Российская пилотируемая космонавтика. Альтернатива? Нет, лёгкая коррекция курса.

17

 

Российская пилотируемая космонавтика. Альтернатива? Нет, лёгкая коррекция курса.

Российская пилотируемая космонавтика.

Альтернатива? Нет, лёгкая коррекция курса.

Эту статью, я когда-то писал в качестве третьей части своего поста «Наша космонавтика». Но, тогда решил, что и двух частей, чтоб выразить свою точку зрения, вполне достаточно.

Но, в свете последних событий (провал миссии «Луна-25»), решил «реанимировать» тему и как бы продолжить, но с уклоном на пилотируемую космонавтику.

Сейчас, перспективы выглядят так: есть тотально модифицированный и «оцифрованный», а потому неувядающий старик «Союз» со своим, так же модифицированным до «Союз-2.1б» РН.

Российская пилотируемая космонавтика. Альтернатива? Нет, лёгкая коррекция курса.

Есть МКС для работы на которой, те «Союзы» собственно, и нужны.

Поскольку МКС уже весьма одряхлела и американцы прикроют её сразу, как только на орбиту выведут (согласно их планам) сразу две (ну, или хотя бы одну!) коммерческие частные орбитальные станции (ОС), доступ на которые нам будет закрыт, в России разрабатывается национальная ОС «РОСС» – вывод базового блока (блоков) запланирован на 2027 год.

Российская пилотируемая космонавтика. Альтернатива? Нет, лёгкая коррекция курса.

И именно к тому самому 2027 году, теперь запланирован ввод в систематическую эксплуатацию нового российского пилотируемого космического корабля (ПКК) «Орёл».

Российская пилотируемая космонавтика. Альтернатива? Нет, лёгкая коррекция курса.

Хотя первый беспилотный полёт «Орла», запланирован на 2025 год (точнее два полёта – первый запуск, массо-габаритного макета, естественно без стыковки с МКС и второй – так же беспилотный, но уже полностью укомплектованного корабля, со стыковкой с МКС). Во что верится с трудом, поскольку очень многокомпонентная программа создания «Орла» и всех структур по его обслуживанию, последние пару лет, страдают от недофинансирования. Поэтому, скорее всего, первый беспилотный полёт корабля состоится как минимум на год ближе к тому 2027 году, с которого на нём планируются уже систематические пилотируемые полёты. Было бы куда! А то ведь не исключён вариант, когда МКС УЖЕ нет, а нашей РОСС ЕЩЁ нет.

Причём надо заметить, выводить из эксплуатации «Союзы» в обозримом будущем не планируется, поскольку обслуживание любой ОС «Орлом», будет обходиться значительно дороже чем «Союзами» и «Прогрессами». Но, «Орёл» будет иметь свою законную нишу в виде: доставки тяжёлых грузов (превышающих возможности «Прогрессов») и больших групп туристов (до 4 человек «экскурсантов» при одном пилоте) на ОС; при полётах на орбиту Луны и при «сольных» пилотируемых миссиях (программы без посещения ОС) продолжительностью до 30 суток!

Что ещё? Если прежде, предполагалось в перспективе создать две модификации «Орла» — одна для орбитальных миссий, и одна для «лунных», то потом, ради экономии средств и времени, решили переиграть и вернуться к одной универсальной версии, которая вдруг (ну чисто случайно!) оказалась существенно тяжелее расчётной массы, что потребовало модифицировать РН. А ещё, кому-то в голову пришла блестящая идея сделать на базе «Орла» «ощипанного» по всем параметрам двухместного «Орлёнка» на замену «Союзу» и тяжёлую грузовую беспилотную модификацию на замену «Прогрессу». Все модификации «Орла» предполагается запускать с помощью специальной версии РН «Ангара-А5» (А-5П), которая (как утверждают разработчики) в серии будет стоить на треть меньше чем «Протон».

Российская пилотируемая космонавтика. Альтернатива? Нет, лёгкая коррекция курса.

Отдельно замечу – того ощипанного «Орлёнка», можно будет запускать и перспективным РН «Союз-5» в «средней» версии.

