Сделано в СССР. Маленькая альтернатива с большой пушкой. (отредактированный) Или как бы мог выглядеть Т-50

12

«- Ты кто?

— Тигр.

— А что такой маленький?

— Болел».

Несмотря на создание знаменитой «тридцатьчетверки», в недрах военного ведомства вызревала мысль о другом массовом танке. Эта идея претворилась в жизнь через заказ двум Ленинградским заводам — Кировскому и имени Ворошилова (№ 174) срочно создать танк весом около 14 тонн, вооруженный 45-мм пушкой и защищенный противоснарядной броней умеренной толщины.

 

На Ленинградском машиностроительном заводе № 174 имени К. Е. Ворошилова   на основе опытного танка Т-126СП, под руководством ведущего конструктора Л. С. Троянова, разработали и в январе 1941 года построили свой вариант легкого танка.  12 февраля 1941 года  новый образец   был принят на вооружение под обозначением Т-50. Машина прошла все этапы государственных испытаний без единой поломки и полностью отвечала ТТЗ. Это был первый советский танк, принятый на вооружение без замечания об устранении найденных недостатков.

Танк предназначался для замены в войсках легких танков Т-26 и по первоначальным планам перевооружения Красной Армии должен был стать наиболее массовым. Предполагалось создание двух машин: основной танк Т-50 с 57-мм пушкой и танк поддержки Т-50 (иногда называется как Т-52) с 76-мм пушкой с баллистикой горной обр 1937/38.

 

Т-50 не был, да и не задумывался (по техзаданию его масса 17,5 тонн), как легкий танк. Скорее это был танк поддержки мото-мехчастей РККА.

Проведенные НИИ-48 испытания показали, что 37-мм броня Т-50 не пробивалась бронебойными снарядами из 76-мм пушки образца 1939 года с дистанции 400 метров со всех курсовых углов. Кроме того, танк был подвергнут обстрелу из немецкой противотанковой пушки PaK 40, но пробит не был, в то время, как проходивший там же испытания Т-34 был пробит трижды. Столь удивительные на первый взгляд результаты достигались, в основном, за счет того, что 37-мм броня ранних Т-50 была цементованной, в то время, как 45-мм броня среднего танка Т-34 была гомогенной и довольно уверенно пробивалась и отечественными, и немецкими пушками.

 

Согласно планов НКСМ на 1941 год, завод № 174 должен был начать серийное производство Т-50 с 3-го квартала 1941 года, а в 4-м квартале запустить первую очередь конвейера по сборке танков. В производстве Т-50 был практически вдвое дешевле Т-34 и изначально был приспособлен под конвейерную сборку. Он требовал в пять раз меньше каучука и вдвое меньше цветных металлов.

Но тут возникли  серьезные трудности   с освоением необходимого для танка дизельного двигателя В-4. До конца войны наша промышленность так и не смогла наладить выпуск качественных В-4, но в 1941 году об этом еще не знали. А в  августе завод № 174 эвакуировали — большей частью в Омск, а также в Нижний Тагил и Барнаул. И в ходе эвакуации потеряли все оборудование (включая эталонные модели) для литья картеров В-4. Остался только запас в 50 двигателей. В результате надо было, либо отказываться от машины, либо кардинально решать вопрос с мотоустановкой. В ближайшей перспективе рассчитывать на В-4 не приходилось, однако не смотря на то, что общая ширина машины была меньше таковой Т-34  почти на 0,5м, её МТО за счет использования конструкции торсионной подвески было достаточно просторным для установки дизеля В-2.  «Двоечку» конечно сразу не дадут – она нужна и для Т-34 и для КВ уже находящихся в массовом производстве. Но если машина покажет себя хорошо, то на него можно рассчитывать.  А пока  в качестве временной замены подойдут сопоставимые по мощности, но теперь не востребованные и устаревшие,  бензиновые моторы М-17. Или М-5 и даже М-6.

