Претензии у американских военных к тракторам как артиллеристским тягачам были такие же, как и у военных в других странах – первое – низкая скорость, второе – трактор, кроме самого тракториста, пары-тройки седоков и минимального «багажа», ничего более не вёз. Расчёт, боекомплект и т. д. или цеплялись как-то к тягачу вместе с орудием, или ехали отдельно. Хотя у американцев тракторы были ещё относительно шустрые.
Тот же Allis-Chalmers Tractor, Crawler, Diesel, Model HD-10W, один из тракторов, стандартизированный как «Тяжелый трактор М1» (Tractor, Heavy, M1), исходя их технических данных, представленных в официальном техническом мануале Армии США (TM 9-787A), развивал скорость почти 18 километров в час (11 миль в час), что в несколько раз выше максимальной скорости того же «Сталинец-65». Но американских военных такие показатели всё равно не устраивали.
Выходов из ситуации американские военные видели два – тяжёлые, трёхосные грузовики с полным приводом и скоростные гусеничные тягачи. Был ещё вариант с полугусеничными грузовиками, и они даже были в ограниченной войсковой эксплуатации, но это были тягачи для довольно лёгких артиллеристских систем. Обо всём об этом американцы задумывались ещё в конце 1930-х годов. Грузовики у армии были, но военных они уже не удовлетворяли, нужно было что-то новое, да и не под все артиллерийские системы они были, что-то приходилось таскать исключительно тракторами.
В 1940 году на испытания выходят грузовик фирмы Diamond и скоростной гусеничный тягач Cleveland Tractor Company. И грузовик, и тягач армия принимает, и начинает закупать. Правда, тягач, стандартизированный в феврале 1941 года как M2, имеет один из недостатков обычного трактора – кроме тракториста и двух пассажиров, он не везёт никого и ничего, что в общем и предопределило его дальнейшую судьбу, он стал аэродромным тягачом. Грузовики Model T 967 (и другие модели этой же серии) до самого конца войны будут использоваться в качестве тягачей для артиллерии, вот только потолком для них стали 155-миллиметровые гаубицы различных моделей, а у армии были артсистемы и потяжелее.
Фирма Walter, специализировавшаяся на полноприводных карьерных самосвалах и тяжелой спецтехнике на грузовых шасси, решила урвать кусок военных заказов со своим тягачом 1940 года. Не взлетело. По сумме характеристик, трактор выиграл.
В результате во Вторую мировую войну армия США вступила с тракторами как безальтернативными тягачами для целого ряда артиллеристских систем. В начале войны были стандартизированы «Тяжелый трактор М1» (Tractor, Heavy, M1), «Средний трактор М1» (Tractor, Medium, M1) и «Лёгкий трактор М1/М2» (Tractor, Light, M1/М2). При этом пусть вас не смущает единое армейское обозначение у тех же тяжёлых тракторов, под одним индексом М1 скрывались:
– Allis-Chalmers Tractor, Crawler, Diesel, Model HD-10W;
– International Heavy Tractor, Crawler, Diesel, Model TD-18;
– Caterpillar Tractor, Crawler, Diesel, Model D7;
– Caterpillar Tractor, Crawler, Diesel, Model D8.
Аналогичная ситуация была и со средними, и с лёгкими тракторами. Причём лёгкие и средние тракторы могли быть даже с бензиновыми моторами (Caterpillar Tractor, Crawler, Gasoline, Model R4, например).
Только в 1943 году армия таки получает тяжёлый полноприводный грузовик, который закрывает её потребности – Mack NO. В том же году в армию идут и первые скоростные гусеничные тягачи. Проблемы были только с тяжелым тягачом M6 High-Speed Tractor, который пошёл в серию только в феврале 1944 года. Основным назначением этого тягача должна была стать перевозка 203- и 240-миллиметровых артсистем. Но мириться с тракторными скоростями в данном случае армия не стала, и была разработана серия тягачей «субститутов». Сделали их, просто взяв БРЭМ или истребитель танков и сняв с него всё лишнее… Немецкий подход.
В общем-то, в 1943 году тракторно-тяговые страдания армии можно было бы считать закрытыми. Но было несколько театров военных действий, куда скоростные тягачи отправлялись не в первую очередь, а грузовики часто не справлялись даже с перевозкой относительно лёгких артиллерийских систем, просто в силу специфики дорожных условий.
Речь про Бирму и Тихоокеанский театр военных действий. Там, где дороги зачастую отсутствовали как класс, а в местных тропах в сезон дождей мог утонуть танк, трактор часто оказывался безальтернативным средством передвижения. Тракторы в качестве тягачей даже для лёгких артиллерийских систем калибром 105 миллиметров на Тихом океане использовались вплоть до самого конца войны.
В 1943 году Армия США прекратила приёмку большей части выпускавшихся тракторов. Исключение составляли тяжелые дизельные тракторы фирмы Caterpillar, они составляли основу парка техники аэродромных строительных батальонов Военно-воздушных сил Армии США и инженерных батальонов Армии США.
Но вообще это всё только часть тракторной истории ВС США во Второй мировой войне. Ведь свои тракторы были у флота и Корпуса морской пехоты. А ещё американские тракторы активно отправлялись в СССР. Но это уже, как водится, совсем другая история.
Тракторы активно применялись до самого конца войны, правда, уже в роли инженерных машин, как этот бронированный Caterpillar D7 305-го инженерного батальона Армии США в Бельгии в январе 1945 года. С бронированием тракторов американцы экспериментировали ещё в период Первой мировой. На переднем плане скоростной тягач М5 со 155-миллиметровой гаубицей М1 (будущая М114) на буксире. Хорошо видно, какое количество пожитков расчёта везёт машина, тут даже солома для обустройства ночлега.
Источник — https://topwar.ru/233293-traktornye-muchenija-armii-ssha.html