобные корабли было в высшей степени обосновано.
И действительно – вашингтонские соглашения, запретившие строительство линкоров но разрешающие создавать десятитысячетонные крейсера с 203-мм артиллерией буквально пришпорили флоты всех ведущих стран мира – ни у кого, кроме англичан, в составе флота таких кораблей не имелось. Хотя, строго говоря, и у англичан таких крейсеров не было тоже — все таки "Эффингамы" Его Величества несли только 190-мм пушки. Зато теперь  такие крейсера строили все и в огромных количества.
И для державы, чьи кораблестроительные программы не были ограничены требованиями морских соглашений, очень соблазнительно было спроектировать и строить крейсера – «убийцы вашингтонцев». Такая держава могла бы обеспечить качественное превосходство своего крейсерского флота, причем ведущие морские державы, загнанные в прокрустово ложе вашингтонских договоренностей, даже не смогли бы адекватно отреагировать на это.
Но настораживало и другое – «Дейчланды» выглядели настолько сильнее британских «Каунти» и французских «Турвилей», что возникало опасение – а не отбросят ли первые флоты мира утратившие смысл ограничения, и не приступят ли они к строительству крейсеров с 254-305 мм артиллерией? В этом случае строительство в СССР обычных крейсеров и вовсе теряло смысл.
Вот взять тот же Дальний Восток. Даже в самых  сладких снах руководство УВМС не могло  тягаться с японской морской мощью в открытом бою – все, на что могли рассчитывать моряки в ближайшее десятилетие – строительство эсминцев и, быть может, нескольких крейсеров. Но и такие маленькие силы все же имели смысл – пример владивостокского отряда крейсеров показал, что даже небольшой отряд способен доставить известные сложности неприятелю. Однако во времена русско-японской войны за тремя крейсерами Иессена гонялось всего 4 корабля Камимуры – а на что было рассчитывать двум-трем советским крейсерам (которых надо было еще построить) если уже сейчас в составе «Нихон-кайгун» ходило восемь тяжелых крейсеров и спешно достраивались еще четыре?  

"Убийцы "вашингтонцев"" - карманные линкоры Сталина.

"Убийцы "вашингтонцев"" - карманные линкоры Сталина.
Очевидно, что как-то улучшить ситуацию могло бы только качественное превосходство советских кораблей, которого нельзя было достичь строя корабли в рамках вашингтонских ограничений.
Таким образом, принципиальное решение о строительстве тяжелых крейсеров – «убийц вашингтонцев» было принято еще в самом начале 1931 г. ОТЗ для таких кораблей включало в себя следующие задачи:
1)    Поддержка легких сил флота в их наступательных и оборонительных операциях
2)    Уничтожение любых крейсеров, в том числе вашингтонского типа
3)    Бой с кораблями типа «Дойчланд»
4)    Рейдерские операции на морских и океанских коммуникациях противника
5)    Набеговые операции, обстрелы побережья, поддержка высадки десантов.
Для соответствия данным требованиям тяжелый крейсер должен был иметь:
1)    Не менее 6 орудий калибра 305-мм
2)    Развитое зенитное вооружение
3)    Бронирование, надежно защищающее от воздействия 203-мм снарядов на основных дистанциях боя и дающее кораблю зону свободного маневрирования против 280-мм снарядов.
4)    Скорость не ниже 32 узлов
5)    Дальность хода не менее чем 8000 миль.
При этом, по вполне понятным причинам водоизмещение тяжелых крейсеров ни в коем случае не следовало раздувать – предполагалось, что такие корабли будут строиться крупной серией (УВМС в программе строительства «Большого Флота» мечтало как минимум  о 16 таких кораблях – по 2 на Балтийское и Черное моря, 4 – на Северный флот и 8 – на Тихоокеанский) и конечно же завышать их стоимость сверх абсолютно необходимого ни в коем случае не стоило.
Но судостроительная база СССР пока была откровенно слабой. В целях получения опыта и подготовки промышленности к строительству тяжелых кораблей, а заодно — чтобы дать флоту хоть какие-то крупные корабли, решено было заложить серию из 4 легких крейсеров, разработав проект совместно с итальянскими корабелами. В 1933 году проект был готов и СССР приступил к строительству четырех совершенно однотипных крейсеров – «Киров» и «Максим Горький» на Балтике и «Ворошилов» и «Молотов» — на Черном море.