Пока завод собирал из уже имеющегося задела первые 50 машин с В-4, была подготовлена документация и чертежи для установки новых двигателей. В конце сентября две опытные машины с двигателями В-2 и М-17 вышли на заводские испытания. На машинах была установлена усиленная коробка передач и бортовые фрикционы от Т-34. Из-за использования гомогенной брони и для увеличения снарядостойкости толщину вертикального бронирования за счет использования экранов довели до 55мм в лобовой проекции и 50мм в бортовой. Боевая масса увеличилась до 16,5 тонн, но на подвижности это не сказалось из-за более мощного двигателя. Проблемы были с запасом хода. За счет изменения кормовой части корпуса емкость топливных баков удалось не только сохранить, но и довести до 390 вместо 350 литров.  Запас хода дизельного танка сократился до 220 км. по проселку и 295 км по шоссе. Бензиновый мотор на том же запасе топлива позволял пройти, соответственно, — 170/230км. Однако такой результат военных вполне устроил, и завод получил «добро» и приказ НКСМ на  производство танка Т-50 с двигателями М-17(М-5-400 и М-6). Тем же приказом предписывалось передать комплект  документации на Ленинградский Кировский завод для организации производства. Как и предполагалось В-2 пока не дали, но еще оставалась надежда на запуск в серию В-4. А пока к  концу ноября 1941 года для  завода № 174 в Барнауле было выделено со складов долговременного хранения  120 двигателей М-17, 35 М-5-400 и 17 М-6. Дело, наконец, сдвинулось с мертвой точки.

В процессе производства упрощалась конструкция бронекорпуса с увеличением толщины бронирования до 70мм. Изменялся состав вооружения. Новая подбашенная коробка с большим диаметром погона  позволяла без изменений устанавливать штатную башню Т-34, а потом и собственную трехместную башню большего размера с  76,2-мм пушкой Ф-34. Кировский завод как обычно пошел своим путем и в сочетании с полученной техдокументацией использовал базу шасси и башню от собственной версии Т-50. Машина получилась несколько длиннее и тяжелей на 700 кг, но с более просторным БО. С лета 1942 года на танк стали устанавливать дизель В-2.

Отсутствие возможности применять в серии цементированную броню и желание вывести машину из зоны поражения новых немецких 50-мм и 75-мм танковых пушек привело осенью  1942 года ( в РИ осень 1943 года) к выдаче  задания ЦАКБ НКВ на разработку для танка Т-50 новой 76-мм пушки, получившей индекс С-54. В орудии было использовано тело 76-мм зенитной пушки обр. 1931/38 годов. От 76-мм зенитной пушки для нового орудия были использованы и все типы боеприпасов для наземной стрельбы: бронебойно-трассирующий, осколочно-фугасный и подкалиберный снаряды. Углы наведения установки составляли по вертикали от −4,5° до + 26,5° с возможностью кругового обстрела. Уравновешивание пушки производилось с помощью дополнительных грузов. Затвор пушки клиновой, вертикальный, с полуавтоматикой копирного типа был использован от пушки Ф-34 с незначительной расточкой лотка клина под фланец гильзы и измененной конфигурацией лопаток выбрасывателя. Тормоз отката — гидравлический, веретенного типа, накатник — гидропневматический, был заимствован у пушки Ф-34, но с увеличенным давлением до 28 кгс/см2 (вместо 20 кгс/см2). Дополнительно для компенсации отката использован дульный тормоз от  орудия Ф-22. Для стрельбы использовались ручной и ножной спусковые механизмы. Бронебойный снаряд покидал орудие с начальной скоростью 980 м/с ( против 662 м/с у Ф-34), а   подкалиберный — с начальной скоростью 1154 м/с  и на дальности в 500 метров обеспечивал пробитие  140-156-мм брони при угле встречи 60°( на больших дистанциях снаряд начинал кувыркаться в воздухе). В конструкции танка  пришлось изменить только боеукладку и сидения для экипажа. Боекомплект машины включал 62 выстрела к пушке: 7 выстрелов размещались у лобового листа  в специальных гнездах, 9 — в боковых гнездах, а остальные в ящиках на полу танка. При этом С-54 допускала перевооружение танков Т-50  силами армейских рембаз, то есть без отзыва танков на заводы.

В марте 1943 года 76,2-мм орудие С-54 было принято на вооружение РККА для танков Т-50, Т-34 и КВ.

