Тяжелый крейсер с Острова Какаду
Содержание:
Из всех доминионов Британской Империи, Австралия, пожалуй, наиболее внимательно относилась к вопросам собственной безопасности. На то были вполне объективные причины. Географическое расположение Австралии, ее удаленность от самой Великобритании и близость к потенциально враждебным соседям, не позволяло особо расчитывать на то, что подкрепления из метрополии успеют вовремя.
В 1924 году австралийский флот был озабочен поддержанием своей боеспособности. Его единственный тяжелый корабль — устаревший линейный крейсер HMAS «Австралия», типа «Индефатигейбл» — был назначен на списание в соответствии с Вашингтонским Соглашением. В результате, сильнейшими кораблями австралийского флота остались четыре легких крейсера типа «Таун» («Сидней», «Мельбурн», «Брисбейн» и достроенная после войны «Аделаида»), медлительные и недостаточно вооруженные, спроектированные еще в 1900-ых. Этого было явно недостаточно для противостояния любому мало-мальски значимому агрессору.
По мнению австралийских адмиралов, ситуацию можно было поправить парой «вашингтонских» тяжелых крейсеров. Современные быстроходые корабли с 8-дюймовыми пушками эффективно компенсировали бы нехватку огневой мощи австралийского флота. Однако, готового проекта «вашингтонского» крейсера в Великобритании пока не имелось, и не вполне было ясно, когда же завершится проектирование.
В этот момент в игру престолов вмешалась военно-морская верфь Острова Какаду. Крупнейший (на тот момент) военно-морской арсенал Австралии, верфь переживала в начале 1920-ых не лучшие времена, и очень хотела поправить свое положение каким-нибудь крупным государственным заказом. Опыт строительства крупных кораблей у верфи имелся — именно эта верфь построила крейсера «Брисбейн» и «Аделаида». 3 июля 1924 года, Департамент Обороны Австралии обратился к инженерам верфи с просьбой подготовить проект тяжелого крейсера, соответствующего «вашингтонским» требованиям.
Проект 1924 года
В основе проекта, представленного в августе 1924 года, лежал дизайн большого крейсера типа «Хокинс». Инженеры Острова Какаду, по всей видимости, трезво оценивали свой небольшой опыт и благоразумно решили не пытаться спроектировать корабль с нуля. Конструкция корпуса и схема бронирования австралийского тяжелого крейсера, таким образом, практически точно повторяли тип «Хокинс» — только длина и ширина по миделю были увеличены на 20 метров и 2 метра соответственно. Стандартное водоизмещение корабля должно было не превышать «вашингтонского» лимита в 10000 тонн.
Однако, совершенно новым должно было стать вооружение. Вместо семи 7-дюймовых орудий в щитовых установках (использовавшихся на «Хокинсах»), новые австралийские крейсера должны были нести девять 8-дюймовых (203-мм) 50-калиберных орудий Mk VIII, в трех трехорудийных башнях. Две башни располагались линейно-возвышенно на носу корабля, и еще одна на корме. При этом для кормовой башни рассматривались два возможных расположения: внизу на верхней палубе, или вверху на палубе полубака (что позволило бы освободить корму для расположения, например, гидропланов). Трехорудийные 8-дюймовые установки в тот момент рассматривались как возможное вооружение будущих британских крейсеров, и их выбор казался вполне обоснованным.
Необычно мощным — и безнадежно старомодным — выглядело вспомогательное вооружение. Оно состояло из двенадцати (!) 5-дюймовых орудий Mk VI, расположенных в противоосколочных казематах (!!!) на полубаке. На каждый борт приходилось по шесть орудий, и казематы были расположены так, что погонный и ретирадный огонь могли вести по четыре. Орудия эти не были универсальными, и само по себе включение мощной вспомогательной батареи на быстроходный крейсер (неплохо защищенный от миноносцев своей скоростью) было явным анахронизмом.
Зенитное вооружение, напротив, было очень умеренным, и должно было состоять из четырех 4-дюймовых 45-калиберных зенитных орудий QF Mark V, сгруппированных на возвышенной платформе у основания кормовой мачты. Никаких автоматических орудий или зенитных пулеметов проект, по всей видимости, не предусматривал. Довершали вооружение корабля четыре 533-мм подводных торпедных аппарата, также являвшиеся явным анахронизмом.
