Третий Рим. Территория, население, экономика и финансы Русского Царства в XVII веке (Часть I)
Третий Рим
Доброго времени суток, дорогие друзья!
Продолжаю публиковать материалы альтернативы «Третий Рим». Для того, чтобы не разрывать повествование и создать информационную основу для следующих глав, статья «Территория, население, экономика и финансы Русского Царства в XVII веке» в текстуальной части (книге) выделена в приложения. Статья имеет справочный характер и большой объем информации, в том числе из реальной истории.
Приложение включает введение и четыре части:
I.Территория и население Русского Царства в XVII веке.
II.Экономика Русского Царства в XVII веке.
III. Внешняя торговля Русского Царства в XVII веке.
IV.Финансы Русского Царства.
Во введении рассмотрены факторы, которые привели к экономическому подъему в России. В первой части изложена история освоения Сибири, переселение иноземцев в Россию в XVII веке и сословия в Русском Царстве. При этом события, которые не происходят в связи с альтернативным ходом истории исключены из изложения событий, а внесенные изменения выделены темно-синим цветом. Ряд Ваших предложений, уважаемые коллеги, реализован в данной статье.
С нетерпением жду Ваших комментариев и рекомендаций.
Территория, население, экономика и финансы Русского Царства в XVII веке
Итогом смуты и иностранных вторжений стало разорение западных и центральных районов страны. Посевные площади здесь сократились почти в 30 раз. Во многих местах пашня поросла лесом. Главная причиной запустения земель являлась нехватка рабочих рук. Крестьяне бежали на север, за Волгу, или к казакам на Дон. У оставшихся крестьян небыло ни скота, ни орудий труда, ни денег для восстановления хозяйства. В упадок пришли промыслы, ремесленное производство, торговля. Менее пострадали северные и восточные районах страны. После изгнания из России интервентов и избрания нового царя началось восстановление порушенной жизни, прежде всего хозяйства. На это ушло не одно десятилетие.
XVII век является переломным в истории русского государства не только в политике, но и в экономческом развитии. Именно к XVII веку, относится начало «нового времени» в экономике России. В промышленности, торговле, отчасти и в сельском хозяйстве появляются первые ростки новых буржуазных отношений. Россия в этом отставала от стран Западной Европы, где зарождение капитализма началось еще с XIV-XV веков, а собственно капиталистическая эпоха, в первую очередь в Нидерландах и Англии – с конца XVI – середины XVII века. Но все же Россия, хотя и с запозданием, шла тем же путем.
Благодаря ряду факторов (физико-географических, внешнеполитических, демографических, социальных, финансовых) и активной деятельности русского правительства в двадцатые годы XVII века начинается экономический подъем в России.
К физико-географическим факторам относится расширение территории государства; увеличение плодородных пахотных площадей; наличие внутренних речных и сухопутных, приобретение и развитие морских торговых путей; обширные запасы полезных ископаемых (каменного угля, железной и медной руды, соли), обнаружение золотоносных руд и рассыпного золота; наличие большого количества лесов, пригодных для кораблестроения.
Внешнеполитическими факторами, повлиявшими на экономический подъем стали длительный период (1618–1632) мирного развития в России, при одновременном ведении многочисленных войн в Европе, прежде всего Тридцатилетней войны (1618-1648), революции и гражданских войн в Англии (1640-1660), приведший к оттоку капиталов в Россию, масштабному переселению, обогащению русского правительства на поставках продовольствия, оружия и огнеприпасов воюющим армиям.
Демографическая ситуация в Русском Царстве координально изменилась вследствии:
нарастающего естественного прироста населения, обусловленного улучшением социально-экономического положения населения и минимизацией потерь от внешних вторжений и крымско-ногайских набегов;
масштабного переселение белоруссов и малоруссов после русско-польской войны (1609-1618), чехов – после поражения на Белой Горе и падения Праги (1621), немцев – в ходе всей Тридцатилетней войны (1618-1648), сербов – после подавления Банатского восстания и Тринадцатилетней войны в Венгрии (1593-1606), а особенно в ходе «Великого переселения» (1690);
освобождения большого количества христианских невольников при овладении Крымом в ходе русско-турецкой войны (1632-1635) и начала активного переселение греков (1634) в Приазовье, а в последствии с территории Османской империи в Крым и Причерноморье;
возвращение русских земель и присоединение Великого княжества Литовского и Великого княжества Галицко-Волынского в русско-польскую войну (1639-1641), Великого княжества Ливонского – в русско-шведскую войну (1642-1645).
Численность населения русского государства в XVII веке увеличилась в шесть раз (с 6 млн. в 1600 году до 36 млн. в 1700 году). По числу жителей Россия занимала первое место среди европейских государств (во Франции в то время жили 20,5 млн. человек, в Италии и Германии – 13,0 млн. человек, в Англии – 7,2 млн. человек).