Длинноствольное орудие С-54 позволяет гарантировано поражать немецкие танки на дистанции более 1,5км на которой 37мм броня с 10мм экраном в состоянии обеспечить относительную защиту хотябы от 50мм снарядов. Доведение же бронирования до 60мм с увеличением боевой массы машины до 16-17 тонн позволяет Т-50 уверенно вести бой на дистанции 1500м со всеми типами танков противника на тот момент. В этом виде машина уже превосходит по ТТД «тридцатьчетверку» продожая оставаться более дешовой в производстве и менее металлоемкой. В результате на вновь запускаемых производственных мощностях прописывается Т-50. В начале 1943 года танки Т-50 и Т-34 выпускаются параллельно, тем более они унифицированы по целому ряду агрегатов ( двигатель, бортовые фрикционы и КПП, вооружение — С-54). Заменять на потоке Т-34 «пятидесяткой», значит сократить общий выпуск боевых машин. а этого пока допустить нельзя. Однако модернизация Т-34 уже не является первоочередной задачей КБ Морозова и он уже в 1942 году начинает заниматься Т-44. Появление под Ленинградом и Сталинградом новых немецких тяжелых танков заставляет усилить бронирование Т-50 доведя его в лобовой проекции до 70-75мм с увеличением боевой массы до 18-19 тонн. Танк получает более широкие гусеницы прошедшие обкатку ещё на Т-126СП и расчитанные как раз на такой вес машины и усиленные торсионы трех передних катков. Это приходится как нельзя кстати, так как в войсках за счет экранов лобовую броню танка доводят до 90мм. К лету 1943 года Т-50 производится уже в два раза больше «тридцатьчетверок», которые постепенно снимаются с конвеера. В таком виде машина на поле под Прохоровкой сталкивается с «тиграми» и «пантерами». И если с Pz-III b PZ-IV последних модификаций «пятидесятка» расправляется легко, имея по сравнению с ними более высокие ТТД, то со «зверинцем» так легко расправляться не получается. С 1000м даже усиленная броня Т-50 уверенно пробивается немецкими длинноствольными пушками, ему же для уверенного поражения надо выкатываться на 700-800м. Хорошо , что у противника не так много новых машин. И еще лучше , что не все из них добираются до поля боя из-за технических неисправностей. А там их могут встретить «зверобои» СУ-152. Но это не панацея и в качестве временного средства часть Т-50 выпускают с 85-мм пушкой С-53 с сокращением экипажа до трех человек ( два в башне).

С осени 1942 года КБ Морозова работает на  танком Т-44. В основу был положен прект Т-34М 1940 года с двигателем В-2 расположенным поперек корпуса. Главным требованием заказчика было максимально использовать в конструкции узлы и агрегаты Т-50 становящегося к тому времени основным танком РККА. В январе 1943 года на ходовые испытания вышел прототип машины, а в марте были закончены испытания танка ставшего эталоном для серии Т-44.

Боевая масса 26-27 тонн. Бронирование: лоб корпуса и башни — 105мм, борт -65мм, корма — 30мм, горизонтальное бронирование — 20мм, кормовая прекция башни — 50мм. Двигатель- дизель В-2-44 520 л.с. Вооружение: 100-мм танковая пушка Д-10, спаренный пулемет ДС  7,62-мм, зенитный пулемет ДШК 12,7-мм.

Развесовка машины.

Корпус:

Лоб- 3000

Скосы- 410

Корма- 710

Борт  — 7000

Горизонтальное бронирование (верх + низ) – 2700

Итого : 13820 кг.

Башня:

Лобовая проекция – 1200

Кормовая проекция – 600

Крыша – 400

Итого : 2200 кг.

Подвеска:

Катки, ведущие колеса и ленивцы – 1600

Торсионы – 500

Итого : 2100 кг.

Двигатель – 850 кг.

Трансмиссия – 1100 кг.

Гусеницы – 2100 кг.

Артсистема -2300 кг.

Боеукладка из 35 снарядов 100мм -1085кг.

Патроны к пулемету – 100 кг.

Вес топливных баков вместе с горючим и маслобаков с маслом — 900кг.

Боевая масса танка26555 кг   +  500 кг. 

 

Подписаться
Уведомить о
guest

85 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account