СССР. Высадка на Луну. Инструкция для попаданца. Часть III. Альтернатива. Общие вопросы.

8

Другие части цикла

Продолжение. Предыдущая глава — II. Лунная гонка.

СССР. Высадка на Луну. Инструкция для попаданца.

Так что же нужно было делать, чтобы избежать драматических последствий и поступать в соответствии с временем? Предположим варианты комплексного решения:

«Дипломатический вариант».

Выше уже отмечалось, что несмотря на то, что это было соревнование двух систем, первоначально в США, довольно трезво оценивая возможности СССР, допускали совместное сотрудничество:

Был вариант принять предложение о сотрудничестве в высадке на Луну в 1961 г. от американцев — https://iknigi.net/avtor-massimo-kapachcholi/222085-krasnaya-luna-sovetskoe-pokorenie-kosmosa-massimo-kapachcholi/read/page-2.html

Первым, кто обратил внимание Джона Кеннеди на программу «Аполлон», точнее, на ключевую и самую дорогую ее часть – проектируемую ракету «Сатурн», был Ричард Нейштадт, консультант из его предвыборного штаба, который в записке, представленной президенту 23 декабря 1960 года, написал об этом мощном носителе: «Он требуется только для того, чтобы доставить человека на Луну и вернуть его обратно. Коротко говоря, «Сатурн» – проект престижа. Сам по себе он не нужен, кроме как для этой цели» [Neustadt R.E. Problems of Space Programs. In: ExUn-I, p. 414]. Цене национального престижа он посвятил в своей записке отдельную главу и, видимо, навел только что избранного президента на некоторые идеи. Никто до него не характеризовал для Кеннеди огромные расходы на честолюбивые цели столь ясно и убедительно. И никто не ставил вопрос об иных, кроме прямых денежных вливаний, способах сохранить достоинство государства.

Так встала проблема эффективности усилий США в освоении космического пространства. Группу анализа возглавил Джером Визнер, физик из Массачусетского технологического института, ставший впоследствии советником президента по науке. 10 января 1961 г. он представил президенту доклад, в котором весьма критически оценил руководство НАСА за приоритет, отданный пилотируемым полетам [Report to the President-Elect of the Ad Hoc Committee on Space. In: ExUn-I, p. 422], поддерживающим «популистское убеждение, что человек в космосе – наиважнейшая цель нашей невоенной космической программы» [Logsdon J.M. The Evolution of U.S. Space Policy and Plans. In: ExUn-I, p. 379], и назвав, в частности, программу «Меркурий» из-за ограниченного количества необходимых для ее осуществления носителей «второстепенной». Прочитав заключение Дж. Визнера, Кеннеди вспомнил записку Р. Нейштадта. По всему выходило, что если нельзя выиграть соревнование, надо «выйти из гонки», а еще лучше завершить ее, превратив в совместное предприятие, то есть найти какой-то компромисс.

У Дж. Кеннеди в голове уже сложилась модель выхода из ситуации, в которой значительная часть расходов легла бы на Советский Союз, а победителя называть не пришлось бы.

16 мая 1961 г. Дж. Визнер передал президенту Кеннеди аналитическую записку о возможности сотрудничества с Советским Союзом в космосе. В документе предлагалось прозондировать на правительственном уровне отношение Кремля к идее космического сотрудничества: «Мы не должны исключать из нашего списка предложений возможность сотрудничества и в более амбициозных проектах, связанных с пилотируемым освоением Луны и исследованием планет». Кеннеди сразу же попросил государственного секретаря Дина Раска переговорить с министром иностранных дел СССР А. А. Громыко. Ответ Громыко, полученный 20 мая, гласил, что без прогресса в области разоружения такое сотрудничество немыслимо. Тогда Дж. Кеннеди через своего брата, министра юстиции Роберта Кеннеди, установившего дружеские отношения с сотрудником ГРУ Г. Н. Большаковым, работавшим под прикрытием атташе по культуре посольства СССР, воспользовался этим неофициальным каналом. 21 мая Роберт Кеннеди встретился с Г. Н. Большаковым. В течение трех дней ответа не было.

