Снова «Бояричи»: «Гостомысл» и «Храбр»
Не прошло и 120 лет, как я решил сделать этот кусок отдельным постом.
Крейсера макаровской не мечты
…кораблестроители люди бедные, едят сыр с плесенью, вина да коньяки пьют старые, и машина у них без крыши, то добавим, что наэкономленные на строительстве БРБО денежки не все пропить удалось. В общем, проект конкурсный крейсерский, некогда эксклюзивный для сайта ВОВС.
Вдогонку к недорогим броненосцам береговой обороны строящийся в Дании бронепалубный крейсер II ранга "Боярин", ближний эскадренный разведчик проекта "улучшенный "Новик" (такие же крейсера российской постройки известны как "камушки", а именно "Изумруд" и "Жемчуг") датчане предложили дополнить ещё одним крейсером, по задумке конструкторов, приближавшемся по характеристикам к бронепалубным крейсерам I ранга (небезызвестные "Богини", "Варяг", "Богатырь" и примкнувший к ним "Аскольд"), но значительно меньшим и более дешёвым. Проект нарекли "Гостомыслом". А Крамп, поглядев на всю эту тусовку, предложил свою версию, "Храбра".
Корабль базировался на корпусе "Боярина", но имел так называемую цилиндрическую вставку в миделе, увеличившую суммарную длину корпуса до 120 метров.
Опять же, покуда считали да закладывали, появились в доступности (см. выше) немаленькие да удаленькие керосиновые моторы Луцкого, для броненосцев, аж по 2 500 лошадиных сил, восьмицилиндровые, производства МАН Аугсбург. Недружные с германцами датчане попросили у русских техническую информацию, а последние, ничтоже сумняшеся, передали копии чертежей всё той же судостроительной фирме "Бурмейстер ог Вайн". Вайн-то вайном, а датчанам удалось построить шесть даже несколько более мощных моторов, которые в трёх- (возвращаясь к "Новику"), а не двухвальной схеме смогли заменить всю паромашинную энергетику крейсера, да ещё и быть в плюсах — моторы в разы экономичней, а горючее для них заливалось в простые отсеки двойного дна. Но опять же мотор — не паровик, восьмицилиндровая бандура — она, конечно, узкая, да длинная, так что ГЭУ места стала занимать столько же, сколько и в прототипе, и даже прибавилась ещё одна труба. Место в фактически декоративных трубах, понятное дело, поначалу "гуляло". Новым у "Гостомысла" стало то, чего не осилили ни русские "Богини", ни американский "Варяг", ни немецкий "Богатырь" вкупе с "Аскольдом". Удавалось это только французскому крейсеру "Баян", а именно — носить большие пушки. Изменили потомки викингов состав вооружения всерьёз, прибавив аж 3 восьмидюймовки в скопированных с баяновских, но облегчённых башнях — одну в носу и пару в корму от миделя. Правда, количество среднего калибра и так скромных 120 мм пушек пришлось ужать до 5 штук, из них 2 стали на ростры вместо противоминных трёхдюймовок.
Крейсер на полной мощности двигателей смог показать на мерной миле рекордные 25,5 узлов, обгоняя даже хвалёный немецкий "Новик", да без предательски демаскирующего на весь видимый горизонт огромной тучи чернейшего угольного дыма, валящего из труб.
Испытания
Правда, недолго музыка играла. Машинная команда едва не оглохла от свиста и громыхания керосинок; несмотря на работу двигателей, забиравших воздух прямо из машинного отделения (куда он поступал от вентиляционных раструбов и из раскрытых световых люков), керосином мгновенно прованивалось буквально всё — отчего поначалу молодые машинные, непривычные к такому сочетанию, вытравливали обед до жвака-галса безо всякой качки. Вибрация от хорошо сбалансированных двигателей поначалу не вызывала особых неприятностей, но на испытаниях внезапно сломался длинный промежуточный вал группы моторов центрального вала, отчего датчанам пришлось срочно пришлось перекраивать центральный снарядный погреб, выделяя место под могучую антивибрационную муфту — а вал сломался снова. Тогда от отчаяния курнув вместо колониального табачку натурный вид уже пятнадцать лет как известной схемы одноступенчатой турбины Лаваля, муфту оставили, да погреб перекроили снова, а вал сменили на более тонкий и гибкий, кованый из дорогущей шведской оружейной стали. В красивые пустые трубы пришлось вкрячивать функциональные глушители да расширители для выхлопных газов.
Конечно, с деньгами, как всегда, грубанули, на последние оплаты едва ли не пришлось великому князю у любимой балерины брульянтики из ожерелья выковыривать. Но и здесь наэкономить удалось — потому что опоздал крейсер к контрактной осени 1903 года аж на два с половиной месяца, испытания-поломка-испытания-поломка затянули работы, оштрафовали датчан. Впрочем, они были не в претензии, ибо опыт — он бесценен.
