RIM-2 «Terrier» — сторожевой пёс американского флота (часть III)

16

RIM-2 "Terrier" — сторожевой пёс американского флота (часть III)

Содержание:

МОДИФИКАЦИИ

Номенклатура моделей “Терьера” была довольно-таки запутанной. Первоначально, в ходе разработки различные версии ракеты обозначались просто как “Terrier-I”, “Terrier-II” и т.д., а для отдельных модификаций добавляли буквенный код вроде “Terrier-Ib”.

Сверху-вниз: ракета RIM-2B (BW-1), RIM-2C (BT-3), RIM-2D (BT-3(A), атомная), RIM-2E (HT-3)

Сверху-вниз: ракета RIM-2B (BW-1), RIM-2C (BT-3), RIM-2D (BT-3(A), атомная), RIM-2E (HT-3)

Затем флот ввел для “Терьеров” общее альфанумерическое обозначение SAM-N-7 (что расшифровывалось как Surface-to-Air Missile, Naval, 7 – Ракета Земля-Воздух, Корабельная, 7-я по счету). Но по непонятной причине добавлять в конце буквенный код для обозначения конкретных моделей моряки не стали. Вместо этого они ввели уже знакомую читателю систему обозначения BW/BT/HT для различных версий ракеты, а конкретную модель обозначали добавочным номером. А при необходимости, добавляли позади еще и буквенный код.

В итоге полное обозначение модели “Терьера” могло выглядеть как SAM-N-7 BT-3А, что было довольно неуклюже и неудобно в использовании. К счастью для моряков, в 1963 году вооруженные силы США ввели единую систему номенклатуры вооружений, в которой “Терьер” обозначался как RIM-2, а конкретные модели – добавочной буквой.

Я привожу список моделей со всеми обозначениями:

* RIM-2A (SAM-N-7, BW-0) – первая версия ракеты, по сути, экспериментальная. Производилась лишь в небольшом количестве. Из-за ограниченной маневренности могла применяться только против дозвуковых целей.

* RIM-2B (SAM-N-7, BW-1) – первая серийно производившаяся версия ракеты, упрощенная и стандартизированная для массового производства. Из-за ограниченной маневренности могла применяться только против дозвуковых целей.

* RIM-2C (SAM-N-7, BT-3) – первая версия с управлением хвостовыми рулями и новым двигателем. Благодаря более высокой скорости и лучшей управляемости, могла использоваться против сверхзвуковых целей.

* RIM-2D (SAM-N-7, BT-3A) – версия увеличенной дальности (до 37 км). Выпускалась в двух вариантах: конвенционная BT-3A и ядерная BT-3A(N)

* RIM-2E (SAM-N-7, HT-3) – первая версия с полуактивным самонаведением.

* RIM-2F (старую классификацию в это время уже отменили) – модернизация RIM-2E с установкой твердотельной электроники, нового двигателя и улучшенной системы наведения. Дальность до 75 км. В основном переделывались из ракет типа RIM-2E.

ПРИМЕНЕНИЕ

Именно “Терьеры” стали основой зональной противовоздушной обороной соединений американского флота 1960-х. Более дальнобойный зенитный комплекс RIM-8 “Talos” (итоговый продукт той же программы “Bumblebee”, которая породила и “Терьер”) оказался слишком большим и сложным в эксплуатации. Всего семь кораблей было оснащено зенитным комплексом “Талос” – причем только один из них был новой постройки, а остальные шесть являлись перестроенными крейсерами Второй Мировой – в то время как количество носителей “Терьера” превышало три десятка.

Пусковые установки и РЛС наведения на корме крейсера "Бостон"

Пусковые установки и РЛС наведения на корме крейсера «Бостон»

В американском флоте 1960-х RIM-2 “Terrier” был практически штатным вооружением для боевых кораблей водоизмещением более 5000 тонн. Им оснащались ракетные крейсера (как перестроенные из артиллерийских, так и новой постройки), крупные эсминцы и лидеры эсминцев/ракетные фрегаты (классификация в их отношении была несколько запутанной). А самыми крупными носителями “Терьеров” оказались три суперавианосца типа “Китти Хок” – каждый из них был оснащен двумя пусковыми установками Mk 10 Mod 5.

