После Наполеоновских войн флот Испании находился в полном упадке, а между тем, дела в колониях требовали наличие мощного флота. Причём как можно быстрей, времени на самостоятельную постройку крупных кораблей не оставалось, да и была напряжённая ситуация с финансами и стратегическими материалами. Но вот выбор «поставщика» крупных кораблей был несколько необычен. 25 марта 1817 года испанский король Фердинанд VII решил обратиться к русскому императору Александру I со следующим письмом: «Государь, брат мой! Несчастья прошлых лет разрушили испанский флот, верфи разграблены. Жизни моей не хватит, чтобы восстановить все утраченное.
Вершиной доброты Вашего Величества было бы согласие создать в настоящий момент ядро испанского флота, уступив мне несколько кораблей и фрегатов из Ваших эскадр на Балтийском море».
Ответ был благосклонен, и вскоре начали составлять список кораблей для передачи испанцам.
Испании предназначались пять 74-пушечных кораблей постройки 1809-1813 годов: «Дрезден», «Норд-Адлер», «Любек», «Нептунус», «Трех Святителей» и три 44-пушечных фрегата – «Меркуриус», «Автроил» и «Патрикий» постройки 1811-1816 годов. Переговоры вёл русский посол Татищев. Перегон кораблей до Испании брала на себя Россия, а возвращение экипажей назад Испания. Сделка оценивалась в 13 600 тысяч рублей банковскими ассигнациями. Это было не намного меньше годового бюджета российского флота. Суда прошли небольшой ремонт и отправились в путь. Только срочность сделки сыграла не на руку, ни продавцам, ни покупателям. Спеша выйти из Балтики суда попали в штормовую осеннюю Атлантику. Например, во время шторма ночью 30 октября были сорваны с якорей два фрегата, а на линкоре «Норд-Адлер» сломало руль, ещё два корабля и фрегат потеряли сообща четыре якоря, причём фрегат «Меркуриус» был снесён к берегам Норвегии. Штормовая погода продолжалась до 20 декабря. 22 декабря эскадра прибыла в Портсмут, кораблям пришлось встать на ремонт до 9 января. Имелись первые больные и увы, первые потери. Только 21 февраля 1818 года корабли вошли в Кадисский залив. Но злоключения для кораблей не закончились. Уже при переводе «Трёх Святителей» к Арсеналу испанцы посадили его на мель, корабль получил повреждения.
В ходе приёмки испанская сторона высказала претензии к кораблю «Три Святителя» и фрегату «Автроил», так как без серьёзного ремонта для плаваний к колониям они не годились. И потребовали за них деньги не платить, а попросту вернуть корабли продавцу. Конфликт удалось урегулировать лишь посылкой трёх фрегатов «Лёгкий», «Проворный», «Поспешный» в «поддержку» к забракованным кораблям, русская сторона оценила этот «довесок» в 3 200 тысяч рублей. Фрегаты были постройки 1815-16 годов. «Забракованные» суда так же вошли в состав испанского флота, но не чинились и в океан не выходили. Надо сказать, что эти суда действительно были не лучшей постройки, и вина за это лежит на морском министре маркизе де Траверсе. Вот что пишет Веселаго в «Краткой истории Русского флота».
