Изначально понятие «крейсер» предполагало вполне конкретную цель в морской войне. Задача крейсера действовать на морских коммуникациях и уничтожать вражескую торговлю. Соответственно крейсер должен иметь хорошую мореходность, высокую автономность, достаточную скорость, чтобы убежать от любого сильного противника и достаточное вооружение, чтобы топить пароходы.
С этой точки зрения броненосный крейсер «Асама» смотрится каким то антиподом. Не слишком мореходный и автономный, с сильным вооружением и полным бронированием, дающим возможность вести сражение в одном строю с эскадренными броненосцами, без риска пойти на дно от 12-дм снаряда.
Броненосный крейсер «Асама» не совсем крейсер, это охотник за крейсерами. Фактически «Асама» и подобные ему крейсера, были предтечей линейных крейсеров — быстроходного крыла флота в эскадренном сражении линкоров, появившихся только благодаря опыту русско-японской войны.
Крейсер «Асама» строился на основе проекта чилийского броненосного крейсера «О, Хиггинс», обладавшего хорошей бронезащитой и сильным артиллерийским вооружением.
Англичане предложили японцам этот удачный чилийский проект, но японцы постарались выжать с англичан еще больше. В результате длительных переговоров с привередливыми заказчиками Филипп Уотс ( конструктор О, Хиггинса) создал действительно сильный и рациональный корабль. На «Асаме» главный калибр в 8-дм располагался в носовой и кормовой двухорудийных башнях, в отличии от ромбического расположения орудий главного калибра на чилийском крейсере, а батарея скорострельных 6-дм в бронированных казематах. Выше главного пояса появился второй толщиной в 127 мм. Более толстыми ( 51 мм) стали и скосы бронепалубы. В результате снаряд попавший в котельное отделение должен был пробить броню общей толщиной в 230 мм, что приближало крейсер по защищенности к броненосцам. Кроме того главный пояс протянулся по всей длине корабля, хотя в носу и корме его толщина уменьшалась до 88 мм.
Японский крейсер «Асама» оказался очень удачным кораблем, прекрасно защищенным и прекрасно вооруженным. Но все таки не обошлось и без «дедовских приемов». Так снабжение орудий снарядами выглядело очень примитивно. Значительная часть снарядов к 8-дм и 6-дм орудиям хранилась прямо в башнях и казематах, что создавало сильный риск катастрофических взрывов, при удачном попадании вражеского снаряда. С другой стороны такая система позволяла обеспечить скорострельность орудий главного калибра в три выстрела в минуту. После израсходования снарядов при орудии, темп стрельбы падал в несколько раз.
Заложен в ноябре 1896 г., спущен на воду 23 марта 1898 г., сдан заказчику 18 марта 1899г.
Получил боевое крещение в сражении при Чемульпо, где был «Главным калибром» японской эскадры атаковавшей русский бронепалубный крейсер «Варяг» и канонерку «Кореец».
Далее, весь 1904 г., «Асама» действовал под Порт-Артуром, участвовал в сражении в Желтом море,где получил повреждения от огня крейсера «Аскольд».
Серьезно пострадал в Цусимском сражении, где был вынужден в отдельные моменты сражения выполнять роль флагмана, получил несколько попаданий от броненосца «Николай-1» 305-мм и 229-мм снарядами, временно выходил из боя для исправления повреждений, имел обширные повреждения. В общем вне боя находился больше трех часов.
Боевую службу нес до 1920-х годов С 1921 года корабль береговой обороны, с 1937 г. учебный корабль. В годы Второй Мировой войны потоплен американской авиацией. Разобран на метал в 1947 г.
Во время Первой Мировой войны «Асама» занималась поисками немецких рейдеров. И 31 января 1915 г. села на камни у входа в залив Пуэрто Сан Бартоломью. «Асама» пропорола днище на длину в 15 метров, были затоплены все котельные отделения. В машинном отделении вода была по пояс.
Спасательные работы заняли три месяца, при этом крейсер разгрузили на 1600 тонн. «Асаму» удалось стащить с камней только 8 мая, ремонт продлился до 23 октября 1915 г. после чего крейсер ушел в Японию, где до мая 1917 г. ему заменили все котлы