Самые совершенные линкоры созданные на Земле. Американские линкоры типа «Айова»
Архивная статья Сергея Линника с сайта ТопВар, датированная июнем 2013 года. Уверен она многим будет интересна.
Множество специалистов считают линкоры класса «Айова» вершиной кораблестроения в эру брони и артиллерии. Инженеры и конструкторы из США смогли достичь идеального баланса между ключевыми боевыми параметрами: маневренностью, защитой и огневой мощью.
Проект этих кораблей стартовал в 1938 году. Их основная задача заключалась в сопровождении высокоскоростных авианосных групп и их защите от японских линкоров и тяжелых крейсеров. Именно поэтому ставилась цель обеспечить скорость в 30 узлов. В тот период ограничения, установленные Лондонской морской конференцией 1936 года, не были в силе, поскольку Япония отказалась подписать соглашение. Поскольку проект продолжался, стандартное водоизмещение увеличилось с 35 до 45 тысяч тонн, а орудия получили калибр в 406 мм, заменив 356 мм. Это позволило создать корабль с более сильной защитой и вооружением, чем у уже существовавших судов аналогичного класса, и использовать возросшее водоизмещение для установки более мощных двигателей. В новом проекте длина корабля увеличилась почти на 70 метров, при этом его ширина осталась неизменной из-за ограничений, связанных с шириной Панамского канала. Корпус был облегчен благодаря новой компоновке энергетической установки, что позволило сузить корму и нос судна. Из-за этого линкоры США обрели характерный силуэт, напоминающий «дубинку».
Удлинённый корпус повлиял на массу брони, хотя фактическая толщина её осталась такой же, как у линкоров типа «Южная Дакота», где основной броневой пояс составлял 310 мм.
На линкоры типа «Айова» установили новые 406-мм орудия с такой же длиной ствола, как у 50-калиберных аналогов. Эти пушки Мк-7 были мощнее предыдущих 406-мм 45-калиберных Мк-6, которыми оснащались «Южные Дакоты». В отличие от моделей 406 мм Мк-2 и Мк-3, созданных в 1918 году, Мк-7 стали легче и получили современную конструкцию.
История этой артсистемы весьма увлекательна. В 1920-х создавались многочисленные 406-мм/50 орудия для линейных крейсеров и линкоров, позже попавших под ограничения Вашингтонской конференции. Включение этих орудий в новый проект снижало затраты и оправдывало увеличение водоизмещения из-за установки более мощного вооружения. Однако возникла необходимость ещё в увеличении водоизмещения минимум на 2000 тонн. Инженеры решили это, создав более лёгкие пушки из уже имеющихся наработок. У орудий Мк-7 ствол соединён с лейнером, достигающим диаметра 1245 мм у зарядной камеры и 597 мм у дула. Резьба имела 96 нарезов, их глубина составляла 3.8 мм с шагом один оборот на 25 калибров. Также осуществлялось хромирование канала ствола на расстоянии 17.526 метров от дула с толщиной 0.013 мм. Живучесть ствола была приближена к 300 выстрелам. Поршневой затвор качающегося ствола отводился вниз с конструкцией в 15 ступенчатых секторов и углом поворота в 24 градуса. После выстрела канал ствола очищался воздухом под низким давлением.
Масса орудия составляла 108 тонн без затвора и 121 тонна с ним. Для стрельбы использовался пороховой заряд, весивший почти 300 килограммов, который позволял отправить бронебойный снаряд массой 1225 килограммов на расстояние 38 километров. Кроме этого, оно также могло использовать осколочно-фугасные снаряды. Первоначально в боекомплект «Айовы» планировалось включение бронебойных снарядов Мк-5 весом 1016 килограммов, однако в середине 1939 года ВМС США начали получать новый снаряд МК-8 массой 1225 килограммов, ставший самым тяжелым среди аналогов этого калибра и основной огневой мощью всех американских линкоров начиная с «Северной Каролины». Для сравнения: снаряд калибра 406 мм, использовавшийся на британском линкоре «Нельсон», весил лишь 929 кг, а 410-мм снаряд японского «Нагато» — 1020 кг. Примерно 1,5% массы снаряда Мк-8 приходилось на заряд взрывчатки. При попадании в броню толщиной свыше 37 мм, активировался донный взрыватель Мк-21, который срабатывал с задержкой в 0,033 секунды. При использовании полного порохового заряда начальная скорость достигала 762 м/с, но при его уменьшении этот показатель снижался до 701 м/с, тем самым обеспечивая баллистику, схожую с баллистикой снарядов 45-калиберных пушек Мк-6.
