Убийца Варяга. Японский броненосный крейсер «Асама»

18

Изначально понятие «крейсер» предполагало вполне конкретную цель в морской войне. Задача крейсера действовать на морских коммуникациях и уничтожать вражескую торговлю. Соответственно крейсер должен иметь хорошую мореходность, высокую автономность, достаточную скорость, чтобы убежать от любого сильного противника и достаточное вооружение, чтобы топить пароходы.

Убийца Варяга. Японский броненосный крейсер «Асама»

С этой точки зрения броненосный крейсер «Асама» смотрится каким то антиподом. Не слишком мореходный и автономный, с сильным вооружением и полным бронированием, дающим возможность вести сражение в одном строю с эскадренными броненосцами, без риска пойти на дно от 12-дм снаряда.

Броненосный крейсер «Асама» не совсем крейсер, это охотник за крейсерами. Фактически «Асама» и подобные ему крейсера, были предтечей линейных крейсеров — быстроходного крыла флота в эскадренном сражении линкоров, появившихся только благодаря опыту русско-японской войны.

Крейсер «Асама» строился на основе проекта чилийского броненосного крейсера «О, Хиггинс», обладавшего хорошей бронезащитой и сильным артиллерийским вооружением.

Англичане предложили японцам этот удачный чилийский проект, но японцы постарались выжать с англичан еще больше. В результате длительных переговоров с привередливыми заказчиками Филипп Уотс ( конструктор О, Хиггинса) создал действительно сильный и рациональный корабль. На «Асаме» главный калибр в 8-дм располагался в носовой и кормовой двухорудийных башнях, в отличии от ромбического расположения орудий главного калибра на чилийском крейсере, а батарея скорострельных 6-дм в бронированных казематах. Выше главного пояса появился второй толщиной в 127 мм. Более толстыми ( 51 мм) стали и скосы бронепалубы. В результате снаряд попавший в котельное отделение должен был пробить броню общей толщиной в 230 мм, что приближало крейсер по защищенности к броненосцам. Кроме того главный пояс протянулся по всей длине корабля, хотя в носу и корме его толщина уменьшалась до 88 мм.

Схема броненосного крейсера "Асама".

Схема броненосного крейсера «Асама».

Схема бронирования крейсера "Асама".

Схема бронирования крейсера «Асама».

"Асама" на буксире выходит из Эльсвика для похода в Японию. 1899 г.

«Асама» на буксире выходит из Эльсвика для похода в Японию. 1899 г.

Башня главного калибра с размещенными в ней 8-дм снарядами.

Башня главного калибра с размещенными в ней 8-дм снарядами.

Японский крейсер «Асама» оказался очень удачным кораблем, прекрасно защищенным и прекрасно вооруженным. Но все таки не обошлось и без «дедовских приемов». Так снабжение орудий снарядами выглядело очень примитивно. Значительная часть снарядов к 8-дм и 6-дм орудиям хранилась прямо в башнях и казематах, что создавало сильный риск катастрофических взрывов, при удачном попадании вражеского снаряда. С другой стороны такая система позволяла обеспечить скорострельность орудий главного калибра в три выстрела в минуту. После израсходования снарядов при орудии, темп стрельбы падал в несколько раз.

"Асама" в 1900 г.

«Асама» в 1900 г.

Убийца Варяга. Японский броненосный крейсер «Асама»

Заложен в ноябре 1896 г., спущен на воду 23 марта 1898 г., сдан заказчику 18 марта 1899г.

Получил боевое крещение в сражении при Чемульпо, где был «Главным калибром» японской эскадры атаковавшей русский бронепалубный крейсер «Варяг» и канонерку «Кореец».

Далее, весь 1904 г., «Асама» действовал под Порт-Артуром, участвовал в сражении в Желтом море,где получил повреждения от огня крейсера «Аскольд».

Серьезно пострадал в Цусимском сражении, где был вынужден в отдельные моменты сражения выполнять роль флагмана, получил несколько попаданий от броненосца «Николай-1» 305-мм и 229-мм снарядами, временно выходил из боя для исправления повреждений, имел обширные повреждения. В общем вне боя находился больше трех часов.

Боевую службу нес до 1920-х годов С 1921 года корабль береговой обороны, с 1937 г. учебный корабль. В годы Второй Мировой войны потоплен американской авиацией. Разобран на метал в 1947 г.

Великобритания 1902 г.

Великобритания 1902 г

Америка.

Америка.

Убийца Варяга. Японский броненосный крейсер «Асама»

В боевой готовности.

В боевой готовности.

В русско-японскую войну.

В русско-японскую войну.

В русско-японскую войну.

В русско-японскую войну.

Погрузка угля.

Погрузка угля.

Убийца Варяга. Японский броненосный крейсер «Асама»

"Асама" на камнях около полуострова Калифорния.

«Асама» на камнях около полуострова Калифорния.

Во время Первой Мировой войны «Асама» занималась поисками немецких рейдеров. И 31 января 1915 г. села на камни у входа в залив Пуэрто Сан Бартоломью. «Асама» пропорола днище на длину в 15 метров, были затоплены все котельные отделения. В машинном отделении вода была по пояс.

Спасательные работы заняли три месяца, при этом крейсер разгрузили на 1600 тонн. «Асаму» удалось стащить с камней только 8 мая, ремонт продлился до 23 октября 1915 г. после чего крейсер ушел в Японию, где до мая 1917 г. ему заменили все котлы

Убийца Варяга. Японский броненосный крейсер «Асама»

"Асама" в Мельбурне 1920 г.

«Асама» в Мельбурне 1920 г.

"Асама" в 1924 г. Австралия.

«Асама» в 1924 г. Австралия.

Визит "Асамы" в Бостон После Первой Мировой войны.

Визит «Асамы» в Бостон После Первой Мировой войны.

"Асама" в 1925 г. Осталось только 8-152 мм орудий.

«Асама» в 1925 г. Осталось только 8-152 мм орудий.

"Асама" в Бостоне. 1927 г.

«Асама» в Бостоне. 1927 г.

"Асама" в 1929 г. Панамский канал.

«Асама» в 1929 г. Панамский канал.

Жилой блокшив. "Асама" в 1946 году.

Жилой блокшив. «Асама» в 1946 году.

Источник — https://zen.yandex.ru/media/id/5c0334fc2c5a9503d91b2002/iaponskii-kreiser-asama-5dfe0acd98930900afd4d815

Подписаться
Уведомить о
guest

1 Комментарий
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account