Н.С. Хрущёв с большим запозданием реагировал на сигналы Кеннеди. В своем письме к нему 21 февраля 1962 года, в котором он поздравлял Соединенные Штаты с первым орбитальным полетом Джона Гленна, Хрущёв предложил США объединить усилия в исследовании Вселенной. На следующий день Кеннеди позвонил Хрущёву и сказал, что дал указание своему правительству подготовить предложения по возможным совместным действиям. Предложения были сформулированы и направлены Хрущёву в письме Кеннеди 7 марта 1962 года. Речь в нем шла о сотрудничестве в пяти областях: метеорологические спутники, службы слежения, картирование магнитного поля Земли, спутники связи и космическая медицина. Кеннеди, в частности, отмечал: «…Исследование космоса – деятельность широкая и разнообразная, и возможности для сотрудничества многообразны. Предлагая возможные первые шаги, я отнюдь не собираюсь ограничивать наше взаимное рассмотрение желательных направлений сотрудничества…» [John F. Kennedy to the Soviet Union Chairman Nikita Khrushchev, March 7, 1962. In: ExUn-H, p. 148]. Ответ Хрущёва пришел через две недели. Он согласился с американскими предложениями и добавил свои.

В августе 1963 года Н.С. Хрущёв поручил послу СССР в США А.Ф. Добрынину провести разговор с президентом Кеннеди и прислал ему специальное послание. 26 августа президент Кеннеди принял посла Добрынина в Белом доме. В числе вопросов, затронутых в послании Н.С. Хрущёва, была и тема сотрудничества в космосе. И уже в сентябре 1963 года администрация Кеннеди рассматривала идею превращения проекта «Аполлон» из инструмента соперничества в средство сотрудничества. Помощник президента США по национальной безопасности Макджордж Банди посоветовал Кеннеди предложить СССР техническое и политическое сотрудничество в космосе [McGeorge Bundy. Memorandum for the President “Your 11 a.m. appointment with Jim Webb”. September 18, 1963. In: ExUn-II, p. 165]. И Кеннеди был уже готов выступить в ООН с заявлением о прекращении космической гонки и преобразовании программы «Аполлон» в совместную российско-американскую программу.

20 сентября 1963 года, выступая на Генеральной Ассамблее ООН, Кеннеди, без обиняков обратившись к идее совместной американо-советской экспедиции на Луну, сказал: «Почему первый полет человека на Луну должен быть делом межгосударственной конкуренции? Зачем нужно Соединенным Штатам и Советскому Союзу, готовя такие экспедиции, дублировать исследования, конструкторские усилия и расходы? Уверен, нам следует изучить, не могут ли ученые и астронавты наших двух стран – а по сути, всего мира – работать вместе в покорении космоса, послав однажды на Луну в этом десятилетии не представителей какого-то одного государства, но представителей всех наших стран» .

Предложение Кеннеди встретило неоднозначную реакцию в Соединенных Штатах и не нашло отклика в СССР. Но Кеннеди не удалось отговорить от его планов. 12 ноября 1963 года Кеннеди в Меморандуме по национальной безопасности поручил директору НАСА Дж. Уэббу «взять лично на себя инициативу и основную ответственность в рамках правительства за развитие самостоятельной программы космического сотрудничества с Советским Союзом». Эта программа, сказал Кеннеди, должна включить «предложения по совместной высадке на Луну» [ExUn-II, р. 166]. Доклад предписывалось представить к 15 декабря 1963 года.

Спустя десять дней Кеннеди был убит. Менее чем через год был смещен Хрущёв. О совместной программе полета на Луну больше никто не упоминал. А в США цель высадки на Луну стала памятником Кеннеди.

Самой логикой развития событий все шло к лунной гонке.

Хотя умелой дипломатией, используя всю эту подоплеку, можно было контролировать ее ход, их работы по высадке на Луну предотвратив возможный обман и манипуляции.