Конечно, высокая мощность имела и свои недостатки, такие как значительный износ ствола. Поэтому для осуществления береговых обстрелов линкорами был создан облегчённый снаряд. В 1942 году на вооружение поступил фугасный снаряд Мк-13, масса которого составляла всего 862 килограмма. Он оснащался разнообразными взрывателями: ударный мгновенного действия Мк-29, ударный с задержкой в 0,15 секунды Мк-48, а также дистанционная трубка Мк-62 с возможностью установки времени до 45 секунд. Взрывчатое вещество занимало 8,1% от веса снаряда. К окончанию войны, когда главные калибры линкоров стали использовать исключительно для атак по берегу, снаряды Мк-13 начали комплектовать уменьшающимися до 147,4 килограмм зарядами, которые обеспечивали начальную скорость полёта снаряда в 580 м/с.
После войны арсенал линкоров «Айова» пополнился несколькими новыми видами 406-мм снарядов. В частности, на основе корпуса Мк-13 были разработаны снаряды Мк-143, 144, 145 и 146. Все они были оснащены электронными дистанционными взрывателями различных типов. Кроме того, боевая часть снарядов Мк-144 и 146 включала, соответственно, по 400 и 666 разрывных гранат.
В начале 1950-х годов орудия Мк-7 получили снаряд Мк-23 с ядерной начинкой W-23 мощностью 1 килотонна в тротиловом эквиваленте. Этот снаряд весил 862 килограмма и имел длину 1,63 метра, внешне почти не отличаясь от Мк-13. По официальным данным, с 1956 по 1961 год ядерные снаряды находились на вооружении линкоров «Айова», хотя фактически они хранились на берегу.
В 1980-е годы в США пытались создать подкалиберный снаряд, способный стрелять на большие расстояния для 406-мм орудий. Предполагалось, что его вес будет 454 килограмма, начальная скорость достигнет 1098 м/с, а дальность — 64 километра. Однако этот проект так и не вышел за рамки испытаний.
Орудия стреляли с частотой два выстрела в минуту и могли вести огонь независимо друг от друга. Из всех современных кораблей, только у японских линкоров «Ямато» вес залпа был больше. Вес башни с тремя орудиями достигал примерно 3 тысячи тонн, а для управления требовалось 94 человека экипажа.
Башня могла поворачиваться на 300 градусов по горизонтали и имела углы вертикального наведения +45 и -5 градусов. 406-мм снаряды хранились вертикально в двухуровневом кольцевом магазине внутри башни. Между поворотной частью башни и магазином располагались две независимые платформы, служащие для перемещения снарядов к подъемникам, независимо от угла башни. Всего было три подъемника: центральный — вертикальная труба, а боковые — изогнутые. Каждый приводился в движение электродвигателем мощностью 75 лошадиных сил.
Для хранения зарядов использовались двухуровневые погреба в нижних отсеках, которые прилегали к кольцевому каркасу башни. Заряды подавались партиями по шесть штук через три цепных подъемника, работавших от электромотора мощностью 100 л.с. В конструкции башен «Айовы», как и у их предшественников, отсутствовало перегрузочное отделение, позволяющее изолировать погреб от цепи зарядов. Американская сторона полагалась на сложную систему герметичных дверей, призванных предотвратить распространение огня вверх по подъемникам. Однако это решение вызывает вопросы, ведь американские линкоры имели более высокий риск взрыва по сравнению с большинством других кораблей своего времени.