Но всё это планируется реализовать в лучшем случае к 2030-му году. На те же примерно сроки, планируются и совсем уж фантастические прожекты по пилотируемым облётам Луны и даже высадке на саму Луну… Высадка, естественно, при наличии сверхтяжёлого носителя, программа разработки которого то замораживается, то размораживается в зависимости от политической и экономической конъюнктуры (что не удивительно, поскольку один только проект условного «Енисея», оценивается в 1/20 всего бюджета России!).

На первый взгляд, всё достаточно стройно и логично. Даже смело и амбициозно. Но есть несколько очень уязвимых мест.

Разработка «Орла» просто невероятно затянута! И к тому же, теперь, явно чтоб опять отсрочить завершение работ, увязывается с разработкой РОСС. Это опасно прежде всего тем, что нет никакой веры в то, что разработчики той РОСС действительно смогут вывести её базовый блок на орбиту в 2027 году. Вся практика работы космической отрасли России, буквально кричит о том, что НИЧЕГО обещанного сделать в срок, наши «генералы» от космической отрасли не могут. Как и уложиться в изначально просчитанную ими же смету. Хуже того. Пообещав сделать что-то условно за 5 лет и 150 лярдов, наши «генералы» от космоса, по истечении тех пяти лет, на ТУ ЖЕ САМУЮ разработку, обязательно попросят ещё 5 лет и ещё 150 лярдов. И будут проворачивать этот финт до тех пор, пока заказчик, обеспокоенный тем, что сроки уже безобразно растянулись, а стоимость на много превысила таковую у наших конкурентов ПРИ ОТСУТСТВИИ РЕЗУЛЬТАТА(!), не стукнет кулаком по столу и… уныло согласится с утверждением тех ушлых «генералов» (других-то нет!), что разработка устарела и надо начинать новую – ещё круче и конечно дороже! Сколько раз под таким соусом пересматривались проекты тех же «Орла» и «Ангары»! Тоже самое будет и с РОСС. Однозначно!

Поэтому, разработку «Орла» нельзя ни в коем случае привязывать к той РОСС, ни в ком случае нельзя растягивать по срокам с тем, чтоб тестовый запуск беспилотной версии действительно состоялся в 2025 году (лучше ещё раньше!), а регулярная пилотируемая эксплуатация, началась уже в 2026-ом.

К чему такая спешка? Дата вывода на орбиту РОСС и начала пилотируемой эксплуатации «Орла» — 2027 год вовсе не случайна. В 2028 году США планируют отказаться от МКС, ЕСЛИ их планы по переносу работ на новую (новые!) коммерческие ОС, будут успешно реализованы.

Так вот – есть риск, что американцы со своими планами в те сроки справятся, а наши «генералы» от космонавтики – привычно, нет.

И что тогда? МКС УЖЕ нет. РОСС – ещё нет. И наши «Союзы» уже не будут нужны не только иностранцам, но и нам. Нам будет просто некуда на них летать! Космонавтам – негде работать. А они и без того почти поголовно – люди пожилые. (С теми же киношниками, на МКС работали два наших космонавта 50+ и один под 50. Сейчас, на орбите наша «молодёжная сборная» из одного 39 и двух 40+ космонавтов).

Нет, есть конечно небольшая вероятность, что удастся договориться с китайцами, чтоб они «Христа ради» пустили нас на свою ОС поработать. А если нет? Станция у них не так уж велика, а экипажи ВСЕГДА состоят из трёх космонавтов (командир, бортинженер и специалист по полезной нагрузке) и как показала практика, экипажи, сменяя друг друга, ВСЕГДА работают по полгода. Короткие экспедиции посещения китайцы не практикуют. Возможно из-за ограниченных возможностей станции.

Т. е. даже включить одного нашего космонавта в китайский экипаж штука маловероятная, поскольку не соответствует китайской концепции эксплуатации их ОС. Тем более что даже если и удастся договориться – это будет для России слишком мало и слишком редко. Наш геронтологический отряд космонавтов можно будет смело распускать. (Что, кстати, не так уж плохо, хотя бы с точки зрения омоложения состава).

А вот имея уже с 2026 года «Орёл» в эксплуатации в пилотируемой версии, мы вообще не зависим ни от состояния МКС, ни от наличия/отсутствия РОСС, ни тем более от китайцев.

Нормальный (не ощипанный до «Орлёнка») «Орёл», имея автономность до 30 суток, позволит экипажу из 2 космонавтов (вместо штатных четырёх), проводить исследования на орбите и без ОС. И даже зарабатывать деньги на коротких туристических рейсах, имея на борту одного пилота и до четырёх туристов (такой вариант предусмотрен).