 Политические решения.

Королев С.П. должен был получить политическую огласку, как Вернер фон Браун и стать общественно-политическим деятелем. Срок — до конца 1965 г. Пусть это будет как интервью крупнейшим иностранным СМИ, введение в кандидаты членов Политбюро и т.п. До конца 1965 г он также должен был пройти курс медицинского обследования и операции, скажем, у Вишневского.

Вообще введение в правящую элиту страну нового поколения технократов, взамен разгромленных Хрущевым сталинских наркомов в середине 50-х, в противовес партноменклатуре, для страны было жизненной необходимостью.

Должен был, все же, появиться на месте Королева его преемник, разумеется близкий к его мировоззрению, но «комиссар», как предлагал Мишину В.П. Л.И.Брежнев. Так как предполагалось взаимодействие с на международном уровне с вероятным противником, то с недр, или имеющий хорошие связи с КГБ. Вступать в конфронтацию со столь могущественной структурой не рискнул бы и сам Глушко В.П. Но Леонид Ильич запаздывал по времени и почему-то не был настойчив и не совсем был уверен в своей правоте.

Вообще выборы Мишина В.П. генеральным конструктором на общем собрании мне сильно напоминает последствия приказ №1 Временного правительства от 14 марта 1917 г. или решения о выборе директоров времен Перестройки и поэтому отношусь к этому отрицательно. Хотя как к специалисту, крупному организатору в сфере космоса я ничего не имею против.

В КГБ и в Генеральном штабе у военных должны были появиться аналитические группы, которые анализировали бы последствия столь масштабных мероприятий вероятного противника, направленных на СССР. Они должны создавать инструмент, основание для людей, находящихся во власти, для адекватного реагирования.

Напоминаю, что работы по программе «Аполлон» приобрели общегосударственный масштаб и по мобилизации научных, промышленных и финансовых средств превысили «Манхэттенский проект» создания атомной бомбы. Общая стоимость программы «Аполлон» составила около $25,4 млрд, то есть примерно $152 млрд в сегодняшних ценах. (Затраты на Н-1 в ценах 70-х годов составили 4 млрд. руб.). По сути первый спутник и первый человек в космосе дали повод для новой гонки вооружений в медийной, информационной сфере с целью воздействия на сознание человека. Военные должны были курировать такие программы не с примитивной точки зрения выведения боевых зарядов ядерного и термоядерного оружия, стратегической оборонной инициативы (СОИ), а адекватного ответа в новой сфере угроз — информационной.

Технические решения

а) После заявления Дж. Кеннеди у проектантов ОКБ-1 из отдела М.К. Тихонравова появилась идея пилотируемого облета Луны человеком «на подручных средствах» по многопусковой схеме, при которой отдельные части лунного комплекса доставляются на околоземную орбиту и там состыковываются между собой. С.П. Королёв одобрил инициативу. Ключевой проблемой для реализации многопусковой схемы была операция сборки на орбите. Она была новой, и ее следовало решать, начиная с определения концептуальных подходов. Сначала предполагалось запустить корабль «Восток-7» с космонавтом-монтажником для отработки сборки на орбите, для чего корабль предполагалось снабдить системами ориентации, сближения и стыковки. На втором этапе предлагалось выполнить облет Луны специальным кораблем Л-1 с экипажем до трех человек.

5 марта 1962 г. С.П. Королёв направил в правительство «Предложения по комплексу сборки космических аппаратов на орбите искусственного спутника Земли (тема «Союз»)». Он указывал на то, что сближение и сборка на орбите двух и более блоков являются на данном этапе одной из важнейших задач, потому что позволят, «не дожидаясь создания новых тяжелых носителей, решать на базе ракеты Р-7 многие задачи, требующие больших полезных весов на орбите». Далее перечислялись задачи, в числе которых «создание космического корабля с человеком для облета Луны» [С.П. Королёв и его дело: Избранные труды и документы. – М., 1980. – С. 359–360]. В этом проекте корабль «Союз» предполагался двухместным и имел конфигурацию, близкую к современным «Союзам». 16 апреля 1962 г. постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР тема стыковки была включена в план работ, к сожалению, «без серьезной технической экспертизы» [Черток Б.Е. Ракеты и люди. – Том 3. – М., 2007. – С. 49].