Стандартный боекомплект башни калибра 406 мм под номером один составлял 390 снарядов, башни номер два — 460, а башни номер три — 370. Для стрельбы использовалось специальное аналоговое вычислительное устройство, которое учитывало курс и скорость линкора, а также погодные условия и время полета снаряда.
Точность огня значительно улучшилась благодаря внедрению радаров, что давало преимущество над японскими кораблями, лишенными таких установок.
Как и на предыдущих моделях, в качестве основного зенитного вооружения использовались десять 127-мм спаренных универсальных установок.
По самолётам зенитные орудия могли стрелять на высоту до 11 километров, при заявленной скорости стрельбы 15 выстрелов в минуту. В малокалиберную арту входили 40-мм четырехствольные установки «Бофорс», а также сдвоенные и одиночные 20-мм «эрликоны». Управление огнем «бофорсов» осуществлялось с помощью директор-колонок Мк-51. Изначально «эрликоны» наводились вручную, но в 1945 году внедрили прицельные колонки Мк-14, которые автоматически рассчитывали данные для стрельбы.
Линкоры класса «Айова» имели водоизмещение 57450-57600 тонн и мощность силовой установки, составившую 212000 л.с. При скорости 33 узла запас хода достигал 15000 морских миль. Экипаж таких кораблей варьировался от 2753 до 2978 человек.
При строительстве линкоров они оснащались 9 орудиями калибра 406 мм, размещенными в трех башнях, и 20 орудиями калибром 127 мм в десяти башнях, а также 40-мм и 20-мм автоматическими зенитными пушками.
В июне 1938 года было утверждено строительство линкоров типа «Айова», планировалось построить шесть единиц. В 1939 году начались работы по созданию «Айовы» и «Нью-Джерси».
Темпы строительства линкоров были беспрецедентными, использовалась электродуговая сварка, редкая для того времени. Первая пара кораблей пополнила ВМС в 1943 году. Флагманом стал линкор «Айова», выделявшийся увеличенной боевой рубкой.
Вторая пара, «Миссури» и «Висконсин», была построена к 1944 году. Первоначально корпуса третьей пары — «Кентукки» и «Иллинойс» — закладывались как «Огайо» и «Монтана», представляя собой первые два линкора типа «Монтана». Однако в 1940 году они были использованы под линкоры «Айова» согласно Чрезвычайной военной судостроительной программе, но позже их строительство было заморожено, и в 1950-е годы они были проданы на металлолом.
27 августа 1943 года линкоры типа «Айова» встали на боевое дежурство, оцепив район острова Ньюфаундленд для потенциального отражения атаки немецкого линкора «Тирпиц», находящегося, по разведке, в норвежских водах.
В конце 1943 года линкор доставил президента Рузвельта в Касабланку на Тегеранскую конференцию, а затем вернул его в США.
2 января 1944 года «Айова» отплыла на Тихий океан как флагман 7-го линейного дивизиона, получив боевое крещение в операции на Маршалловых островах. С 29 января по 3 февраля корабль сопровождал авианосцы, атакующие атоллы Эниветок и Кваджелейн, затем участвовал в ударах по базе на острове Трук. До декабря 1944 года «Айова» активно участвовала в действиях в Тихом океане, сбив при этом три вражеских самолета.
15 января 1945 года линкор прибыл в Сан-Франциско для капитального ремонта. 19 марта 1945 года его направили на Окинаву, куда он прибыл 15 апреля. 24 апреля обеспечивал поддержку авианосцам при высадке американских войск на Окинаву. С 25 мая по 13 июня обстреливал южные районы острова Кюсю, а 14-15 июля участвовал в ударах по японской метрополии на острове Хоккайдо – Муроран. 17-18 июля участвовал в ударах по Хитаки на острове Хонсю. До прекращения боевых действий 15 августа 1945 года линкор поддерживал авиационные соединения.
