19
Тяжелый крейсер с Острова Какаду

Тяжелый крейсер с Острова Какаду

Содержание:

Из всех доминионов Британской Империи, Австралия, пожалуй, наиболее внимательно относилась к вопросам собственной безопасности. На то были вполне объективные причины. Географическое расположение Австралии, ее удаленность от самой Великобритании и близость к потенциально враждебным соседям, не позволяло особо расчитывать на то, что подкрепления из метрополии успеют вовремя.

Тяжелый крейсер с Острова Какаду

В 1924 году австралийский флот был озабочен поддержанием своей боеспособности. Его единственный тяжелый корабль — устаревший линейный крейсер HMAS «Австралия», типа «Индефатигейбл» — был назначен на списание в соответствии с Вашингтонским Соглашением. В результате, сильнейшими кораблями австралийского флота остались четыре легких крейсера типа «Таун» («Сидней», «Мельбурн», «Брисбейн» и достроенная после войны «Аделаида»), медлительные и недостаточно вооруженные, спроектированные еще в 1900-ых. Этого было явно недостаточно для противостояния любому мало-мальски значимому агрессору.

По мнению австралийских адмиралов, ситуацию можно было поправить парой «вашингтонских» тяжелых крейсеров. Современные быстроходые корабли с 8-дюймовыми пушками эффективно компенсировали бы нехватку огневой мощи австралийского флота. Однако, готового проекта «вашингтонского» крейсера в Великобритании пока не имелось, и не вполне было ясно, когда же завершится проектирование.

В этот момент в игру престолов вмешалась военно-морская верфь Острова Какаду. Крупнейший (на тот момент) военно-морской арсенал Австралии, верфь переживала в начале 1920-ых не лучшие времена, и очень хотела поправить свое положение каким-нибудь крупным государственным заказом. Опыт строительства крупных кораблей у верфи имелся — именно эта верфь построила крейсера «Брисбейн» и «Аделаида». 3 июля 1924 года, Департамент Обороны Австралии обратился к инженерам верфи с просьбой подготовить проект тяжелого крейсера, соответствующего «вашингтонским» требованиям.

Проект 1924 года

В основе проекта, представленного в августе 1924 года, лежал дизайн большого крейсера типа «Хокинс». Инженеры Острова Какаду, по всей видимости, трезво оценивали свой небольшой опыт и благоразумно решили не пытаться спроектировать корабль с нуля. Конструкция корпуса и схема бронирования австралийского тяжелого крейсера, таким образом, практически точно повторяли тип «Хокинс» — только длина и ширина по миделю были увеличены на 20 метров и 2 метра соответственно. Стандартное водоизмещение корабля должно было не превышать «вашингтонского» лимита в 10000 тонн.

Силуэты крейсера типа "Хокинс" (вверху) и проекта крейсера Острова Какаду (внизу)

Силуэты крейсера типа «Хокинс» (вверху) и проекта крейсера Острова Какаду (внизу)

Однако, совершенно новым должно было стать вооружение. Вместо семи 7-дюймовых орудий в щитовых установках (использовавшихся на «Хокинсах»), новые австралийские крейсера должны были нести девять 8-дюймовых (203-мм) 50-калиберных орудий Mk VIII, в трех трехорудийных башнях. Две башни располагались линейно-возвышенно на носу корабля, и еще одна на корме. При этом для кормовой башни рассматривались два возможных расположения: внизу на верхней палубе, или вверху на палубе полубака (что позволило бы освободить корму для расположения, например, гидропланов). Трехорудийные 8-дюймовые установки в тот момент рассматривались как возможное вооружение будущих британских крейсеров, и их выбор казался вполне обоснованным.

Необычно мощным — и безнадежно старомодным — выглядело вспомогательное вооружение. Оно состояло из двенадцати (!) 5-дюймовых орудий Mk VI, расположенных в противоосколочных казематах (!!!) на полубаке. На каждый борт приходилось по шесть орудий, и казематы были расположены так, что погонный и ретирадный огонь могли вести по четыре. Орудия эти не были универсальными, и само по себе включение мощной вспомогательной батареи на быстроходный крейсер (неплохо защищенный от миноносцев своей скоростью) было явным анахронизмом.

Зенитное вооружение, напротив, было очень умеренным, и должно было состоять из четырех 4-дюймовых 45-калиберных зенитных орудий QF Mark V, сгруппированных на возвышенной платформе у основания кормовой мачты. Никаких автоматических орудий или зенитных пулеметов проект, по всей видимости, не предусматривал. Довершали вооружение корабля четыре 533-мм подводных торпедных аппарата, также являвшиеся явным анахронизмом.