После того как в США остановились на однопусковой схеме, руководство Советского Союза закрыло многопусковую королёвскую программу и поставило задачу обеспечить полет на Луну одним запуском. Вот это ключевой пункт, после которой проигрыш в лунной гонке стал предопределенным.

б) Далее, еще в 1962 г дать ход разработке Н-11, как составной части Н-1, наряду с УР-500.

Как писал сам Королев — http://epizodyspace.ru/bibl/vetrov/korolev-delo/04-04.html#39

[1962 г.]ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО РАКЕТЕ Н-I

Продолжить разработку и изготовление ракеты Н-I, эскизный проект которой разрабатывает ОКБ-1 ГКОТ совместно с другими научно-исследовательскими и проектно-конструкторскими организациями в соответствии с Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 23 июня 1960 г. и Постановлением от 13 мая 1961 г.

Отработку ракеты Н-I целесообразно вести в два этапа.

1-й этап. Отработка II и III ступеней ракеты Н-I с двигателем НК-9 ОКБ-276 ГКАТ (в настоящее время этот двигатель проходит огневые стендовые испытания) с дальнейшим переходом на двигатели НК-15 того же ОКБ и создание на базе этих ступеней самостоятельной ракеты Н-II со стартовым весом порядка 750 т, способной вывести на орбиту вокруг Земли полезную нагрузку весом около 25 т.

Ракета Н-II будет иметь большие возможности военного применения:

как межконтинентальной баллистической трехступенчатой ракеты, управляемой по принципу глобальной ракеты и обеспечивающей поражение с повышенной точностью стрельбы до ±2 км одиночных целей боевыми частями с зарядом 25 Мт;

как глобальной ракеты для одновременного прицельного поражения 6-7 укрупненных целей противника боевыми частями эффективностью 2,2 Мт при точности попадания по дальности ± 5 км и ± 3 км по направлению;

как носителя для выведения на орбиту Земли боевых кораблей и спутников различного назначения.

2-й этап. Отработка I ступени ракеты Н-I и создание трехступенчатой ракеты со стартовым весом около 2100 т, способной вывести на орбиту вокруг Земли полезную нагрузку весом около 80 т.

Ракета Н-II может использоваться:

для создания комплексной системы вооружения, обеспечивающей глобальную разведку и оповещение о запусках ракет противника, определение траектории их движения и наведения для поражения спутниками-истребителями ракет противника с ядерными зарядами; это дает возможность проведения опережающего удара до прилета к нам ракет противника или летательных аппаратов с ядерными зарядами;

для создания системы глобальных ракет, находящихся в состоянии максимальной боеготовности, обеспечивающей проведение массированного удара по наиболее важным целям противника;

для создания различного рода боевых космических кораблей и космических аппаратов для научных целей.

Предложенная последовательность удешевит и ускорит отработку ракеты Н-I, так как к началу отработки наиболее трудоемкой и дорогостоящей I ступени верхние ступени и системы управления будут уже отработаны.

Применение двигателя НК-9, разработанного ОКБ-276 ГКАТ для ракеты Р-9М, стендовая отработка которого будет закончена в первой половине этого года, при отработке ракеты на базе II и III ступеней дает возможность начать летные испытания этой ракеты не позднее конца 1963 г.

Создание такой ракеты с двигателем НК-9 позволит отработать (…) так называемую систему защиты, предусмотренную в многодвигательной установке I ступени (24 двигателя НК-15), повысит надежность ее работы в полете и обеспечит нормальный полет ракеты в случае ненормальной работы части двигателей.

Для летных испытаний ракеты Н-II создание нового полигона не требуется, и для этих целей могут быть использованы техническая (МИК) и стартовая позиции ракеты Р-7А (площадки № 1, 51) и кислородный завод в в/ч № 11589.

