В посте уважаемого коллеги Андрея «Серые линкоры в северных морях» была приведена заинтересовавшая меня таблица, показывающая масштабы грузоперевозок осуществленных советскими заполярными конвоями во время Великой Отечественной войны и на первый взгляд доказывающая беззащитность этих конвоев перед немецкими тяжелыми кораблями и необходимость перевода на Северный флот минимум одного советского линкора для их защиты.
Однако так ли это было на самом деле? Чтобы разобраться с реальной угрозой надо посмотреть что представлял из себя отдельный конвой. Итак:
В 1941 году было проведено:
135 конвоев, 260 транспортов — в среднем 1,92 транспорта в конвое. Это наглядно демонстрирует растяжимость понятия «конвой», ведь получается, что в некоторых конвоях было всего по одному транспорту.
Перевезено 194100 т грузов — в среднем 746,5 т на транспорт и 1438 т на конвой.
Перевезено 179800 человек – в среднем 691,5 человек на транспорт и 1332 на конвой.
Число выходов эсминцев для эскортирования 109 – 0,8 выхода на конвой. Получается, что даже не каждый конвой прикрывался эскадренными миноносцами, а если учесть что советские эсминцы вряд ли часто выходили в море по одному, картина получается еще более скромная.
В 1942 году:
427 конвоев, 650 транспортов – в среднем 1,52 транспорта в конвое.
Перевезено 393500 т грузов — в среднем 605 т на транспорт и 921 т на конвой.
Перевезено 272800 человек – в среднем 419,7 на транспорт и 639 на конвой.
Число выходов эсминцев для эскортирования 22 – 0,051 на конвой.
Заметим, что среднее число транспортов в конвое сильно уменьшилось по сравнению с 1941 годом, число же выходов эсминцев для их прикрытия сократилось до минимума. Даже если брать один эсминец на конвой, то получается, что только один конвой из 20 был обеспечен таким прикрытием.
В 1943 году:
432 конвоя, 796 транспортов – в среднем 1,84 транспорта в конвое.
Перевезено 521000 т грузов — в среднем 654 т на транспорт и 1206 т на конвой.
Перевезено 267000 человек – в среднем на 336 транспорт и 618 на конвой.
Число выходов эсминцев для эскортирования 116 – 0,27 на конвой.
Видимо угроза со стороны немцев значительно возросла, ведь теперь уже только три конвоя из четырех не обеспечиваются прикрытием эсминцев.
В 1944 году:
407 конвоев, 707 транспортов – в среднем 1,74 транспорта в конвое.
Перевезено 386800 т грузов — в среднем 547 т на транспорт и 950 т на конвой.
Перевезено 349100 человек – в среднем на 494 транспорт и 858 на конвой.
Число выходов эсминцев для эскортирования 284 – 0,7 на конвой.
В 1945 году:
70 конвоев, 156 транспортов – в среднем 2,22 транспорта в конвое.
Перевезено 60700 т грузов — в среднем 389 т на транспорт и 867 т на конвой.
Перевезено 103400 человек – в среднем на 663 транспорт и 1477 на конвой.
Число выходов эсминцев для эскортирования 117 – 1,67 на конвой.
После обеспечения конвоев эсминцами в 1944 году (1,43 эсминца на конвой), следует некоторое увеличение – 1,67 на конвой. Можно считать, что все конвои охранялись хотя бы одним эсминцем каждый.
Коллеги, и вы всерьез считаете, что немцы послали бы свои крейсера, тратя драгоценное топливо, чтобы уничтожить 500-1000 т грузов, и несколько сотен рыбаков и раздельщиц белух? Достаточно было послать против таких конвоев подводные лодки, но и немецкие подводники, похоже, не слишком заинтересованы столь важными целями, что видно из статистики потопленных ими советских транспортов:
1941 год: погибло 0 транспортов.
1942 год: погибло 2 транспорта – 0,3 %, от общего количества.
1943 год: погибло 3 транспорта – 0,38 %.
1944 год: погибло 4 транспорта – 0,56 %.
1945 год: погиб 1 транспорт – 0,64 %.
Похоже, что куда больше они увлечены атаками на корабли охранения — тральщики и сторожевые корабли, которых было потоплено побольше чем транспортов.
Я думаю, что теперь совершенно ясно, что никакой необходимости в наличие на Севере линкора типа «Севастополь» во время войны не наблюдалось, и будь там таковой, он бессмысленно простаивал бы в Мурманске, а заявления некоторых коллег, что линкор в составе Северного флота жизненно необходим, обоснованны разве что желанием: а нехай будет!