Секретные трёхосные вездеходы 1930-х в СССР
ГАЗ М — один из самых известных советских довоенных легковых автомобилей. Но мало кто знает, что на их базе в СССР разрабатывались ещё и трёхосные полноприводные машины, в основном для нужд армии. О них и пойдёт речь в этой статье.
Содержание:
К тому времени в советском автостроении, по принципу «у них всё лучше», прочно обосновалась тенденция всеобщего бессмысленного копирования доступных иностранных машин, их агрегатов и узлов. Недолго думая, ее заложили и в основу опытно-конструкторских работ Горьковского автозавода по быстроходным трехосным легковушкам для переоснащения РККА новыми видами транспортных и боевых машин.
Базой первых военных трехосок стали собранные в СССР американские автомобили Ford-A, которых вскоре сменили серийные модели ГАЗ-А и М-1, также имевшие заокеанские корни и оборудованные вторым задним ведущим мостом.
Семейство ТК (1933–1937 гг.)
Короткая история первой советской легкой трехоски началась в 1931 году, когда советский инженер и изобретатель вооружения Л. В. Курчевский завершил разработку целой гаммы газодинамических или динамореактивных пушек калибра от 37 до 305 мм, которые затем стали известны как безоткатные орудия. В качестве лафета самоходной пушки Курчевского (СПК) была выбрана легкая машина повышенной проходимости, собранная в Научном автотракторном институте, которая базировалась на «советском» 40-сильном шасси Ford-A с двумя задними ведущими мостами.
В 1933-м в СКБ Курчевского на шасси ГАЗ-А с удлиненной почти на метр задней частью рамы было построено специальное открытое шасси ГАЗ-ТК («трехоска Курчевского»), рассчитанное на установку безоткатной пушки калибра 76,2 мм. Комплектная самоходная установка СУ-4, весившая всего две тонны и достигавшая скорости 70 км/ч, оснащалось трехступенчатой коробкой передач, поперечными рессорами подвески, оспицованными односкатными колесами и задними мостами с шестеренчатыми главными передачами. Для повышения проходимости на ведущие колеса надевали цепи или гусеничные ленты. Пушка, зарядные ящики и места для боевого расчета размещались за открытой кабиной с боковыми полудверями.
При первых же испытаниях машина ГАЗ-ТК показала себя слабой и ненадежной, но по указанию заместителя председателя Реввоенсовета СССР, начальника вооружений РККА М. Н. Тухачевского Горьковскому заводу было поручено срочно освоить ее выпуск. После длительных согласований в 1934–1937 годах на Первом автосборочном заводе построили 247 машин ГАЗ-ТК. Среди них были варианты с открытыми кузовами для доставки военнослужащих с личным оружием и перевозки амуниции.
Все они поступали на вооружение разведывательных батальонов РККА и в армию Монголии, участвовали в боевых действиях на реке Халхин-Гол и в Советско-финляндской войне.
Летом 1935 года на базе ГАЗ-ТК была построена экспериментальная бронемашина с заводским обозначением БА ГАЗ-ТК, оснащенная удлиненным корпусом от броневика ФАИ с пулеметной башней, боковыми свободно вращавшимися запасными колесами и радиостанцией с поручневой антенной. Она весила 2,6 тонны и развивала скорость 63 км/ч. На деле броневик себя не оправдал.
В 1936-м развитием машины ГАЗ-ТК стала опытная трехоска ГАЗ-АААА с более надежными червячными передачами ведущих мостов, балансирной подвеской и коробкой передач от ГАЗ-ААА. Ее оснастили рулевым управлением и тормозами от ГАЗ-А, кабиной — от пикапа ГАЗ-4 и боковыми запасными колесами от ГАЗ-А или «эмки» ГАЗ М-1.
Обычно ГАЗ-АААА снаряженной массой 1,6 тонны служил дорожным эвакуационным тягачом для буксировки поврежденной автотехники. Его дальнейшим развитием считается многоцелевой автомобиль ГАЗ-21.
Семейство ГАЗ-21/ГАЗ-25 (1937–1939 гг.)
С середины 1930-х это компактное унифицированное семейство из нескольких видов легких экспериментальных трехосных автомобилей и бронемашин создавалось под руководством молодого инженера Виталия Грачева, будущего руководителя секретного КБ Московского завода ЗИЛ.
Первым и основным базовым автомобилем этого семейства стал однотонный грузопассажирский вариант ГАЗ-21 двойного назначения с закрытой двухместной кабиной, односкатной ошиновкой и удлиненной цельнометаллической грузовой платформой от пикапа ГАЗ-4, дополненной двумя запасными колесами, закрепленными вертикально в задних углах кузова.
Единственный образец ГАЗ-21 был собран в июле 1937-го как развитие предыдущей конструкции ГАЗ-АААА. В отличие от нее он базировался на специальном шасси с новой рамой и основными агрегатами от разных машин ГАЗ. От легковой «эмки» он получил 50-сильный двигатель, переднюю подвеску, капот, крылья, облицовку радиатора, топливный бак, колеса и шины. Сцепление и доработанная четырехступенчатая коробка передач были использованы от грузовика ГАЗ-АА. Задние ведущие мосты с червячными передачами подвешивались на балансирной подвеске. Дополнительно под днищем с каждой стороны размещались вращавшиеся пневматические катки небольшого диаметра для преодолевания высоких препятствий. В зимних условиях вместо передних колес монтировали лыжи.
