Пять голов хорошо, а меньше — лучше

2

Т-35А – уникальный пятибашенный тяжёлый танк РККА, который в отличие от опытного британского «Индепендент» строился хоть и небольшой, но серией. Причем надо подчеркнуть – не будь того самого английского пятибашенного танка, не было бы и нашего «пятиглавого дракона» Т-35.

«Индепендент» произвёл сильнейшее впечатление на советскую делегацию, посетившую Англию в рамках большого турне, посвященного изучению мирового танкостроения, конечной целью которого был подбор моделей для РККА. Как и некоторые другие образцы британской техники, «Индепендент» попытались купить, но безрезультатно, поскольку торговая политика концерна «Виккерс-Армстронг» не предусматривала продажу единичных образцов своих опытных танков, да ещё и с полными пакетами документации на выпуск. Но если другие типы танков и танкеток тот же Виккерс мог поставить в нескольких экземплярах по вполне умеренным ценам (что привлекало многих покупателей), то цена тяжёлого пятибашенного монстра оказалась неприемлемой ни для кого – включая и английскую армию, столь не равнодушную к «большим танкам» со времён ПМВ.

Пять голов хорошо, а меньше - лучше

Впрочем, советской делегации хватило и демонстрационного показа «Индепендент» чтоб тут же загореться идеей сотворения собственного пятибашенника. Каким он вышел – известно. Почти десятиметровая в длину и три с половиной метра в высоту громадина, весом более 50 тонн с экипажем в 10 человек, вооружённая тремя пушками и пятью пулемётами и… мечтой военных, заменить его на нечто более боеспособное ещё до того как развернулся серийный выпуск. А едва попав в боевые части, он мгновенно зарекомендовал себя машиной, годной разве что для парадов – столь огромным было количество проблем связанных с эксплуатацией этого чудовища, явно вызванного к жизни «сном разума» некоторых советских ответственных, точнее безответственных товарищей.

Пять голов хорошо, а меньше - лучше

А теперь, представим себе, что пятибашенный «Индепендент» НЕ произвёл на советскую делегацию впечатления (или как раз произвёл, но сугубо бессмысленностью своего появления на свет), и она поехала себе дальше в поисках достойного подражания образца тяжёлого танка (благо Британия в этом турне была лишь первой остановкой).

Впрочем, смотреть в этом классе в 1930-м было особенно и не чего. Германского неуклюжего монстра «Гросстрактор», которого немцы слепили в 29-ом, в обход статей Версальского договора, наши специалисты излазили ещё в «Каме» под Казанью, куда его доставили в разобранном виде и остались от него не в восторге – почему, собственно и приглядывались к другим моделям.

Пять голов хорошо, а меньше - лучше

В Италии можно было посмотреть на разработанный ещё в конце ПМВ тяжёлый танк «Фиат-2000», но ни вооружение, ни бронезащита, ни подвижность этого танка не устраивали уже и самих итальянцев.

Пять голов хорошо, а меньше - лучше

Тоже самое (за исключением весьма мощного вооружения), можно сказать и о, до сих пор находящемся на вооружении армии САСШ, тяжёлом танке «Либерти» совместной англо-американской разработки так же времён ПМВ. Но, сотня этих последние прямых потомков «ромбов» будет выведена из боевого состава в резерв армии САСШ уже в 1932-ом году.

Пять голов хорошо, а меньше - лучше

Французы, свой новейший средний В-1 согласились только показать в движении, без каких-либо пока ещё считающихся секретными технических деталей, зато вполне снисходительно отнеслись к просьбе детального осмотра старичка-тяжеловеса FCM 2C, так же как и тяжёлые танки Италии и САСШ опоздавшего на ПМВ. Из 300 заказанных, фирма в 1919-ом году изготовила только 10 машин. Особого впечатления эти не то что тяжёлые – тяжеленные (70 тонн!) «громыхалы» на советскую делегацию тоже не произвели, но их компоновочная схема показалась более выгодной по сравнению с новым англичанином в плане массы и оптимальности состава и размещения вооружения. Не зря немцы при проектировании своего «Гросстрактора» использовали именно схему 2С.

