16
Советский «Ямато»

Советский «Ямато»

Статья Владислава Гончарова с сайта WARSPOT.

Содержание:

Согласно Боевому уставу Военно-Морских Сил РККА 1930 года, линейные корабли являлись главной ударной силой флота. Вторая мировая война и появление атомного оружия внесли определённые коррективы во взгляды на роль больших бронированных кораблей, но в первые послевоенные годы в СССР продолжалась работа по проектированию и созданию мощных современных линкоров. Одним из таких проектов был сверхлинкор, который планировалось вооружить гигантскими 457-мм орудиями.

Идея советского сверхлинкора

Линейные корабли проекта 23 типа «Советский Союз», ни один из которых так и не был достроен, известны едва ли не всем любителям истории флота. Менее известно их дальнейшее развитие — серия линкоров проекта 24. Это не удивительно, ибо они так никогда и не вышли за рамки эскизного проекта. Корабли обоих проектов предполагалось вооружить обычным для линкоров того времени вооружением – девятью 406-мм орудиями, как на американских линкорах типа «Айова». При этом советские линкоры должны были быть лучше защищены, но заметно уступали бы последним американским линкорам в скорости.

Ещё меньше известно о проекте советского линкора с 457-мм (18-дюймовыми) орудиями. Появление этого калибра в предварительных разработках советских конструкторов обычно относят лишь к 1948–1949 годам. Однако в известной книге А. М. Васильева «Линейные корабли типа «Советский Союз» упомянуто следующее:

«14 июля 1945 г. начальник УК Н. В. Исаченков сообщал начальнику НТК ВМФ Н. В. Алексееву:

«Начальник МШ адмирал С. Г. Кучеров обратился ко мне с просьбой произвести определение основных элементов ЛК с 18-ти дюймовым ГК. В связи с этим поручите произвести грубо ориентировочные подсчеты основных ТТЭ ЛК и результаты представьте мне к 28.07.45. В основу подсчетов положите:

1. Артиллерийское вооружение.

9–458-мм в 3-х башнях (по схеме МК-1 пропорционально увеличенной толщиной брони);

12–180-мм в 4-х башнях по 2 на борт;

16–130-мм в 8 башнях по 4 на борт.

2. Боезапас принять соответственно 100, 150, 200 выстрелов на ствол.

3. Броня борта — по проекту 24, броня палуб должна обеспечивать защиту от 18-дюймовых бронебойных снарядов на дистанциях от 120 каб и выше (до предела дальности этого калибра), сравнить с 16-дюймовым снарядом.

4. Все остальные требования — по проекту 24.

5. Определить влияние на водоизмещение ЛК… замены 4 × 3–180-мм башен на 4 × 2–130-мм».

Инженер-адмирал Н. В. Исаченков (художник А. И. Пензов)

Инженер-адмирал Н. В. Исаченков (художник А. И. Пензов)

В августе 1945 г. этот эскиз был представлен руководству. Естественно, что из-за чрезвычайно большого водоизмещения он развития не получил.

Возникает вопрос: откуда взялся этот проект летом 1945 года? Комиссия вице-адмирала Ставицкого, в начале 1945 года прорабатывавшая характеристики перспективных линкоров, поднимала вопрос о 152-мм универсальном калибре, но 457-мм главный калибр даже не рассматривала. Возможно, на мысль о таких орудиях советских адмиралов натолкнул вал сообщений о гибели линкора «Ямато» в ходе сражения за Окинаву 7 апреля 1945 года. Свою роль также могло сыграть появление в трофейных немецких документах информации о проектах линкоров «Н» с 420-мм и 508-мм орудиями.

Контуры линейного корабля с 18-дюймовым главным калибром

Судя по всему, идея «советского «Ямато» родилась в Главном Штабе ВМФ где-то в конце июня 1945 года и устно обсуждалась с руководством Управления Кораблестроения ВМФ в первых числах июля. Корабль рассматривался как дальнейшее развитие проекта 24.

