Великаны из Дессау. Пассажирские самолеты Junkers Ju 90

14
Великаны из Дессау. Пассажирские самолеты Junkers Ju 90

Великаны из Дессау. Пассажирские самолеты Junkers Ju 90

Предисловие редакции: 28 августа 1937 года с аэродрома Дессау совершил свой первый полет прототип Junkers Ju 90 V1. Он опередил свое время и открыл новую эру в коммерческой авиации. За свои внушительный внешний вид и колоссальные размеры самолет получил прозвище «великан из Дессау». О прототипах самолета Junkers Ju 90 рассказывает Герберт Ринглштеттер.

В соответствии с разработанной Техническим управлением программой развития авиации еще в 1933 году было запланировано создание дальнего бомбардировщика. В дополнение к Domier Do 19 компания Junkers создала большой четырехмоторный бомбардировщик Ju 89, первый экспериментальный образец которого завершил свой первый полет в апреле 1937 года. Параллельно с бомбардировщиком предусматривалось создание гражданской версии для авиакомпании Deutsche Lufthansa (DLH), однако приоритет с точки зрения разработки и производства имел военный вариант.

Работы по гражданскому варианту были начаты не позднее осени 1935 года. Первоначально его фюзеляж должен был быть идентичным варианту для военно-воздушных сил, чтобы в случае необходимости обеспечить переоборудование для военного использования. Однако данное требование было отменено уже в 1935 году. Таким образом в начале 1936 года компания Junkers посвятила себя задаче создания чисто коммерческого самолета, который затем получил более широкое поперечное сечение фюзеляжа, бывшее более практичным для комфортной перевозки пассажиров. Самолет, первоначально обозначенный как Ju 89 V3, сменил свое обозначение на Ju 90 V1. От бомбардировщика Ju 90 получил в наследство значительную часть конструкции крыла и хвостового оперения. Силовая установка состояла из четырех двигателей Daimler Benz DB 600 A со взлетной мощностью по 1050 л.с. каждый.

крупный коммерческий самолет Junkers Ju 90 был создан на основе дальнего бомбардировщика Ju 89. На данном снимке представлен «великан из Дессау» – первый прототип Junkers Ju 90 V1, оснащенный двигателями DB 600 A и совершивший свой первый полет 28 августа 1937 года

крупный коммерческий самолет Junkers Ju 90 был создан на основе дальнего бомбардировщика Ju 89. На данном снимке представлен «великан из Дессау» – первый прототип Junkers Ju 90 V1, оснащенный двигателями DB 600 A и совершивший свой первый полет 28 августа 1937 года

все еще неокрашенный первый прототип Ju 90 V1. Створки радиаторов двигателей DB 600 A полностью раскрыты

все еще неокрашенный первый прототип Ju 90 V1. Створки радиаторов двигателей DB 600 A полностью раскрыты

Новый самолет компании Junkers в первую очередь предназначался для полетов на авиалиниях большой дальности и представлял собой цельнометаллический свободнонесущий моноплан. Фюзеляж, получивший гладкую металлическую обшивку, был спроектирован как монокок и изнутри укреплен имевшими высокую прочность гофрированными металлическими листами. Крыло, пересеченное четырьмя лонжеронами, состояло из пяти частей, причем центральная часть была жестко соединена с фюзеляжем. Элероны и оснащенные гидравлическим приводом закрылки были спроектированы в классический для компании Junkers манере «разрезного крыла» (Doppelflügel). Дополнительными средствами механизации крыла, использовавшимися во время посадки самолета, были выдвижные щитки, которые занимали заднюю часть центроплана крыла и проходили под фюзеляжем. Хвостовое оперение также было изготовлено в манере «разрезного крыла» и рули направления получили так называемые концевые пластины. И основные стойки шасси, и хвостовая стойка были убирающимися. Первая публичная презентация Ju 90 состоялась 13 сентября 1937 года и вызвала большой интерес.

кабина пилотов пассажирского самолета Ju 90

кабина пилотов пассажирского самолета Ju 90

на данном снимке показаны правая часть стабилизатора и правая шайба двухкилевого хвостового оперения. Большая часть этого мощного хвостового оперения имела гофрированную обшивку. На переднем плане вспомогательный руль высоты

на данном снимке показаны правая часть стабилизатора и правая шайба двухкилевого хвостового оперения. Большая часть этого мощного хвостового оперения имела гофрированную обшивку. На переднем плане вспомогательный руль высоты

нанесение обшивки на верхнюю поверхность задней части фюзеляжа пассажирского самолета Ju 90

нанесение обшивки на верхнюю поверхность задней части фюзеляжа пассажирского самолета Ju 90

С другой стороны, прискорбная катастрофа первого прототипа Ju 90 V1 – испытательный полет по определению летных характеристик в условиях искусственно создаваемых вибраций на рулях направления при превышении допустимой максимальной скорости – вызвала первые негативные заголовки. Машина не смогла выдержать данный режим и стала могилой для одного из трех членов экипажа.