Проработки, проведенные ОКБ-1, показали, что затраты на создание комплексного оборудования, необходимого для летных испытаний этих ракет, и дополнительные строительные работы составляют около 2 млн р.

При этом техническая позиция этой ракеты в дальнейшем войдет в комплекс для ракеты Н-I, который целесообразно создавать в районе этой площадки.

Это дает возможность начать летные испытания ракеты Н-I уже в конце 1964-начале 1965 г.

АРКК, д. 3408, л. 60-62. Публикуется с сокращениями.

То есть был реальный вариант иметь аналог «Протона» на 1,5 года раньше.

Организационные решения

а.) Разумеется, должен был быть разрешен к 1965 г. острейший конфликт между корифеями космонавтики Королевым С.П. и Глушко В.П. Каким образом? Подсказка была найдена коллективом Челомея в октябре 1964 г. в виде начала работ над орбитальными станциями на основе проработок от корпусов УР-700. Выводить орбитальные станции на Протонах. Страховкой по срокам будет Н-11. То есть дать ход обоим, поставить реальные цели. В случает неудачи или задержек в исполнении, его сможет заместить другой вариант.

Это меняет всю стратегию программы облета и посадки на Луну. Вместо однопуска переходим к многопусковой схеме со сборкой корабля на орбите. ДОС также должна быть выведена и на орбиту Луны со страховочной ступенью с запасом НДМГ-АТ для возвращения космонавтов. Это снимает весовые ограничения в разработке Н-1 и необходимость переработки проекта Н-1 с первоначальных 75 тн. на 90 тн. на НОО. Все необходимые элементы операций были отработаны, кроме стыковки на орбите (это произошло в РИ только в 1969 г).

б.) Значит резко ускорить работы на основе КК «Восток» и «Восход» с 1962 г. по отработке стыковки на орбите. Срок исполнения — не позднее 1965 г.

с.) Разработка и строительство стартовой площадки для Н-1 было сопряжено с большими трудностями и издержками. И так Байконур «героически осваивали» с экстремальными погодными условиями, а тут еще завод по сборке нужно было построить с многочисленными длительными командировками. + ограничения ж/д габарита в перевозке объемных грузов.

Выход из этого озвучен был заместителем С.П. Королева Чертоком Б.Е. в книге «Ракеты и люди». При первоначальном выборе местоположения космодрома существовали варианты в виде Дагестан (западное побережье Каспийского моря), Астраханская область (вблизи города Харабали) Это дало бы возможность доставлять до места пуска ракеты в сборе с завода речным путем (как делают американцы) и обойти проблему ж/д габарита в развитии тяжелых ракет. Да и это первоначальное требование военных. Благоприятный климат и развитая гражданская инфраструктура. «Союзы» и Н-11 на экологически чистых компонентах. + бонус в далекое будущее — он останется национальным космодромом для РФ и не будет больших материальных издержек.

Транспортировка в готовом виде ракет с заводов, топливных компонентов к ним танкерами, возможность плавучего командного пункта управления стартом вообще минимизируют затраты на содержание космодрома и открывают перспективы к функционированию собственного космодрома вблизи экватора. Скажем, о. Сокотра, как место стоянки нашего флота и тренировки космонавтов, побережье и острова вблизи Африканского Рога и т.д.

д.) Это все должно быть закреплено в начале 1965 г. соответствующим решением ЦК КПСС и Совет Министров СССР.

Острейший конфликт между Королевым и Глушко показывает наличие принципиальных подходов. Так как есть возможность решения этого конфликта, в дальнейшем детализируем программу исполнения с позиции сторонников этих взглядов. Принципиального противоречия в этом нет, так как один носитель легко можно заменить его аналогом в случае отставания по срокам исполнения. Как ранее отмечалось, это уже было в практике у Королева. Челомей и Глушко остаются при своих интересах с ДОС и выводом их на орбиту.