При вступлении его в управление министерством в Петербурге строились четыре корабля, заложенные при Чичагове в январе и ноябре 1809 года. По правилам, принятым комитетом образования флота на основании весьма разумных причин, в мирное время строение каждого корабля предполагалось производить в продолжение трех лет; но Траверсе, для наглядного опровержения неуместности этого правила, а главное, для показания своей деятельности, пожелал построить четыре корабля в восемь месяцев. Когда ему сведущие люди, прикосновенные к делу, ясно доказали невозможность исполнения, то он ограничился только одним новым 74-пушечным кораблем Три святителя, который действительно заложен был 15 января 1810 г. и спущен на воду 30 сентября того же года. Одновременно с ним спущен был и один из чичаговских кораблей Память Евстафия, заложенный годом ранее. Но при этом нельзя не обратить внимания на то, что успех восьмимесячной постройки корабля Три святителя достигнут был следующими исключительными мерами: на трех заложенных при Чичагове кораблях Норд Адлер, Принц Густав и Чесма работы были остановлены, и все плотники и другие мастеровые обращены на корабль Три святителя, на котором время работы в каждый будний день было увеличено и, кроме того, работали по воскресеньям и другим праздникам. Но главной причиной официальной быстроты работы было то, что действительная постройка корабля началась гораздо ранее дня торжественной его закладки. Подобный же эффект восьмимесячной постройки, с помощью тех же средств, повторен был в следующем 1811 году с двумя 44-пушечными фрегатами Архипелаг и Автроил. Впоследствии, когда уже не представлялось надобности в подобных опытах поспешности, корабли строились полтора, два года и долее.
Так что, старые как мир «штурмовщина» и «показуха» в который раз вылезли боком, но как часто не самим инициаторам.
Сетования на то, что суда строились из сосны и лиственницы, и из-за этого обладали малым сроком службы, можно считать не обоснованными. Сосна, конечно, обладает меньшей прочностью, а главное при попадании ядер даёт много щепы, исполняющей роль «осколков», лиственница тяжела, а главное трудна в обработке, но вот стойкость к гниению у них хорошие, особенно у лиственницы. Главное было несоблюдение технологий подготовки материала, да и строительство и содержание кораблей в северном климате было сопряжено с трудностями.
Испания выплатила в 1818 году только 8 375 978 рублей, император потребовал от посла в Испании добиться как можно быстрее выплаты оставшегося долга. Испанцы добились продление выплат до 1820 года, выплатили ли задолженность в полном объёме не ясно до сих пор.
Краткое описание проданных кораблей и их судьбы.
74-пушечные корабли.
Типа «Селафаил».
2700 тонн, 54,25х14,6х5,82метра. Экипаж 570-610 человек.
«Норд-Адлер».
Заложен 20 ноября 1809 года на Соломбальской верфи, спущен 9 мая 1810 года. Мастер-строитель А. М. Курочкин. Материал: лиственница и сосна.
Участвовал в войнах 1812-14 годов, 11 августа в составе эскадры вышел из Архангельска, 9 октября эскадра прибыла в Свеаборг, откуда отправилась для совместных действий с английской эскадрой, 29 ноября прибыла в Ширнесс. До мая 1814 года находился в Англии, выходя в крейсерство с английскими кораблями, прибыл в Кронштадт только в июле 1814 года. Летом 1817 года выходил в плавание в Балтийское море.
В Испании переименован в «Espana», разобран в 1823 году,
«Дрезден».
Заложен 10 марта 1810 года на Соломбальской верфи, спущен на воду 19 июля 1813 года, мастер-строитель А. М. Курочкин. Материал: лиственница и сосна.
Выходил в практические плавания в 1814 и 1816 годах. Корабль переименован в Испании в «Alejandro 1». Вышел в плавание в Перу в мае 1819 года, в составе эскадры с десантом, но эскадра повернула назад, мотивируя возвращение плохим состоянием корпуса «Alejandro 1». Разобран в 1823 году.
«Любек».
Заложен 10 марта 1810 года на Соломбальской верфи, спущен на воду 19 июля 1813 года, мастер-строитель А. М. Курочкин. Материал: лиственница и сосна.
Выходил в практические плавания в 1814 и 1816 годах.
Переименован испанцами в «Numancia 1», разобран в 1823 году.
Типа «Трёх Святителей».
2897-3093 тонны, 55,7х14,8х6,48-6,79 метров. 560-610 человек.
«Трёх святителей»
Заложен 15 января 1810 года в Санкт-Петербургском Главном адмиралтействе. Мастер-строитель И. В. Курепанов. Спущен 30 сентября 1810 года. Материал: сосна.