Второй прототип Ju 90 V2 Preussen (Пруссия; номер гражданской регистрации D-AIVI) совершил первый полёт 2 декабря 1937 года и был оснащён четырьмя радиальными двигателями воздушного охлаждения BMW 132 H, взлётная мощность каждого из которых составляла 830 л.с..

В конце июля 1938 года авиакомпания Lufthansa впервые испытала третий прототип Ju 90 V3 Bayern (Бавария; номер гражданской регистрации D-AURE) на регулярной эксплуатации на воздушных линиях.

пассажирский самолет Ju 90 V3 Bayern (D-AURE; зав. номер 4915) из состава авиакомпании Deutsche Lufthansa, 1938 год

пассажирский самолет Ju 90 V3 Bayern (D-AURE; зав. номер 4915) из состава авиакомпании Deutsche Lufthansa, 1938 год

погрузка грузов на пассажирский самолет Ju 90 V3 Bayern (D-AURE; зав. номер 4915)

погрузка грузов на пассажирский самолет Ju 90 V3 Bayern (D-AURE; зав. номер 4915)

Интересной технической новинкой, внедренной в конструкцию третьего прототипа Ju 90 V3, стала возможность заменить за 30 минут двигатель BMW 132 вместе с капотом, системой подачи масла и моторной рамой.

четыре механика на аэродроме Берлин-Темпельсхоф демонстрируют представителям прессы возможность заменить двигатель пассажирского самолета всего за 26 минут. Замена двигателя производилась на пассажирском самолете Ju 90 V3 Bayern (D-AURE; зав. номер 4915)

четыре механика на аэродроме Берлин-Темпельсхоф демонстрируют представителям прессы возможность заменить двигатель пассажирского самолета всего за 26 минут. Замена двигателя производилась на пассажирском самолете Ju 90 V3 Bayern (D-AURE; зав. номер 4915)

Интерьер салона был роскошным и в стандартной комплектации обеспечивал достаточное пространство и комфорт для 40 пассажиров, распределенных по пяти отсекам. Кроме того, имело место разделение пассажиров на курящих и некурящих, и о благополучии пассажиров заботились стюарды (или стюардессы).

планировка пассажирского самолета Ju 90

планировка пассажирского самолета Ju 90

40 пассажиров могли комфортно разместиться в пяти купе (слева). Уборная пассажирского самолета Ju 90 (справа)

40 пассажиров могли комфортно разместиться в пяти купе (слева). Уборная пассажирского самолета Ju 90 (справа)

Для испытаний на возможность эксплуатации в тропических условиях был запланирован полет второго прототипа Ju 90 V2 через Западную Африку в Буэнос-Айрес, Южная Америка. 26 ноября 1938 года во время взлета в Батерсте (с 1973 году Банджул, столица Гамбии) летчик авиакомпании DLH флюгкапитан Роберт Унтухт (Robert Untucht) не смог справиться с управлением Ju 90 V2, которому не хватало мощности силовой установки. Самолет развернуло влево, крылом он задел пальму и, наконец, рухнуло левым крылом на землю. Из находившихся на борту самолета пятнадцати человек погибли двенадцать. В их числе был флюгкапитан Роберт Унтухт – чрезвычайно опытный пилот и начальник отдела технического развития авиакомпании Lufthansa.

Причиной аварии стало отсутствие подачи топлива на левый внешний двигатель, в сочетании с недостаточной управляемостью Ju 90 вокруг вертикальной оси на малых скоростях. Это был неприемлемый недостаток, который немедленно было устранить, поскольку репутация Ju 90 после этой второй трагической аварии значительно пострадала.

Четвертый прототип Ju 90 V4 Schwabenland (Швабия, позднее Sachsen [Саксония]; номер гражданской регистрации D-ADLH) был приобретен авиакомпанией DLH в ноябре 1938 года. Однако из-за проблем с силовой установкой и аварии Батерсте прототипы Ju 90 V3 и Ju 90 V4 были возвращены в Дессау для испытаний. В конечном итоге Ju 90 V4 стал прототипом для самолетов малой серии, изготовление которой началось с февраля 1939 года. Данная серия состояла из десяти машин, которым были присвоены заводские номера с 90 0001 по 90 0010.