Все эти технологии надо УЖЕ отработать ДО 28 года. А не лишь начинать, после того как в 27-м стартует первый пилотируемый «Орёл» с экипажем на борту.

Теперь, о собственно РОСС. Тут тоже есть свои «концептуальные» проблемы. Главный лоббист априори неподъёмной для России лунной авантюры в нашей космонавтике небезызвестный герой-космонавт Крикалёв (которого так и не смог уволить Рогозин) – ныне директор по пилотируемым программам Роскосмоса, буквально навязывает всем концепцию, что нам своя ОС нужна, прежде всего, в качестве перевалочной базы для полётов на Луну. Без таких полётов, нам своя ОС не очень-то и нужна — сейчас есть МКС, а потом, наши (или его лично?) «партнёры» американцы, с радостью предоставят нам «рабочие места» на своих коммерческих станциях. Поэтому спешить с ОС не нужно, а максимум средств надо вкладывать в «лунную» версию «Орла» и все элементы для той самой пилотируемой миссии на Луну.

За каким лешим вообще нам нужны и та пилотируемая миссия, как и сама лунная программа, он почему-то не рассказывает. Толи это фетиш его детской мечты, толи помощь хитрому плану его американских друзей по опустошению «космического» бюджета России в никуда – ведь ни финансовых, ни технологических ресурсов для осуществления этой миссии Россия не имеет, и ближайшие десятилетия иметь не будет. У России слишком много других проблем.

Тем не менее, РОСС Крикалёв пытается изначально «заточить» именно под эту авантюру. Ему не нужна РОСС как чистая лаборатория у китайцев. Ему нужна РОСС, прежде всего, как «бензоколонка»-СТО для «лунников» и «постоялый двор» для «лунатиков». А сразу вслед за РОСС (а ещё лучше параллельно с ней!) необходимо разрабатывать «пересадочную» станцию для орбиты Луны, «космический буксир», который будет курсировать между РОСС и станцией на орбите Луны, посадочный модуль-лунник, элементы станции собственно на Луне, средства связи, спасения и, конечно, сверхтяжёлую РН для доставки всего этого «богатства» на Луну! А потом и за Марс можно взяться!

Именно это, по мнению Крикалёва – главная цель и вообще смысл существования российской пилотируемой космонавтики. Серьёзно?!!! Он вторым Королёвым себя вообразил? Вот только Королёв своих целей добивался. Причём не в ущерб обороноспособности страны. Крикалёв же, провалил всё, за что брался в Роскосмосе (ручная стыковка «киношного» «Союза» с МКС – тоже прямое следствие ЕГО провала) и его лунная авантюра легко (и БЕЗ всякого результата!) проглотит все ресурсы, которых так не хватает стране на совершенствование и модернизацию орбитальной спутниковой группировки – совершенно необходимой для обороны и экономики России.

Всё это надо срочно исправлять. Крикалёва в отставку вместе с Борисовым и его друзьями-подельниками, которых не успели посадить за решётку во времена Рогозина, а теперь ещё и вернули к распилу! Отказываться от лунной авантюры ВООБЩЕ, и РОСС строить в ускоренном темпе именно как сугубо лабораторию. Возможно, тогда и наши дела с РОСС пойдут гораздо быстрее и разработчики действительно совершат прежде для них невозможное – выведут базовый блок, как и обещали, в 2027 году. («Такой взрослый, а в сказки веришь!»(С). Тем более при нынешнем руководстве Роскосмоса, моментально вернувшегося к прежней схеме: обещать и качать бабло в надежде, что либо султан сдохнет, либо ишак! «Луна-25» — это как раз один из тех, очень своевременно сдохших «ишаков»… вместо которого, можно опять начинать качать бабло под нового… «ишака»).

