В статье — Т-34 и КВ-1: made in England развернулась очень интересная дискуссия, мало имеющая отношение к теме поста. И, как бы, подводя её итоги, или начиная её новый виток, выкладываю, естественно, от имени автора, наиболее интересный комментарий, на мой взгляд, отдельной статьёй.
Я по танкам не спец, и, поэтому, вопросов в моем посте будет куда больше, чем ответов. Прошу также рассматривать все нижесказанное не как истину в последней инстанции, а как размышления не сильно подкованного в танкостроении человека, стремящегося узнать больше, чем он знает сейчас, но все же не готового грызть гранит матчасти до экспертного уровня.
Итак — Т-34 против Шермана.
Первое, о чем хотелось бы сказать — годы разработки. Т-34 разрабатывался с 1937, пошел в серию в 1940 г а Шерман, начата разработа в 1940 (но всерьез его начали разрабатывать только в 1941 г) и пошел в серию в 1942 г. Вроде бы я ничего не перепутал?
Два года разницы между постановкой в серию — для тех времен это весьма немало, а если вдуматься — так и вовсе чрезвычайно много. Советским конструкторам удалось создать ПРОЕКТ танка, который в начальный период ВОВ отвечал задачам среднего танка лучше, чем какой-либо другой танк мира и при этом был годным к самому массовому выпуску. Это не значит, что ПРОЕКТ танка был идеальным (недостатки Т-34 и без меня все знают), но все же он был лучше, чем у кого бы то ни было на тот момент. Можно поспорить насчет немецкого панцеркампфвагена за нумером 4 но по совокупности Т-34 все же покруче выходит. Британские "Валентины" и американские М2-М3 не предлагать:))))
Особо следует отметить то, за ради чего в Т-34 было пожертвовано заброневым пространством — рациональные углы наклона брони. Получилось почти неубиваемой — известная статистика http://www.battlefield.ru/soviet-tanks-vulnerability.html свидетельствует о том, что классический для вермахта времен 1940-1941 гг 37-мм противотанковый снаряд обеспечивал примерно 32% опасных попаданий. Т.е. для того, чтобы добиться одного опасного попадания нужно было "засадить" в Т-34 не менее 3 снарядов, а с учетом того, что выведение из строя достигалось при (в среднем) 1,59 опасных попаданиях на танк, выходило что для вывода из строя Т-34 по нему следовало залепить не менее 5 таких снарядов, но ведь он, зараза, будет сопротивляться…
Однако преимущество ПРОЕКТА должно дополняться качеством реализации оного проекта. И вот тут в СССР возникли большие проблемы — не доведенный до ума движок, "детские болезни" типа неважной обзорности и т.д. и т.п… увы, времени на модернизации Т-34 судьба не отпустила — грянула война. А ее течение было для нас таким, что первейшими задачами стало отнюдь не увеличение табличных ТТХ тридцатьчетверки, а
1) Устранение детских болезней и вообще всемерное повышение надежности машины.
2) Упрощение конструкции для обеспечения массового выпуска.
Т.е. решено было, что Т-34 достаточно хорош, чтобы на нем бить гадов, надо только довести его до ума и наклепать побольше. Ну и до 1942 г эта логика в общем-то работала — нашим в конце концов удалось бы получить достаточно надежные Т-34-76 но… тут опять вмешивались то требования к массовости постройки (из за чего шли зачастую на прямое ухудшение ТТХ — ослабление защиты и пр) то нехватка каких-либо запчастей, из за чего приходилось делать проще и хуже (типа установки авиационного карбюраторного М-17Ф с несколькими капиталками. Появляется чувство, что замечательная идея Т-34 оказалась сильно "подбита" корявостью исполнения. Более того — складывается такое ощущение, что любовь/нелюбовь наших танкистов к Т-34 сильно связана не то, что с модификацией, а даже с заводом, на котором был выпущен конкретный танк, на котором воевал человек.
