Самая крупная жертва люфтваффе на Востоке

18
Самая крупная жертва люфтваффе на Востоке

Самая крупная жертва люфтваффе на Востоке

Статья Владислава Гончарова с сайта WARSPOT.

Содержание:

Про войну и про бомбёжку,
про большой линкор «Марат»…
С.В. Михалков

Сентябрь 1941 года стал самым трудным месяцем в битве за Ленинград. На юге немецкие войска подошли к самым окраинам города, на востоке — вышли к Ладожскому озеру, замкнув кольцо блокады. Вместе с частями Красной армии в ловушке оказался и Балтийский флот, в составе которого имелось два линейных корабля — «Октябрьская революция» и «Марат». Немецкое командование продолжало опасаться советских боевых кораблей и решило нанести по ним решающий удар с воздуха.

Сентябрь 41-го: Балтийский флот и Ленинград

Обычно считается, что воздушные атаки на советские корабли в Кронштадте в сентябре 1941 года проводились по настоянию командования немецкой 16-й армии. Действительно, с 5 сентября советские линкоры начали обстреливать войска противника, наступавшие на Ленинград с юга. Однако нет никаких данных, подтверждающих, что эти обстрелы так уж сильно досаждали немцам, тем более что огонь вёлся по району Кипень и Дятлицы, а затем — по району Тайцы по площадям, с предельных дистанций от 170 до 220 каб. Лишь 18 сентября, через три дня после выхода немцев к берегу Финского залива, линкор «Октябрьская революция» впервые открыл огонь на более короткую дистанцию в 90 каб по району Стрельна – посёлок Володарского.

Оборона Ленинграда в сентябре 1941 года. Морской атлас. Том III. Военно-исторический. Часть вторая. ГШ ВМФ, 1963

Оборона Ленинграда в сентябре 1941 года. Морской атлас. Том III. Военно-исторический. Часть вторая. ГШ ВМФ, 1963

Но командование кригсмарине было всерьёз озабочено возможностью прорыва советского Балтийского флота через Финский залив в открытую часть Балтийского моря. Не совсем понятно, чего боялись немцы, и почему их так беспокоила возможность интернирования советских кораблей в Швеции. Возможно, они опасались, что крупные корабли смогут усилить оборону Моонзундских островов, Осмуссаара и Ханко (на тот момент ещё находившихся в руках советских войск) или на время парализовать коммуникации Германии со Швецией и Финляндией.

Командование немецкого флота было настолько встревожено, что в сентябре 1941 года для противодействия советским кораблям было создано специальное формирование — Балтийский флот, в который вошли линкор «Тирпиц», тяжёлый крейсер «Адмирал Шеер», лёгкие крейсера «Нюрнберг», «Лейпциг», «Кёльн» и «Эмден», а также три эсминца и пять миноносцев. 23 сентября «Лейпциг» и «Эмден» прибыли в Либаву, а 24 сентября «Тирпиц» с остальными кораблями заняли позицию у Аландских островов.

В военном дневнике начальника штаба командования немецких сухопутных войск (ОКХ) Франца Гальдера нет каких-либо упоминаний о том, что группа армий «Север» или 16-я армия получали специальные указания об организации атаки на корабли Балтийского флота. Однако действовавший в интересах группы «Север» 1-й воздушный флот мог получить такие распоряжения непосредственно от руководства люфтваффе. Первый массовый воздушный налёт на Ленинград состоялся 8 сентября 1941 года — в день замыкания блокады.

Пикирующий бомбардировщик Ju 87 B-2 из 2-й эскадрильи 2-й штурмовой эскадры «Иммельман». inscale.org

Пикирующий бомбардировщик Ju 87 B-2 из 2-й эскадрильи 2-й штурмовой эскадры «Иммельман». inscale.org

Налёты повторились 9 и 10 сентября, затем после перерыва последовал массированный дневной налёт 19 сентября, в котором участвовали семь авиационных групп. Основную роль играли пикировщики 1-й и 3-й групп 2-й штурмовой эскадры «Иммельман» (StG2), немцы потеряли пять самолётов. На город сбросили более 500 фугасных и около 3000 зажигательных бомб, были полностью разрушены Гостиный Двор, госпиталь на Суворовском проспекте и 80 многоэтажных жилых домов. Серьёзно пострадали Кировский и Пролетарский заводы, а также завод «Экономайзер». Погибло 540 человек, что сравнимо с жертвами знаменитой бомбардировки Роттердама 13 мая 1940 года.