29 августа 1945 года «Айова» вошла в Токийскую бухту в составе оккупационных сил под командованием адмирала Хэлси, а 2 сентября присутствовала при подписании капитуляции Японии.
Второй линейный корабль серии – «Нью-Джерси» отправился в Фунафути на острове Эллис 23 января 1944 года, чтобы усилить противовоздушную оборону кораблей Тихоокеанского флота. Уже 17 февраля линкору пришлось вступить в морской бой с эсминцами и легкими крейсерами японского флота. Также корабль принял участие в операциях у побережья островов Окинава и Гуам, и обеспечивал прикрытие при рейде к Маршалловым островам. Зенитчикам корабля удалось сбить четыре японских торпедоносца.
После подписания капитуляции Японией «Нью-Джерси» базировался на территории Токийского залива, занимая место флагмана американской эскадры до 18 января 1946 года.
Линкор «Миссури» обеспечивал поддержку американским морским пехотинцам в кровопролитных сражениях за острова Окинава и Иводзима. Там его несколько раз атаковали самолеты-камикадзе, которые не смогли причинить кораблю серьезного вреда. Правда, вмятину от одного из них можно увидеть и сейчас. Всего зенитчики линкора сбили шесть самолетов японской авиации. Также корабль принял участие в обстрелах островов Хоккайдо и Хонсю.
После завершения второй мировой войны 2 сентября 1945 года главнокомандующий сил союзников генерал Дуглас Маккарту принял безоговорочную японскую капитуляцию. Официальная церемония прошла на территории Токийского залива на борту линкора «Миссури».
Линкору «Висконсин» досталось сопровождение авианосных соединений на территории Тихого океана. За это время он сбил три вражеских самолета, поддерживал огнем высадку десантников на Окинаву. Во время завершающего этапа войны обстреливал побережье острова Хонсю.
18 декабря 1944 года линкор принимал участие в боевых действиях 3-го флота на территории Филиппинского моря примерно в 480 километрах от острова Лусон, где попал в центр мощнейшего тайфуна. Перед началом ненастной погоды проводилась бункеровка кораблей в море. Сильнейший шторм утопил три американских эсминца. Погибло 790 моряков, еще 80 получили ранения. На трех авианосцах было полностью или частично уничтожено 146 самолетов. Причем командир линкора доложил лишь о двух моряках, получивших легкие ранения.
Стоит отметить, что во время второй мировой войны линкоры по большей части не смогли оправдать надежд, которые на них возлагались. Не произошло ни одного генерального сражения за господство на море между линейными кораблями, да и артиллерийские дуэли были очень редки. Кроме того оказалось, что линкоры очень уязвимы для нападений подводных лодок и авиации. После завершения боевых действий все страны перестали выпускать боевые корабли этого класса, поэтому недостроенные линкоры пошли на металлом.
Многие эксперты отмечают, что сейчас началась эпоха управляемых ракет и атомных бомб, поэтому линкоры устарели, как боевые корабли. И действительно, после проведения американских испытаний на атолле Бикини и советских на Новой Земле, оказалось, что после взрыва эквивалентном 20 кт на площади радиусом 300-500 метров будут потоплены корабли всех классов.
Таким образом, сейчас появилось эффективное оружие против надводных кораблей – самолеты с ядерными зарядами, но говорить, что линкоры стали не нужны, не стоит.
У бомбы, сброшенной с высоты 9-11 километров, отклонение около 400-500 метров. Длительность ее падения с парашютом достигает трех минут. За это время корабль, идущий со скоростью 30 узлов, может пройти 2.5 километра. Линкоры обладали всеми возможностями, чтобы уклониться от бомбы. Кроме того, ПВО корабля могла сбить самолет-носитель еще на подходе.
Линкоры, которые проектировались для артиллерийских дуэлей, стали бы «крепким орешком» для противокорабельных ракет, их броня надежно защищает от нового «супервооружения», которое создавалось для уничтожения авианосцев.