Переселение в Россию пассионарных, экономически активных, имеющих образование или трудовые навыки, лиц изменило социально-экономическую структуру общества, привело к росту городов, развитию ремесленного и мануфактурного производства, что создало условия для промышленной революции в России. Переселение земледельцев позволило как увеличить количество посевных площадей в Великороссии, так и освоить незаселенные просторы Поволжья, а в последствии Причерноморья, Урала и Западной Сибири.
Уменьшение расходов на войско после русско-польской войны (1609-1618) и русско-шведской войны (1610-1917), выплата 200000 серебряных талеров (рублей) Шведским Королевством по Никольскому договору от 27 февраля (9 марта) 1617 года и Речью Посполитой 600 тыс. червонных золотых (24 миллиона дукатов), в течение 5 лет (по 100 тыс. червонных золотых (400 тыс. дукатов) в год) по Смиловическому соглашению от 1 (11) декабря 1618 года позволили русскому правительству пойти на беспрецендентный шаг – освободить от уплаты налогов на пять лет население областей, наиболее пострадавших от войны, улучшить благосостояние населения и создать условия для экономического подъема в двадцатые годы XVII века.
Территория и население Русского Царства в XVII веке
Расширение территории России в XVII веке происходило по трем направлениям:
на западе – возвращение русских земель после русско-польской войны (1609-1618), присоединение Великого княжества Литовского и Великого княжества Галицко-Волынского в русско-польскую войну (1639-1641), Великого княжества Ливонского – в русско-шведскую войну (1642-1645);
на юге – присоединение Приазовья – в русско-турецкую войну (1632-1635), Северного Причерноморья и Крыма – в русско-турецкую войну (1672-1681) и дальнейшее освоение Дикого поля, присоединение Западного Причерноморья, Молдавии и Буковины – в русско-турецкую войну (1686-1700);
на востоке – присоединение и освоение новых земель Южного Приуралья, Сибири, Забайкалья и Дальнего востока.
К концу XVII века границы Русского Царства простирались от рек Нарев, Буг, Дунай и восточных Карпат на западе до Тихого океана на востоке, от Белого моря на севере до Северного Кавказа на юге. Площадь территории России достигла 18 млн. квадратных километров.
Освоение Сибири в XVII веке
Василий Суриков «Покорение Сибири Ермаком»
Первым значительным событием в освоении Сибири в XVII веке стал поход Петра Бекетова по Ангаре и притокам Лены. В 1627 году его в качестве воеводы отправили в Енисейский острог, а в 1627 году – на усмирение тунгусов, напавших на отряд Максима Перфильева. В 1631 году Петр Бекетов стал во главе отряда из тридцати казаков, которым предстояло пройти по реке Лене и закрепиться на ее берегах. Уже к весне 1631 года он срубил острог, который позже был назван Якутском. Город стал одним из центров освоения Восточной Сибири в XVII веке и позднее.
Иван Москвитин участвовал в походе Копылова в 1635-1638 годах к реке Алдан. Руководитель отряда позже направил часть солдат (39 человек) под командованием Москвитина к Охотскому морю. В 1638 году Иван Москвитин вышел к берегам моря, совершил походы к рекам Уда и Тауй, получил первые данные об Удском районе. В результате его походов побережье Охотского моря было исследовано на протяжении 1300 километров, а также открыты Удская губа, Амурский лиман, остров Сахалин, Сахалинский залив, устье Амура. Кроме того, Иван Москвитин привез в Якутск хорошую добычу – много пушного ясака.
Освоение Сибири в XVII веке продолжилось походами Семена Дежнева. Он попал в Якутский острог предположительно в 1638 году, проявил себя усмирением нескольких якутских князей, совместно с Михаилом Стадухиным совершил поход на Оймякон для сбора ясака. В 1643 году Семен Дежнев в составе отряда Михаила Стадухина прибыл на Колыму. Казаки основали Колымское зимовье, которое позже стало крупным острогом, которое назвали Среднеколымск. Городок стал опорным пунктом освоения Сибири во второй половине XVII века. На Колыме Дежнев служил до 1647 года, но когда вышел в обратное плавание, крепкие льды закрыли путь, так что решено было остаться в Среднеколымске и дождаться более благоприятного времени.
Знаменательное событие в освоении Сибири в XVII веке произошло летом 1648 года, когда С. Дежнев вышел в Ледовитый океан и прошел Берингов пролив за восемьдесят лет до Витуса Беринга. Примечательно, что даже Берингу не удалось пройти пролив полностью, ограничившись только южной его частью.
Освоение Восточной Сибири в XVII веке продолжалось русским промышленником Ерофеем Хабаровым. Свой первый поход он совершил в 1625 году. Хабаров занимался скупкой пушнины, открыл соляные источники на реке Кут и способствовал развитию земледелия на этих землях. В 1649 году Ерофей Хабаров отправился вверх по Лене и Амуру до городка Албазино. Вернувшись в Якутск с отчетом и за подмогой, он собрал новую экспедицию и продолжил свое дело. Хабаров жестко относился не только к населению Маньчжурии и Даурии, но и к собственным казакам. За это его переправили в Москву, где началось судебное разбирательство. Бунтовщиков, которые отказались продолжать поход с Ерофеем Хабаровым, оправдали, его самого лишили жалованья и чина. После Хабаров подал прошение Государю. Царь не восстановил денежное довольствие, но дал Хабарову звание сына боярского и направил его управлять одной из волостей.