«Марат» под первым ударом

До 16 сентября советские корабли в районе Кронштадта бомбардировкам не подвергались, поэтому основные силы авиации Балтийского флота командование Ленинградского фронта направило на защиту города и противодействие немцам к югу от него. Истребительное прикрытие Кронштадта было крайне слабым — на острове Котлин располагалась единственная эскадрилья 5-го истребительного полка Балтийского флота, в августе понёсшего тяжёлые потери при немецком налёте на аэродром в Клопицах.

Линейный корабль «Марат», вид на 1937 год. А. М. Васильев. Первые линкоры Красного флота

Линейный корабль «Марат», вид на 1937 год. А. М. Васильев. Первые линкоры Красного флота

Лишь утром 16 сентября в расположение 2-й штурмовой эскадры «Иммельман» на аэродром Турово лично прибыл командующий 8-м воздушным корпусом Вольфрам фон Рихтгофен. Он распорядился силами пикирующих бомбардировщиков эскадры организовать атаку на советские корабли — в первую очередь на линкор «Марат», стоявший в Морском канале и ведший огонь по южному берегу Финского залива.

Атака была проведена в тот же день силами 27 пикировщиков 3-й группы 2-й эскадры под командованием гауптмана Э.-З. Штеена. Главной целью удара был линкор «Марат», стоявший в Морском канале между Кронштадтом и устьем Невы, — он вёл огонь по противнику, накануне вышедшему на южный берег Финского залива у завода «Пишмаш» к востоку от Стрельны.

Немецкие самолёты разделились на две группы, атаковавшие корабль с носа и кормы. Атака кормовой группы успехом не увенчалась — по самолётам открыла огонь кормовая батарея 37-автоматов (три ствола). А вот носовая батарея утром этого же дня была выведена из строя удачным попаданием немецкого 150-мм снаряда, поэтому здесь атаке ничего не мешало: пикировщики положили в линкор сразу четыре бомбы. Считается, что две из них принадлежали командиру 7‑й эскадрильи StG2 гауптману Эрнсту Купферу и ведомому командира 3-й группы Гансу-Ульриху Руделю. По советским данным, самолёты пикировали под углом около 60°.

Обер-лейтенант Рудель, 20 октября 1941 года. waralbum.ru

Обер-лейтенант Рудель, 20 октября 1941 года. waralbum.ru

Уже на отходе бомбардировщики и прикрывавшие их истребители Bf.109F из 54-й истребительной группы были атакованы шестёркой советских истребителей (два Як-1 и четыре ЛаГГ-3), которые умудрились ценой одной повреждённой машины сбить один «Мессершмитт» и один «Юнкерс» (советские пилоты заявили о четырёх сбитых «Юнкерсах»).

Две из четырёх бомб, попавших в «Марат», легли недалеко от кормовой рубки (на 110-114-м шпангоутах) ближе к правому борту. Они пробили 37-мм верхнюю бронепалубу и взорвались на 25-мм средней бронепалубе, сделав в ней вмятину диаметром 30 см. Третья бомба разорвалась под верхней палубой на юте (на 127-м шпангоуте), вызвав обширный пожар и уничтожив кормовую группу зениток. Пламя от пожара на палубе стало затягивать через воздухозаборники в кормовые погреба — положение спасли два матроса, буквально своими телами закрывшие раструб вентиляционной трубы. Осколками и взрывной волной были выведены из строя кормовые дизель-генераторы, четвёртая башня испытала сильное сотрясение, но не прекратила стрельбу. Четвёртая бомба, сброшенная на несколько секунд позже третьей, упала у борта в кормовой части, срезав ствол 120-мм орудия №13.