Обобщаю: нам надо форсированно вводить «Орла» в строй. Уходить с МКС. РОСС строить как лабораторию. Пока РОСС нет – использовать «Орла» для «сольных миссий» (научных и туристических) и экспедиций посещения на китайскую ОС. После вывода на орбиту РОСС, её эксплуатацию осуществлять по китайской схеме. В нашем исполнении это будет выглядеть так: полный экипаж «Орла» (4 космонавта) высаживаются на РОСС и выполняют свою научную программу. Её длительность может быть и три месяца и шесть (как у китайцев). Затем, их либо сменяет другая четвёрка космонавтов со своей программой, либо РОСС переводится в беспилотный режим до прилёта новой четвёрки. Никаких экспедиций посещения, кроме разве что туристических – и то, лишь в том случае, если «туррейс» себя окупает. Дополнительное снабжение по минимуму – тем же «Орлом» в транспортной версии. Только так можно добиться максимальной эффективности от «Орла» и РОСС. И, конечно же, это позволит наконец-то полностью отказаться от ветерана «Союза».

Остался один, но крайне интересный и важный вопрос. Касается он ракет-носителей.

История тут довольно интересная. После того как Роскосмос отказался от разработки модульного РН «Русь» (которым предполагалось заменить и «долгострой» «Ангару», и долгожителей «Союз» с «Протоном» и даже использовать его модули для сборки сверхтяжёлого «Енисея») в пользу новой модульной РН «Союз-5», в нашей космонавтике сложилась странная ситуёвина.

Российская космическая промышленность, вложила огромные средства в строительство новых производственных мощностей в Москве и Омске для серийного производства ракетных модулей семейства «Ангара» (и по сей день вкладывает!), которые можно будет выпускать хоть в виде лёгкой «Ангары-1», хоть в виде тяжёлой «Ангары-5». Первоначальная производительность – две А-1 (одна А-1 — один модуль) и 4 А-5 (одна А-5 – 5 модулей) в год. В последующем, выпуск доведут до 40 ракетных модулей в год. (Глава Омской администрации вообще оценивал производительность омского кластера аж в сотню модулей в год!). Причём со временем, ВСЁ производство будет локализовано в Омске, а в Москве при Центре им. Хруничева, будет развёрнуто мощное обновлённое КБ с опытно-конструкторским производством, полностью избавленным от нагрузки по выпуску серийной техники.

И всё это, должно закрутиться буквально «вот-вот»! После преодоления основной массы проблем, оно УЖЕ раскручивается!

Но! «Ангару» при этом, курирует Министерство обороны – оно же выступает главным заказчиком. Не Роскосмос, а Министерство обороны!

Роскосмос же, отказавшись в своё время от другого конкурента «Ангары» — модульного комплекса РН «Русь», сделал выбор в пользу новой РН «Союз-5». Тоже, как и «Ангара» с «Русью», модульной конструкции.

Российская пилотируемая космонавтика. Альтернатива? Нет, лёгкая коррекция курса.

В чём фишка? «Ангара» по сравнению с «Союз-5» — как ни крути, устаревшая. «Русь» — неприемлемо дорогая и поэтому коммерчески не эффективная. А коммерческая эффективность – это то, что Роскосмосу нужно сейчас прежде всего! Чтоб было чем конкурировать на рынке и ЗАРАБАТЫВАТЬ!

Может быть, я сейчас скажу крамольную вещь из области ненаучной фантастики, но мне кажется, идеальным вариантом кое кто в Роскосмосе считает ситуацию, когда Роскосмос азартно зарабатывает на международном «рынке космических услуг» деньги на коммерческих пусках СВОИХ «Союз-5», а заведомо и глубоко убыточные пилотируемые полёты в космос (как и станцию РОСС) РАН (ей же они нужны!) оплачивает из своего бюджета, фрахтуя корабли (те же «Орлы») и средства их выведения (РН Ангара-А5П) у Министерства Обороны. Роскосмос же, при этом, тоже имеет свой «гешефт» от обслуживания той части пилотируемой космонавтики, что не относится ни к оборонке, ни к науке. Куда Роскосмос намерен вкладывать заработанные таким образом средства – вопрос дискуссионный.

Как и «Ангара» с «Русью», «Союз-5» — это целое модульное семейство РН под  широкую «номенклатуру» нагрузок:

Российская пилотируемая космонавтика. Альтернатива? Нет, лёгкая коррекция курса.

Как видно из таблицы, новые «Союзы-5» легко заменят старые «Союз-2» с «Протоном». О том, что опять-таки подходящей модификацией «Союз-5» заменят и «Ангару» среднего класса («Ангара-А-3), решили заранее!