Однако же наступил 1942 г… и доселе непревзойденные боевые качества Т-34 изрядно "просели" с распространением у немцев 75-мм ПТО в войсках, а там уже и Т-4Ф2 (и вот тут-то Т-34 окончательно распрощался с титулом царя зверей), а за ними замаячили и Тигра с Пантерой…
…И вот в этот момент на сцене появляется М4 Шерман.
В принципе, с танком все более-менее ясно. Американцам чикаться было тоже некогда — война ! Поэтому проектировали не то, что стоило бы спроектировать, а то, что гарантировало известный (хоть и не самый лучший) результат. Вместо того, чтобы вдумчиво изучить опыт использования танков в Европе и попробовать организовать танковую революцию (у США по моему были вполне реальные шансы создать на базе Т-34 и М3 нечто такое, что имело бы преимущества обоих танков но с минимумом недостатков и того и другого) американцы пошли по пути совершенствования М3 попросту впендюрив на него башню с 75-мм орудием.
Стоит ли обвинять в этом американцев?
Только не я. Им вообще-то воевать надо было, а не пытаться создать супертанк всех времен и народов. Тем более что опыта в проектировании танков у США было не так, чтобы много… А М3 как ни крути зарекомендовал себя в Пустыне с очень хорошей стороны, став сильнейшим танком у британцев в Африке. И вообще — сильнейшим в Африке:))))
В общем, я считаю что США поступили разумно. Но результатом этого разумного подхода стало появление танка, который
а) По совокупности боевых качеств был примерно равен Т-34
б) Появился в тот самый момент, когда упомянутой совокупности боевых качеств стало явно недостаточно для борьбы с новейшими немецкими танками и ПТО
Таким образом, признавая примерный паритет Т-34 и Шермана замечу, что Шерман попросту опоздал родиться. Этому танку цены бы не было, случись он в 1940 или даже в начале 1941 года, но вскоре после рождения в 1942 г он оказался уже не на уровне. Как и тридцатьчетверка, кстати. Но если качественно сделанный Т-34 в 1941 и до весны 1942 г все же мог претендовать на титул "Здравствуйте. Вам всем пришел я!" среди любых иностранных танков, то Шерман просто не успел получить свою порцию славы.
Ну а дальше… танки развивались прямо как однояйцевые близнецы:))) В начале 1944 г появились "длинноствольные" модификации — Т-34-85 и Шерман с М1.
И — некоторые размышления по аргументации уважаемых форумчан (и не только)
1) Шерман превосходил Т-34 в бронепробиваемости — ибо евоная пушка пробивала борт Тигры с 600 м, о чем Ф-34 не могла мечтать в самом сладком сне…
Совершенно согласен с тем, что американцы нас категорически превзошли, НО! Превзошли-то в качестве бронебойных снарядов. При чем тут танк?
Да и потом — много ли тигров набили Шерманы с М3 с дистанции в 600 м? 400 м? 200 м?
2) Высоченная высота Шермана — выдумки, Т-34 был ничуть не ниже
Формально — безусловно. Но… Смотрим силуэт
Вы как хотите, а я лучше в тридцатьчетверку полезу:)))))
3) 76-мм М1 превосходила советскую С-53 в бронепробиваемости и потому была лучше.
Не могу судить — может, и превосходила. Но во первых — это, похоже, опять вопрос к качеству снаряда а не танка, а во вторых почему-то не принимается во внимание, что, вообще-то, танки с танками не воюют, а вот ОФ нашей 85-мм вроде как почти вдвое тяжелее аналогичного снаряда американского орудия. А это более чем весомо — особенно когда, к примеру, нужно срочно закидать вражескую батарею ПТО градом ОФ-гранат… В целом калибр 85 мм ИМХО выглядит куда как предпочтительнее 76-мм.
4) Бронезащита Т-34 КРУЧЕ!!! Броня Шермана РУЛИТ!!! Шерманы — зажигалки! Т-34 горят как спички!
Тут бы хорошо поспорить с документами в зубах. Вот по Т-34 какая-то статистика повреждений есть. (ссылку давал выше). Где б по шерманам такое найти… А без статистики все это — не более чем мнение…
Есть мнения, что броня шермана обеспечивала лучшую выживаемость экипажа, да. Но где бы цифирь найти?