Для Владимира Атласова Камчатка всегда была основной целью. До начала экспедиции на Камчатку в 1697 году русские уже знали о существовании полуострова, но его территория еще не была исследована. Атласов не был первооткрывателем, зато он первым прошел почти весь полуостров с запада на восток. Владимир Васильевич подробно описал свое путешествие и составил карту. Ему удалось уговорить большую часть местных племен перейти на сторону Российского царя. Позднее Владимир Атласов был назначен приказчиком на Камчатку.
В XVII веке были основаны многие сибирские города-остроги: Мангазея (1601), Имбатское (1601), Туруханск (1607), Томск (1604), Кузнецк (1618), Енисейск (1618), Красноярск (1628), Илимский острог (1630), Братский острог (1631), Усть-Кутское (1631), Кириенск (1631), Жиганское (1632), Оленекское (1633), Олекминский острог (1635), Вилюйск (1635), Бутальский острог (1637), Столбовское (1638), Верхоянск (1638), Якутск (1638), Олюбенское (1641), Верхоленск (1642), Нижнеколымский острог (1644), Верхнеколымский острог (1647), Баргузинский острог (1648), Анадырский острог (1649), Охотский острог (1649), Усть-Стрелочный острог (1650), Комарский острог (1650), Иркутск (1652), Тугурское (1652), Зашиверск (1653), Балаганск (1654), Шильский острог (1654), Селенгинск (1655), Нерчинский острог (1659), Вехнеудинск (1665), Удский острог (1677), Верхозейский острог (1677), Аргунский острог (1681), Ича (1697)
Приток русского населения, обладавшего навыками и опытом пашенного земледелия, ремесленного производства, новыми, более производительными орудиями труда, способствовал ускорению развития этой части России. В южных районах Сибири складываются очаги земледельческого производства, уже в конце XVII века Сибирь в основном обеспечивала себя хлебом. Однако по-прежнему основными занятиями большинства местного населения оставались охота, особенно на соболя, и рыболовство. Все более увеличивался разрыв между расширявшейся территорией и количеством людей, населявших ее. Продолжался процесс освоения страны. Наиболее слабо была заселена Сибирь, где к концу XVII века проживало примерно 150 тыс. коренного населения и 350 тыс. переселившихся сюда русских. Особые условия Сибири привели к тому, что здесь не сложилось помещичье или вотчинное землевладение.
Переселение иноземцев в Русское Царство
Русское правительство осознавало, что восстановление раззоренной войной экономики ограничивается недостатком населения. Всеобщая перепись населения, проведенная в 1619 году, показала, что с учетом территорий, присоединенных после русско-польской войны (1609-1618), население Русского Царства составило 6,5 млн человек. Переселение около 300 тыс. литвинов (белорусов) и до 100 тыс. малорусов с территорий, оставляемых во владении Речи Посполитой после заключения мира, на земли русского государства позволило заселить некоторые опустевшие в годы войны земли.
Бегство запорожских казаков и малорусских крестьян продолжилось после казацкого восстания Марка Жмайло 1625 года, а в особенности после восстания Тараса Федоровича 1630 года, когда на русские земли перешли около 50 тыс. казаков и крестьян, поселенных на Белгородской зачечной черте.
В 1620 году открылся другой источник переселения на земли Русского Царства – переселенцы из числа православных народов, находящихся под гнетом Османской империи (греков, болгар, сербов).
Первыми из них стали сербы. После Банатского восстания 1594 года[1] около 5 тыс. сербов, принимавших участия в мятеже против турецких властей были вынуждены бежать из Баната в Трансильванию. В битве при Гуменне (1619) против поляков в войске трансильванского князя Юрия I Ракоци сражался сербский полк Йована Петровича.
Но после этого трансильванский князь обратился к османскому султану за военной помощью. В то же время, правитель Молдавии Гаспар Грациани перешёл на сторону Польши. Петрович отказался воевать на стороне своего главного врага – турок в польско-турецкой войне (1620-1621) и перешел с полком в Молдавию. После поражения польских войск под Цецорой 27 сентября (6 октября) 1620 года, в которой погиб гетман Жолкевский, Йован Петрович написал письмо русскому царю с прошением принять его с полком на русскую службу и в русское подданство.
Русское правительство позитивно отнеслось к предложению Петровича, тогда же появился план привлечения и иных выходцев православного вероисповедания на земли Малороссии. Из переселенцев предполагалось позднее набрать гусарские и пандурские полки. 20 (30) октября 1620 года царем Дмитрием Михайловичем было объявлено Петровичу, в ответ на его просьбу, что «сколько бы из сербского народа в Русское Царство перейти не пожелало, все они как единоверные, в службу и подданство приняты будут». После длительного обсуждения на разных уровнях вопроса размещения сербского полка было решено поселить их за Северским Донцом.