Линейный корабль «Марат» на Спитхедском рейде. Англия, 1937 год. А. М. Васильев. Первые линкоры Красного флота

Линейный корабль «Марат» на Спитхедском рейде. Англия, 1937 год. А. М. Васильев. Первые линкоры Красного флота

На линкоре погибло 15 (по другим данным — 25) моряков и было ранено 30, однако бронепалуба пробита не была, жизненно важные механизмы корабля не пострадали. Для устранения повреждений «Марат» ушёл в Кронштадт, а утром 18 сентября был переведён с Большого рейда к стенке Усть-Рогатки.

Калибр бомб, попавших в линкор, до сих пор неясен: советские источники оценивали их как 250-кг, немецкие пишут о 500-кг. Однако сразу по возвращении на аэродром немецкие лётчики говорили и о тех, и о других, заявляя, что их в любом случае недостаточно для поражения линкора. Судя по всему, 500-кг была лишь бомба, попавшая в район четвёртой башни. Отметим, что 250-кг бомбы брали только пилоты с небольшим опытом. Таким образом, из опытных лётчиков в корабль попал кто-то один — либо Рудель, либо Купфер. Выслушав их доклады, Рихтгофен распорядился доставить из Германии 1000-кг бронебойные бомбы.

Люфтваффе против Кронштадта

19 сентября гавань Кронштадта впервые атаковали горизонтальные бомбардировщики He 111 из 5-й эскадрильи 4-й бомбардировочной группы, однако попаданий в корабли им добиться не удалось. Лишь на следующий день в Кронштадте погибли первые суда: пароход «Мария», буксир «Красный флот» и портовая баржа КП-15. В тот же день на Неве был потоплен тральщик ТЩ-36, и одной бомбой повреждена канонерская лодка «Селемджа». После этого немцы решили бомбить корабли с пикирования, используя как пикировщики не только Ju 87, но и более вместительные двухмоторные Ju 88.

Палуба юта линкора «Марат» после бомбардировки 16 сентября 1941 года. А. М. Васильев. Первые линкоры Красного флота

Палуба юта линкора «Марат» после бомбардировки 16 сентября 1941 года. А. М. Васильев. Первые линкоры Красного флота

Первый действительно массовый налёт на Кронштадт состоялся 21 сентября — в нём приняли участие 40 бомбардировщиков Ju 87 и Ju 88, а также 22 истребителя-бомбардировщика Me 109 из 3-й группы 27-й истребительной эскадры. Все они за день сделали по несколько вылетов. Две 500-кг бомбы легли рядом с эсминцем «Стерегущий» — корабль перевернулся и затонул прямо у пирса (был поднят и введён в строй только в 1944 году). Ещё две 250-кг бомбы с «Мессершмиттов» попали в эсминец «Гордый», но он удержался на плаву. Одной бомбой был поражён стоявший в сухом доке эсминец «Грозящий».

Три 500-кг бомбы кучно легли в носовую часть стоявшего на Петергофском рейде линкора «Октябрьская революция» (между 14-м и 29-м шпангоутами). Они прошили 37-мм верхнюю бронепалубу, но вновь не смогли пробить главную и взорвались на ней, хотя её толщина составляла всего 25 мм. Силой взрывов верхнюю палубу корабля оторвало от бортов и завернуло на полубак. Были уничтожены шпилевые устройства, кабельные трассы и трубопроводы, стали рваться зенитные снаряды в кранцах первых выстрелов, в каютах носовой части корабля начался пожар. Через разошедшиеся листы обшивки и повреждённые клапаны пожарных магистралей в подводные отсеки, форпик и трюмы начала просачиваться вода. Пожар удалось быстро погасить, линкор своим ходом перешёл на Малый Кронштадтский рейд.

Кроме того, были потоплены транспорты «Леваневский» и «Берта», а также несколько портовых судов, получили повреждения крейсер «Киров», эсминцы «Сильный» и «Славный», канонерская лодка «Пионер». Большой урон понесли строения в гавани и завод артиллерийских приборов, на Морском заводе был разрушен механический цех. Всего в городе и на кораблях погибло 135 человек, ещё 95 получили ранения.