Пять голов хорошо, а меньше - лучше

С одной стороны, английская схема размещения вооружения выглядит просто идеальной. Но она потому и идеальна, что предусматривает двухярусное размещение и аж пять башен. При том, что при ведении огня на один только борт, только вперёд или только назад, автоматически превращает половину пулемётных башен в балласт.

Французская схема с одной большой башней впереди и одной малой башней сзади – на корме корпуса, позволяла очень существенно снизить массу вооружения и, соответственно его бронирования при не очень значительном сокращении эффективности вооружения. Зато француз был гораздо лучше защищён (45 мм брони против 28 у англа), за что правда и заплатил вдвое большей массой и вдвое меньшей скоростью (что, отчасти объясняется разницей в технологическом уровне времени ПМВ и конца 20-х). Впрочем, для тяжёлого позиционного танка, главная задача которого прорыв сильно укреплённых оборонительных полос противника, бронезащита существенно важнее скорости.

Итак, предположим, наши специалисты не повелись на чудную британскую новинку (ну, хотя бы потому, что и дорого, и технологически для СССР того времени неподъёмно), а выбрали в качестве образца для компоновки проверенную французскую схему, которую предпочли повторить в своём «Гросстракторе» и немцы. Как же будет выглядеть сделанный по этой схеме альтернативный советский Т-35?

Начнём с прототипа.

Пять голов хорошо, а меньше - лучше

(Прототипы РИ и АИ Т-35 обр. 32 г.)

В альтернативном прототипе многое как у реальноисторического Т-35-1. Кардинально отличается только компоновка. В отделении управления никаких изменений. Водитель и пулемётчик при своих бронеколпаках со смотровыми щелями над посадочными люками.

Пять голов хорошо, а меньше - лучше

А вот дальше… никакой подбашенной коробки главной башни нет, как и окружающих её малых башен. Стоит на почётном месте одна главная в гордом одиночестве. Та же самая.

Вместо-ж четырёх малых башен, в кормовой части корпуса установлена одна башня, являющаяся немного модифицированной версией серийной башни лёгкого танка БТ-2. (Первоначально хотели в корме ещё и дублирующее отделение управления сварганить, но из-за больших габаритов МТО длины шасси на эту причуду не хватило).

Между башнями, в середине корпуса, МТО. Двигатель М-6-300. Как в РИ. Валы, приводящие во вращение ведущие колёса, проходят вдоль бортов, по бокам от малой башни.

Бронезащита опытного образца (учитывая значительно меньший вес машины по сравнению с РИ) доведена до уровня французского 2С (40 мм лоб корпуса, 30 мм борт, 20 мм корма и главная башня. Малая башня 13 мм).

Вооружение опять-таки советское, реальноисторическое. Это пулемёты ДТ (по одному в башнях и курсовой), и пушки разработки Сячинтова: специальная танковая трёхдюймовая «большой мощности» ПС-3 в большой башне и 37 мм «большой мощности» ПС-2 в малой. Отличие тут одно – на РИ Т-35-1 одноместные малые башни  были одинаковой конструкции, но отличались по вооружению – в двух башнях стояло по пулемёту ДТ, в двух других по 37 мм длинностволой 37 мм пушке ПС-2. Альтернативный танк себе такую роскошь позволить не мог и вместо одноместной башни с одним же стволом, установили пушечно-пулемётную двухместную башню от серийного БТ-2. И так же очень скромно защищённую (всего 13 мм – но прототипу больше не надо – лишь бы ездить научился, а остальное потом приложится…).

Экипаж танка состоял из 7 человек. Двое в отделении управления, трое в главной башне и двое в малой башне.

При переходе к серийному выпуску, в РИ фактически пришлось проектировать новый танк – состав вооружения пересмотрели в сторону его существенного усиления и стандартизации. Башни теперь были трёх видов. Малые, унифицировали с плавающими танками, средние, двухместные с Т-26 и БТ (правда, без кормовых ниш), а главную, с Т-28.