15 (25) декабря 1620 года, пройдя через Молдавию, турецкий Едисан и земли Войска Запорожского, сербский полк Йована Петровича (500 всадников) прибыл в Бахмут. Им были отведены для поселения земли между реками Бахмутом и Луганью на правом берегу Северского Донца. Выделенная земля была наделена личному составу посотенно: рядовым – 20-30, десятникам, четникам и прапорщикам – 50, поручикам – 80, сотникам – 100 четвертей. Столицей полка стал город Славяносербск. Сербские сотни поселились в основном по правому берегу Донца и левому берегу Лугани, притом не все сразу. Поселялись и пополнялись они по мере привлечения нового пополнения. Начиная с 1620 года, переселенцы стали прибывать регулярно. На месте поселения сотни создавали укрепления. Новые поселения, возникшие на основе сербских сотен, со временем получили и свои наименования: на реке Северском Донце – Серебрянка, Красный яр, Верхнее, Вергунка, Привольное, Крымское, Нижнее, Жёлтое; на реке Лугань – Каменный брод, Черкаское, Хорошее, Калиновское, Троицкое, Луганское.
В последующем, после обращения Патриарха Московского и Всея Руси к предстоятелю Сербской Православной Церкви, началось переселение сербов непосредственно с территории Сербии. Сотники и поручики Славяносербского полка посылались на Балканы с письмами от русского царя с призывом переходить в подданство православного монарха, до тех времен, когда сербская земля совместными усилиями не будет освобождена от османского владычества.
Путь сербов на Русь был труден и опасен – на лодках по Дунаю до Черного моря, далее минуя враждебный Крым и турецкую крепость Керчь в Азовское море, затем вверх по Дону и Северскому Донцу до Славяносербии. Еще более затруднителен был путь через Трансильванию, Молдавию и Речь Посполитую. Тем не менее, к 1632 году число переселившихся достигло 10 тыс.
Особенно количество сербских переселенцев возрасло с установлением границ Русского Царства с Трансильванией и Молдавией, когда появилась возможность более безопасного передвижения сухопутным путем. Своего пика оно достигло во время «Великого переселения сербов» в 1690 году.[2] А всего в течении XVII века на территорию русского государства переселилось более 100 тыс. сербов, хорватов, македонцев и болгар.
После крымского похода 1635 года было освобождено из «полона» более 50 тыс. христиан, взятых в набегах на Русь и Речь Посполитую. Те, кому некуда было возвращаться были расселены в Приазовье, во вновь создаваемых городах и крепостях. Кроме них из Крыма ушло около 10 тыс. проживавших там православных греков, которые основали город Мариуполь на месте впадения реки Кальмиус в Азовское море.
После «Пражской дефенестрации» 1618 года[3] началось восстание чешских сословий против власти Габсбургов, которое стало причиной Тридцатилетней войны 1618-1648 годов. В решающем сражении на Белой Горе, рядом с Прагой, 8 ноября 1620 года 15-тысячная армия протестантов потерпела сокрушительное поражение от 20-тысячной католической. Протестантская армия, отошедшая с Белой Горы, укрылась за стенами Праги и впоследствии капитулировала. В военном отношении война ещё не была проиграна, ещё имелись резервы, в руках протестантов находились ключевые крепости страны. Однако разлад в лагере протестантов привёл к капитуляции. Фридрих, Кристиан Ангальтский, граф Турн бежали за границу. Католическая армия, войдя в Прагу, учинила в городе расправу над участниками восстания против правления австрийской династии Габсбургов. Последовали массовые преследования чехов. Репрессии были очень жестокими. Расстановка сил в Чехии радикально изменилась, и господство Габсбургов в Чехии продлилось ещё на 300 лет.
В тоже время в 1621 году в Русском Царстве по инициативе царя Дмитрия Михайловича принят «Закон о веротерпимости», который позволил иноземцам христианского вероисповедания принимать русское подданство, селиться в «иноземных слободах» русских городов, в которых возводить свои храмы, а также селиться на отведенных землях и заниматься земледелием. В Прагу были посланы курьеры с приглашением от русского царя выезжать чехам, страдающим от репрессий, на Русь. Первоначально число охотников было небольшим, но с усилением репрессий и возрастанием потерь от военных действий Тридцатилетней войны, чехи начали массово переселяться на земли русского государства. Основными путями были сухопутный, через земли Речи Посполитой, но поляки всячески чинили препядствия переселенцам, и морской – через балтийские порты Северной Германии в Ревель, Ригу, Либаву, а позднее и в Санкт-Петербург. Большинство чехов селились в городах, но многочисленная община поселилась на Волге, недалеко от Самары, основав на отведенных русским правительством город Владиславль (чешск. Vladislavl), в честь наиболее почитаемого чехами Святого Вацлава. К 1640 году на територию русского государства переселилось более 40 тыс. чехов, словаков и силезцев.