Носовые пусковые установки атомного крейсера "Long Beach"

Носовые пусковые установки атомного крейсера «Long Beach»

Тактической нишей “Терьеров” виделось в первую очередь поражение морских патрульных самолетов и береговых бомбардировщиков-ракетоносцев, а также перехват запускаемых с них ракет. Дальность действия BT-версии около 40 км и относительно высокая по меркам 1960-х огневая производительность делали “Терьер” весьма убедительным аргументом против современной ему авиации. Слабым местом комплекса была невысокая эффективность против низколетящих целей, а также недостаточная надежность используемых радаров.

“Боевое крещение” RIM-2 “Terrier” состоялось во Вьетнаме – уже на закате его карьеры. Первый случай боевого применения “Терьера” имел место 19 апреля 1972 года, когда американское соединение, выполнявшее обстрел береговых целей в районе 17-ой параллели (границы Северного и Южного Ветнама) было внезапно атаковано двумя вьетнамскими истребителями Миг-17. Самолеты появились из-за холмов на побережье, и поэтому были обнаружены лишь в последний момент. Ведущий истребитель успешно атаковал и поразил эсминец “Хигби”; ведомый сбросил бомбы на крейсер “Оклахома Сити”, но промахнулся.

DLG-31 USS “Sterret”

DLG-31 USS “Sterret”

Входивший в американское соединение лидер эсминцев/ракетный фрегат/ракетный крейсер DLG-31 USS “Sterret” (тип “Belknap”) выпустил две зенитные ракеты почти в упор, и поразил один из Миг’ов. Второй истребитель ушел в сторону берега. “Стеррет” выпустил еще пару ракет ему вслед, но неясно, попали ли они в цель.

Кормовая 127-мм установка эсминца "Хигби", разрушенная попаданием авиабомбы

Кормовая 127-мм установка эсминца «Хигби», разрушенная попаданием авиабомбы

Вторым случаем боевого применения RIM-2 “Terrier” стала т.н. “битва за PIRAZ” в июле 1972 года. Аббревиатура PIRAZ расшифровывается как Positive Identification Radar Advisory Zone (англ. Зона Позитивной Радарной Идентификации); по сути это был передовой радарный пикет, развернутый флотом США в Тонкинском Заливе для контроля воздушного пространства Северного Вьетнама. 19 июля 1972 года на позиции находился лидер эсминцев/ракетный фрегат/ракетный крейсер DLG-31 USS “Biddle” (тип “Belknap”), выполнявший задачи обнаружения и идентификации воздушных целей.

DLG-34 USS “Biddle”

DLG-34 USS “Biddle”

В ходе выполнения задания, “Биддл” подвергся массированному нападению вьетнамской авиации, атаковавшей двумя волнами с 15-минутным промежутком. Первая волна состояла из двух Миг-17; “Биддл” выпустил по ведущему истребителю два “Терьера” и сбил его с дистанции около 18 км. Второй истребитель отступил, прежде чем “Биддл” успел перезарядиться. Вторая волна состояла из трех самолетов, атаковавших на очень малой высоте. Так как РЛС управления огнем “Биддла” не сразу сумела взять самолеты на сопровождение, то корабль сначала открыл огонь из ствольных зениток, и лишь затем выпустил еще две зенитные ракеты. Один истребитель был поврежден разрывом – ракеты или снаряда, неясно – еще один отказался от атаки, а третий, хотя и пролетел над кораблем, но почему-то не сумел сбросить бомбы.