Такая стандартизация потребовала существенного увеличения длины машины и перекомпоновки корпуса – который фактически стал другим. Соответственно очень существенно вырос вес, для компенсации которого потребовались и другая подвеска, и более мощный двигатель. В общем, как и в случае с Т-28, для серийного производства потребовалось разработка совершенно нового танка.

Пять голов хорошо, а меньше - лучше

(Т-35-1 вверху – танк прототип, и Т-35А внизу – серийная машина)

Реализация альтернативного варианта, создания нового серийного танка уже не требует, поскольку замена башен прототипа на унифицированные с Т-28 и Т-26, удлинять корпус потребует в минимальной степени. Зато, учитывая приличную ширину «тридцатьпятого» можно взять более мощный мотор М-17 и поставить его вместо М-6 поперёк корпуса, что позволит ещё и сэкономить на общей длине МТО. (Не влезет, можно корпусок и чуток пошире сделать).

Пять голов хорошо, а меньше - лучше

А поскольку унифицированные с Т-28 и Т-26 башни нас по своему штатному бронированию в качестве башен тяжёлого танка прорыва категорически не устраивают, этот недостаток устраняем экранированием.

Теперь, бронезащита уже серийной машины обр. 34 г. выглядит так:

Лоб корпуса – 45 мм.

Борт корпуса – 30 мм плюс 10 мм экран.

Корма корпуса – 30 мм.

Главная башня – 20 + 15 мм (экран).

Малая башня – 15 + 15 мм (экран).

Вооружение:

76,2 мм пушка ПС-3 (которую в данной АИ удалось-таки запустить в серию) и 7,62 мм пулемёт ДТ установленные раздельно в главной башне. 37 мм пушка «большой мощности» ПС-2 (которую так же успешно довели до ума и запустили в серию не заморачиваясь с сорокапятками) спаренная с ДТ в кормовой башне.

Ещё один ДТ в отделении управления, которое переделали примерно в том же духе, как в РИ – никаких колпаков.

Двигатель М-17Т (500 л. с.) с которым танк массой 41 тонну развивает скорость 36 км/ч.

Экипаж 7 человек.

В таком виде танк выпускался на ХПЗ до 1938 г. Всего, за 4 года серийного производства было выпущено 108 танков и  12 эвакуаторов на том же шасси для четырёх бригад РГК (в составе каждой бригады батальон тяжёлых танков в 27 машин и взвод — 3 машины, эвакуаторов).

В 1938-ом году танки были перевооружены новым орудием Л-10, на люках заряжающих установили зенитные пулемёты, а для более удобного управления, на главной башне появилась командирская башенка. Все тяжёлые танки РККА были «именными» — каждому присваивалось имя собственное, партийного или военного деятеля, либо героя Гражданской войны (в ходе различных чисток, именно имена павших легендарных героев оказались наиболее «живучими» и соответственно востребованными).

Пять голов хорошо, а меньше - лучше

(Альтернативный тяжёлый танк Т-35. 1938 г.)

Когда в 1938-ом году перед конструкторами был поставлен вопрос о замене устаревшего Т-35 на новую машину (Т-36), её «слепили» довольно быстро и не дорого. В основном, работа заключалась в замене устаревших и уже не выдерживающих нагрузок агрегатов трансмиссии на новые. А проблему усиления бронезащиты и вооружения, решили перекомпоновкой машины из двухбашенной в однобашенную. Кормовую башню ликвидировали, МТО сместили в корму, а на освободившихся «площадях» установили новую сварную башню с 50 мм стенками, вооружённую строенной установкой новейшей грабинской 85 мм пушки (сделанной на базе свеженькой зенитки 52К), 20 мм автоматической пушки ШВАК и пулемёта ДТ. Ещё один ДТ разместили в нише башни как резерв на случай заклинивания маски основного вооружения. Поскольку управляться со строенной установкой вооружения было не просто – тем более ворочать «брёвна» 85 мм патронов, башню сделали большую, просторную (на вырост, под возможную установку впоследствии и 107 мм пушки) очень эргономичную для экипажа – благо в тяжёлом танке всё это можно себе позволить. Хотя и вес у такой башни… поболее чем у двух прежних будет.