Но наиболее значительной в результате Тридцатилетней войны (1618-1648)[4] стала волна переселенцев из Германии. Более 100 тыс. немцев, стремясь избежать ужасов войны и обрести спокойную размеренную жизнь, бежали в пределы Русского Царства. Также, как и их предшественники, германцы селились в «иноземных слободах». Переселение немецких крестьян происходило на свободные земли Поволжья, позже Северного Причерноморья, Кавказа и Сибири. Многие из этих крестьянских семей оставались в местах своего первоначального компактного проживания на протяжении более чем полутора столетий, сохраняя немецкий язык, веру (как правило лютеранскую) и другие элементы национальной культуры. Первая волна миграции, направленная в район Поволжья, прибыла в основном из земель Пфальц, Брауншвейг-Люнебург, Мекленбург, Бранденбург, Передняя и Восточная Померания, Саксония, Силезия.
Прибывшие в Россию переселенцы освобождались от «всяких налогов и тягостей» на разные сроки. В частности, на 20 лет от налогов освобождались иностранцы, селившиеся колониями на землях, обозначенных в реестре как свободные для поселения. Указом царя Дмитрия Михайловича переселенцам предоставлялась беспроцентная ссуда на десять лет на строительство домов, закупку продовольствия до первого урожая, скота, сельскохозяйственного инвентаря и инструментов для ремесленников. Кроме того, разрешалось полное самоуправление в колониях, без вмешательства в организацию внутренней жизни поселений со стороны государственных чиновников.
Следующая волна переселенцев была вызвана гражданской войной в Англии в 1640-1660 годах.[5] При этом подавляющее число переселенцев составляли сторонники казненного после поражения в войне короля Карл I Стюарта – представители английской аристократии. Общее число эмигрантов не превысило 10 тыс. человек. Тем не менее они оказали значительное влияние на развитие русского государства, становясь офицерами иноземных полков Русского Войска и Русского Флота. После восстановления в Англии монархии в 1660 году большинство из них вернулось на родину, но очень многие из них из них остались в России, а некоторые даже приняли православную веру.
После поражения шотландской армии под командованием Короля II Стюарта в битве при Вустере 3 сентября 1651 года [6] и оккупации Шотландии английскими войсками около 20 тыс. шотландцев решили покинуть родину и присоединиться к своим землякам, проходившим службу в Шотландском иноземном полку Русского Войска. Большая часть из них осталась в России, основав колонию Новая Шотландия (английский. Nova Scotia, New Scotland, шотландск. гэльский Albainn Nuaidh), но еще долго сохраняя свою веру, традиции и речь. Шотланды сыграли неоценимую роль в многочисленных войнах русского государства.
Сословия Русском Царстве в XVII веке
Высшим сословием в Русском Царстве было боярство, в которое входило много потомков великих и удельных князей. Около сотни боярских семей владели вотчинами, служили царю и занимали руководящие должности в государстве. В XVII веке боярство вес более утрачивало свою мощь и сближалось с дворянством.
Дворяне составляли верхний слой государевых служилых людей по отечеству. Они владели поместьями на наследственном праве в случае продолжения службы детьми после их родителей. Дворянство значительно усилило свои позиции в конце смуты и стало опорой царской власти. Дворяне делились на служивших при царском дворе (дворяне московские и жильцы), а также городовых, то есть провинциальных дворян и детей боярских. К низшему слою служилых людей относились служилые люди по отечеству или по прибору. Он включал стрельцов, копейщиков, пушкарей, служилых казаков, казенных мастеров, ямщиков и других. Во многих городах России среди жителей преобладали военные чины и их семьи.
Особое сословие составляло духовенство. В него входили архиереи и монахи – черное духовенство и священники – белое духовенство Соборное уложение 1649 года. запретило монастырям приобретать новые вотчины.
К середине столетия в стране числилось более двух с половиной сотен городов, а дворов в них, по неполным данным – более 40 тысяч. Из них в Москве 27 тысяч дворов. Население городов в первой половине столетия выросло более чем в полтора раза. Несмотря на скромную долю торговцев и ремесленников в общем количестве жителей России, они играли весьма существенную роль в ее хозяйственной и политической жизни.
Верхушку городского населения составляли купцы. Самые богатые из них (в Москве XVII в. таких было примерно 30 человек) царским повелением объявлялись «гостями». Многие состоятельные купцы объединялись в двух московских сотнях – «гостинной» и «суконной». Гости и другие богатые купцы появлялись со своими товарами во всех концах страны и за ее рубежами. В годы Смуты и после нее они не раз ссужали власти деньгами.
Правительство не раз созывало совещания с участием купцов для решения насущных хозяйственных, финансовых проблем. Они же становились депутатами Земских соборов. Им поручали сбор налогов и пошлин – таможенных, кабацких, соляной и прочих.
Основная масса городского населения называлась посадскими людьми. Они объединялись в тягловую общину. Рознь между «лучшими» и «меньшими» посадскими людьми не раз давала о себе знать в повседневной жизни городов.