5) А у Шермана — стабилизатор, бе-бе-бе!
Кроме шуток — очень выдающееся достижение американского танкопрома. Но не дающее Шерману особых преимуществ — стабилизатор был сыроват, так что на ходу точной стрельбы не обеспечивалось, он давал лишь не слишком значительное преимущество при стрельбе с коротких остановок. Ну а наши танковые пушки вроде бы несколько точнее били…
6) И Шерман и Т-34 — танки пригодные к массовому выпуску.
Тут следует сделать маленькую поправку. Шерман был танком, который могла массово выпускать промышленность США. А Т-34 был массовым танком, который могла выпускать промышленность СССР. Ну а поскольку промышленность США это ну ни разу не промышленность СССР, то возникает вопрос — а мог бы Шерман стать массовым танком СССР? Ой, что-то гложут меня смутные сомнения….
Под 1945 год Т-34-85 стоил порядка 140 тыс руб, шерман — 45-50 тыс долл. Сравнение, конечно, некорректное совершенно, но… Что-то все же подсказывает мне, что Т-34 был попроще в производстве, нежели Шерман. И, может быть даже, существенно попроще. При том что по совокупности ТТХ танки были примерно равны.
И кое какие мои измышлизмы.
В 1944 г на роль ОБТ не годился ни Т-34 ни Шерман — бронирование было слабоватым. Оба этих танков можно рассматривать как крейсерские танки, которыми должны были оснащаться танковые дивизии и корпуса для действий в тылу противника (общевойсковые армии с приданными батальонами тяжелых танков и САУ прорывают оборону врага, а потом в прорыв — т-34/Шерман с шашкой наголо) При этом у Шермана был большой плюс — он на дальних маршах был ИМХО более надежным, чем Т-34. Зато у Т-34 был существеннейший плюс по части дальности хода на одной заправке. Т-34 все же был более ремонтопригоден, чем Шерман (зато Шерман куда реже ломался, но это вопрос не столько к конструкции Т-34 сколько к качеству ее исполнения). А потому я все же считаю (не навязывая этого мнения, просто делясь им), что Т-34-85 лучше предназначен для блицкриговых операций на охват противника чем Шерман.
ИМХО считаю, что конструкция Т-34 и Т-34-85 более выдающаяся, нежели у Шермана. Но преимущества проекта в известной мере загублены неважным исполнением. Зато Шерман велик, именно, первоклассным качеством.
Вот интересно, как бы мы обсуждали сейчас танкопром СССР и США если бы Шерман был разработан в СССР (и производился промышленность СССР) а проект Т-34 был бы создан и принят на вооружение в США (и производился в США есессно).
Боюсь, в этом случае, вопросов кто круче Шерман или Т-34 ни у кого бы не возникло:))
Удачи, коллега:))) Полагаю,
Удачи, коллега:))) Полагаю, будет интересно:)
Благодарю. Боюсь, скорее
Благодарю. Боюсь, скорее будет смешно местами, чем интересно, но желание взяться за это сильнее меня. Тем более что опыт детальных переделок уже есть, пускай и провальный.
Говоря по правде, Ваш пост
Говоря по правде, Ваш пост относительно русского дредноута за ЧМ задел меня за живое, и я даже набросал некую альтернативу — свое видение, так сказать:) Но не до конца. Сейчас вот думаю — может, дописать по быстрому да выложить — во первых, чтобы с Вами не пересекаться впоследствии, а во-вторых — возможно мои соображения натолкнут Вас на какие-то новые идеи…
Да, было бы отлично увидеть
Да, было бы отлично увидеть ваше видение. После своей попытки перепилить "Марию" пришел к выводу, что это очень сложно, и тот подход, по которому пошел я, неверен (слишком много водоизмещения требует). А другой пока не оформился.
И да, кстати, судя по тому что я нагуглил в интернете, в среднем кубометр цементированной брони весит около 7,7 тонн. Цифра более точная, и кроме того меньше, чем считалось. А значит, дополнительная броня сожрет меньше веса, чем если брать 8 тонн на кубометр.