"Убийцы "вашингтонцев"" - карманные линкоры Сталина.

"Убийцы "вашингтонцев"" - карманные линкоры Сталина.

При этом «Киров» и «Ворошилов» строились преимущественно из машин и механизмов итальянского производства (программа единовременного строительства 4 легких крейсеров оказалась настолько непосильной для промышленности СССР что даже часть конструкционной стали пришлось закупать за границей), а остальные – исключительно из отечественных комплектующих. В 1934 году был спущен «Киров», в начале 1935 г – «Ворошилов», а в строй они вошли соответственно в 1936 и 1937 гг, а вот «Максим Горький» и «Молотов» удалось ввести в строй только в 1938 году.
Несмотря на то, что предэскизные проработки "карманного линкора"велись еще в 1931 г, к проектированию тяжелого крейсера всерьез приступили только после завершения основной массы проектных работ по «Кирову», т.е осенью 1933 года. Тогда же проекту был присвоен номер – отныне советский «убийца «вашингтонцев»» проходил по всем документам как «тяжелый крейсер проекта 96». В отличие от «Кировых» проект 69 создавался почти исключительно собственными силами

"Убийцы "вашингтонцев"" - карманные линкоры Сталина.
Бронирование и ПТЗ
В 30-е годы считалось, что приемлемую защиту от бронебойных снарядов может обеспечить бронепояс, чья толщина равна калибру снаряда, от которого собственно он и должен защищать. Увы – защитить тяжелый крейсер 280 или даже 305-мм броней не представлялось возможным.
В то же время анализ сражений первой мировой войны и в первую очередь – Ютландского сражения показал, что английский 229-мм бронепояс в общем-то неплохо держал 280-мм немецкие снаряды на дистанциях в 75-80 кбт (гибель трех британских линейных крейсеров произошла когда немецкие снаряды промахивались  и не попадали в бронепояс). Правда, следовало учесть, что прогресс в развитии артиллерии с тех пор не стоял на месте, и что современная морская артиллерия тех же калибров будет мощнее, а ее снаряды – качественнее, но ведь и качество брони тоже не осталось неизменным! Потому было решено, что против современных 280-мм артсистем на дистанциях свыше 70 кбт вполне хватит 230-мм брони. Ну а, против 203-мм снарядов такая броня защищала практически на всех разумных дистанциях боя.
Систему броневой защиты постарались сделать простой и надежной – внешний бронепояс высотой 5 метров был установлен под углом 5 град и имел толщину 230-мм, лишь на последних полутора метрах плавно снижаясь до 150 мм. С обеих сторон бронепояс замыкали 230-мм траверзы. Поверх этих «бронестен» была уложена 90-мм палуба.