Пять голов хорошо, а меньше - лучше

Благодаря длиннобазовому шасси (хотя оно совсем немного длиннее чем серийный Т-28), которое укоротили совсем немного, танк обладал хорошей проходимостью (пусть и с ограниченной поворотливостью). Форсированный двигатель М-17Ф мощностью 650 л. с. позволял существенно потяжелевшей машине, разгоняться до 36 км/ч.

Бронезащита:

Лоб корпуса 50 мм. Борт 35 + 10 мм. Корма 35 мм. Лоб башни 50 мм. Борт-корма башни 45 мм.

Боевая масса 45 тонн.

Такие танки (Т-36) выпускались не долго. Только в течение 39-го года. Но за этот год, ХПЗ и ЛКЗ вместе выпустили около 150 машин, после чего этот танк – по сути, оказавшийся лишь очередной реинкарнацией Т-35, был заменён в серии уже по настоящему модернизированным Т-36М. В этой машине были учтены все требования, выдвигавшиеся ГАБТУ по итогам боёв в Карелии, где Т-35 и Т-36 показали себя с самой лучшей стороны.

Танк Т-36М, отличался от Т-36 дизельным мотором мощностью 600 л.с., торсионной подвеской, укороченным корпусом с более плотной компоновкой МТО и отсутствием в новой литой башне ШВАКа. Зато бронезащита была доведена до установленного АБТУ уровня, официально предусмотренного для тяжёлых танков РККА:

Лоб, борт (с учётом экрана), корма корпуса и башни 60 мм.

Боевая масса машины при этом выросла почти до 50 тонн.

Несмотря на достаточно хорошие ТТХ Т-36М, этот танк, как созданный на морально устаревшей платформе, всё равно считался нуждающимся в замене на принципиально новый тяжёлый танк. Причём именно на Т-36М проходили обкатку все те новинки, что после необходимой доводки будут использованы в танке нового поколения. А пока шла его разработка, выпуск Т-36М был в 40-ом году передан на ЧТЗ и до начала ВОВ там успели собрать около 300 машин, которые шли исключительно на укомплектование матчасти бригад РГК. По штату 38 г., в них имелся батальон не из 29 как прежде, а уже из 33 тяжёлых танков. В 1940-ом структуру бригады опять пересмотрели, введя в её состав вместо одного два батальона тяжёлых танков.

Всего, до начала ВОВ в СССР было выпущено чуть более 550 тяжёлых танков и сформированы 8 отдельных тяжелотанковых бригад (в каждой 66 тяжёлых танков). В Московском, Киевском, Белорусском и Северо-Западном ВО имелись по две бригады, дислоцированных вблизи «столиц» округов.

С началом войны выпуск танков форсировали, при этом, в РККА сохранялось железобетонное правило – тяжёлые танки это уровень РГК, бригады дислоцируются только в глубине территории СССР возле крупных промышленных центров, имеют хорошо укомплектованные службы поддержки, мощную ПВО и их использование в локальных операциях без санкции Генштаба в принципе не допускалось. Возможно благодаря этому, контрудары танковых бригад РГК под Ленинградом, Киевом и Москвой имели не просто сокрушительный тактический успех, а внесли большой вклад в разгром немцев на этих направлениях. Что касается бригад Белорусского военного округа, они понесли огромные потери в личном составе под Смоленском (прежде всего от ударов люфтваффе) и потеряли почти всю матчасть в непрерывных оборонительных боях (преимущественно это были старые двухбашенные машины, которые под водительством опытных экипажей воевали с яростью обречённых). Остатки бригад были эвакуированы в тыл для пополнения и получения новой матчасти, вместе с которыми, эти бригады РГК заслуженно получили почётные звания гвардейских.

