9 февраля 1937 года совершил первый полет прототип английского палубного пикирующего бомбардировщика Блэкборн "Скюэ" (Skua — птица поморник). Конструктивно он был вполне передовой и перспективной машиной, воплотившей в себе все тогдашние новинки авиастроения — цельнометаллический свободнонесущий моноплан с убирающимся шасси, закрытой кабиной, винтом изменяемого шага и гладкой дюралевой обшивкой. Кроме того, самолет имел складное крыло, тормозные щитки с гидравлическим приводом и подфюзеляжную трапецию для сброса бомб с пикирования.
Но при этом машина получилась, на мой взгляд, какой-то неказистой, а ее летные данные никак нельзя назвать выдающимися. Максимальная скорость составляла всего 362 км/ч, то есть, по этому показателю он проигрывал даже некоторым истребителям бипланной схемы. Дальность полета — 700 километров, что слишком мало для бомбарировщика, особенно — морского, а боевая нагрузка — одна 500-фунтовая (227 кг) бомба. Скороподъемностью и маневренностью "Скюэ" тоже не блистал.
Однако за неимением лучшего машину приняли на вооружение и построили в количестве 192 экземпляров. К середине 1939 года "Скюэ" был основным палубным пикировщиком британского флота, причем его позиционировали еще и как истребитель. Именно в этом качестве он впервые отличился, став первым самолетом западных союзников, одержавшим воздушную победу во Второй мировой войне. 25 сентября 1939 года два экипажа с авианосца "Арк Ройял" сбили немецкую двухмоторную летающую лодку "Дорнье-18".
А 10 апреля 1940 года, во время Норвежской кампании, 15 бомбардировщиков из 800-го и 803-го эскадрилий утопили в порту Берген немецкий крейсер "Кенигсберг", ранее поврежденный береговой артиллерией. Крейсер получил три прямых попадания, перевернулся и затонул, став первым в истории крупным боевым кораблем, уничтоженным бомбардировщиками. Но на этом успехи "Скюэ" закончились. Уже в следующем году всех "поморников" из-за низких летно-тактических характеристик отправили в колонии, где они никак себя не проявили, либо переклассифицировали в буксировщики воздушных мишеней.
В дополнение надо упомянуть, что на базе "Скюэ" сделали очень оригинальный истребитель Блэкборн "Рок", у которого всё вооружение было сосредоточено во вращающейся башне с четырьмя пулеметами, размещенной позади пилотской кабины. Из-за возросшего веса и ухудшения аэродинамики летные данные "Рока" стали даже хуже, чем у "Скюэ". Всего построили 136 таких "тачанок". Их наземным аналогом являлся двухместный истребитель Болтон-Пол "Дефайент" с такой же башней. Оба эти истребителя англичане применили в воздушном прикрытии операции "Динамо" — эвакуации войск с Дюнкеркского плацдарма, но опыт оказался неудачным.
За восемь дней операции "Рокам", по английским данным, удалось сбить всего один германский бомбардировщик, после чего им нашли другое применение, расставив по краям аэродромов в качестве стационарных зенитных установок. В 1943 году все "Скюэ" и "Роки" были списаны.
Прототип "Скюэ" без вооружения.
Два звена "Скюэ" из 803-ой эскадрильи в учебном полете над английским побережьем, довоенный снимок.
Пара "Роков" в военном камуфляже. Под крылом у машины на переднем плане видна подвеска для мелких противопехотных бомб.
Норвежцы готовят к эвакуации "Скюэ", пилот которого заблудился, выработал горючее и совершил вынужденную посадку на шоссе, сломав крыло.
Сверху вниз:
"Скюэ" с авианосца "Арк Ройял" в довоенной раскраске.
"Скюэ", сбитый немецкими корабельными зенитками 13 апреля 1940 года при попытке атаковать линкор "Шарнхорст". Останки этой машины были в 2008 году обнаружены норвежским подводным роботом на дне Тронхейм-Фьорда на глубине 240 метров. Ее двигатель был поднят и выставлен в музее.
"Скюэ" в "пчелином" окрасе буксировщика мишеней.