По крайней мере, 8 июля начальник 8-го отдела Оперативного Управления Главного Штаба ВМФ капитан 1 ранга Осико докладывал начальнику Управления Кораблестроения вице-адмиралу Н. В. Исаченкову и начальнику Артиллерийского Управления контр-адмиралу В. А. Егорову:

«В подтверждение нашей предварительной беседы по поводу проработки вопроса о возможности создания ЛК с 18’’ артиллерией, я желаю сообщить Вам полный перечень вопросов, которые прошу просчитать и с Вашим заключением выслать в ОУ ГМШ для доклада НГМШ.

Как я уже сообщал вам, этот вопрос возник не только потому, что имеются тенденции в иностранных флотах к увеличению ГК линейных кораблей (США), но главным образом по причине недостаточной мощности 16’’ снаряда для борьбы с будущими ЛК возможных противников. В самом деле, уже теперь мы предъявляем к будущему линкору требование иметь защиту против 100-кг брАБ (Бронебойных авиабомб — прим. ред.)

Требования к усилению защиты палубы ЛК предъявляются и в иностранных флотах.

При осуществлении защиты палубы ЛК от 1000-кг брАБ 16’’ снаряд, имеющий такой же вес, окажется недостаточным. Этим требованиям может удовлетворить 18’’ снаряд, вес которого составляет 1500 кг.

При постановке вопроса о создании ЛК с 18’’ артиллерией имелись в виду: опыт проектирования ЛК (пр. 23 и 24), проектирования и создания 16’’ орудия, а также проектирование 16’’ орудия (АНИМИ по заданию АУ ВМФ).

Следовательно, создание такого проекта ЛК представляется реальным. Однако для окончательного суждения необходима проработка этого вопроса и Ваше заключение.

Сроки проектирования также необходимо указать в Ваших заключениях.

Необходимо знать:

1. Водоизмещение корабля со следующим вооружением:

IX — 358-мм [так в тексте, на самом деле — 458 мм] орудий в трех башнях (по схеме МК-1 с пропорционально увеличенной броней башни)

XII — 180-мм орудий в 4 башнях МК-3–180 — с расположением по 2 башни на борт

XVI — 130-мм универсальных орудий в 8 спаренных установках (по 4 установки на борт)

XL — 45-мм автоматов в 10 счетверенных установках

Боезапас:

358 мм — по 100 выстрелов на ствол

180 мм — по 150 выстрелов на ствол

130 мм — по 200 выстрелов на ствол

45 мм — по 1000 выстрелов на ствол

Все остальные элементы сохранить как указано в предварительных технических заданиях на линкор.

2. Бронепробиваемость 18’’ снаряда на дистанциях от 120 каб. и выше, до предела (желательно дать сравнение с 16’’ снарядом).

3. Насколько снизится водоизмещение линкора, если вместо XII — 180-мм орудий установить VIII — 130-мм орудий (имея всего на корабле XXIV — 130-мм ствола).

Результаты проработки и Ваши заключения желательно иметь к 20.07.1945»

На этой записке – три резолюции от 10, 12 и 14 июля с общим смыслом «к исполнению», а также указание затребовать материалы по артиллерии главного калибра у Артиллерийского Научно-Исследовательского Морского Института (АНИМИ). Наиболее очевидным решением было «наложить» желаемые характеристики линкора на проект 24, что и предлагал Исаченков в приведённом выше письме в НТК ВМФ от 14 июля.

