Советский взгляд на фильмы про зомби

1

Фильмы про зомби любят все. Хороших фильмов о зомби много, но, к сожалению, им редко удается пробиться к зрителю сквозь массу дешевых американских поделок пресловутых мастеров трэша.  Но зачем нам американцы, когда и в Госрадиофонде СССР хранится немало зомби — фильмов. Так, что убеждение, что в СССР не снимали фильмы про зомби крайне ошибочное. Ещё как снимали. Только понятие "зомби" для советской идеологии было немного иным, чем у Джорджа Ромеро. Ниже представлены лучшие зомби — фильмы, пропущенные через призму коммунистической морали. Кое-где пробивается и истинный стиль зомби — муви: с вирусами, плотоядными мыслями и убийствами.

1 Случай с ефрейтором Кочетковым

Фильм режиссера Александра Разумного рассказывает о падении и взлете ефрейтора Василия Кочеткова (блестящая роль Вадима Грачева). Отличный наводчик-артиллерист знакомится с продавщицей военторга Валей Градской и становится частым гостем в ее семье. Молодой боец не знает, что Валя и ее «гостеприимная бабушка» — агенты вражеской разведки, желающие выведать у него военную тайну. Варенье добрейшей бабушки отравлено порошком зомби, вызывающим у Василия мучительные миражи красивой буржуазной жизни. Обычная для русского воина святость и воздержание под действием яда уступают место распущенности. Так ефрейтор становится телом без души — жертвой зомбирования западных спецслужб… И все же зазомбированный Кочетков находит в себе силы признаться руководству в своем грехопадении. Удастся ли ефрейтору снять проклятие зомби и разоблачить иностранных разведчиков? В одном только 1955 году более 20 миллионов зрителей искали в кинозалах ответ на этот вопрос.

2 Эксперимент доктора Абста

Фильм трагически рано ушедшего из жизни режиссера Антона Тимонишина, снятый на киностудии Довженко, переносит зрителя в годы Второй мировой войны. Матерый фашистский разведчик Артур Абст (инфернальный прибалт Лаймонас Норейка) руководит зловещими экспериментами на немецкой базе подводников. Здесь профессиональных водолазов и пловцов превращают в смертников-торпедистов — безвольных исполнителей преступных приказов. Для этого их лоботомируют и кормят препаратами, вызывающими агрессивное психическое состояние. Советский моряк Карцов, военврач, попадает на секретную базу, выдав себя за немца Рейнхольда, и вступает в единоборство с фанатичным экспериментатором — доктором Абстом. Карцов вербует помощницу Абста — фройлян Марту, мечтающую сбежать от зловещего доктора, и пытается прекратить эксперименты и уничтожить базу вместе с ужасными диверсантами-зомби. Фильм, снятый практически одновременно с другим черно-белым малобюджетным зомби-хоррором — "Ночью живых мертвецов" Джорджа Ромеро, — впервые показал появление зомби как результат военных экспериментов. В прокате 1969 года картина собрала 30 млн. зрителей. Внезапное бегство молодой актрисы Жанны Владимирской (исполнительница роли Марты) в США прервало успешную прокатную судьбу картины.

3 Лекарство против страха

И вновь поединок человека с вудуистскими ядами. Неизвестные преступники, применив новейший медицинский препарат, условно названный "лекарством против страха", лишают сознания капитана милиции Позднякова (Владимир Седов), крадут его документы и оружие, а затем совершают одно за другим дерзкие преступления. Инспектору Тихонову (Александр Фатюшин) предстоит не только разоблачить и обезвредить преступников, но и весьма досконально изучить ряд новейших достижений медицины, чтобы помочь зазомбированному милиционеру… Знаменитая фраза «Метапроптизол не самогон, его в подполе не сваришь» облетела всю страну и привлекла внимание широкой общественности к загадочному "порошку зомби", применяемому для получения «зомби физического тела». Великий режиссер Альберт Мкртчян, автор самого страшного российского триллера «Прикосновение», снял этот милицейский зомби-чиллер на Свердловской киностудии в 1978 году с такими блестящими актерами как Вячеслав Шалевич (безумный ученый Панафидин), Георгий Жженов, Ольга Науменко. Появляется здесь и Сергей Десницкий – исполнитель роли Карцова-Рейнхольда из «Доктора Абста». Интерес зрителей к зомбированию милиционеров был так велик, что через десять лет появился римейк «Лекарства…» — многосерийный «Вход в лабиринт» с Костолевским.

4 Звездный инспектор

Увлекательная космоопера Марка Ковалева и Владимира Полина о драматическом поединке между советскими космонавтами и зомби с далекой планеты. …На одной из планет удаленной звездной системы оборудована тайная научная лаборатория, где гениальный ученый-биофизик ведет исследования по созданию искусственного интеллекта. Преступные «хозяева» безумного профессора вносят коррективы в программу разработок — им нужно не счастье человечества, а армия нерассуждающих солдат-марионеток, готовых выполнять любой преступный приказ. Эксперимент выходит из-под контроля исследователей: космические пираты-зомби захватывают межпланетный коскор и нападают на Международную космическую инспекцию. Противостоять мощи искусственного супермозга и его армии зомби призван наш космический корабль "Вайгач". К сожалению, фильм, созданный на Одесской киностудии в 1980 году и ничем не уступающий по зрелищности «Звездным войнам», провел много времени на полке.