Участвовал в Отечественной войне 1812 года и в войне с Францией 1813-14 годах. В октябре 1812 года вышел из Кронштадта в Англию и 29 июня прибыл в Ширнесс, нёс службу вместе с английскими кораблями. В 1814 году в составе эскадры Кроуна, забрав из Шербура русскую гвардию, 8 июля прибыл в Кронштадт.
В испанском флоте носил имя «Velasco». Разобран в 1821 году.
«Нептунус»
Заложен 22 декабря 1811 года в Санкт-Петербургском Главном адмиралтействе. Мастер-строитель И, С. Разумов. Спущен на воду 6 июня 1813 года. Материал: дуб.
Летом 1814 года крейсировал в Балтийском море, в августе перевёз войска из Любека в Кронштадт.
Переименован испанцами в «Fernando 7» Разобран в 1823 году.
44-пушечные фрегаты типа «Спешный».
1342-1950 тонн, 48,6х12,7х6,04 метров, 340-430 человек экипажа.
«Меркурий»
Заложен 14 марта 1814 года на Охтенской верфи. Мастер-строитель В. Ф. Стоке. Спущен на воду 13 июля 1815 года. Материал: сосна.
В 1816 году совершил плавания в Голландию и Англию. В 1817 году вернулся в Кронштадт.
В Испании получил имя «Mercurio». Сдан на слом в 1822 году.
«Патрикий».
Заложен 30 января 1814 года на Соломбальской верфи. Мастер-строитель А. М. Курочкин. Спущен на воду 21 июня 1816 года. Материал: лиственница и сосна.
В этом же году пришёл из Архангельска в Кронштадт, в 1817 году совершал плавания в Балтийском море.
В Испании получил имя «Maria Isabel», 21 мая 1818 года отправился в Лиму, где и был захвачен 28 октября чилийскими повстанцами, став первым кораблём чилийского флота. В 1826 году продан Аргентине, пропал без вести при переходе в столицу Аргентины,
«Лёгкий»
Заложен 24 февраля 1815 года на Охтенской верфи. Мастер-строитель В. Ф. Стоке. Спущен на воду 16 августа 1816 года.
В Испании получил имя «Ligera», во время плавания на Кубу затонул при входе в порт Сантьяго в 1822 году.
«Автроил»
46,1х11,8х3,77 метров, 350 человек.
Заложен 28 января 1811 года в Санкт-Петербургском Главном адмиралтействе. Мастера-строители И, С. Разумов и И. В. Курепанов. Спущен на воду 17 сентября 1811 года. Материал: сосна.
Участвовал в Отечественной войне 1812 года и в войне с Францией 1813-14 годах. Крейсировал в Балтийском море в 1812-13 годах, в 1814 и 1816 годах выходил в практические плавания в Финском заливе.
Переименован испанцами в «Astrolabio», в море не выходил, а был сразу отправлен в арсенал Карраки.
36-пушечные фрегаты типа «Проворный».
1294 тонны, 44х11,6х6 метров.
«Проворный»
Заложен 8 ноября 1815 года на Соломбальской верфи. Мастер-строитель А. М. Курочкин. Спущен на воду 26 мая 1816 года. В этом же году пришёл из Архангельска в Кронштадт, в 1817 году совершал плавания в Балтийском море.
Переименован в Испании в «Viva». Совершил плавание к берегам Кубы, сдан на слом в Гаване.
«Поспешный»
Заложен 22 сентября 1815 года на Охтенской верфи. Мастер-строитель В. Ф. Стоке. Спущен на воду 16 августа 1816 года.
Получил в Испании новое имя «Pronta», совершил ряд плаваний к берегам Америки, сдан на слом в 1820 году.
Использовались материалы
- журналов Гангут №31, №33, №35.
- http://www.randewy.ru/nk/linkorbf8.html
- http://www.randewy.ru/nk/fregatbf5.html