К этому времени, впрочем, история “Терьера” уже близилась к завершению. Начиная с 1969 года, американские зенитные ракеты первого поколения (“Терьер”, “Талос” и “Тартар”) начали заменяться зенитными ракетами семейства “Стандарт”. Заменой конкретно “Терьера” была дальнобойная зенитная ракета RIM-67 SM-1ER; так как, по сути, она являлась глубокой переработкой самого “Терьера”, то могла заменить его на кораблях, требуя для этого лишь самой минимальной модернизации. К началу 1980-х “Стандартизация” американского флота была полностью завершена. Списанные “Терьеры” активно использовались для учебных и экспериментальных целей, а их стартовые ускорители (которых изготовили более 8000) до сих пор применяются в качестве первых ступеней для геофизических и суборбитальных ракет.

"Терьер" морской пехоты: пусковая установка и транспортно-заряжающая машина

«Терьер» морской пехоты: пусковая установка и транспортно-заряжающая машина

Помимо флота США, ракеты «Терьер» использовала — ограниченно — морская пехота США. Для КМП была разработана специальная наземная версия, с пусковой установкой и радаром на трейлере, и транспортно-заряжающей машиной. Два батальона противовоздушной обороны КМП во второй половине 1950-ых были вооружены наземными «Терьерами», но в итоге заменили их на более удобные и эффективные HAWK’и.

Ракетный крейсер "Джузеппе Гарибальди" запускает "Терьер". По виду и не скажешь, что заложен он был в 1932...

Ракетный крейсер «Джузеппе Гарибальди» запускает «Терьер». По виду и не скажешь, что заложен он был в 1932…

Вторыми после американцев RIM-2 “Terrier” получили итальянцы. В отличие от других европейских флотов, предпочитавших делать ставку на ракетоносные эсминцы, итальянский флот считал более эффективными сравнительно крупные ракетные крейсера-вертолетоносцы. В 1961 году итальянский флот ввел в строй свой первый ракетный крейсер “Джузеппе Гарибальди” – перестроенный из легкого крейсера, вошедшего в строй еще в 1930-х. В его кормовой части установили зенитный ракетный комплекс Mk-4 GMLS, с вертикальным хранением 72 ракет. На момент ввода в строй “Гарибальди” был – без малейшего преувеличения! – сильнейшим ракетным кораблем в Европе (ни Франция, ни Великобритания еще не располагали собственными ракетоносцами).

"Витторио Венетто" — последний крейсер, построенный в Европе

«Витторио Венетто» — последний крейсер, построенный в Европе

В дальнейшем итальянцы продолжили эту тенденцию, построив к середине 1960-х два крейсера-вертолетоносца “Андреа Дориа” и “Кайо Дуилио”. Они оснащались уже более современным комплексом “Терьер” Mk-10 GMLS Mod 4, с двумя барабанами на 40 ракет. А в 1969 году состав итальянского флота пополнил “Витторио Венетто”, последний и самый большой ракетный крейсер Западной Европы. Увеличенные габариты позволили разместить на нем зенитный комплекс модели Mk-10 GMLS Mod 8, с тремя барабанами на 60 ракет. Планировалась постройка однотипного корабля под названием “Италия”, а затем и усовершенствованной версии “Триест”, но в итоге от этих проектов отказались в пользу начала работ над легким авианосцем.

"De Zeven Provincen" после модернизации

«De Zeven Provincen» после модернизации

Третьим и последним обладателем “Терьеров” стал флот Нидерландов. Голландцам требовался корабль ПВО для сопровождения своего авианосца “Карел Доорман”, и поэтому в 1964 году они решили приобрести “Терьер” в США. Комплекс Mk-10 Mod 5 был смонтирован вместо кормовых башен легкого крейсера “Де Зевен Провинсен” (заложен в 1939 году, достроен после войны). Когда крейсер продали Перу в 1976 году, ракетный комплекс – не разрешенный американцами к ре-экспорту – был демонтирован, и на его месте установлена вертолетная площадка и ангар.

источник: https://fonzeppelin.livejournal.com/310027.html

Подписаться
Уведомить о
guest

1 Комментарий
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account