18
Тяжелый крейсер "Uraga Dock Company" для Китая

Тяжелый крейсер «Uraga Dock Company» для Китая

Уважаемые коллеги, к сожалению, сейчас я сильно загружен на работе — разгребаю последствия вынужденного сомоизоляционного простоя — так что активность блога невысокая. И все же стараюсь)

Как уже упоминалось ранее, в начале 30-ых японские судостроительные концерны активно соревновались за рынок китайских военных заказов. Начало положила закладка «Harima Shipbuilding & Engineering Co., Ltd» небольшого учебного крейсера «Ning Hai» — первого современного (относительно) корабля для китайского флота. Однако в дальнейшем, по-видимому, китайский флот захотел более крупный корабль: 6000-тонный «защищенный» (англ. «protected» — «бронепалубный») крейсер с шестью 203-мм орудиями. Ранее уже описывались предложения на этот счет от «Harima» и «Mitsubishi».

Тяжелый крейсер "Uraga Dock Company" для Китая

В стороне не осталась и «Uraga Dock Company». Весьма почтенная фирма была основана в 1897 при содействии Эномото Такеаки: основателя японского флота, последнего адмирала сегуната Токугава, и даже президента (!) недолгой Республики Эзо на Хоккайдо. Основой для нее послужили старые судоремонтные доки еще времен сегуната, не функционировавшие с 1876 года. В основном «Uraga Dock Company» специализировалась на судоремонте и гражданском судостроении, но начиная с 1900-ых, строила и военные корабли, включая легкие крейсера «Ишузу» и «Абукума».

Примечание автора: к сожалению, детальное описание проекта по-видимому не сохранилось. Все, что осталось, это подробные чертежи крейсера. Поэтому данные о силовой установке и бронировании корабля вынужденно спекулятивные, на основе чертежей.

Проект, представленный «Uraga», предположительно, осенью 1931 года, представлял собой интересный подход ко все тому же «6000-тонному бронепалубному крейсеру с 203-мм орудиями». Если проект «Harima» опирался на новаторскую компоновку и нестандартные архитектурные решения, а серия проектов от «Mitsubishi» брала количеством и адаптацией под желания заказчика — то инженеры «Uraga» сделали ставку на проверенные, даже консервативные решения.

Тяжелый крейсер "Uraga Dock Company" для Китая

По общей компоновке, крейсер от «Uraga» напоминал, своего рода, «гибрид» тяжелого крейсера типа «Аоба» с легким крейсером типа «Нагара». Форма корпуса и надстроек — равно как и три вертикальные дымовые трубы разной толщины — совершенно явно основывались на японских легких крейсерах 1920-ых.

На эту старомодную конструкцию были, однако, установлены три двухорудийные башни под 20-см/50-калиберные орудия 3-го года Тип 1 (20 cm/50 (7.9″) 3rd Year Type No. 1). Две башни располагались линейно-возвышенно в носовой части, одна в корме — причем кормовая башня располагалась палубой ниже остальных. Точный боезапас их неизвестен. Управление огнем, судя по чертежам, выполнялось при помощи стереоскопического дальномера на крыше мостика и дальномеров на башнях «B» и «X».

Весьма интересно и продумано было вспомогательное вооружение. По углам надстройки, максимально вынесенные к бортам, располагались четыре 120-мм/45-калиберных неуниверсальных орудия. Эти пушки предназначались для защиты от миноносцев и торпедных катеров, и имели оптимальные углы обстрела как по бортам, так и в направлении оконечностей.

Тяжелый крейсер "Uraga Dock Company" для Китая

Зенитное вооружение состояло из четырех 8-см (на деле 76-мм; японцы округляли при переходе на метрическую систему) орудий Тип 3. Орудия располагались побортно, одна пара между 1-ой и 2-ой трубами, вторая по бокам от кормовой надстройки. Интересной деталью было то, что все зенитные установки были смонтированы на возвышенных постаментах — за счет этого зенитки имели максимальные углы обстрела.