И да, кстати, судя по тому
Коллега, вряд ли эта цифра верна. Виноградов ясно пишет по этому поводу
С учетом длины бронепояса в 116 м и высоте 5 м дюйм толщины — это 14,8 кубов, на оба борта — 29,6 куб, умножаем на 8 — 236,8 т. Около 250? Далее Виноградов пишет
3300 т / (116,5 м длины * 5 м высоты * 0,35 м толщины *2 шт (количество бронепоясов)) = 8,09 т/куб.
8,09 похоже на вес не просто
8,09 похоже на вес не просто брони, а с утолщёнными пропорционально подкреплениями.
Помимо цифр 7,7 были
Помимо цифр 7,7 были встречены и другие — 7,8, 7,83 и 7,85 т/м3, но никак не 8. Причина простая — как я понял, из всех сталей самой тяжелой является нержавейка, но даже у нее плотность достигает лишь 7,9 т/м3. Все же да, 7,7 не совсем подходит, но вот 7,85 — это, пожалуй, самое точное значение.
Тут дело не в том, что я не верю Виноградову, а в том, что число "8" уж больно похоже на упрощение. А при высчитывании веса больших объемов брони даже разница между 7,85 и 8 может вылиться в 100 и более тонн лишнего веса.
Помимо цифр 7,7 были
Коллега, боюсь что Вы не там смотрите. Вы, похоже, смотрите удельный вес конструкционных сталей — и совершенно напрастно.
Но даже если посмотреть на те же самые стали, то что мы видим? Броня Курппа цементированная делалась с добавками хрома, марганца, никеля и т.д. А каков удельный вес никельхромовой стали ЭИ 418? 8,51 г/куб. см А каков удельный вес хромомарганцовоникелевой стали Х13Н4Г9 (ЭИ100)? 8,5 г/куб.см http://metallicheckiy-portal.ru/articles/ydelnii_ves_metallov/udelnii_ves_stali
Но Вам все равно спасибо за поднятый вопрос — потратив чуть-чуть времени нашел точную цифру. Вес 1М3 цементированной брони Круппа — 7985 кг http://azbukametalla.ru/entsiklopediya/b/bronya.html
Т.е. я апшибси аж на 15 кг/тонна:)))
Коллега, верить никому нельзя. Мне — можно :)))))))
Но Вам все равно спасибо за
Вам спасибо за то, что окончательно решили этот вопрос и привели точную цифру. Теперь верю. Пускай разница и 15 кг, но согласитесь — 8 тонн на м3 слишком красиво смотрится. чтобы быть правдой, это и смутило. Теперь буду использовать цифру 7,985 т/м3.
Хорошо вам. Я вроде и поисковые запросы составляю правильно, и места интересные знаю (или знаю людей которые знают), где можно подсмотреть какую-то редкую информацию, но плотность крупповской брони так и не нашел.
P.S. эх, в n-ый раз статьи нагрузки "Богатырю" пересчитывать. Хорошо хоть запас водоизмещения 128 тонн получился, не надо будет урезать ничего.
Ой коллега дорабатывайте.
Ой коллега дорабатывайте.
