«Если бы исследовательские работы по тяжелым боевым машинам не были бы прерваны, то, возможно, к основным танкам конструкторы пришли бы не в результате эволюции средних, а путем совершенствования тяжелых. Может быть, даже быстрее и с меньшими издержками» —
Холявский Г.Л. Энциклопедия танков. Минск, 2000.
В 1960 году Министерством обороны СССР были выданы тактико-технические требования, а 17 февраля 1961 года выпущено постановление ЦК КПСС и Совета министров СССР № 141-58 на разработку нового танка.
Харьков вовсю пилил свой «432-й», однако делать ставку на единственную, хоть и перспективную, но пока не готовую машину, руководству МО показалось техническим волюнтаризмом. В результате к работам по созданию танка-дублера были привлечены еще три КБ – Нижнетагильского УВЗ и двух кировских заводов, Ленинградского и Челябинского. Координатором работ был назначен Главный конструктор ленинградского Кировского завода Ж. Я. Котин, а его заместителем – руководитель КБ 520 Карцев Л.Н, что и определило как индекс, так и внешний облик машины.
Объект 267 имел классическую компоновку, с задним расположением силового отделения и ведущих колес. В ходовой части устанавливалось по 6 двухскатных опорных катков и 4 поддерживающих катка. Тип подвески торсионный, с оригинальными рычажно-лопастными гидроамортизаторами на крайних узлах. На 1, 2, 5-м и 6-м узлах каждого борта были установлены ограничители хода балансиров. Рабочая длина торсиона была увеличена, с одновременным уменьшением диаметра до 42 мм. Благодаря этому удалось увеличить динамический ход опорных катков до 242 мм, что дало большую плавность хода. Механизм натяжения гусениц гидравлический.
Броневая защита объекта 267 — противоснарядная. Корпус изготавливался из сварных броневых деталей. ВЛД расположенный под большим углом (75 град) имел толщину 80 мм. Нижняя, меньшая по площади, деталь, установленная под углом 40 град, была значительно более толстой – 140 мм. Оба лобовых листа сверху были прикрыты накладками из комбинированной брони. ВЛД – 130 мм (наружный броневой лист толщиной 50 мм, подложка – 15 мм, а между ними прослойка из стеклопластика). НЛД – 160 мм. Что в совокупности обеспечивало защиту эквивалентную 350 мм гомогенной брони от БПС и эквивалентную 450 мм гомогенной брони от КС. Башня машины выполнена литой с ярко выраженным дифференцированием, до 550 мм в лобовой проекции. В секторе 35° бронирование выполнено комбинированным, с алюминиевым наполнителем, что обеспечивает уверенную защиту эквивалентную 400 мм гомогенной брони от БПС и эквивалентную 500 мм гомогенной брони от КС. Наклонная часть бортов выполнена не в одной плоскости, а под разными углами: от 64° до 70° к вертикали и с переменной толщиной от 65-мм до 84-мм. Танк был оснащен системами противоатомной защиты, термодымовой аппаратурой, системой очистки приборов наблюдения и оборудованием подводного вождения.
В качестве силовой установки использовался расположенный поперек корпуса V-образный 12-ти цилиндровый дизельный двигатель М-850 мощностью 1090 л.с., который снабжался эжекционной системой охлаждения и нагнетателем. Механическая трансмиссия с механизмом поворота типа ЗК и фрикционными элементами, работающими в масле, была установлена в один блок с двигателем. Мобилизационный вариант, предполагаемый к выпуску на УВЗ, а также машины, предназначенные на экспорт, комплектовались дизелем В-26, мощностью 700 л.с., а в последствии и мотором В-46-6 мощностью 780 л.с..
Первоначально танк был вооружен 122-мм орудием М-62-Т2 (2А17) с улучшенными баллистическими характеристиками. Начальная скорость бронебойного снаряда составляла 950 м/с. Проведенная по инициативе Карцева модернизация орудия привела к созданию 140-мм гладкоствольной танковой пушки, получившей индекс ГРАУ – 2А27. Её 25-ти кг. бронебойно-трассирующий снаряд покидал ствол со скоростью 1050 м/с и на дистанции 1000 м обеспечивал пробитие около 250 мм брони при угле встречи 90°.
Артиллерийская установка имела двухплоскостной стабилизатор «Гроза», автоматизированную систему наведения, прицел-дальномер ТПД-2С, дневные и ночные приборы прицеливания и наблюдения. Для стрельбы из пушки применялись выстрелы раздельно-гильзового заряжания с бронебойными, осколочно-фугасными снарядами,бронебойно-подкалиберными и кумулятивными снарядами. Боекомплект состоял из 24 артвыстрелов. Для облегчения заряжания пушки применялся электромеханический досылатель. Скорострельность до 8 выстрелов/мин.
Машина принята на вооружение в 1964 году. С февраля 1965 года в серийном производстве под обозначением Т-64.
Основной боевой танк Т-64 (объект 267).
Боевая масса: 42 тонны.
Экипаж: 4 человека.
Длина (корпуса): 6,5 м.
Ширина: 3,38 м.
Высота: 2,24 м.
Скорость по шоссе, км/ч: 72
Запас хода по шоссе, км: 450
Удельная мощность, л. с./т: 25,9
Основной боевой танк Т-82 (объект 287М).
Создан в начале 1980-х годов как модернизация танка Т-64Б под названием «Т-64Б усовершенствованный», однако в 1982 году был принят на вооружение уже под индексом Т-82. Основным вооружением танка стала 140-мм гладкоствольная пушка повышенной баллистики 2А76. Экипаж сокращен за счет заряжающего до 3 человек. Установлен конвейер механизированной боеукладки на шесть выстрелов, обеспечивающий темп стрельбы первой серией снарядов до 15 выст./мин. Боекомплект – 22 выстрела (6 выстрелов в конвейере, шесть в укладке со стороны наводчика, ещё шесть выстрелов в укладке со стороны командира и четыре ОФ выстрела в нише башни). Современная СУО, выполненная на основе элементов 1А45, обеспечивает надежное поражение цели первым выстрелом и дает при необходимости возможность на отвлечение командира или наводчика для пополнения конвейера без заметного ослабления боевых возможностей машины.
В результате проведенной перекомпоновки БО рабочие места командира и наводчика находятся ниже уровня погона башни, что обеспечивает им более надежную защиту в лобовой проекции. «Железную» броню танка дополнил новый комплекс динамической защиты – «Малахит», в последствие замененный на комплекс универсальной ДЗ «Реликт».
Машина оснащалась челябинской унифицированной моноблочной силовой установкой на базе 12-цилиндрового Х-образного мотора 2В-12-2, мощностью 1200 л.с. Впоследствии — Х-образный двигатель той же серии А-85-3 мощностью 1500 л.с. при 2000 об/мин. Трансмиссия с гидрообъемной передачей.