Городские ремесленники объединялись по профессиональному признаку в слободы и сотни. Они несли тягло – повинности в пользу государства, выбирали своих старост и сотских (черные слободы). Кроме них, в городах были белые слободы, принадлежавшие боярам, монастырям, епископам. Эти слободы «обелялись» (освобождались) от населения городского тягла в пользу государства.
Применялся в городах и наемный труд. В наемники к разбогатевшим кузнецам, котельникам, хлебникам и другим шли бедные посадские люди, крестьяне. То же происходило на транспорте, речном и гужевом.
Сельское крестьянское население состояло из двух основных категорий.
Крестьяне, жившие на землях вотчин и поместий, назывались владельческими или частновладельческими. Они несли тягло (комплекс повинностей) в пользу государства и своего феодала. Помещик получил право выступать в суде за своих крестьян, он имел также право вотчинного суда над населением своего поместья. Государство оставляло за собой право суда лишь по наиболее тяжки преступлениям. Близкое к частновладельческим крестьянам место занимали крестьяне монастырские.
Другой крупной категорией крестьянского населения было черносошное крестьянство. Оно проживало на окраинах страны (Поморский Север, Урал, Сибирь, Юг), объединялось в общины. Черносошные крестьяне не имели права покидать свои земли, если не находили себе смену. Они несли тягло в пользу государства. Их положение было легче, чем частновладельческих. «Черные земли» можно было продавать, закладывать, передавать по наследству.
Среднее положение между черносошными и частновладельчискими крестьянами занимали крестьяне дворцовые, обслуживавшие хозяйственные потребности царского двора. Они имели самоуправление и подчинялись дворцовым приказчикам.
Владельческие крестьяне работали в пользу феодалов на барщине («изделье»), вносили натуральный и денежный оброки. Обычный размер «изделья» – от двух до четырех дней в неделю, в зависимости от размеров барского хозяйства, состоятельности крепостных. «Столовые запасы» – хлеб и мясо, овощи и фрукты, сено и дрова, грибы и ягоды – возили на дворы к владельцам те же крестьяне. Плотников и каменщиков, кирпичников и живописцев, других мастеров бояре и дворяне брали из своих сел и деревень. Крестьяне работали на первых фабриках и заводах, принадлежавших феодалам или казне, изготовляли на дому сукна и холсты. В целом их обложение, повинности были тяжелее, чем у дворцовых и черносошных крестьян. Чтобы прожить, крестьяне шли в отход, в «батраки», на заработки. Нанимались на работу артелями. Обедневшие крестьяне переходили в категорию бобылей.
В начале XVII века как в городах, так и в сельской местности жило значительное число рабов – холопов. Полные холопы являлись наследственной собственностью своих господ. Слой кабальных холопов формировался из числа попавших в рабское состояние (кабала расписка или долговое обязательство) ранее свободных людей. Кабальные холопы служили до смерти кредитора, если добровольно не принимали на себя новую кабалу в пользу наследника умершего. Холопами были приказчики и слуги для посылок, конюхи и портные, сторожа и сапожники, сокольники и «певчие ребята». Самостоятельного хозяйства они не вели, их полностью содержал владелец. Некоторые дворяне начали переводить своих холопов на землю, наделяли инвентарем, а те платили им оброк, исполняли барщинные работы, но в отличие от крестьян не несли государственного тягла.
Вольные и гулящие люди (вольные казаки, дети священников, служилых и посадских людей, наемные рабочие, бродячие музыканты и скоморохи, нищие, бродяги) не попали в вотчины, поместья или городские общины и не несли государственного тягла. Из их числа набирались служилые люди по прибору. Однако государство всячески стремилось поставить их под свой контроль.
Примечания:
[1] Банатское восстание (серб. Банатски устанак) – первое крупное вооружённое выступление сербов против турецкого владычества, произошедшее в 1594 году, поддержанное патриархом Йованом II. К концу XVI века сербы проживали в историческом Банате более столетия, из которых только около 40 лет – под властью турок, в составе Темешварского эялета. В Банате жили вожди, поддерживающие связи с трансильванским князем Жигмондом Батори. Тот, хотя и был турецким вассалом, подстрекал христианских подданных султана к бунту. В 1593 году началась Тринадцатилетняя война 1593-1606 годов в Венгрии. Воспользовавшись тем, что весной 1594 года турецкая армия воевала далеко под Эстергомом, банатские сербы начали восстание. По области прокатилась волна нападений гайдуков на турок. Затем восставшим удалось выбить турецкие гарнизоны из Вршаца и Панчева. Численность повстанцев достигла 5 тыс. человек, благодаря чему им удалось занять Бечкерек, а позднее Бечей и Тител. Было уничтожено несколько турецких кораблей на Дунае, снабжавших укрепления на севере Венгрии. Повстанцы просили и ожидали помощи от имперской армии в Венгрии и от трансильванского князя, которого считали своим господином. Во Вршаце и его окрестностях владыка Феодор вместе с местными старейшинами собирал и приводил бойцов к присяге. Когда австрийская армия сняла осаду с турецких крепостей, а трансильванский князь сократил помощь, турки двинулись на Банат и в короткий срок разбили бунтовщиков под Бечкереком и Темешваром. С этими событиями было связано сожжение мощей святого Саввы на холме Врачар под Белградом весной 1594 года.