Внутреннее устройство линкоров типа «Севастополь». А.М. Васильев. Первые линкоры Красного флота

Внутреннее устройство линкоров типа «Севастополь». А.М. Васильев. Первые линкоры Красного флота

При отражении налёта кронштадтские лётчики потеряли сразу половину своих машин (3 истребителя); погиб лейтенант Л.С. Копылов. Немцы потеряли два «Мессершмитта» — один из них, видимо, от зенитного огня с кораблей. При этом командир 7-й эскадрильи пикировщиков гауптман Купфер умудрился в этот день лично разбить два Ju 87: на одном он дотянул до Гатчины и сел в поле, а второй вечером посадил у самой линии фронта. Третий «Юнкерс» Купфер разбил 28 сентября, и лишь этот самолёт числится в списке безвозвратных потерь.

К середине дня 21 сентября для отражения налётов к Кронштадту была направлена 61-я истребительная авиабригада ВВС Балтийского флота (19 машин), но она прибыла слишком поздно.

Чёрный день советского флота

На следующий день налёт повторился силами 38 бомбардировщиков Ju 88 из 4-й группы 77-й бомбардировочной эскадры, атаковавших как Кронштадт, так и Торговый порт Ленинграда. В последнем был потоплен сторожевой корабль «Вихрь», повреждены эсминец «Сильный» и плавбаза «Смольный», в Кронштадте был нанесён серьёзный ущерб территории Морского завода. Тем временем 21 сентября в Лугу прибыли доставленные из Германии 1000-кг бронебойные бомбы PC1000RS (в общей сложности около 10 штук). Каждая такая бомба 1,5 м в длину (с оперением — 2,17 м), 0,5 м в диаметре и несла 160 кг взрывчатого вещества. Корпус был изготовлен из кованой стали, его толщина составляла 38 мм, а в носовой части достигала 340 мм.

Проблема состояла в том, что самолётами Ju 87 такие бомбы в боевой обстановке ещё не использовались — эксперименты по их сбрасыванию с пикирования проводились лишь на полигоне. Тем не менее два пилота эскадры «Иммельман» всё же решились подняться с ними в небо — это были командир 3-й бомбардировочной группы гауптман Штеен и его ведомый обер-лейтенант Рудель.

Первый налёт состоялся 23 сентября в 10 часов утра, в нём участвовали около тридцати Ju 88 из 77-й бомбардировочной эскадры. Зенитная артиллерия Кронштадта открыла огонь, но воздушное прикрытие главной базы Балтийского флота было чрезвычайно слабым — всего шесть истребителей (основные силы авиации находились на защите Ленинграда). Основной целью атаки стал Морской завод, подвергшийся новым разрушениям.

Около 11 часов налёт повторился — теперь это были 30 пикировщиков Ju 87 из эскадры «Иммельман» под прикрытием «Мессершмиттов» из 54-й истребительной эскадры, шедшие со стороны Петергофа. Четвёртая башня «Марата» дала по ним залп шрапнельными снарядами, после чего группа немецких самолётов разделилась и с разных сторон атаковала линкор, начав пикирование с высоты около 3000 м. Обычно пикировщики сбрасывали бомбы с полутора километров, но Штеен и Рудель, обрушившись на «Марат», выпустили свои бомбы с высоты менее полукилометра.

Считается, что Штеен промахнулся, а в «Марат» попала бомба Руделя. Она угодила в палубу линкора между первой башней и носовой пагодообразной мачтой-надстройкой, пробила обе бронепалубы и взорвалась в артиллерийском погребе главного калибра. Раздался страшной силы взрыв, облако дыма поднялось на высоту более километра. П.Д. Грищенко, командир стоявшей неподалёку подлодки Л-3, вспоминал:

«Сплошной огонь охватил корабль в несколько секунд. Вслед за этим — оглушительные взрывы, один, второй. Огромные клубы дыма и огня окутали носовую часть линкора, снова два взрыва. Отчётливо видно, как массивная металлическая фок-мачта со всеми надстройками, мостиками и площадками, сплошь заполненными фигурами в белых матросских робах и синих командирских кителях, медленно отделяется от линкора и, на лету разваливаясь, с грохотом падает в воду. Полностью исчезла носовая часть корабля, а с ней и орудийная башня с тремя 12-дюймовыми орудиями».