1) Привести к среднему 1) Привести к среднему значению "Наварин", "Сисой Великий" и "Три Святителя", объединив их в один тип; Очень здравая мысль, получаем экономию вследствии однотипности, заодно отрабатываем серийную постройку. Только "Три Святителя" ведь строится для внутреннего моря, а первые два для океанского флота. 2) Поработать над типом "Полтава"; Тут надо думать, и главное будет ли возможность увеличения размеров корабля и его водоизмещения. 3) Поколдовать над типом "Пересвет", сделав из них броненосные крейсера с мощным 254-мм калибром, и добавить к ним четвертый корабль (вместо "Громобоя"); Четыре броненосных крейсера, меньшего водоизмещения чем реальные "Пересветы", с ограничением тех же малокалиберок. Но для этого нужен пересмотр стратегии рейдерства который царил в те годы в РИ. 4) Поработать над "Ретвизаном", вероятно добавить второй однотипный броненосец вместо "Варяга"; Если финансовая политика Крампа действительно была выгодна РИФ, то эта мысль напрашивается сама собой, во Франции можно построить два "Баяна", а лучше три. (извините жадность попёрла). Таким образом имеем однотипные линкоры и крейсера. 5) Переработать проект "Андрея Первозванного" и ускорить его постройку; Вместо "Бородино" тот же "Сюффрен" только с 203мм орудиями вместо 164мм. Или "раскармливать" "Ретвизан". 6) "Князь Потемкин Таврический" будет совмещен с "Евстафием", вероятно даже без переработки; Да собственно там и переработок практически нет, а 4-203мм пушки ни к… Подробнее »
Очень здравая мысль, получаем Очень здравая мысль, получаем экономию вследствии однотипности, заодно отрабатываем серийную постройку. Только "Три Святителя" ведь строится для внутреннего моря, а первые два для океанского флота. И тем не менее "Наварин" был не более высокобортным, чем "Три Святителя". Вообще, думаю добавить полубак, чтобы броненосцы стали похожи на эдаких "Потемкинов", но на 10 лет раньше. Тут надо думать, и главное будет ли возможность увеличения размеров корабля и его водоизмещения. Вероятно на тысячу тонн можно будет увеличить. Но тут вопрос — на что их потратить? Единственные действительно крупные улучшения, которые я вижу — это создание противоминной батареи из 75-мм пушек и расширение легкого пояса в оконечности, но это сомневаюсь что потянет даже на тысячу тонн. Четыре броненосных крейсера, меньшего водоизмещения чем реальные "Пересветы", с ограничением тех же малокалиберок. Но для этого нужен пересмотр стратегии рейдерства который царил в те годы в РИ. Пересмотр стратегии будет. Точнее, будут строиться боевые крейсера с большой дальностью хода. "Пересветам" же думаю убрать носовую 152-мм пушку, облегчить броню и добавить мощности машинам, разогнав их до 21 узла с сохранением водоизмещения (хотя, можно и немного облегчить). Тогда выйдет эдакий прообраз "Рюрика" II. Если финансовая политика Крампа действительно была выгодна РИФ, то эта мысль напрашивается сама собой,… Подробнее »
И тем не менее «Наварин» был И тем не менее "Наварин" был не более высокобортным, чем "Три Святителя". Вообще, думаю добавить полубак, чтобы броненосцы стали похожи на эдаких "Потемкинов", но на 10 лет раньше. А по дальности плавания. Вероятно на тысячу тонн можно будет увеличить. Но тут вопрос — на что их потратить? Единственные действительно крупные улучшения, которые я вижу — это создание противоминной батареи из 75-мм пушек и расширение легкого пояса в оконечности, но это сомневаюсь что потянет даже на тысячу тонн. Увеличить длину, поставить все 152мм пушки в башни, либо отказаться от башен совсем и создать своеобразный "Потёмкин", правда без крупповской брони. Точнее, будут строиться боевые крейсера с большой дальностью хода. "Пересветам" же думаю убрать носовую 152-мм пушку, облегчить броню и добавить мощности машинам, разогнав их до 21 узла с сохранением водоизмещения (хотя, можно и немного облегчить). При том же водоизмещении и бронировании, с практически таким же вооружением скорость 21 узел, это какую же силовую установку нужно. Уменьшив высоту борта, ширину корпуса, возможно и доведёте узлов до 20. Но дальность может уменьшиться. Сейчас уже идет работа над "Богатырями", и он вместе с "Варягом", "Баяном" и "Аскольдом" станут однотипными броненосными крейсерами водоизмещением 8250 тонн. Всего в серии будет 8… Подробнее »