А вот и картиночка поспела с кратенькими ТТХ.
Гостомысл, русский бронепалубный крейсер II ранга, заложен в 1901 году
Водоизмещение
3 429 т пустого; 3 790 нормальное; 3 937 полное.
Размерения длина (общая-по ватерлинии) ширина (осадка-максимальная)
(124,00 m / 120,00 m) x 12,63 m x (4,90 / 5,04 m)
Вооружение
3 — 203 mm 45,0 калиберных пушек, 150 снарядов на ствол
Картузные пушки в башнях французского типа
5 — 120 mm 45,0 калиберных пушек, 250 снарядов на ствол
Картузные пушки в щитах
Броня:
Пояс (вместо угля) толщина-длина-высота
Главный: 25 mm / 78,00 m / 2,35 m
Оконечности: 13 mm / 41,99 m / 2,35 m
Торпедная переборка
8 mm 78,00 m 4,34 m высоты
Броня башен и щитов
ГК 100 мм по кругу
щиты СК 38 мм
Бронепалуба
51 mm
Форкасл: 38 mm квотердек: 38 mm
Боевая рубка 178 mm
Машинная установка
Керосиновые двигатели,
3 винта, 17 349 л.с. = 24,00 уз
Дальность 3 000 морских миль на 12,00 уз
Нормальная ёмкость топливных танков = 330 тонн. При заливке всех ёмкостей двойного дна, куда помещалось 950 тонн керосина, дальность вырастала аж до 7000 миль. Правда, крейсер садился аж на два фута глубже допустимого, и в бой ему с забитыми баками лучше было не соваться
Экипаж до 315 человек
Цена 280 тысяч золотых английских фунтов — около 5 млн. рублей, лишь немногим дешевле "Варяга".
Только что принятый в казну крейсер в декабре 1903 года, под вышепомянутое обострение международной обстановки тихой-тихой сапой пошёл через Северное море да вкруг Британии хлебать лаптем щей и пугать торгашей в Северо-Американские Соединённые Штаты, в Техас — за следующей порцией керосину. А оттуда — к побережью Бразилии, где и дозаправился с дружественного немецкого парусного керосиновоза (да-да-да, тогда ещё такие были). Отсель дорог было много…
В общем, мир обещал быть…
Вкрадываются вопросы.
Мог ли в феврале 1904 выскочивший в нейтральные воды корабль производства "Крамп и Ко" БПКР-II "Храбр" самостоятельно довооружиться?
Ладно бы какой-то немецкий трамп привёз 8 штук 6" пушек "Улучшенный Канэ", но смогли бы их поставить с помощью грузовых стрел обычного судна?
Чего-то нет у меня веры в
Чего-то нет у меня веры в моторы. Просто на то время нет материалов из чего их сварганить с необходимым ресурсом, а это тысячи часов. Плюс,
нахреназачем такие высокие трубы? Нам же тягу в котлах создавать не надо. Даже для глушителей они несколько великоваты, плюс они великолепный ориентир для пристрелки.Керосиновый мотор такого
Керосиновый мотор такого размера довольно мягок в нагрузках. Обороты невысокие и, как следствие, средняя скорость поршня лишь немного переваливает за 5 м/с, максимальное давление сгорания — менее 25 атмосфер, цилиндры, хоть и крупные, но меньше реальных цилиндров ВД от паровых машин исходника. Собственно, по моей прикидке "американец" 8ДД76/91 при 180 об/мин.должен выдавать до 1000 л.с. на цилиндр (а то и больше). Проблема была не в материалах.
Ох ты же на….
Ох ты же на….
Хиросимовый «Боярин». В бою
Хиросимовый "Боярин". В бою он как раз от паров покажет маленькую Хиросиму.
Ну, положим, керосин — не
Ну, положим, керосин — не бензин. Но за идею — спасибо 🙂
Ну, положим, керосин — не
Ну, положим, керосин — не бензин.
Когда керосин загорится-мало тоже не покажется.
Котлы убрали, вехний вес
Котлы убрали, вехний вес добавили в виде башенных 8", не кувыркнется кораблик?
Моторы сами по себе довольно
Моторы сами по себе довольно нелёгкие, ибо их на бурмайстеровском крейсере шесть штук (а не три паровика, как у "Новика"). У корабля американского производства, возможно, смогли бы в три/два мотора по 7..9 тысяч л.с. (охрененно тяжёлые, как бы тонн до трёхста++ каждый), но не знаю, не будет ли это всё равно супер-прогрессорством. Надеюсь покатать масштабный стенд и проверить.
Башни тонкостенные и на трубе, не русского типа, а французского (примерно, как у крейсера "Потюо"). Возвышенная аж на метр одна носовая, задние — в "карманах" заваленного в корме поднятого борта, ибо это не надстройка в корме, а фактически полуют во всю ширину узкой верхней палубы.