Сила взрыва была такова, что вторая башня, развёрнутая на правый борт, подскочила, а затем рухнула на прежнее место, сорвав верхнюю часть погона и заклинившись. Её 8-метровый дальномер оказался заброшен на крышу четвёртой башни.

Кронштадт и взорвавшийся линкор «Марат». Немецкая аэрофотосъёмка. hc.east-site.ru

Кронштадт и взорвавшийся линкор «Марат». Немецкая аэрофотосъёмка. hc.east-site.ru

Интересно, что Грищенко пишет о попадании одной 1000-кг бомбы, хотя большинство советских послевоенных исследователей считало, что в линкор попало две 500-кг бомбы — эта версия возникла ещё во время войны. «В корабль попало не менее двух бомб, причём одна из них проникла в район 1 котельного отделения, а вторая около 1 башни», — отмечал второй выпуск «Бюллетеня борьба за живучесть на кораблях эскадры КБФ» 1943 года. В третьем выпуске «Бюллетеня военного кораблестроения НК ВМФ» за 1946 год одна бомба предположительно оценивалась в 500 кг, другая — в 1000 кг. Но немцы сбрасывали только 1000-кг бомбы и на два попадания никогда не претендовали.

Взрыв линкора «Марат». Немецкая аэрофотосъёмка. newsland.com

Взрыв линкора «Марат». Немецкая аэрофотосъёмка. newsland.com

В ходе этого и следующих налётов одной бомбой с Ju 88 был опять повреждён стоявший в доке эсминец «Грозящий». В линкор «Октябрьская революция» попали две 250-кг бомбы: одна — в палубу центральной части корабля по левому борту (над казематом №10), вторая — в крышу третьей башни. Однако буквально накануне на палубе поверх деревянного настила был уложен новый слой бронеплит толщиной 75–90 мм, и бомба не пробила его. В месте стыка 152-мм крыши башни с левой стенкой образовалась небольшая пробоина (60 на 70 см), а сама стенка сдвинулась на 3 см. Вышло из строя левое 305-мм орудие, был разрушен башенный дальномер и сорван броневой колпак горизонтального наводчика, но сама башня продолжала действовать.

Пострадали и другие корабли. Шесть пикировщиков с нескольких сторон одновременно атаковали только что закончивший ремонт лидер «Минск». В кормовую часть корабля попали две 50-кг бомбы, а 250-кг бомба ударилась о висящую с левого борта шлюпку и взорвалась в воде у 3-го котельного отделения. Были повреждены котел №3 и турбина №2. Корабль оказался обесточен, потерял ход и начал заполняться водой. Его удалось отбуксировать в Военную гавань, но уже на закате в ходе последней атаки «Минск» получил новые повреждения от близкого разрыва 250-кг бомбы и в ночь на 24 сентября затонул у Южной стенки. На лидере погибло 7 моряков. Кроме того, в ходе налётов были потоплены подлодка М-74 и тральщик ТЩ-31. Во время второго налёта две 50-кг бомбы попали в крейсер «Киров», но одна из них не взорвалась.

Повреждения 3-й башни линкора «Октябрьская революция» 250-кг бомбой 23 сентября 1941 года. А.М. Васильев. Первые линкоры Красного флота

Повреждения 3-й башни линкора «Октябрьская революция» 250-кг бомбой 23 сентября 1941 года. А.М. Васильев. Первые линкоры Красного флота