Такие корабли были незаменимы для ударов по побережью и поддержке десанта. В 1949 году, уже находясь в резерве, их опять вернули в строй. В это время началась корейская война, в которой поучаствовали все четыре линкора. Причем, они не вели стрельбу по площадям, а отвечали за «точечные» удары для поддержки наземных войск. Это были очень эффективные обстрелы – взрыв одного 1225-килограммового снаряда сравним по мощности с несколькими десятками гаубичных снарядов. Правда, корейцы вели ответный огонь. 15 марта 1951 года «Висконсин» обстреляли из береговой батареи в составе 152-мм орудий рядом с городом Самджин. На уровне главной палубы, между 144 и 145 шпангоутами, образовалась пробоина с правого борта. Было ранено три матроса. 19 марта 1953 года корабль получил приказ покинуть район боевых действий.
21 марта 1953 года линкор «Нью-Джерси» попал под обстрел береговой артиллерии противника. 152-мм снаряд попал в крышу башни артиллерии главного калибра, нанеся незначительный урон. Второй снаряд попал в район кормового машинного отделения. В результате, погиб один человек. Еще трое было ранено. Корабль отправился на базу в Норфолке для проведения ремонта.
После окончания корейской войны линкоры опять перешли в резерв, правда, ненадолго. Началась вьетнамская война, поэтому корабли опять стали востребованными. В район боевых действий отправился «Нью-Джерси». В этот раз корабль вел огонь как раз по площади. По мнению некоторых военных экспертов, один корабль смог заменить примерно пятьдесят истребителей-бомбардировщиков. Только, ему не могли помешать ни зенитные батареи, ни плохая погода – поддержка обеспечивалась в любых условиях.
Во время вьетнамской войны линкоры также проявили себя с лучшей стороны. При этом шестнадцатидюймовые снаряды не ударили по карману американских налогоплательщиков, так как за время Второй мировой войны их скопилось немало.
С 1981 по 1988 года на всех четырех кораблях прошла глубокая модернизация. В частности, их оснастили восьмью пусковыми установками крылатых ракет BGM-109 Tomahawk – по четыре ракеты в каждой установке, а также четырьмя четырехракетными установками AGM-84 Harpoon, зенитно-артиллерийскими комплексами «Фаланкс», новыми системами связи и РЛС.
28 декабря 1982 года состоялась торжественная церемония по вводу в строй первого представителя ракетных линкоров –«Нью-Джерси», на которой присутствовал американский президент Рональд Рейган. После программы испытаний и учебного похода по водам Тихого океана корабль занялся своими «основными обязанностями» — давлением на недружественные США режим, демонстрируя силу в различных «горячих» точках. В июле 1983 года линкор патрулировал побережье Никарагуа, а затем отправился на Средиземное море. 14 декабря «Нью-Джерси» использовал орудия главного калибра для огня по позициям сирийских ПВО на территории южного Ливана. Всего было выпущено 11 фугасных снарядов. 8 февраля 1984 года были обстреляны сирийские позиции на территории долины Бекаа. Орудия линкора выпустили 300 снарядов. Этой акцией возмездия американские военные отомстили за сбитые французские, израильские и американские самолеты. Огонь орудий уничтожил командный пункт, в котором находилось несколько старших офицеров и генерал сирийской армии.
В феврале 1991 года линкоры типа «Айова» принимали участие в войне против Ирака. На территории Персидского залива базировались два линейных корабля – «Висконсин» и «Миссури». На первом этапе боевых действий использовалось ракетное оружие, к примеру, «Миссури» выпустил по противнику 28 крылатых ракет «Томагавк».
А в феврале к обстрелу подключились 406-мм пушки. Ирак сосредоточил большое количество боевой техники на территории побережья оккупированного Кувейта – это было заманчивая цель для тяжелых орудий линкоров. 4 февраля «Миссури» открыл огонь с боевой позиции рядом с кувейтско-саудовской границей. В течение трех дней орудия корабля произвели 1123 выстрела. Во время операции «Миссури» также помог силам коалиции расчистить Персидский залив от иракских морских мин. К этому времени война уже завершилась.