Первым самолётом этой серии стал D-ABDG Württemberg (Вюртемберг), который был передан авиакомпании DLH в конце мая 1939 года. Еще до начала войны за ним с небольшими интервалами последовали D-ADFJ Baden (Баден), D-ASND Mecklenburg (Мекленбург) и D-AEDS Preussen (Пруссия). В основном Ju 90 летал по маршруту Берлин – Франкфурт – Мюнхен – Вена, но также часто выполняли полеты на трассе Берлин – Кёнигсберг. Полеты в другие страны были большой редкостью.

пассажирский самолет Ju 90 B-1 Württemberg (D-ABDG; зав. номер 90 0001)

пассажирский самолет Ju 90 B-1 Württemberg (D-ABDG; зав. номер 90 0001)

После обширных исследований в конструкцию самолеты были внесены изменения, в результате которых был уменьшен угол поперечного V консолей крыла с 6,5° до 3°, а основные стойки шасси получили (за исключением прототипа V3) колеса большего диаметра. Эти усовершенствования были включены в конструкцию новых машин и позднее более старые самолеты были модернизированы с учетом данных изменений.

В 1938 году компания Junkers стала искать замену двигателям BMW 132, мощности которых было недостаточно, однако пришлось ждать до осени 1942 года, когда прототип Ju 90 V4 удалось переоснастить на 1340-сильные V-образные рядные авиамоторы Jumo 211. Дальнейшие переоборудования самолетов типа Ju 90 на двигатели Jumo 211 не производились.

Два самолета (заводские номера 0002 и 0004), оснащенные радиальными двигателями Pratt & Whitney Twin Wasp мощностью по 1200 л.с. и получившие обозначение Ju 90 Z, должны были быть доставлены авиакомпании South African Airways, но этого так и не произошло. Однако этого не произошло, и в годы войны Ju 90 Z (0002) использовался в составе немецких ВВС, в частности, для буксировки тяжелых планеров Me 321.

В начале войны все Ju 90 и их экипажи должны были быть переданы немецким ВВС, но два самолета вскоре были возвращены авиакомпании DLH. К ним присоединились последние четыре машины малой серии – Ju 90 Oldenburg (Ольденбург; D-AFHG), Ju 90 Hessen (Гессен; D-ATDC), Ju 90 Thüringen (Тюрингия; D-AJHB) и Ju 90 Brandenburg (Бранденбург; зав. ном. 0010; D-AVMF). Последний из них в ноябре 1940 года разбился из-за обледенения. В связи с войной регулярное воздушное сообщение было очень ограничено, и обслуживались лишь несколько пунктов назначения. В основном Ju 90 использовались в качестве военно-транспортных самолетов и их количество постепенно уменьшалось.

Опытные самолеты Ju 90 V5 и Ju 90 V6 (зав. ном. 4917 и 4918) были подвергнуты обширным доработкам. Крыло и двухкилевое хвостовое оперение были серьезно переработаны, в то время как конструкция фюзеляжа в основном осталась прежней. Ju 90 V5 задумывался в качестве гражданской машины, но в 1940 году в нем не было особой необходимости, в то время как Ju 90 V6 разрабатывался как военно-транспортный самолет для военно-воздушных сил Германии и позднее привел к созданию Ju 290 и Ju 390.

ЛЕТНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

Тип: Junkers Ju 90 V3

Назначение: пассажирский самолет

Статус: опытный самолет

Экипаж: 2 пилота, 1 радист, 1-2 стюарда (стюардессы)

Пассажиры: 40 человек

Силовая установка: четыре девятицилиндровых радиальных двигателя воздушного охлаждения BMW 132 H, каждый из которых развивал номинальную мощность 830 л.с. при 2250 об/мин и эксплуатационную мощность 690 л.с. при 2100 об/мин

Размеры:

размах крыла 35,27 м
длина 26,45 м
высота 7,05 м
площадь крыла 184 м²

Масса:

пустого 15890 кг
полезной нагрузки 4100 кг
взлетная 22980 кг

Летные характеристики:

максимальная скорость на высоте 1100 метров 350 км/ч
крейсерская скорость на высоте 3000 метров 320 км/ч
посадочная скорость 110 км/ч
длина разбега с набором высоты 20 метров 600 м
время набора высоты 4000 метров около 23,5 мин
практический потолок
• с четырьмя работающими моторами – 5000 м
• с тремя работающими моторами – 3000 м
• с двумя работающими моторами и полетной массой 22400 кг – 700 м
дальность полета 1500 км

источник: Herbert Ringlstetter «Der große Dessauer. Junkers Ju 90» «Flugzeug Classic» 2004-01, Seiten 39-42

Подписаться
Уведомить о
guest

1 Комментарий
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account