Легкое зенитное вооружение состояло из четырех 7.7-мм пулеметов, установленных на крыльях мостика и на крыше кормовой надстройки.

Торпедное вооружение состояло из двух трехтрубных 533-мм торпедных аппаратов, размещенных побортно в нишах на главной палубе. Боезапас, вероятно, составлял по три торпеды на аппарат + три запасные. На корме корабля также имелись рельсовые направляющие и два бомбомета K-типа для сброса глубинных бомб. Общий противолодочный боезапас составлял 30 глубинных бомб.

Авиационное вооружение крейсера от «Uraga» было существенно более развитым, в сравнении с конкурентами. Между задней трубой и кормовой мачтой размещался полностью закрытый ангар на два гидросамолета (вероятно, Aichi AB-3). Катапульты не имелось: взлет и посадка самолетов выполнялись с воды, при помощи подъемного крана, поднимавшего самолеты через раскладную крышу ангара. Следует отметить, что такое «закрытое» расположение самолетов куда лучше соответствовало условиям Тихого Океана.

Тяжелый крейсер "Uraga Dock Company" для Китая

Деталей бронирования корабля, к сожалению, не сохранилось. По всей видимости, крейсер должен был иметь «коробчатое» бронирование. Короткий броневой пояс по ватерлинии прикрывал только котельные и машинные отделения, его толщина, вероятно, не превышала 50 мм (80 фунтов эквивалентного веса брони). С торцов их, вероятно, прикрывали бы 25-30 мм траверсные переборки, а сверху — 25 мм броневая палуба.

Интересно, что дополнительную защиту должны были обеспечивать угольные бункеры, расположенные как побортно вдоль котельных отделений, так и между ними.

Башни и барбеты главного калибра, скорее всего, имели 25 мм бронирование. Погреба боезапаса имели только траверсные переборки и броневую палубу, скорее всего, 20-25 мм толщиной. Боевая рубка защищалась бы 60-75 мм бронированием.

Силовая установка, вероятно, представляла собой сочетание нефтяных и угольных котлов, питающих два турбозубчатых агрегата. В сохранившихся чертежах упоминается только максимальная скорость: 28 узлов. Исходя из чертежей крейсера и аналогий с крейсерами типа «Нагара», можно предположить, что два передних котельных отделения должны были нести по 2-4 котла на смешаном питании каждое, а кормовое — 1-2 чисто нефтяных котла.

Запас топлива, вероятно, составлял 500-800 тонн угля, и 300-500 тонн нефти, из расчета на 12.000-14.000 км экономичного 12-узлового хода.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ:

В целом, сравнивая все проекты 6000-тонного крейсера с 203-мм артиллерией, предложенные в 1931 году для Китая, я бы оценил проект «Урага» как самый… реалистичный. Инженеры компании выбрали весьма консервативный подход: взяли проект легкого крейсера 1920-ых (который они точно знали, как строить), и доработали его под тяжелое 203-мм вооружение.

В результате получился звезд с неба не хватающий, но вполне рациональный небольшой корабль. Сравнивая со всеми альтернативами, он, пожалуй, единственный не выглядел заведомо перегруженным: компактные надстройки, опущенная палубой ниже кормовая башня позволяли надеяться, что крейсер «Урага» не имел бы проблем с остойчивостью.

Визуализация от Tzoli

Визуализация от Tzoli

Внимание также привлекает тщательная проработка деталей проекта — включая второстепенные, такие как наличие ангара для гидросамолетов (у всех конкурентов, самолеты хранились открыто на палубе/надстройке), торпедные аппараты в нишах палубы, и высокие постаменты для зениток. Также, выглядит весьма рациональным использование угольных ям для дополнительной защиты котельных отделений крейсера.

В целом, проект выглядел… удачным. Но, ввиду как политических, так и экономических соображений, Китай в итоге не высказал желания заказать 6000-тонный крейсер, и проекты ушли в архив.

источник: https://fonzeppelin.livejournal.com/211846.html

Подписаться
Уведомить о
guest

5 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account