Уважаемый коллега. Интересный Уважаемый коллега. Интересный у Вас кораблик получился. Но есть пара но… 1. Значительный вес в оконечностях (особенно в кормовой). Не получится так, что придя утром на пирс команда увидит такое: Или в море случится вот этак: Либо корабель на стопе будет выглядеть несколько вот так: т.е. как бы с сильным дифферентом на корму? 2. Внимательно рассматривая поспевшую картиночку снова и снова задаю себе вопрос. А где собственно пять стодвадцаток? Одна на корме. одна позади башни в носу. Или две побортно? Примем последнее. Тогда уже три. Единственное место где еще есть надежда увидеть чудо — между шлюпкой (катером, баркасом) и третьей трубой! Но там конструкция отдаленно похожая на искомый объект на одну треть спрятана стволом в трубе. Примем с натяжкой четыре. Где еще одна? 3. Любезный сеньор. Объясните мне недалекому, что за картузные орудия 120/45 мм? В свое время коллега Андрей популярно доказал, что таковые орудия патронного типа. А 120/50 мм, как раз картузного заряжания, появились несколько позже. 4. На поспевшей картиночке просматривается неслабая такая ставневая амбразура с пушечкой (наверное мм 47-75) сразу под кормовой восьмидюймовой башней. Как таковое возможно? Она эту самую амбразуру не сплющит? 5. Несколько смущает цена. Получив Варяг, мы заимели 12 (двенадцать) полноценных шестидюймовок, 12 трездюймовок… Подробнее »
Нет, ну вот же зараза, пятьНет, ну вот же зараза, пять раз пытался вставить — пошлО только в обычном редакторе. По пунктам: 1) башни не двухсоттонки от Баяна, а, примерно, по 65 т. Это, повторюсь, тонкостенные вместе со станками «на трубе». Так что дифферента особого не будет. Прочность корпуса и Шарп, и моя среднепотолочная попытка расчёта оценивают как приемлемую, напряжение в связях корпуса вполне в пределах допустимого. 2) Верно, что одна на корме. Но: ДВЕ побортно перед фок-мачтой, ещё ДВЕ на рострах побортно между второй и третьей трубой. Та, что на рострах — при перерисовке побоялся напачкать со склейкой слоёв, она между двух шлюпбалок, и по хорошему, шлюпки ей мешают и не слабо. А переносить в каземат — есть риск потерять что-то около 20 % прочности и плохо справляться со стрельбой в плохую погоду 3) Это чисто расчётная величина, переводные с английского параметры, задававшиеся в Шарпе. Так-то они, понятное дело, 120/45 Канэ. 4) Чёрная горизонтальная длинная «палка»? это артефакт перерисовки в ФШ, «раздувший» принайтовленный к борту выстрел (длинное бревно для противоторпедных сетей). Плюс ещё там выкружка спонсона (бочина башни выступает за обводы). 5) Сумма опять же исходя из расчётных расценок Шарпа. ЯХЗ, сколько бы на самом деле стоили опять же… Подробнее »
Уважаемый коллега. Из Вашего
Уважаемый коллега. Из Вашего объяснения видно, что эта убервафля нужна как чужому пятая конечность. Она ему может и нужна, но человеческому мозгу неясно зачем.
НахренаЗачем трамп обездвиживать из восьмидюймовки? Ему родимому хватит трехдюймовки под нос, а затем подрывной патрон или самоходная мина в борт.Пример Такасаго и иже сним ясно показывает что его восьмидюймовки так никуда и не попали. Но у Такасаго орудия ГК в установке весят меньше ваших монстриков.
Рисунок нуждается в творческой переработке.
Вы смотрели сагу, но,
Вы смотрели сагу, но, наверно, как-то невнимательно. Чужие хвостом вполне себе как ещё одной конечностью пользовались. В случае второго фильма — "королева" аж седьмой работала, когда Бишопа-андроида порвала в лоскуты.
Затем восьмидюймовка, что у противника вполне себе растут не только суда и товаро-финобороты, но и зубы. Если мы строим пароход на одну войну — конечно, 75 мм Канэ самое то (правда, уже тогда вспомогачи вооружали вплоть до 152/35++). Соответственно, можно нарваться на.
У самоходной мины цена большая, а у подрывного патрона — доставляемость плохая, особенно по плохой погоде. Истинный крейсер, который рейдер — он воюет не только в штиль или при трёхбалльном волнении. Кстати, не пробовали грести на яле при трёхбалльном волнении? Весьма рекомендую, уйма занимательного опыта.
Last but not least IJN "Takasago" укомплектовывался командой по остаточному принципу, страдал недостаточной остойчивостью и никогда не занимался
резьбой по мясуохотой за вражескими судами. Плохая, некачественная установка — ещё один повод стрелять в молоко. Доктрина крейсерской войны (тм).P.S. И, да, посылаю вас в Мир Регента Константина — в нём несколько иные события, не надо упираться дословно в русско-японское противостояние по поводу политического влияния в Корее и бабла, поднятого на том.