СССР. Высадка на Луну. Инструкция для попаданца. Часть III. Альтернатива. Общие вопросы.

Альтернатива с Н-11 от Павла Шумил — http://fan.lib.ru/s/shumil_p/e-akc.shtml

Так как у него основательная аргументация, просто цитирую:

«Но самое интересное, что Н-1 — это, по-существу, не один ракетоноситель, а семейство. Если убрать 1-ю и 4-ю ступени Н-1, а на второй высотные двигатели НК-43 заменить на «приземные» НК-33, то получим двадцатитонник Н-11. Экологически чистый, использующий керосин и кислород конкурент ядовитому Протону.
Проведено компьютерное моделирование и сравнение двух РН — Протон-К и Н-11.
Протон-К имеет стартовую массу 702 т и выводит на низкую опорную орбиту (НОО, высота 200 км) полезную нагрузку 20 т. При этом, всё на пределе. Конструкция за 40 лет развития отработана до предела, и не имеет перспектив дальнейшего развития. Н-11, наоборот, сырая двухступенчатая машина со стартовой массой 770 т, легко взяла планку в 20 тн на НОО.
Однако, характеристики машины мне не понравились, и я взялся за оптимизацию конструкции. Назовем эту модель Н-11-у.
Н-11 — это РН Н-1 без первой и четвертой ступеней. Первая ступень Н-11 имеет сухую массу 55 т, стартовую 561 т. На второй ступени Н-1 стоят 8 двигателей НК-43. Двигатели НК-43 это модификация двигателей НК-33 для больших высот и вакуума. Они имеют сопло с большим расширением. Для работы в нижних слоях атмосферы на Н-11 нужно ставить «атмосферный» НК-33. На Н-11-у я поставил двигатели более поздней разработки НК-33-1 (и добавил 4 т сухого веса). Теперь сухая масса — 59 т, стартовая — 565 т. Двигатели НК-33-1 снабжены выдвижной сопловой насадкой, которая выдвигается на высотах больше 10 км и, по-существу, превращает «приземный» НК-33 в высотный НК-43. Кроме того, НК-33-1 немного мощнее и совершеннее НК-33.

Итак, с первой ступенью разобрались. Переходим ко второй. Вторая ступень Н-11 (она же 3-я ступень Н-1) имеет стартовую массу 189 т. (Сухая масса — 14 т) Суммарная тяга 4-х двигателей НК-31 — 164 т.
Этого МАЛО. Траектория «проседает». Я добавил еще 2 двигателя НК-31 и, соответственно, 2 тонны сухого веса. Теперь имеем сухую массу 16 т, стартовую — 191 т и суммарную тягу 246 т. Впрочем, можно подумать о замене шести двигателей НК-31 одним НК-33-1. Так будет проще, легче и появляется унификация с первой ступенью. То есть, дешевле. Хорошо, но мало. Просится третья ступень. (Она же — 4-я ступень Н-1) Раз просится — пусть будет. Сухая масса 6 т, стартовая — 62 т. Двигатель НК-19 тягой 45.5 т. Опять тяга маловата. Добавляю еще один НК-19 и 1 т сухого веса. Имеем сухую массу 7 т, стартовую 63 т, тягу 91 т.
Итак, получаем трехступенчатый РН Н-11-у со стартовой массой 819 т. Добавляем 29 т полезной нагрузки — и получаем 848 т на стартовом столе. Компьютерное моделирование показало, что эти 29 т Н-11-у выводит
на орбиту 310 х 346 км. То есть, даже не на низкую опорную орбиту (200 км), а на рабочую орбиту ОС Салют и Мир.
Разумеется,в будущем против Н-11-у у Протона не было бы ни одного шанса.
Понимал ли это Глушко, когда уничтожал документацию по Н-1? Не мог не понимать. И боролся с наследием Королева планомерно и последовательно.»

То есть реальная возможность обойти американцев с облетом Луны уже есть.

Продолжение — Часть IV. Альтернатива. Детализация.

Подписаться
Уведомить о
guest

22 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account