"Убийцы "вашингтонцев"" - карманные линкоры Сталина.
Вне цитадели узкими 150-мм плитами (размещенными внутри корпуса) были бронированы рулевые приводы. Носовая и кормовая оконечность крейсера имели 30-мм «противоледовое» бронирование, которое, как предполагалось, сможет защитить оконечности от осколков взорвавшихся неподалеку снарядов. Все прочие важные части корабля – барбеты, лобовая часть башен, стенки боевой рубки так же несли 230-мм броню.
Глубина ПТЗ достигала 4,5 м на миделе и до 2,5-3 м – в районе погребов и башен ГК. ПТЗ усиливала 40-мм бронепереборка, расположенная за фильтрационным отсеком
Артиллерия
Обычно при разработке артсистем для новых кораблей, конструкторы стремятся сделать орудие мощнее, снаряды – тяжелее, дальность стрельбы – выше. Но в случае с тяжелым крейсером все вышло почти с точностью до наоборот.
Дело в том, что могущество 305-мм/52 орудия образца 1907 г, способного выпускать 470,9 кг снаряды с начальной скоростью в 762 м/сек, для нужд тяжелого крейсера было более чем достаточным. Разумеется, проекты башен царской еще постройки в известной мере устарели – мала была скорострельность, да и дальность стрельбы уже не поражала воображения.
Однако у отечественной промышленности был опыт модернизации этих башен на линкоре «Октябрьская революция» — там скорострельность довели до 3 выстр/мин (если ствол орудия имеет возвышение от 5 до 15 градусов) и 2 выстр/мин — если выше. Угол возвышения орудий увеличили до 40 град, тем самым доведя дальность стрельбы штатным 470,9 кг бронебойным снарядом образца 1911 г до 28,7 км.

"Убийцы "вашингтонцев"" - карманные линкоры Сталина.
Сейчас же перед конструкторами-оружейниками стояла иная задача – необходимо было сделать трехорудийную башню с 305-мм орудиями, причем ТТХ орудий и башни должны были оставаться на уровне модернизированной «Октябрины», а вот вес – как можно меньшим!
Разумеется, когда хочется как лучше, то получается как всегда. И если башни бывших «Гангутов» (получивших в СССР обозначение МК-3-12) после модернизации имели  вес в 771 тонну, то масса новой башни достигла 840 тонн. Однако же львиная доля прироста пошла на броню – в то время как МК-3-12 имела 203-мм лоб и стенки и всего лишь 76-мм крышу, то новая МК-14 – соответственно 230 и 125 мм. Да и все остальное было в порядке – угол возвышения довели 45 град, новое орудие сделали лейнированным, заодно улучшив качество конструкционных материалов, что позволило поднять начальную скорость снаряда до 790-800 м/сек, а дальность выстрела – до 31-32 км. Ну а для тех случаев, когда позарез нужно пострелять в совсем далекие далека, создали облегченный, 314 кг снаряд летевший на 45 километров.  Скорострельность осталась на уровне 2-3 выстрелов в минуту, но углы на которых МК-14 обеспечивала 3 выстр/мин увеличились с 5-15 град до 5-25 град. Боекомплект МК-14 включал 125 выстрелов на ствол. Так что, несмотря на увеличение массы установки, главный калибр крейсеров проекта 69 оказался весьма на высоте.
Несмотря на то, что вес установки в итоге вырос по сравнению с прототипом, такой результат следовало считать более чем удовлетворительным – если бы военморы пошли на поводу у промышленников, предлагавших разрабатываемое ими новое 305-мм/55 орудие, то вес установки гарантировано ушел бы за 1000 тонн!
А вот со вспомогательной артиллерией все вышло далеко не столь хорошо – первоначально предполагалось оснащать крейсера 16-ю  100-мм зенитными стволами в восьми двухорудийных башнях – но разработка орудий и башен чрезвычайно затянулась. В итоге корабли пришлось срочно перепроектировать на установку сначала 12 одноорудийных 102-мм универсалов В-2, а когда выяснилось, что и эти орудия не удается довести до ума – на  100-мм/56 одноорудийные Б-34.