Бронирование крейсера примерно соответствовало крейсерам типа «Хокинс», и было рассчитано на обеспечение высокой скорости и мореходности даже в случае боевых повреждений. Сплошной броневой пояс тянулся от штевня до штевня, достигая максимальной толщины в 3 дюйма (76 мм) напротив машинных и котельных отделений. Средняя толщина пояса составляла 2,5 дюйма (64 мм), к оконечностям пояс утончался до 1,5 дюйма (38 мм). Над главным поясом имелся верхний, толщиной в 2 дюйма (50 мм), и проходящий от носовых башен главного калибра и до конца полубака. Этот пояс прикрывал казематы орудий вспомогательного калибра. Имелось две броневые палубы: главная в 1-1,5 дюйма (25-38 мм) и верхняя, толщиной около дюйма. Верхняя броневая палуба прикрывала только котельные отделения.
Силовая установка корабля предполагалась двухвальной, общей мощностью порядка 90.000 л.с. (примерно на 30% мощнее, чем на «Хокинсах»). Максимальная скорость должна была составлять около 33 узлов.
Проект 1925 года
В 1925 году — по всей видимости, в последней попытке успеть на уходящий поезд госзаказа — верфь Острова Какаду подготовила усовершенствованную версию проекта. К этому моменту, Австралия уже получила информацию о крейсерах типа «Каунти», и стало известно, что британское Адмиралтейство решило отказаться от трехорудийных 8-дюймовых башен в пользу двухорудийных.
Проект 1925 года был составлен на основе крейсера типа «Каунти» (подтип «Кент»). Он предусматривал вооружение из четырех двухорудийных 8-дюймовых башен при стандартном менее 10000 тонн. Вспомогательное вооружение было полностью пересмотрено, и состояло теперь из четырех 4-дюймовых зенитных орудий, двух автопушек «Пом-Пом» и двух четырехтрубных палубных торпедных аппаратов. Имелись также две маленькие салютные пушки. Силовая установка предполагалась идентичной «Каунти» и мощностью до 80.000 л.с.
Проект не заинтересовал Департамент Обороны, который не видел смысла в попытке создать австралийскую копию «Каунти», если можно просто заказать «Каунти» в Великобритании.
Финал
В целом, австралийский тяжелый крейсер представлял собой интересное сочетание прогрессивных и анахроничных элементов (во многом обусловленных, впрочем, использованием готового проекта корпуса). Большая площадь бронирования и необычно мощная не-универсальная вспомогательная батарея наводят на мысль, что инженеры Острова Какаду рассматривали тяжелый крейсер, скорее, как «маленький линкор». Но представляется почти невероятным, чтобы столь мощное вооружение и бронирование удалось бы упихать в «вашингтонские» 10000 тонн водоизмещения; будь «крейсер Острова Какаду» реально построен, его водоизмещение, скорее всего, подобралось бы к 12000-14000 тонн (а вспомогательная батарея, скорее всего, была бы урезана примерно до уровня «Каунти»).
Но в конечном итоге, проект австралийского тяжелого крейсера погубила цена. Инженеры Острова Какаду оценили стоимость своего крейсера в 2.898.000 фунтов стерлингов за единицу. Однако, Департамент Обороны был настроен куда менее оптимистично. Выполнив расчеты с учетом необходимости модернизации верфи (не имевшей оборудования для постройки столь крупных кораблей), а также стоимости доставки заказа и орудий и броневых плит из Великобритании (в Австралии они не производились), Департамент пришел к выводу, что реальная стоимость крейсеров будет порядка 3.356.935 фунтов стерлингов за единицу. Для сравнения, британский крейсер типа «А» — будущий тяжелый крейсер типа «Каунти» — стоил около 2,180,000 фунтов стерлингов за штуку.
Перспектива переплачивать около миллиона фунтов за каждый крейсер определенно не вызвала энтузиазма у австралийского правительства. Да и флот придерживался мнения, что в данном случае лучше предпочесть прагматизм — патриотизму, заказать корабли, где подешевле, а на сэкономленные средства построить еще что-нибудь полезное. В конечном итоге, в начале 1925 года был подписан контракт с фирмой «Джон Браун и к.о.» в Клайдбэнке, на постройку двух крейсеров типа «Каунти» для австралийского флота. В качестве «утешительного приза», верфь Острова Какаду получила заказ на проектирование и постройку тендера гидроавиации ценой 835,000 фунтов стерлингов (пресловутое «что-нибудь полезное на сэкономленные средства»).