Затем произошло символическое событие. Отбомбившись по «Марату», командир 3-й группы 2-й штурмовой эскадры гауптман Штеен вернулся на аэродром и вновь приказал подвесить под свой самолёт 1000-кг бомбу. Однако взлетать с таким грузом всё-таки было трудно: на разбеге самолёт скапотировал и перевернулся. Тогда Штеен приказал Руделю уступить место в кабине его машины. Пересев на самолёт Руделя, Штеен взлетел с бомбой и возглавил следующую атаку своей группы. На этот раз целью стал крейсер «Киров». Однако во время атаки уже вошедший в пикирование самолёт Штеена на высоте 2000 м был подбит прямым попаданием снаряда в хвостовое оперение и упал недалеко от борта крейсера. Позднее немцы создали легенду о том, что Штеен до последнего момента пытался протаранить корабль, хотя вряд ли кто-то мог знать, что делал и о чём думал гибнувший пилот.

Линкор «Марат» в Кронштадте после взрыва. Немецкая воздушная съёмка. topwar.ru

Линкор «Марат» в Кронштадте после взрыва. Немецкая воздушная съёмка. topwar.ru

Всего за 23 сентября немецкие самолёты 1-го воздушного флота совершили 747 самолётовылетов, из них 416 пришлось на бомбардировщики. Основной целью ударов стал Кронштадт. Советские лётчики в этот день заявили 21 победу (в том числе 12 над Кронштадтом), в действительности же безвозвратные потери 1-го воздушного флота составили 6 самолётов: два Ju 88, два Ju 87, по одному Bf 109 и Bf 110. В свою очередь, немцы заявили о сбитии 21 советского самолёта (в том числе 9 истребителей), тогда как вся авиация Ленинградского фронта потеряла в этот день 13 машин (в том числе флотская — 6).

Следующий налёт на Кронштадт состоялся 27 сентября: 42 бомбардировщика Ju 87 и Ju 88 под прикрытием 18 истребителей атаковали линкор «Октябрьская революция» и крейсер «Максим Горький». Они смогли добиться одного попадания: 500-кг бомба наискось прошла жилую палубу линкора, ударилась о барбет второй башни и взорвалась. Кусок 150-мм брони верхнего кольца барбета вдавило внутрь и загнуло под прямым углом, заклинив башню. В этот день на корабле погибло 26 человек.

Этот налёт был последним: значительная часть сил 1-го воздушного флота (в том числе 8-й авиационный корпус) перебрасывалась на новое направление — под Москву. Следующую попытку уничтожить Балтийский флот немецкая авиация предприняла в апреле 1942 года, в преддверии нового наступления на Ленинград. Однако результаты операций «Айсштосс» и «Гёц фон Берлихинген» оказались гораздо более скромными — были потоплены лишь три вспомогательных судна и повреждён крейсер «Киров» (отремонтирован через три месяца). Впрочем, основной ударной силой Балтийского флота в кампании 1942 года стали не крупные надводные корабли, а подлодки.

Источники и литература

      1. Хроника Великой Отечественной войны Советского Союза на Балтийском море и Ладожском озере. Выпуск 1. С 22 июня по 31 декабря 1941 г.
      2. Управление Военно-Морского Издательства НКВМФ Союза ССР. М.-Л., 1945
      3. Д. Хазанов. Битва за небо. 1941. От Днепра до Финского залива
      4. А. В. Платонов. Трагедии Финского залива. М.: Вече, 2010
      5. М. В. Зефиров, Н. Н. Баженов, Д. М. Дегтев. Цель – корабли. Противостояние Люфтваффе и советского Балтийского флота. М.: АСТ; Хранитель,
        2008
      6. И. Ф. Цветков. Линкор «Октябрьская революция». Л.: Судостроение, 1983
      7. П. Д. Грищенко. Схватка под водой. М.: Молодая гвардия, 1983
      8. И. А. Каберов. В прицеле свастика. Л.: Воениздат, 1975
      9. А. М. Васильев. Первые линкоры Красного флота. М.: Яуза, Коллекция, Эксмо, 2008
      10. А. М. Васильев. Линейный корабль «Марат» // Гангут, №30 (2002)

источник: https://warspot.ru/11694-samaya-krupnaya-zhertva-lyuftvaffe-na-vostoke

Подписаться
Уведомить о
guest

5 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account