5 Вариант "Зомби"

Мосфильмовский зомби-триллер Евгения Егорова рассказывает об опытах по зомбированию людей, проводимых над жителями африканской страны Лемурии. Сумасшедший американский учёный Джеймс Дэвидсон, придумавший зомбирующую машину, стал заложником группы увлеченных неофашистов в тайной лаборатории, располагающейся на заброшенном острове посреди океана…Угрозу для успеха операции по тотальному зомбированию представляет разработанный советским профессором Лесниковым метод восстановления памяти и лечения психических неврозов. Шпионка с секретным оружием, способным превращать людей в зомби, проникает в Советский Союз и похищает физика. Но нашего ученого нельзя ни запугать, ни подкупить, поэтому Лесникова пытают на зомбирующей машине, насильственно изменяя ему воспоминания о босоногом деревенском детстве, … В 1985 году эту напряженную историю блестяще разыграли Аристарх Ливанов (профессор Лесников), Михаил Ножкин, блистательная Ирэна Кокрятская (Лючия Джинелли) и многочисленные прибалтийские легионеры.

6 День гнева

В одном из заповедников в результате секретных опытов ученого Фидлера (Анатолий Иванов) расплодились мыслящие звероподобные существа — отарки. Созданные злой волей профессора — маньяка, отарки бездушны, жестоки, рационалистичны. Цель эксперимента — превратить всех людей в зомби — полузверей, полулюдей, послушных исполнителей, роботов. Знаменитый тележурналист Бетли (Юозас Будрайтис), решив раскрыть тайну существования подземной лаборатории, проникает в тщательно охраняемый заповедник, затерянный где-то в труднодоступных горных районах, и обнаруживает там смертельно опасных зомби. За разоблачение профессора Фидлера амбициозный журналист заплатит большую цену… Режиссер Суламбек Мамилов умело нагнетает напряженную атмосферу: медленно разворачивающееся действие неизбежно потребует от журналиста и его проводника (Алексей Петренко) вмешательства, открытой борьбы, окончательного выбора нравственной позиции.

7 Крик дельфина

На борт подводной лодки "Архелон", принадлежащий военно-морским силам одной из западных стран, тайно погружены ракеты с бинарным оружием. Корабль отправляется в длительное боевое патрулирование. В результате разгерметизации одной из ракет с биоматериалами на атомоходе начала распространяться странная и неизвестная болезнь. Возвращаться на берег нельзя. "Архелон" становится пленником океана, а экипаж превращается в неуправляемую толпу зомби… В прокате 1987 года мосфильмовский ужастик Алексея Салтыкова, предвосхитивший западные поделки типа «К-19», посмотрели 16,5 миллионов зрителей. Их не могла не захватить игра Армена Джигарханяна (капитан «Архелона») и его коллег — Ивара Калныньша, Донатаса Баниониса, Юрия Васильева.

8 Вельд

Блестящий режиссерский дебют Назима Туляходжаева (1987). Запершись в стенах своего дома, Питер и Вэнди целыми днями играют в электронную игру, которая переносит их в южно-африканскую степь. В видеокомнате ожесточившиеся дети сражаются с дико и злобно рычащими львами. А в это время вне дома происходят странные и страшные события: в городе растет атмосфера запустения, по пустынным улицам с потрескавшимися домами неспешно едут непонятные машины и, наконец, на улицах появляются призраки умерших – жутковатые зомби-монстры, материализовавшиеся порождения тьмы, лишающие покоя жителей, оказавшихся в городе живых мертвецов.

9. Посредник

Инопланетные захватчики высаживают десантный бот в лесу неподалеку от маленького закрытого города Тугарино, в котором находится секретный радиотелескоп. Инопланетяне зомбируют жителей города одного за другим при помощи прибора «посредник». Посредник полностью парализует человеческую волю, жители города, подвластные злой силе, двигаются будто роботы, не улыбаются и не смеются… Еще немного, и пришельцы захватят радиотелескоп, при помощи которого они должны подать сигнал своим товарищам на орбите. И тогда начнётся массированное вторжение. Но, как выясняется, влияние посредника не распространяется на сумасшедших и детей. Сережа и Настя решают предотвратить катастрофу — и с помощью инженера Замятина спасают земляков от зомбирования, а Землю — от вторжения злого Разума… Фильм режиссера Владимира Потапова и оператора Ильшата Шугаева – короля пленки "ретро" – выйдя на экраны в 1990 году, моментально стал культовым.

10 Любовь на острове смерти

Фильм выдающегося режиссера Андрея Малюкова, снятый в 1991 году, переносит нас на небольшой остров в Средиземном море. На острове обосновался зловещий профессор Эрвин Бернер (Нодар Мгалоблишвили). Он изобрел новый супермощный наркотик, сырье для которого на подводных плантациях. добывают наивные туземцы-островитяне. Посаженные на иглу туземцы-зомби всецело подчиняются профессору и готовы выполнить любой, даже самый страшный его приказ. В результате крушения российского научно-исследовательского судна молодые влюбленные ученые Стив и Марина (Владимир Машков и Оксана Калиберда) попадают на остров к туземцам. Бернеру как раз нужны люди для эксперимента, и Марина со Стивом становятся его заложниками… Герои решают во что бы то ни стало разоблачить лжепрофессора и вступают в единоборство с армией зомби…

Почему же я выбрала именно эти фильмы для своей десятки лучших фильмов о зомби? Потому, что несмотря на неповторимую атмосферу безысходности, в которую зритель погружается вместе с персонажами эти фильмов, в них есть некоторая надежда на то, что человек может оказаться сильнее зомбирующих его сил. В большинстве из этих лент прямо показано, что мертвым человека делает погоня за материальными целями (социальные мотивы в зомби-каноне традиционно сильны). Мы видим, что алчный преступник или честолюбивый ученый может быть гораздо опаснее зомби уже в силу своей человеческой природы. Но у каждого есть шанс выйти из зоны зомбирования.

 

Источник: http://kinozombi.ru/publ/4-1-0-29

Подписаться
Уведомить о
guest

6 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account