Визуализация крейсера верфи Острова Какаду, выполненная коллегой Tzoli. Все права принадлежат ему

Визуализация крейсера верфи Острова Какаду, выполненная коллегой Tzoli. Все права принадлежат ему

Бронирование крейсера примерно соответствовало крейсерам типа «Хокинс», и было рассчитано на обеспечение высокой скорости и мореходности даже в случае боевых повреждений. Сплошной броневой пояс тянулся от штевня до штевня, достигая максимальной толщины в 3 дюйма (76 мм) напротив машинных и котельных отделений. Средняя толщина пояса составляла 2,5 дюйма (64 мм), к оконечностям пояс утончался до 1,5 дюйма (38 мм). Над главным поясом имелся верхний, толщиной в 2 дюйма (50 мм), и проходящий от носовых башен главного калибра и до конца полубака. Этот пояс прикрывал казематы орудий вспомогательного калибра. Имелось две броневые палубы: главная в 1-1,5 дюйма (25-38 мм) и верхняя, толщиной около дюйма. Верхняя броневая палуба прикрывала только котельные отделения.

Силовая установка корабля предполагалась двухвальной, общей мощностью порядка 90.000 л.с. (примерно на 30% мощнее, чем на «Хокинсах»). Максимальная скорость должна была составлять около 33 узлов.

Проект 1925 года

В 1925 году — по всей видимости, в последней попытке успеть на уходящий поезд госзаказа — верфь Острова Какаду подготовила усовершенствованную версию проекта. К этому моменту, Австралия уже получила информацию о крейсерах типа «Каунти», и стало известно, что британское Адмиралтейство решило отказаться от трехорудийных 8-дюймовых башен в пользу двухорудийных.

Есть мнение, что проект 1925 года создавался на основе экспортного тяжелого крейсера проекта 1144 от фирмы "Виккерс". Визуализация коллеги Tzoli. Все права принадлежат ему

Есть мнение, что проект 1925 года создавался на основе экспортного тяжелого крейсера проекта 1144 от фирмы «Виккерс». Визуализация коллеги Tzoli. Все права принадлежат ему

Проект 1925 года был составлен на основе крейсера типа «Каунти» (подтип «Кент»). Он предусматривал вооружение из четырех двухорудийных 8-дюймовых башен при стандартном менее 10000 тонн. Вспомогательное вооружение было полностью пересмотрено, и состояло теперь из четырех 4-дюймовых зенитных орудий, двух автопушек «Пом-Пом» и двух четырехтрубных палубных торпедных аппаратов. Имелись также две маленькие салютные пушки. Силовая установка предполагалась идентичной «Каунти» и мощностью до 80.000 л.с.

Проект не заинтересовал Департамент Обороны, который не видел смысла в попытке создать австралийскую копию «Каунти», если можно просто заказать «Каунти» в Великобритании.

Финал

В целом, австралийский тяжелый крейсер представлял собой интересное сочетание прогрессивных и анахроничных элементов (во многом обусловленных, впрочем, использованием готового проекта корпуса). Большая площадь бронирования и необычно мощная не-универсальная вспомогательная батарея наводят на мысль, что инженеры Острова Какаду рассматривали тяжелый крейсер, скорее, как «маленький линкор». Но представляется почти невероятным, чтобы столь мощное вооружение и бронирование удалось бы упихать в «вашингтонские» 10000 тонн водоизмещения; будь «крейсер Острова Какаду» реально построен, его водоизмещение, скорее всего, подобралось бы к 12000-14000 тонн (а вспомогательная батарея, скорее всего, была бы урезана примерно до уровня «Каунти»).

Будь крейсер Острова Какаду построен на самом деле, он, скорее всего, выглядел бы примерно так. Визуализация коллеги Tzoli. Все права принадлежат ему

Будь крейсер Острова Какаду построен на самом деле, он, скорее всего, выглядел бы примерно так. Визуализация коллеги Tzoli. Все права принадлежат ему

Но в конечном итоге, проект австралийского тяжелого крейсера погубила цена. Инженеры Острова Какаду оценили стоимость своего крейсера в 2.898.000 фунтов стерлингов за единицу. Однако, Департамент Обороны был настроен куда менее оптимистично. Выполнив расчеты с учетом необходимости модернизации верфи (не имевшей оборудования для постройки столь крупных кораблей), а также стоимости доставки заказа и орудий и броневых плит из Великобритании (в Австралии они не производились), Департамент пришел к выводу, что реальная стоимость крейсеров будет порядка 3.356.935 фунтов стерлингов за единицу. Для сравнения, британский крейсер типа «А» — будущий тяжелый крейсер типа «Каунти» — стоил около 2,180,000 фунтов стерлингов за штуку.

Тяжелый крейсер с Острова Какаду

Перспектива переплачивать около миллиона фунтов за каждый крейсер определенно не вызвала энтузиазма у австралийского правительства. Да и флот придерживался мнения, что в данном случае лучше предпочесть прагматизм — патриотизму, заказать корабли, где подешевле, а на сэкономленные средства построить еще что-нибудь полезное. В конечном итоге, в начале 1925 года был подписан контракт с фирмой «Джон Браун и к.о.» в Клайдбэнке, на постройку двух крейсеров типа «Каунти» для австралийского флота. В качестве «утешительного приза», верфь Острова Какаду получила заказ на проектирование и постройку тендера гидроавиации ценой 835,000 фунтов стерлингов (пресловутое «что-нибудь полезное на сэкономленные средства»).

источник: https://fonzeppelin.livejournal.com/82090.html

Подписаться
Уведомить о
guest

4 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account