Самые быстрые самолеты в мире. Часть 17 Гоночный и рекордный поплавковый гидросамолет Gloster VI, Великобритания 1929-31

18
Самые быстрые самолеты в мире. Часть 17 Гоночный и рекордный поплавковый гидросамолет Gloster VI, Великобритания 1929-31

Самые быстрые самолеты в мире. Часть 17 Гоночный и рекордный поплавковый гидросамолет Gloster VI, Великобритания 1929-31

10 сентября 1929 года в Калшоте флайт-лейтенант (капитан авиации) Джордж Хендли Стейнфорф (F/Lt George Hedley Stainforth) из состава звена высокоскоростных полетов Королевских ВВС (RAF High Speed Flight) попытался на гидросамолете Gloster VI установить абсолютный рекорд скорости. Он пять раз пролетел над трехкилометровой мерной трассой и в зачет пошли результаты четырех пролетов. Самым худшим результатом был скорость 528,23 км/ч, самым лучшим – 565,24 км/ч. Представители ФАИ заявили, что среднее значение 541,11 км/ч фактически является рекордным, но продерждалось оно всего два дня и не было зарегистрировано. Новый рекорд скорости был установлен другим британским гоночным гидросамолетом Supermarine S-6, речь о котором пойдет в следующей статье данного цикла. Автору статьи не удалось найти причины, почему регистрация рекорда не состоялась. Гидросамолет Gloster VI был задвинут в тень знаменитыми гидросамолетами компании Supermarine и стал почти забытым членом семейства самолетов-участников шнейдеровских гонок, и ряде обзоров о нем вообще нет ни слова.

Gloster VI представлял собой кульминацию усилий компании, которую компания Gloucestershire Aircraft Co. Ltd. [1] и ее главный конструктор Генри Фолланд приложили в области высокоскоростных самолетов. Генри Фолланд начал работу конструктором в британском филиале французской компании Nieuport, где он создал мощный истребитель Nighthawk. В 1920 году компания Gloster продолжила развитие истребителя Nighthawk и на его базе создала истребители Nightjar, Mars, Sparrowhawk и т.д.. Первый Mars I был гоночным самолетом, разработанным для участия в гонках Дойч де ла Мерта 1921 года. Пилот Джеймс Х. Джеймс (James H. James) хорошо показал себя дома, но во Франции у гоночного самолета Mars I был обнаружен флаттер, и Джеймс был вынужден отказаться от участия в состязаниях. 21 декабря в Мартлшем-Хите он попытался установить абсолютный рекорд, но показал всего лишь 316,4 км/ч. Это значение не превышало достижение, установленное французским гоночным самолетом Nieuport Sesquiplan и потому осталось лишь национальным рекордом. В качестве небольшого отступления следует сказать, что в литературе Mars I благодаря странной фигурке, нарисованной на борту фюзеляжа, был также известен как Bamel (bear/camel – медведеверблюд).

Год спустя усовершенствованный Mars I с 450-сильным (330 кВт) двигателем Napier Lion был доставлен во Францию для участия в гонках Дойч де ла Мерт 1922 года. К сожалению во время соревнований карты вылетели из кабины самолета; Деймс заблудился и был вынужден прекратить участие в гонке. Тем не менее, 4 октября 1922 года во Франции Джеймс снова попытался установить мировой рекорд скорости, но показанная им скорость 341,23 км/ч только сравнялась со скоростью, которую Сади-Леконт достиг в сентябре. Модернизированная машина, получившая новое обозначение Gloster I и оснащенная 530-сильным (390 кВт), в проводившихся в 1923 году авиагонках Aerial Derby одержала победу, показав среднюю скорость 219 км/ч. Затем этот самолет был установлен на поплавки и с 1925 года по 1927 год использовался в Феликсстоу для обучения пилотов звена высокоскоростных полетов – подразделения, предназначенного для участия в шнейдеровских гонках.

Mars I/Gloster I предвосхитил судьбу высокоскоростных гоночных самолетов Генри Фолланда – они были хорошо изготовлены, отличались достижениями в областях аэродинамики и технологий, но в гонках никогда не занимали первых мест. Одной из причин этому была приверженность Фолланда бипланам [2]. Следующим гоночным самолетом конструкции Генри Фолланда был Gloster II с 585-сильным (430 кВт) двигателем Lion VA. Компания Gloster изготовила две машины данного типа, которые предназначались для участия в шнейдеровских гонках 1924 года. Первый из них разбился во время квалификационных испытаний, а второй с колесным шасси в июне 1925 года разогнался до скорости 386 км/ч. Карьера второго самолета Gloster II также была недолгой: у машины возник флаттер рулей высоты, и во время выполнения аварийной посадки она разбилась.

О гоночном гидросамолете Gloster III уже рассказывалось в статье, посвященной шнейдеровским гонкам 1925 года. Эта машина была значительно усовершенствована по сравнению со своим предшественником Gloster II и была оснащена 700-сильным (515 кВт) двигателем Lion VII. В Балтимор для участия в шнейдеровских гонках были доставлены два гидросамолета Gloster III, один из которых во время рулежечных испытаний повредил винт и поплавок и потому не смог принять участие в соревнованиях. Второй Gloster III, управлял которым Хьюберт Броуд, занял второе место со средней скоростью 320,45 км/ч – на 54 км/ч меньше скорости, показанной Джимми Дулиттлом.