Колесная база ГАЗ-21 по современным нормативам составляла 2010+860 мм, длина — 4,5 метра. Благодаря достаточно большому дорожному просвету под ведущими мостами (220 мм, под катками — 157 мм), автомобиль преодолевал подъемы крутизной более 31 градуса и броды глубиной полметра. Расход топлива достигал 22 литров на 100 км, максимальная скорость — 76 км/ч.
Заводские испытания автомобиля ГАЗ-21 близ города Горького
Испытания автомобиля ГАЗ-21 на пересеченной местности
Заводские испытания ГАЗ-21 состоялись осенью 1937-го, а в конце того же года машина успешно преодолела пробег по России, Украине и Кавказу на дистанции 10 тысяч километров. Окончательно ГАЗ-21 был отлажен к январю 1938 года и тут же принят на вооружение. По результатам испытаний было принято решение о подготовке к производству и созданию на его базе новых вариантов, в том числе бронеавтомобилей для замены состоявших к тому времени на вооружении бронемашин БА-20.
В процессе испытаний и доводки опытного образца ГАЗ-21 на Горьковском автозаводе началась разработка целой гаммы легких трехосок с разными агрегатами и кузовами. Первым среди них стал бронеавтомобиль БА-21 с усиленной подвеской и пулестойкими шинами и приборами наблюдения, созданный на опытном чуть удлиненном шасси ГАЗ-21 и построенный в январе 1938-го Выксунским заводом ДРО.
Броневик имел сварной корпус от модели БА-20 с увеличенной толщиной брони и углами наклона передних и задних листов, что существенно повышало его защищенность. На крыше задней части корпуса смонтировали коническую башню с пулеметом ДТ в шаровой установке, второй пулемет располагался в лобовом листе корпуса. При боевой массе 3,2 тонны бронеавтомобиль мог двигаться со скоростью 52 км/ч. Его главными недостатками были увеличенная масса и малая мощность.
Бронемашина БА-21, сохранившаяся в Музее бронетехники в Кубинке
Одновременно был создан опытный вариант усиленного и укороченного шасси ГАЗ-22 с передней облицовкой, крыльями и лобовым окном, но без кабины и кузова, созданного под новое семейство перспективных трехосных бронемашин. Одновременно с ГАЗ-21 он проходил испытания с балластным грузом в 800 килограммов.
В отличие от 21-й модели шасси ГАЗ-22 было унифицировано с перспективным легковым автомобилем ГАЗ-11-73 и снабжалось американским шестицилиндровым 76-сильным мотором Dodge (будущим ГАЗ-11). Его колесная база составляла 2000+800 мм, проектная боевая масса — 2,3 т, максимальная скорость — 90 км/ч. Его единственным реальным предназначением стало использование в качестве базы второй опытной бронемашины БА-23.
Легкий разведывательный бронеавтомобиль БА-23 на шасси ГАЗ-22 проектировался Выксунским заводом и был построен в 1939 году, получив громкое имя ЛБ-23 — «Лаврентий Берия».
В целом он почти не отличался от предшественника БА-21, но получил более мощный двигатель в 76 сил и усиленные узлы ходовой части. Броневик снабжался доработанным сварным корпусом с увеличенной толщиной брони, новой радиостанцией и двумя пулеметами — в башне и в лобовой стенке. Его боевая масса возросла до 3,5 тонн, скорость — до 72 км/ч.
Весной 1938-го по проекту Грачева был построен последний представитель этого семейства — экспериментальный длиннобазный штабной автомобиль ГАЗ-25 для высшего офицерского состава Красной армии. Его оснастили 76-сильным мотором и специальным вместительным цельнометаллическим пятиместным кузовом на базе «эмки» с удлиненным округлым багажником, в котором помещались еще два откидных места.
Автомобиль был оборудован двумя задними ведущими мостами с червячными передачами и новыми шарнирами равных угловых скоростей Spicer. Его колесная база составила 2860+860 мм. При достаточно высоких тяговых качествах усложненная конструкция, затратное изготовление нестандартного кузова и повышенная масса ГАЗ-25 привели к прекращению работ в начале 1939 года.
В рамках проекта легких военных трехосок Горьковский автозавод собрал более ста комплектов деталей для организации серийного выпуска машины ГАЗ-21, но, несмотря на это, массовый выпуск ни одной из этих моделей не был развернут, ни один из вариантов дальнейшего развития не получил.
Дело в том, что В. А. Грачев, постоянно следивший за развитием зарубежной военной автотехники, узнал о создании принципиально новых армейских машин со всеми ведущими колесами и неожиданно осознал, что сам занимается давно устаревшими и бесперспективными машинами. Он безуспешно пытался убедить своё руководство переключиться на новую технику, и только личное обращение к Наркому обороны маршалу К. Е. Ворошилову позволило поставить точку на бесполезных скопированных легких трехосках.