[2] Великое переселение сербов (Великий исход, серб. Велике сеобе Срба, Velike seobe Srba) – традиционное обозначение переселения сербов из Османской империи в Габсбургскую монархию в 1690 году. Разгром турецкой армии под Веной, ряд других поражений, а также создание против неё коалиции стран под названием «Священная лига» серьёзно пошатнули положение Османской империи. Императорские войска освободили Венгрию, Трансильванию и Славонию. В свою очередь, венецианцы овладели Афинами, Мореей и вели бои в Далмации. Опасаясь восстания христиан, турецкие чиновники усилили против них репрессии, что не смогло предотвратить начавшиеся в 1688 году массовые выступления в Сербии и Македонии. «И тогда многие сербы перешли на сторону императора и начали воевать против турок и гнали их от города Будим до большого сербского города Белграда».
Осенью 1689 года восставшие сербы при поддержки войск Габсбургов освободили почти весь север Сербии. После этого австрийцы решили предпринять рейд через Сербию, Македонию и Албанию к Адриатическому морю. 3700 австрийских солдат возглавлял генерал Пикколомини, сербским ополчением командовал Павел Деак. На пути через Сербию они освобождали города и села, встречая поддержку местных сербов. Кроме них к войску присоединилось и определённое количество албанцев. Пытаясь привлечь как можно больше сербов на свою сторону, австрийцы установили контакт с патриархом Арсением III Чарноевичем, прося его «ради общего христианского дела» призвать сербов на всеобщее восстание. Однако, когда патриарх из-за угрозы расправы со стороны турок бежал на контролируемую венецианцами территорию, он прекратил быть нужным австрийцам. С этого времени они перестали с ним советоваться, ставя перед фактом тех или иных своих решений.
Австрийским войскам и сербским отрядам большую помощь оказали гайдуки в северной части Македонии. Там ими руководил харамбаша Карпош, под руководством которого турки были выбиты из Куманова, Кратова, Кочани и ряда других населённых пунктов. Местные жители считали Карпоша своим королём. Когда австрийцы и сербы вступили на территорию Македонии, гайдуки присоединились к ним. Совместными усилиями в октябре 1689 года было освобождено Скопье, а затем Призрен. Сообщения о разгроме турок вызвало новые выступления местных жителей и приток добровольцев к австрийцам и сербам. В итоге, в конце 1689 года Стамбул утратил контроль над Сербией и Македонией.
Между тем, туркам удалось стянуть к Македонии крупные силы. Сераскер Реджеп-паша был сменён. Пост великого визиря занял Мустафа Чуприлич, объявивший джихад. Османская армия разбила войско христиан в битве при Качанике, причём находившиеся в составе австрийской армии албанцы перешли на сторону турок. После этого начинается отступление христиан из Южной Сербии в направлении Ниша. В поражении австрийцев свою роль сыграло и изменение отношения к ним местного населения. Солдаты генерала Пикколомини вели себя не как освободители, но как новые хозяева, разоряя местных жителей. По мере продвижения войск в глубь Сербии участились грабежи и сожжения целых сел. Особое негодование вызвало разграбление и сожжение Скопья, а также насильное разоружение ряда сербских и албанских отрядов, общая численность которых составляла около 20 000 бойцов. В итоге, сербы стали самостоятельно бороться с османскими отрядами, а албанцы переходили на сторону турок. Отступление австрийцев вызвало панику и массовое бегство местного населения, многие уходили с австрийцами, другие скрывались в горах, болотах, или уходили в леса, чтобы спастись от турок. Турецкие войска вновь заняли ранее освобождённую христианами территорию: Ниш, Белград, Крагуевац, Скопье, Призрен и ряд других городов. Восстановление османского ига сопровождалось тяжёлым разорением страны, грабежами и резнёй.
По предложению францисканского монаха Томо Роспасари австрийские власти 6 апреля 1690 года предложили сербам свободу вероисповедания, освобождение от налогов, право на самоуправление и уважение их традиций в обмен на продолжение борьбы с турками. Патриарх Арсений Чарноевич лично получил письмо от императора с этим предложением. Отступая вместе с сербами, влахами и другими христианами, он 18 июня 1690 года в Белграде созвал народный сабор, где обсуждалось полученное от австрийского императора письмо и содержание ответа, который в Вену повёз Исаия Джакович. Приняв предложение императора Леопольда, сербы просили меньше прав и привилегий, чем им было обещано, однако основное внимание обратили на независимость церкви, как института сохранения национальной идентичности. Ответ сербов не удовлетворил австрийцев, рассчитывавших, что сербы, получив привилегии, вновь возьмутся за оружие, а не станут переселяться непосредственно на подконтрольную Империи территорию. Но после долгих размышлений Вена согласилась принять сербские условия, и 11 августа 1690 года в своём обращении император подтвердил обещанные привилегии для православных с освобождённых от турок территорий. Из-за усилий католической церкви австрийские власти не упомянули сербов, уже живших в Среме, Славонии и Хорватии, но после обращений Исаийи Джаковича в текст императорского обращения были добавлены и они.