"Убийцы "вашингтонцев"" - карманные линкоры Сталина.
К счастью, УВМС все же одумалось в последний момент. Видя, что отечественным конструкторам никак не удается создать эффективную зенитную артиллерию и зенитные же автоматы, УВМС обратилось таки за помощью к одной молодой но перспективной шведской кампании – «Бофорс». В результате этого к 1939 году корабли флота получили-таки палубную установку Б-34 с великолепно работающей полуавтоматикой и электроприводами. В муках рожденное оружие оказалось весьма эффективным – обеспечивая темп стрельбы до 16 выстр/мин, Б-34 скорость горизонтального наведения – 20 град/с, а вертикального – 25 град/с, а ее 15,8 кг снаряды летели на 118 кбт и могли достать вражеского авиатора даже на 10 км высоте.
Планировавшиеся к установке на корабли зенитные автоматы так же пережили нелегкую судьбу – к моменту закладки кораблей их просто не было, так что конструкторам пришлось менять их на 17 «полуавтоматических» сорокапяток 21-К. Эффективность огня этих установок было невозможно недооценить, поэтому впоследствии они были заменены на 16 вполне адекватных двухствольных 40-мм установок «Бофорс»
Торпедного вооружения на тяжелые крейсера решили не ставить – слишком могуч и дорог был этот корабль, чтобы рисковать им в торпедных атаках. Но катапульту и 2 гидросамолета он, разумеется, получил – сперва КОР-1, а впоследствии – КОР-2
 Ходовая.
Поскольку в распоряжении СССР имелся только один вид ТЗА – ТВ-7, имевший номинальную мощность в 55 тыс. лошадиных сил, то для установки на крейсер его и выбрали.
Некоторое время ломали копья на тему сколько таких ТЗА ставить на корабль – два или три, но в итоге решено было экономить вес и ограничится двумя такими агрегатами. Соответственно, тяжелый крейсер получился двухвинтовым, а работу его турбин обеспечивали 6 котлов, по три на каждый ТЗА. Котлы были сгруппированы в три кочегарки, по два котла в каждой – тем самым удалось обойтись одной трубой.
На испытаниях крейсера этого типа показывали скорость (без форсажа) от 30,5 до 30,8 узлов
Полный запас  топлива составил 4609 т, что должно было обеспечить дальность хода на 18 узлах в районе 8 000 миль.
Водоизмещение и весовая нагрузка
Стандартное водоизмещение тяжелого крейсера проекта 96 составило 18 655 т. Представляет собой интерес сравнение весовых нагрузок «Адмирала графа Шпее» и тяжелого крейсера проекта 96

"Убийцы "вашингтонцев"" - карманные линкоры Сталина.
Первую пару тяжелых крейсеров проекта 96  («Кронштадт» и «Севастополь»)  заложили в мае-июне 1935 года на стапелях, где строились ранее «Киров» и «Ворошилов». Эти корабли удалось достроить к войне – они вошли в состав Балтийского и Черноморского флотов в 1940 году. На Балтике после спуска на воду «Максима Горького» на освободившемся стапеле заложили в 1937 г «Петропавловск», а на Черном море (после «Молотова») – «Сталинград». Последний в войне не участвовал – недостроенный корабль отбуксировали в Поти, где он и простоял всю войну, а «Петропавловск», несмотря на то, что достройка его была приостановлена, все же сражался в качестве самоходной артиллерийской батареи и ПВО. Последняя пара крейсеров проекта 96 – «Владивосток» и «Архангельск» была заложена в 1938 г … в Архангельске, где создавался крупный судостроительный завод. К 1939 г стало ясно, что война совсем не за горами – строительство «»Архангельска», находившегося в меньшей стадии готовности заморозили, сосредоточившись на «Владивостоке». Интересно, что не только значительная часть машин и механизмов крейсера, но и ряд крупных корпусных конструкций создавались на балтийских заводах и переправлялись к месту строительства по Беломорканалу. В конце 1939 года «Владивосток» был спущен на воду, а в начале 1942 – вошел в состав Северного флота.
Сравнение ТКР проекта 69 «Кронштадт» и «Адмирал граф Шпее»
"Убийцы "вашингтонцев"" - карманные линкоры Сталина.

 

"Убийцы "вашингтонцев"" - карманные линкоры Сталина.

Андрей
Подписаться
Уведомить о
guest

178 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account