Небольшая, но интересная винтажная статья из довоенного выпуска журнала «Техника-молодежи» (апрель 1940 года), посвященная очередному проекту туннеля под проливом Ла-Манш.
Идея прокладки тоннеля под проливом Ла-Манш, отделяющим Англию от Франции, возникла еще в начале прошлого столетия. В 1802 г. французский инженер Матье предложил пробуравить подземный ход под проливом, чтобы построить почтовую дорогу. В дальнейшем было множество разнообразных проектов. Когда появились железные дороги, возникли предложения устроить под Ла-Маншем железнодорожный тоннель.
В последние годы выдвигается идея соединения Англии и Франции автодорожным тоннелем. Интересный проект такой автомобильной дороги под проливом разработал французский инженер А. Басдеван.
По этому проекту трасса предполагаемого тоннеля проходит по прямой от мыса Гри на французском побережье до города Фолькстона на английском берегу. Длина этой трассы равна 45,5 километра. Тоннель почти на всем своем протяжении будет проходить в портландском и оолитическом известняках. Это очень прочные породы, отличающиеся к тому же и высокой водонепроницаемостью, что очень важно для нормальной эксплуатации будущего сооружения.
Тоннель мыслится в виде двух параллельно идущих галерей круглого сечения диаметром в 6 метров. В каждой из этих галерей движение будет происходить только в одну сторону. Но через каждый километр предполагается провести поперечные ходы, благодаря которым автомобиль сможет повернуть обратно.
Продольный профиль всего тоннеля намечен дугообразным – он приподнят в середине трассы и опущен по концам ее. Наивысшая точка тоннеля будет как раз посередине пути, на глубине 70 метров от уровня моря, а наиболее низкие точки его – на глубине 100 метров. Входные участки тоннеля – подъездные пути – пройдут непосредственно в береговых породах наклонно.
Дугообразный профиль дороги создает естественный сток для воды, которая будет все же просачиваться в тоннель. В двух наиболее низких точках дороги предполагается устроить глубокие колодцы для приема сточных вод. Над колодцами пройдут вертикальные шахты крупного диаметра, предназначенные для вентиляции.
При строительстве этого сооружения понадобится произвести выемку 5 млн. кубометров горных пород. Автор проекта предусматривает весьма интересный способ ведения работ. Вырабатываемые породы будут подвергаться дроблению. Раздробленная масса при помощи сильных водяных струй пойдет по особым деревянным трубам к сточным колодцам и оттуда посредством насосов будет выводиться наружу. Эта «вымываемая» из тоннеля порода представляет весьма ценный материал для производства бетона. Недалеко от берега с английской и французской сторон должны быть построены бетонные заводы, использующие вырабатываемую в тоннелях породу. Готовый бетон будет доставляться к месту строительных работ по особым деревянным трубам.
Важнейшей проблемой при постройке тоннеля такой большой длины несомненно является вентиляция. Она особенно сложна в данном случае, потому что речь идет об автодорожном тоннеле: вследствие неполного сгорания топлива в автомобильных двигателях весьма вероятно выделение значительного количества окиси углерода.
По расчетам, произведенным автором проекта, в тоннель потребуется нагнетать каждый час около 2 млн. куб. метров воздуха. Это при максимальной загрузке подземной дороги, когда в каждой галерее будут находиться одновременно по четыреста машин.
По проекту предполагается устройство весьма мощной вентиляционной системы, состоящей из нагнетательных, отсасывающих и распределительных насосов. Свежий воздух будет поступать в вентиляционную камеру. От нее протянется система по всему тоннелю с ответвлениями через каждый километр пути.
В те часы, когда тоннель не будет иметь максимального заполнения, нет надобности включать вентиляционную систему на всю мощность. Проектом предусматриваются такие устройства, которые позволят подавать воздух пропорционально количеству машин, находящихся в каждый данный момент в тоннеле. Предполагается установить фотоэлектрические камеры по обоим концам подземной дороги и в середине ее. Эти камеры будут «подсчитывать» проходящие мимо них автомобили. Результаты такого подсчета будут непрерывно появляться на особом, дифференциальном счетчике. Соответственно его показаниям автоматически включается и выключается та или иная мощность вентиляционных устройств. Таким образом в тоннель всегда будет поступать строго определенное количество воздуха.
Проект соединения Англии и Франции автодорожным тоннелем под Ла-Маншем вполне осуществим средствами современной техники. Однако есть препятствие другого характера, мешающее его реализации. Это – империалистические противоречия между Англией и Францией, связанными как будто «сердечным согласием». Эти противоречия сказались и в самом проекте. Так, например, дугообразный профиль дороги оправдывается тем, что в случае надобности легко прервать движение по тоннелю, затопив лишь наиболее глубокие места его с английской или французской стороны.
источник: И. Симон «Тоннель под Ла-Маншем» // Техника – молодежи 04-1940, с. 52