Понятно, что со временем, «Орла» тоже «пересадят» на тяжёлую модификацию «Союз-5».

А зачем тогда вообще «Ангара»? Дык! По всем прежним прикидкам, графикам и планам, она уже давно должна была летать (как и тот «Орёл»)! Но, превращать любой проект в долгострой – у наших «генералов» от космоса уже давно в крови! Они на этом живут и жируют. А спроси – какого хрена? – с умным видом ответят, что всё делается согласно графика… не уточняя – уже КОТОРОГО по счёту! А виноват в этом неизменно минфин, выделяющий недостаточно денег. Хотя в сумме, за все годы проволочек, денег оказывается затрачено В РАЗЫ больше, чем проект реально стоит. Такое впечатление, что закончить какой-то проект, для тех «генералов», означает тупо «зарезать курицу несущую золотые яйца».

В общем, «Ангара» этот свой много-многолетний «скорбный путь» «мук рождения» уже, слава Богу, успешно прошла, а у «Союз-5» (он же, кстати, «Иртыш»), всё только ещё начинается… И тем «генералам» торопиться некуда. «Стрижка только начата!». Сколько они «настригут» с «Иртыша» пока доведут до серии – особенно при нынешнем руководстве, даже представить себе жутко. Тем более что любая ракета – изделие не самодостаточное!

Даже ту «Ангару» ещё можно «доить» и «доить» — ведь «заморозили» не только среднюю «Ангару» (предполагая заменить её «Иртышом»), но и самые тяжёлые модификации (вместо которых собирались разрабатывать сверхтяжёлый «Енисей»). А их было несколько:

Российская пилотируемая космонавтика. Альтернатива? Нет, лёгкая коррекция курса.

Но этого мало! Уже сколько раз они на самом верху поднимали вопрос о создании сверхтяжёлого РН для той самой, лоббируемой Крикалёвым никому не нужной и априори бесперспективной лунной авантюры.

С уходом Рогозина, теперь, повесить на шею бюджету очередную «царь-ракету» (чтоб на ней пилить и пилить) мечтают буквально все! Есть и оригинальные проекты и большие пачки тех самых ракетных модулей и «Ангары», и «Руси», и «Иртыша». Объединяют их всех – чудовищная стоимость (один лишь проект «условного» «Енисея» оценивался в 1/20 всего бюджета России), полное отсутствие гарантии «успеха мероприятия», совершенно туманные сроки реализации (хоть «до бесконечности»), и…. полное отсутствие смысла в этой работе.

Хотя, в конце концов, даже ту лунную программу, что Россия КОГДА-НИБУДЬ реально сможет себе позволить (без долговременных станций на орбите и поверхности Луны – о ней я писал ранее), вполне можно осуществить и с использованием тяжёлой версии «Ангары» выводящей на НОО 35-40 т. от которой тоже в своё время отказались, как и от средней А-3, чтоб полностью сосредоточить средства и ресурсы на А-5).

Российская пилотируемая космонавтика. Альтернатива? Нет, лёгкая коррекция курса.

(«Орёл» в модификации для пилотируемого облёта Луны. Для вывода на орбиту Земли, потребуется либо один пуск «Ангары» А7В, либо два пуска А5 + А5П)

В общем, «Ангарой» (по крайней мере в модификациях А-1 и А-5) нам теперь предстоит пользоваться добрый десяток лет. Едва ли с тем «Иртышом» быстрее управятся, не смотря на все бравые заявления о начале лётных испытаний уже в 25-ом году (ещё совсем недавно, их начать планировали в 23-ем – стиль работы не меняется!).

Но, есть и один положительный момент. Те «генералы» от «космопрома», теперь имеют ещё несколько жирных источников заработка в виде метановых и многоразовых модификаций своих ракет и возможно (увы, только возможно!) они уже не будут столь заинтересованы в затягивании работ по насущным темам, нужным нашей космонавтике «уже вчера». Естественно при достаточном уровне финансирования.

 

Для наглядного сравнения (намеренно не привожу ТТХ зарубежных «конкурентов», поскольку нам от того «ни жарко ни холодно» — у нас исторически нет иного выхода, как полагаться только на себя):

Российская пилотируемая космонавтика. Альтернатива? Нет, лёгкая коррекция курса.

Подписаться
Уведомить о
guest

8 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account