Франко-немецкий авиалайнер для Третьего Рейха или как компания Breguet помогала с самолётом Blohm und Voss Bv 144

13

Франко-немецкий авиалайнер для Третьего Рейха или как компания Breguet помогала с самолётом Blohm und Voss Bv 144

В годы Второй Мировой войны французская авиационная промышленность была вынуждена производить самолеты для оккупантов. В некоторых случаях французским авиазаводам «доверяли» полное производство прототипов.

Так с августа 1942 года расположенный в Англете (Anglet) завод компании Breguet получила заказ на изготовление по немецким чертежам двух прототипов Blohm und Voss Bv 144. Это был цельнометаллический пассажирский самолет, который авиакомпания Lufthansa надеялась ввести в эксплуатацию после окончания Второй Мировой войны и заменить Junkers Ju 52 на местных линиях с их короткими аэродромами.

Чтобы решить проблему укороченных взлета и посадки технический директор компании Blohm und Voss д.т.н. Рихард Фогт применил в конструкции самолета смелое техническое решение. Поскольку начиная с 1935 года Рихард Фогт систематически использовал на своих самолетах оригинальный трубчатый лонжерон с уменьшающимся по размаху диаметром, у него возникла идея использовать этот лонжерон в качестве оси вращения крыла с переменным углом атаки.

Крыло, способное на отклонение на величину 9 градусов, было построено вокруг трубчатого лонжерона и состояло из шести частей. Четыре элемента из шести имели одинаковые по всему своему размаху длины хорд и на задней кроме крыла несли закрылки; остальные два элемента крыла были трапециевидными и были оснащены элеронами. Для улучшения поперечного управления совместно с элеронами использовались щитки, которые в зависимости от перемещения штурвала управления перемещались «наружу-внутрь» (разработанная в компании Blohm und Voss система обеспечивала отличную балансировку без значительного увеличения лобового сопротивления). Элероны использовались в качестве вспомогательных закрылков, отклоняясь вниз на 12 градусов. Для автоматической регулировки триммеров, которыми оснащались элероны, был использован электрический привод; такой же тип привода использовался для триммеров рулей высоты и направления.

схема прототипа пассажирского самолета Blohm & Voss Bv 144

схема прототипа пассажирского самолета Blohm & Voss Bv 144

Угол атаки крыла контролировался реверсивным электродвигателем; в случае поломки электродвигателя он заменялся приводимым вручную кривошипом. Защита крыла и стабилизатора от обледенения обеспечивалась горячим воздухом, который подавался системой нагревателей. Горячий воздух подавался внутрь стабилизатора и на верхнюю поверхность крыла.

Фюзеляж прямоугольного сечения, но с закругленными углами и потолком (размеры мидель-шпангоута 2,4 м ×2,7 м) состоял из отдельных секций, соединявшихся между собой усиленными шпангоутами. Помимо трех членов экипажа в фюзеляже можно было разместить от 18 до 23 пассажиров.

Значительный внутренний объем фюзеляжа (44 м³) позволял использовать Bv 144 в качестве чистого грузового самолета и в качестве «резервного» военно-транспортного самолета.

Внутри фюзеляжа диаметр проходящего сквозь фюзеляж крыльевого лонжерона был уменьшен чтобы не снижать высоту пассажирского салона.

Двухкилевое хвостовое оперение было установлено достаточно низко чтобы вывести его от влияния спутной струи крыла. Чтобы компенсировать определенные эффекты изменения угла атаки крыла во время испытаний была предусмотрена установка вспомогательных рулей высоты.

На серийных самолетах эффекты изменения угла атаки крыла должны были компенсироваться автопилотом. Во время испытаний также предполагалась возможность изменять угол атаки всего хвостового оперения.

Шасси самолета было трехопорным с носовой стойкой, которая убиралась в фюзеляж поворотом назад. Основные стойки шасси убирались поворотом в сторону фюзеляжа и прятались в ниши, расположенные внутри крыла за трубчатым лонжероном.

Силовая установка состояла из двух радиальных двигателей воздушного охлаждения BMW 801 MA, развивавших на взлете по 1600 л.с. и вращавших трехлопасные воздушные винты изменяемого шага VDM.

Запасы топлива и масла полностью находились внутри трубчатого лонжерона.

сборка прототипа пассажирского самолета Blohm & Voss Bv 144 за заводе в Англете

сборка прототипа пассажирского самолета Blohm & Voss Bv 144 за заводе в Англете

В 1944 году сразу же после освобождения юго-западной Франции один из двух прототипов был по глупости выведен из строя «возбужденными» людьми.

Второй почти законченный прототип после того как был обнаружен французскими властями был восстановлен и автотранспортом отправлен в Тулузу для проведения летных испытаний. После окончания войны самолет совершил несколько полетов под управлением Гонора (Gonord). Однако он Bv 144 очень быстро отказались, так как этот самолет мало интересовал официальные службы. Кроме того, во время испытаний на взлете была выявлена серьезная неустойчивость, а во время одной из посадок было сильно повреждено шасси. По всей видимости во время этих полетов не производилось никаких изменений угла атаки крыла.

прототип пассажирского самолета Blohm & Voss Bv 144 во время испытаний на аэродроме Тулуза-Франказаль

прототип пассажирского самолета Blohm & Voss Bv 144 во время испытаний на аэродроме Тулуза-Франказаль

ЛЕТНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

Тип: Blohm und Voss Bv 144

Назначение: пассажирский самолет

Статус: прототип

Силовая установка: два радиальных двигателя воздушного охлаждения BMW 801 MA, развивавших на взлете по 1600 л.с. и вращавших трехлопасные воздушные винты изменяемого шага VDM.

Размеры:

размах крыла 26,90 м
длина 21,80 м
площадь крыла 88 м²

Масса:

пустого 9265 кг
с полной нагрузкой 13103 кг

Летные характеристики:

расчетная максимальная скорость
• по немецким источникам 470 км/ч
• по французским источникам (оценка компании Breguet) 390 км/ч
крейсерская скорость 330 км/ч
дальность полета 1550 км
практический потолок 9100 м

Примечание: компания не получила информации о характеристиках, рассчитанных в компании Blohm und Voss. Согласно источникам, испытания были прекращены до того, как были измерены фактические характеристики, что объясняет значительные различия в их оценке

источник: Jean CUNY et Pierre LEYVASTRE «LES AVIONS BREGUET (1940/1971)», pages 326-329

перевод впервые опубликован — https://vk.com/@710541705-raboty-kompanii-breguet-po-passazhirskomu-samoletu-bv-144

byakin
Подписаться
Уведомить о
guest

0 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account