Между тем, в день императорского обращения к православным христианам турки нанесли австрийцам крупное поражение в Трансильвании. Стремясь защитить Венгрию от возможного турецкого вторжения, имперские войска оставили Сербию к югу от Дуная и Савы. Вместе с ними ушли и беженцы, скопившиеся на переправах у Белграда. Основная волна исхода произошла в период от взятия турками Ниша 6 сентября до начала осады Белграда 26 сентября 1690 года. Сербы осели на территориях Срема, Бараньи и Бачки, часть которых впоследствии были включены Веной в состав Военной границы. В результате переселения значительно уменьшилась численность сербов в Рашке, Косове, Метохии и других районах, куда активнее стали переселяться албанцы-мусульмане и турки.
[3] 23 мая 1618 года в Праге участники собравшегося, съезда выбросили из окон Чешской канцелярии в ров королевских наместников Вилема Славату и Ярослава из Мартиниц и их писца Филиппа Фабрициуса. Несмотря на то, что все трое остались живы, нападение на представителей императора расценивалось как символическое нападение на самого императора. Этот акт, получивший название «Второй пражской дефенестрации», стал фактическим объявлением войны и началом восстания чешских сословий против власти Габсбургов. Началась Тридцатилетняя война 1618-1648 годов.
[4] Тридцатилетняя война за гегемонию в Священной Римской империи германской нации и Европе продолжалась с 1618 по 1648 год и затронула в той или иной степени практически все европейские страны. Война началась как религиозное столкновение между протестантами и католиками Священной Римской империи, но затем переросла в борьбу против доминирования Габсбургов в Европе. Конфликт стал последней крупной религиозной войной в Европе и породил Вестфальскую систему международных отношений. Боевые действия в войне делятся на четыре периода, называющихся по основным противникам императора: чешско-пфальцский, датский, шведский и франко-шведский. Две попытки прекращения конфликта – Любекский мир (1629) и Пражский мир (1635) – окончились безуспешно, поскольку не учитывали интересов всех прямо или косвенно заинтересованных сторон. Это удалось только всеевропейскому Вестфальскому мирному конгрессу (1641–1648). Вестфальский мир 24 октября 1648 года зафиксировал новый баланс сил между императором Священной Римской империи и имперскими сословиями и определил конституционные рамки, действовавшие в империи до её распада в 1806 году. Республика Соединённых провинций Нидерландов и Швейцарский союз стали независимыми государствами и вышли из состава империи. Боевые действия Тридцатилетней войны происходили в Центральной Европе, в основном на территории современной Германии. Как сами боевые действия, так и вызванные ими голод и эпидемии опустошили целые регионы. В Южной Германии войну пережила лишь треть населения. Многим областям потребовалось больше века, чтобы восстановиться от последствий вызванного войной экономического и социального упадка.
[5] Английская гражданская война (англ. English Civil War) – процесс перехода Англии от абсолютной монархии к буржуазной республике происходивший в 1640-1660 годах, закончившийся смертью протектора Кромвеля и реставрацией монархии. Революция приняла форму конфликта исполнительной и законодательной властей (король против парламента), вылившегося в гражданскую войну, а также религиозной войны между англиканами, католиками и колеблющимися шотландскими пуританами с одной стороны, и английскими пуританами с другой. В Английской революции присутствовал элемент национальной борьбы (между англичанами, валлийцами, шотландцами, ирландцами). Первая гражданская война началась 22 августа 1642 года, когда Карл I приказал поднять своё знамя над Ноттингемским замком, а закончилась в 1646 года, после победы Кромвеля в сражении при Несби. Гражданская война завершилась полной победой парламента. Революция открыла путь к промышленной революции в Англии и капиталистическому развитию страны.
[6] Битва при Вустере 3 сентября 1651 года (англ. Battle of Worcester) – решающее сражение в ходе военной кампании Оливера Кромвеля по завоеванию Шотландии. Разгром армии короля Карла II стал решающим в долгой истории гражданских войн Англии и привел к оккупации всей территории Шотландии английскими войсками. Битва при Вустере также считается последним сражением гражданских войн в Англии, на длительное время (более 8 лет) закрепившим республиканский строй и власть Кромвеля. Для Шотландии Вустер означал её завоевание английскими войсками. 28 августа был захвачен граф Ливен и члены шотландского правительства, 1 сентября Монк штурмом взял и разрушил Данди, 21 ноября капитулировал маркиз Хантли, 26 мая 1652 года сдался Дуннотар – последняя ещё сопротивляющаяся шотландская крепость. Страна перешла под управление Кромвеля и вошла в состав английского Содружества. Битва при Вустере была последним сражением, в котором принимал участие Оливер Кромвель.