Гоночный гидросамолет Gloster IV был заметно усовершенствован за счет использования поверхностных радиаторов и установки 900-сильного (662 кВт) двигателя Lion VIIA. В качестве альтернативы были изготовлены три экземпляра с редукторными и безредукторными двигателями. В 1927 году в Венеции флайт-лейтенант (капитан авиации) Сэмюэль Маркус Кинкед (F/Lt Samuel Marcus Kinkead) принял участие в гонках, но проблемы с двигателем вынудили его прекратить участие в соревнованиях после пяти кругов. Утешением можетслужить тот факт, что на третьем круге Gloster IV разогнался до скорости 446 км/ч – рекорд для поплавковых гидросамолетов-бипланов.

Поскольку подготовка к шнейдеровским гонкам по прежнему была технически сложным и финансово затратным мероприятием, то заинтересованные страны согласились с предложением ФАИ проводить соревнования один раз в два года. Соответственно следующие шнейдеровские гонки должны были быть проведены в 1929 году. Британские пилоты обучались на более старых машинах, и в ноябре 1928 года Министерство авиации выдало авиастроительным компаниям, в том числе и компании Gloster, спецификацию на создание нового гоночного гидросамолета.

Первоначально Генри Фолланд работал над бипланом Gloster V, но вскоре переключился на более перспективный моноплан Gloster VI. Этот самолет имел необычное в виде сверху деревянное крыло, у которого длина хорды и толщина профиля увеличивались от корневых частей к законцовкам. Оно было почто полностью покрыто поверхностными радиаторами. Фюзеляж и поплавки были изготовлены из дюралюминия. Трехрядный двигатель Lion VIID развивал мощность 1320 л.с. (970 кВт) и вращал двухлопастный воздушный винт Reed. Поверхностные масляные радиаторы устанавливались на верхних частях поплавков между стоек и на фюзеляже за кабиной пилота.

По заказу Королевских ВВС компания изготовила два гидросамолета Gloster VI, получивших номера N249 и N250. Первый их них был полностью выкрашен золотой краской и неофициально назывался Golden Arrow (золотая стрела). Оба гидросамолета Gloster VI были отмечены прессой как самые красивые машины своего времени. К сожалению, двигатель Lion VII уже превысил пик своих возможностей и был источником постоянных проблем. 29 августа 1929 года сквадрон-лидер (майор авиации) Августус Генри Орлебар (S/Ldr. Augustus Henry Orlebar) впервые поднял N249 в небо и в этом полете столкнулся с неисправностями двигателя. Количество неполадок двигателя росло, и командование Королевских ВВС решило исключить гоночные гидросамолеты Gloster VI из числа участников шнейдеровских гонок 1929 года. Продержавшийся два дня рекорд скорости был слабым утешением. До 1931 года оба самолета ограниченно использовались в звене высокоскоростных полетов, при этом двигатели никогда не выводились на режим полной мощности; сотрудники компании Napier так и не смогли обнаружить и устранить источник неисправностей.

гоночный и рекордный поплавковый гидросамолет Gloster VI; рисунок инженера З. Одехнала

гоночный и рекордный поплавковый гидросамолет Gloster VI; рисунок инженера З. Одехнала

после 1929 года Gloster VI летал с полуоткрытой кабиной

после 1929 года Gloster VI летал с полуоткрытой кабиной

гоночный и рекордный поплавковый гидросамолет Gloster VI; фотосборка Трийса Постмы (Thijs Postma)

гоночный и рекордный поплавковый гидросамолет Gloster VI; фотосборка Трийса Постмы (Thijs Postma)

гоночный и рекордный поплавковый гидросамолет Gloster VI; фотосборка Трийса Постмы (Thijs Postma)

гоночный и рекордный поплавковый гидросамолет Gloster VI; фотосборка Трийса Постмы (Thijs Postma)

гоночный и рекордный поплавковый гидросамолет Gloster VI; фотосборка Трийса Постмы (Thijs Postma)

гоночный и рекордный поплавковый гидросамолет Gloster VI; фотосборка Трийса Постмы (Thijs Postma)

гоночный и рекордный поплавковый гидросамолет Gloster VI; фотосборка Трийса Постмы (Thijs Postma)

гоночный и рекордный поплавковый гидросамолет Gloster VI; фотосборка Трийса Постмы (Thijs Postma)

ЛЕТНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

Тип: Gloster VI

Назначение: гоночный и рекордный поплавковый гидросамолет

Статус: единичное производство

Экипаж: 1 чел.

Силовая установка: один 12-цилиндровый рядный W-образный двигатель жидкостного охлаждения Napier Lion VIID, развивавший мощность 1320 л.с. (970 кВт) и вращавший двухлопастный воздушный винт Reed

Размеры:

размах крыла 7,93 м
длина 8,24 м
площадь крыла 9,866 м²

Масса:

пустого 1036 кг
взлетная 1670 кг

Летные характеристики:

максимальная скорость 565 км/ч


[1] первоначально компания Gloucestershire Aircraft Co. Ltd. была расположена в Челтнеме (Cheltenham). Позднее она сменила наименование на Gloster Aircraft (Gloster) и была переведена в Хаклкоут (Hucclecote)
[2] данный тезис Вацлава Немечека является некорректным. В 1930 годы Генри Фолланд разработал большое количество самолетов-монопланов, о чем можно ознакомиться в цикле статей «Забытые монопланы Генри Фолланда»

источник: VÁCLAV NĚMEČEK «nejrychlejší letadla světa 17 GLOSTER VI VELKÁ BRITÁNIE 1929-31» «L+K» 17/92, стр.12-13/1036-1037

Подписаться
Уведомить о
guest

1 Комментарий
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account