6 февраля его сменил «Висконсин», который смог подавить неприятельскую батарею артиллерии с расстояния в 19 миль. Затем были нанесены удары по оружейным складам и складам с горючим. 8 февраля была уничтожена батарее рядом с Рас-эль-Хаджи.
21 февраля оба линкора отправились на новую позицию для обстрела районов Эш-Шуайба и Эль-Кулайя, а также острова Файлака. Также корабли поддерживали наступление войск антииракской коалиции. 26 февраля производился обстрел танков и укреплений рядом с кувейтским международным аэропортом.
Стоит отметить, что линкоры вели свои артиллерийские обстрелы с дистанции в 18-23 мили, так как подходу мешали мины и мелководье. Однако этого оказалось достаточно для результативного огня. При точечной стрельбе наблюдалось примерно 28% прямых попаданий или, как минимум, цель получала серьезные повреждения. Число промахов составило примерно 30%. Для корректировки стрельбы использовались беспилотники «Пионер», которые сменили вертолеты.
Стоит упомянуть про забавный боевой эпизод, который имел место в ходе операции «Буря в пустыне». Во время подготовки к обстрелу острова Файлак линкор отравил беспилотник для корректировки огня. При этом оператор должен был вести его как можно ниже, чтобы противник понимал, что его ожидает. Заметив беспилотник, иракские солдаты подняли белые флаги, сигнализируя о том, что сдаются.
Пожалуй, это первый случай, когда личный состав сдавался в плен беспилотному аппарату.
После завершения «холодной войны» начался вывод линкоров из боевого состава. 16 апреля 1989 года прозвучал «первый звонок». В помещении центрального 16-дюймового орудия второй башни взорвался пороховой заряд. При взрыве погибло 47 человек, а само орудие получило серьезные повреждения. Башня смогла сдержать большую часть взрывной волны, поэтому экипаж в других отсеках практически не пострадал. Их спасли взрывоупорные двери, которые отделяли пороховой погреб от остальных помещений. Вторую башню закрыли и опечатали, больше она никогда не работала.
В 1990 году из состава боевого флота вывели линкор «Айова». Он перешел в состав резервного флота национальной обороны. Корабль стоял на приколе на территории военно-морского образовательного и подготовительного центра в Ньюпорте до 8 марта 2001 года. А с 21 апреля 2001 года по 28 октября 2011 года он находился на стоянке в заливе Сэсун-Бэй.
28 октября 2011 года линкор отбуксировали в порт Ричмонд на территории Калифорнии, чтобы провести ремонт перед переходом на постоянное место стоянки в порту Лос-Анджелеса. 9 июня 2012 года корабль исключили из списка плавучих средств. С 7 июля его превратили в музей.
Эксплуатация «Нью-Джерси» продлилась до 1991 года. До января 1995 года корабль находился в Бременгтоне, после чего его списали и передали властям штата Нью-Джерси. 15 октября 2001 года он превратился в музей.
«Миссури» списали в 1995 году. Сейчас он находится в Перл-Харборе, превратившись в часть мемориала в память о трагедии 1941 года.
14 октября 2009 года линкор поместили в сухой док на территории верфи Перл-Харбор для трехмесячного капитального ремонта, завершившегося в январе 2010 года. Сейчас корабль-музей находится у причальной стенки.
Карьера «Висконсина» закончилась в сентябре 1991 года. До марта 2006 года он находился в резерве. 14 декабря 2009 года американские ВМС передали корабль городу Норфолк. 28 марта 2012 года линкор включили в Национальный регистр исторических мест, после чего он утратил статус боевого корабля.
Источники:
https://topwar.ru/29654-amerikanskie-linkory-tipa-ayova.html
https://shipbucket.com/forums/viewtopic.php?t=5410