 

Р.С. Эта АИ НЕ про наверняка милый многим альтернативщикам-танкофилам «умеренный» тяжёлый танк, годный в отличие от Т-35 для массового выпуска. Нет. Эта АИ про самый настоящий тяжёлый танк, большой и наворочанный, который до войны нельзя (да и не нужно) строить в больших количествах – нормальная общемировая тенденция.

Так что собственно даёт эта АИ, ведь в РИ тяжёлых танков РККА к началу ВОВ имела гораздо больше (полсотни Т-35А и аж 636 КВ)? А даёт она то, что в СССР не тратятся колоссальные средства на разработку вслед за опытным, серийного Т-35А, а вдогонку за ним ещё и монструазных Т-39 в нескольких вариантах, ни один из которых, к счастью, не строили даже в виде опытного образца.

Зато, армия получает более лёгкие (по сравнению с серийным Т-35А), не напрягающие фатально трансмиссию, более многочисленные тяжёлые танки, на которых можно и нужно учиться воевать. Соответственно, когда начинается Зимняя война, уже нет нужды гнать на убой под снаряды финских ПТО Т-28 с 30 мм бронёй, которые за успешное выполнение задач платили большими (слава Богу, чаще всего не безвозвратными) потерями. Боеспособные (в отличие от РИ Т-35А) тяжёлые танки эти задачи решат гораздо лучше.

Да и дальше, страна экономно и в нужном направлении модернизирует АИ Т-35, не форсируя разработку нового тяжёлого танка и уж тем более не штампует совершенно сырую модель, чтоб потом, распылить её по новоформируемым танковым дивизиям, которые начнут бегать по фронту с высунутыми языками как легавые собаки, затыкая дыры в обороне и теряя на маршах больше дорогящих тяжёлых танков, чем в боях.

АИ Т-35 и его модифицированная версия Т-36 будут защищать подступы к ключевым промышленным центрам – работая за «передвижные ДОТы» и кувалду для коротких контрударов в самом оптимальном режиме и с мощной рембазой за спиной. А вместо «сырого» КВ, ЛКЗ, как и ХПЗ, будет массово строить новый средний танк с надёжным противоснарядным бронированием. Новый тяжёлый танк тоже, конечно, будет разработан и пойдёт в серию уже на Урале, когда это будет нужно – благо основные узлы к тому времени уже будут отработаны на Т-36М.

Пять голов хорошо, а меньше - лучше

ТТХ РИ тяжёлых танков

 

(Франция)

А1Е1

(Англия)

Т-35-1

(СССР)

Т-35А

(СССР)

Вес

70

31,5

37,5

50,1

Габариты

10,2х3х4

7,6х2,7х2,7

7,1х3х2,7

9,7х3,2х3,4

Экипаж

12

8

9

10

Броня

Лоб

Борт

Башня

 

45

30

40

 

28

20

28

 

30

20

20

 

50-30

20+10

20

Вооруж.

Пушка

 

Пл.

 

75

 

5х8

 

47

 

4х7,62

 

76,2

2х37

3х7,62

 

76,2

2х45

5х7,62

Двиг.

2х250

398

300

500

Скор.

Запас хода

15

150

32

320

28

120

30

150

 

ТТХ АИ тяжёлых танков

 

Т-35 прототип

Т-35

Т-36

Т-36М

Вес

37

41

45

49

Габариты

7,1х3

7,3х3,3

7,2х3,3

6,8х3,3

Экипаж

7

8

5

5

Броня

Лоб

Борт

Башня

 

40

30

(20)-(13)

 

45

30+10

(20+15)-(15+15)

 

50

35+10

50

 

60

50+10

60

Вооруж.

Пушка

 

Пл.

 

76,2

37

3х7,62

 

76,2

37

5х7,62

 

85

4х7,62

 

85

4х7,62

Двиг.

300

500

650

600

Скор.

Запас хода

29

150

36

200

39

150

35

250

Подписаться
Уведомить о
guest

44 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account