Схема бронирования линейного корабля проекта 24 Источник: А. М. Васильев. Линейные корабли типа «Советский Союз». СПб, Галея-Принт, 2006

Схема бронирования линейного корабля проекта 24 Источник: А. М. Васильев. Линейные корабли типа «Советский Союз». СПб, Галея-Принт, 2006

Вариант окраски линейного корабля проекта 24

Вариант окраски линейного корабля проекта 24

Дважды похороненный проект

Однако Главный Морской Штаб явно имел в виду нечто новое, а не просто переделку проекта 24. В последних числах июля состоялись некие переговоры Главного Морского Штаба и Управления Кораблестроения, по итогам которых 31 июля заместитель начальника УК инженер-контр-адмирал Козьмин получил следующее напоминание, выполненное от руки на бланке начальника 8-го отдела ГМШ:

«В соответствии с имевшими место переговорами на совещании по «линкору 18’’» от сего числа прошу Вас дать указания НТК просчитать в возможно кроткий срок линкор с измененными задачами, а именно необходимо принять в отличие от прежних:

палубу 200 + 50 + 25 мм

борт 400 мм

башни 180 мм — 3 вместо 4 (две — по бортам, одну — позади кормовой башни ГК).

Противоосколочные переборки между палубами исключить.

Борта румпельного отделения принять = 400 мм.

Кормовой траверз = 500 мм принять только на расстоянии румпельного отделения».

Напомним, что проект 24, существовавший пока только в предэскизном варианте, имел более слабое бронирование — 375-мм борт и 155-мм главную броневую палубу, а средним калибром нёс только 130-мм универсальную артиллерию. При этом комиссия Ставицкого рекомендовала ограничить водоизмещение будущего линкора 75 000 тоннами. «18-дюймовый линкор» явно выходил за рамки этих ограничений.

Вице-адмирал С. П. Ставицкий, заместитель начальника Военно-Морской Академии имени Ворошилова по научной и учебной работе (справа)

Вице-адмирал С. П. Ставицкий, заместитель начальника Военно-Морской Академии имени Ворошилова по научной и учебной работе (справа)

Можно предположить, что суперлинкор создавался с оглядкой не на проект 24, а на германский линкор «Н» — точнее, на те туманные представления, которые сложились о нём к этому времени у советских кораблестроителей. 30 июля начальник 4-го отдела РУ ГМШ ВМФ инженер-капитан 1 ранга Васильев отправил в адрес начальника 2-го отдела УК ВМФ инженер-капитана 2 ранга Котова теоретический чертёж корпуса «немецкого линкора „Н”», уточняя:

«Речь идёт, видимо, о новом проекте линкора».

Заключение по проекту предлагалось сообщить не позднее 1 августа 1945 года.

8 августа Котов перенаправляет чертёж в Научно-Технический Комитет Наркомата ВМФ с просьбой дать заключение о ценности материала и сообщить об этом инженер-капитану 1 ранга Васильеву Н. А. Увы, 7 сентября и.о. начальника кораблестроительного отдела НТК НКВМФ инженер-капитан 1 ранга Зайцев сообщил Васильеву и Котову, что

«если никаких других чертежей по этому же линкору нет, то указанный корпус интереса не представляет».

К этому моменту идея «18-дюймового линкора» умерла – чтобы через пять лет возродиться в одном из вариантов проекта 24. К сожалению, точных характеристик и этого варианта мы не знаем. А. М. Васильев в своей работе приводит лишь характеристики 457-мм башни: её общий вес (с подбашенными отделениями и оборудованием) должен был составить 4160 тонн и на 1910 тонн превосходил бы вес 406-мм башни МК-1. С учётом неизбежного усиления конструкций корпуса увеличение веса при установке 457-мм башен составило бы порядка 10 тысяч тонн – то есть, можно предположить, что водоизмещение линкора проекта 24 с 18-дюймовой артиллерией приблизилось бы к 85 000 тонн. Впрочем, 457-мм орудия так и не были созданы советской промышленностью.

Источники и литература

      1. Материалы Центрального Военно-Морского Архива.
      2. А. М. Васильева: Линейные корабли типа „Советский Союз”, СПб, Галея-Принт, 2006.

Приложение

Линкор «Кремль» — альтернативная история кораблестроения России

источник: https://warspot.ru/4726-sovetskiy-yamato

Подписаться
Уведомить о
guest

7 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account