«Святая» серия линкоров.
Выиграв войну с Россией, в Японии задумались о дальнейшем, и одним из таких «дальнейших» была новая русско-японская война. Если Японию в 1895 году вынудили под угрозой силой отдать все, но затем Япония напряглась и менее чем через 10 лет взяла реванш, то почему Россия, проиграв в 1905 году, не попытается лет так через 10 взять реванш? В Японской Империи мало кто сомневался, что новая война сложится менее удачно для Японии – один раз победили русских, можно и второй раз. Но вот сомневающиеся привели свои аргументы – ведь в России так же думали, один раз напугали Японию, и второй раз напугаем. Поэтому, к возможной войне с Россией надо готовиться тщательно, тем более что у самой Японии противников внезапно прибавилось. И эти новые противники, могли стать союзниками России. С другой стороны, и противников у России хватало – например Османская Империя. Сейчас турки переживали не лучшие времена, но могли стать если не союзником Японии, то занозой в теле России.
Японско-турецкое сотрудничество не могло не встревожить Российскую Империю. Мало было японских миноносцев в Немецком море, так еще и японские броненосцы в Черном море. А Османская Империя, под влиянием японских инструкторов, начала вспоминать о своем бывшем величии – которое хотело повторить. Увеличилось финансирование флота, состоялась покупка полноценных броненосцев, более того обсуждался вопрос о покупке новых кораблей – линкоров! Русский черноморский флот оказался под угрозой потерять господство на Черном море.
Что бы этого не произошло, в 1909 году на Черном море было заложено 4 линкора типа «Измаил» («Измаил», «Наварин», «Кинбурн», «Бородино») – туркам ненавязчиво намекали, как и когда терялось их величие (какой намек туркам делал корабль под именем «Бородино» — не известно, может быть именно по этому в 1912 году он был переименован в «Чесму»).
Линкоры типа «Измаил».
Водоизмещение нормальное 23413 т, полное 24500 т; размер 168/27,43/8,5 м. Бронирование: пояс 262,5-мм, 100-125 мм оконечности, верхний пояс 75-100-мм, верхняя палуба 37,5-мм, средняя палуба 25-37,5 мм, нижняя палуба 12-50-мм, башни ГК 125-250-мм, барбеты башен ГК 125-200-мм, боевая рубка 200-300. Двигатели 20 котлов Ярроу, 4 турбины Парсонса. Мощность 26000 л.с, движитель 4 винта. Скорость хода 21,5 узла. Дальность плавания 2960 миль. Вооружение 12 305/52-мм и 20 120-мм орудий. Экипаж 1202 человека.
В 1910 году на основе линкора «Измаил» были заложены линкоры типа «Сисой Великий» («Сисой Великий», «Святой Павел»», «Архангел Гавриил» и «Архангел Селафаил») — черноморский образец, но с балтийской спецификой. В отличие от коротких и медленных, зато хорошо защищенных «Измаилов», «Сисой Великий» получился длиннее и быстрее, но оказался хуже бронирован. В целом, проект «Сисой» можно отнести к «полубыстроходному линкору» — для линейного крейсера не хватало скорости и дальности, для линкора – брони. Что касается наименований кораблей, то здесь был двойной, если не тройной смысл. Именно с «Архангелов» началось становление российского флота в Архангельске; император Николай-2 всячески хотел показать, что идет (или пытается идти) тем же путем, что и Петр Великий. Другая версия почему серия оказалась «святой» — это активная поддержка церкви, якобы именно на ее деньги строились линкоры. Ну а что касается головного корабля («Сисой Великий») – в честь погибшего в Цусимском сражении броненосца.
Водоизмещение: 26150 т; размер 185/26,89/8,50 м. Бронирование: пояс 225 мм, 100-125 мм оконечности, верхний пояс 75-125-мм, верхняя палуба 37,5-мм, средняя палуба 19-25-мм, нижняя палуба 12-50-мм, башни ГК 76-203-мм, барбеты башен ГК 75-200-мм, боевая рубка 70-250-мм. Двигатели 26 котлов Ярроу, 10 турбин Парсонса. Мощность 43680 л.с, движитель 4 винта. Скорость хода 23,5-24 узла. Дальность плавания 4000 миль. Вооружение 12 305/52-мм и 16 130-мм орудий. Экипаж 1150 человек.
Хотя русский линейный флот родился на Черном море, третья серия отечественных дредноутов – сверхлинкоров была в 1913 году заложена на Балтике. Линкоры типа «Императрица Мария» («Екатерина Великая», «Александр-3», «Николай-1») представляли логическое развитие типа «Севастополь» — быстроходный линкор.
Водоизмещение полное 32500 т; размер 223,85/30,5/8,81 м. Бронирование: пояс 237-мм, 125 мм оконечности, верхний пояс 75-100-мм, башни ГК 200-300-мм, рубка 250-мм. Двигатели 7 котлов. Мощность 66000-70000 л.с. Скорость хода 26,5-27,5 узла. Вооружение 12 356/52-мм и 20 130-мм орудий. Экипаж 1645 человек.
***
В начавшейся в 1914 году Великой Войне, российские линкоры показали себя двояко.
Черноморские линкоры воевали активно, надежно контролируя Черное море. Балтийским линкорам активно действовать не получилось. Хотя русское командование и представляло минную опасность, но как оказалось недостаточно. Еще большей угрозой стали немецкие подводные лодки. В итоге, повреждений от мин и торпед из четырех линкоров, не получил только один линкор — «Архангел Гавриил».
Анализируя опыт применения больших кораблей на Балтике (как отечественный, так и немецкий), российский флот пришел к выводу, что большие корабли на Балтике, в условиях минной и торпедной опасности не могут сыграть большую роль. И если корабли получили названия в честь кораблей заложенной на Соломбальской верфи, то было бы не плохо иметь Северный флот.
Однако, Северный флот с линкорами был создан только в 30-х годах. К этому времени Российская Империя прекратила существование, уступив приемнику – Советскому Союзу. Советские военморы внимательно изучив выводы Великой войны (а также все выкладки имперских специалистов) пришли к такому же выводу – линкоры надо с Балтики убирать.
Хотя налаживание инфраструктуры на новом месте (Северодвинск) обошлось в копеечку (первоначально планировалось что Северный флот будет ремонтироваться в Ленинграде идя через Беломоро-балтийский канал), но выгода была очевидной. Советские линкоры могли выйти на оперативный простор через полярные широты или быть быстро переброшены на Тихий океан (что неоднократно осуществлялось).
В 30-е годы, перед перебазированием на новое место, балтийские линкоры (к этому времени получившие названия в честь городов – «Севастополь», «Петропавловск», «Кронштадт», «Архангельск») прошли модернизацию – переход на нефтяное топливо, усиление ПВО….