А по дальности А по дальности плавания. Именно это пока является доводом против однотипности "Навариносисоя" и "Трех Святителей". В любом случае, эти корабли я буду делать не в ближайшее время, там уже прикину. В крайнем случае "Три Святителя" будут иметь уменьшенный запас топлива взамен на дюйм-два дополнительной брони, или вообще останется высокоавтономным по меркам Черного моря. Увеличить длину, поставить все 152мм пушки в башни, либо отказаться от башен совсем и создать своеобразный "Потёмкин", правда без крупповской брони. Довольно радикальная переделка. Скорее уж увеличить число 152-мм пушек до 14-16 за счет нижнего каземата, расположив пушки, к примеру, как у "Бреннуса". При том же водоизмещении и бронировании, с практически таким же вооружением скорость 21 узел, это какую же силовую установку нужно. Уменьшив высоту борта, ширину корпуса, возможно и доведёте узлов до 20. Но дальность может уменьшиться. Пока не занимался вплотную этим кораблем, потому конкретики сказать не могу. Но запилить из "Пересветов" полноценный прообраз "Рюрика" II страсть как хочется. Да и в РЯВ эти корабли в теории могут стать ночным кошмаром японских крейсеров. Получается очень мощный флот коллега, с какого перепугу Япония попрёт на Россию. В реале она создала на кридиты максиммум что смогла. Да как сказать очень мощный, бронепалубных крейсеров почти… Подробнее »
У коллеги тупик настал на
У коллеги тупик настал на обасновании альты. Сейчас просто …. Артур а может просто османы вымрут? Ну не знаю грипп какой. Иначе я просто хренею над Вашей фантазией.
У коллеги тупик настал на
С чего вдруг? Просто пока решил заняться другим. Для себя я обосновал свою альтернативу достаточно. Да, обоснование не самое лучшее, но я видел и хуже. Тем более упора на старт Phoenix Purpura я никогда и не делал, куда важнее для меня XIX-XX век. Остальное — второстепенно.
Блин да это ответ на
Блин да это ответ на пердыдущий пост был просто открыты были 2 вкладки. Короче ну мало будет общего с моей АИ. Вы меняете флот со времен царя гороха, а у меня изменения только с 1905-1906 года. Русско-Японскую мы торжественно про……. ли. Так что я оперирую теми кораблями что остались. Всерьез только идет строительство турбинного Жемчуга и 4 Рюриков в печку Баяны. Денюжки частично экономлю на сокращенной модификации Андреев в строй они вошли у меня на 2 года раньше. Так что …..
Вообще, я имел в виду подход
Вообще, я имел в виду подход (ограниченное вмешательство в реальность), но чем дальше в лес, тем больше отличий от реальности. Так что скорее да, получается мало общего с вашим подходом к альтернативе.
🙂 походу я тут один кто не
🙂 походу я тут один кто не понял в чём же всё-таки тут АЛЬТЕРНАТИВА… Те же задачи, те же корабли, тот же самый пэ в финале…
Те же задачи, те же корабли,
— Задачи в общем те же, да;
— Корабли в тех же рамках, но другие — а это уже как бы хоть и легенькая, но уже альтернатива;
— На счет пэ — не факт. Историей я пока не занимался (и даже думать не буду до того момента как не разберусь с "техничкой"), но скорее всего буду работать в результате и над ней.
Вот в чем здесь альтернатива.
Если вместо флота образцов
Если вместо флота образцов корабли строятся крупными сериями это уже что то. Если флотское руководство проявило адекватность в этом вопросе, то есть надежда что и в других вопросах оно будет адекватно.
Так и я о чем. По ходу дела
Так и я о чем. По ходу дела вероятно будут введены другие выдуманные персонажи, которые вместе с реальными будут потихоньку исправлять положение к лучшему. Но повторюсь — я пока детально не задумывался, весь упор в данный момент на техничку, иначе распылюсь на несколько направлений, что для меня чревато уходом в застой.
Уважаемый коллега Артур
Уважаемый коллега Артур Праэтор,
Начало заманчивое, однозначно плюс. Осталось дождаться альтернативных кораблей.
С уважением Андрей Толстой
Благодарю. «Богатырская рать»
Благодарю. "Богатырская рать" будет если не сегодня, так завтра, осталось только завершить весовые расчеты в деталях и оформить статью.