Путь танка. Часть 10.1. TOG 2. Работа над ошибками или как нельзя войти в одну воду дважды
Статья с канала Remont1969 на яндекс-дзене выкладывается мной на сайт АИ с любезного разрешения автора.
История проекта сверхтяжелого британского танка TOG 2, созданного специальным Комитетом изх специалистов, строивших первый танк типа «ромб»
О том, что ближе к осени 1939 года придётся воевать и воевать скорее всего с Германским рейхом в Англии понимали задолго до первых выстрелов в Польше. Трезво оценивая возможности армии Британской империи было видно, что вот именно с танками и вообще с бронетанковыми силами у островитян совсем дела плохи. За 20 лет так и не было найдено того типа танков, которые должны были составить основу Танкового корпуса Британии. И здесь снова появился Альберт Стерн, черный гений британского танковой промышленности времен Первой мировой войны, воинствующий коммерсант и управляющий, считавший, что только он точно знает какие танки нужны Родине.
Стерном была создана группа из авторитетных в танковом бизнесе конструкторов и специалистов, принимавших активное участие в создании первого танка в мире и его модернизации — Уильям Триттон, директор фирмы создателя первого танка William Foster & Co, Гарри Рикардо, конструктор специальных танковых моторов, генерал-майор сэр Эрнест Свинтон, проект-менеджер первого британского танка. Уинстон Вилсон, конструктор трансмиссии «ромбов». Из этих специалистов был организован Комитет по конструированию особых машин (Special Vehicle Design Committee — SVDC), получившую условное название — The Old Group («старая группа») или более неформально — The Old Gang («старая шайка») — сокращённо TOG. Первый спроектированный группой танк TOG 1, был построен в 1940-м, хотя он был отклонен военными ещё на уровне проекта. Танк стал «носителем технологий», на котором проверялись идеи, а на следующую машину TOG 2, Стерн имел виды и на серийное производство. Новая машина должна была иметь башню, как и предлагали изначально в SVDC с более мощной чем 2-фунтовка.
Обновленное шасси тяжёлого танка TOG 2 было построено в начале 1941. Конструкторами было существенно переделан и бронекорпус и движитель. Оставшись примерно в тех же геометрических размерах, ведь задания по проходимости на поле боя никто не отменял, на Фостерс исправили основные замечания к танку. Были установлены более мощные электромоторы, что позволяло полностью использовать возможности электрогенератора, так же были сделаны ниже гусеничные корпуса, устраняя таким образом замечание военных о полностью открытых гусеницах, что делало у танка ТОГ 1 их уязвимыми. Броню корпуса лобовую и бортовую ещё больше увеличили до 76-мм, кормовая часть — 50 мм. Даже при увеличенном весе подвижность шасси повысилась до 14,5 км/час. Но дальнейшая работа над проектом повисла из-за непостоянства военных. Большая война шла уже год и вести с фронтов требовали совершенно другого типа танков, чем делали «старики-разбойники» в своём комитете. Требования к вооружению и бронированию непрерывно менялись. Пока военные не определились с заданием, на Фостерс испытывали собственную башню, которая была предложена первоначально для вооружения TOG 2.
Один из первых проектов, построенных в дереве, делал бы танк TOG 2 мощнейшим на поле боя. В лобовой бронекорпуса должна была устанавливаться новейшая 57-мм противотанковая пушка — Ordnance Quick Firing 6-pounder 7cwt, башня имела строенную установку, в которую одновременно установили всё вооружение TOG 1 — танковую гаубицу -Ordnance QF 3-inch howitzer, противотанковую 40-мм Royal Ordnance Quick Firing 2-pounder и пулемёт 7,92 мм BESA. Крыша бронекорпуса не могла выдержать такую нагрузку, что была в общем то главной причиной отсутствия башен на танках типа «Ромб». Была спроектирована специальная поворотная установка башни с опорой не на погон, а на усиленный пол бронекоробки, что позволяло выдерживать тяжёлую до 10 тонн башню с двумя пушками. Когда у военных возникла идея поставить на танк в башню «сверхмощную» 76-мм 17-фунтовку конструкция выдержала бы и её. .
Если к движителю, особенно после испытаний TOG 1, кроме его стоимости и веса вопросов не было. Он был рабочий и соответствующий требованиям. 2 и 3 октября 1941 года на артиллерийском полигоне в Шубэринес (Shuberines) была испытана новая башня, было интересно и как поведет себя новый поворотный механизм и новая специально разработанная система бронирования. Башню со состроенной пушечно-гаубично-пулеметной установкой без установленного оружия разместили на макете корпуса и обстреляли. Если обстрел из стрелкового оружия башня выдержала, то первым выстрелом стандартной британской полевой пушки-гаубицы Ordnance QF 25 pounder маску пушечной установки оторвало.
Так же не выдержала обстрела и броня. Башня представляла собой стальной каркас к которому на болтах крепился «сэндвич» из основной брони и слоя неброневой стали. Если попадания в центр листа броня выдерживала, то попадание ближе к болтовому соединению даже осколочно-фугасного снаряда его разрушало, каркас деформировался в итоге башню заклинило, даже без пробития. Несмотря на толщину защиты в 73-мм (60-мм цементированная плита и 12,7-мм неброневая сталь) с 1140 метров по нормали или под углом до 17° снаряд Ordnance QF 25 pounder пробивал броню башни. При испытаниях разнесенное бронирование было отмечено как положительный фактор, так как неброневая сталь задерживала осколки от основной брони и сама не давала осколков даже при пробитии.
К осени 1941-года ситуация кардинально изменилась по сравнению с осенью 1939-го, когда проект начинался. Наверно уже все кроме самого Стерна понимали, что такие танки как TOG армии не нужны, можно только придумать как с наибольшей эффективностью использовать уже потраченные деньги. Но Стерну этого было мало и он начал большой скандал, фактически обвинив в официальной переписке с Министерством снабжения в непрофессионализму и задвигании проектов Комитет по конструированию особых машин на заднюю полку. ссылка на то, что внушительный опыт танкостроения компании «Фостерс» не использовался военными привела к обратному эффекту, Комитет был расформирован 4 ноября 1941 года. Его членам даже запретили присутствовать на испытаниях боевой машины в Фарнборо, куда шасси TOG 2 уже с новой башней и пушкой попало в январе 1942-года. Конец SVDC не означал конца истории танков TOG. Сборка TOG 2 подходила к концу, а чертежи улучшенного варианта под названием TOG 2R ожидались к середине ноября.
Орудийная танковая «драма» в Британии продолжалась. К маю 1941 года 6-фунтовая пушка (57-мм противотанковая) стала требованием военных к новым танкам, а летом этого же года они рассчитывали уже на новую 76-мм 17-фунтовку (Ordnance Quick Firing 17-pounder) способную пробивать любой германский танк известный британцам. Но ставить столь мощную пушку просто было не на что. Шасси танков «Черчилль», и «Валентайн» и «Крусейдер» еще выдержали новые башни с 57-мм пушкой, 76-мм была бы и для них перебором. В то же время шасси TOG с учётом новой конструкции подвеса башни, имела запас и 17-фунтовку на неё в будущем можно было бы поставить, когда пушка была бы готова. В итоге это и случилось, но уже при новой реинкарнации танка, а на шасси танка из Линкольна поставили башню со старой корабельной зенитной пушкой 3-inch 20 cwt, запас которых образовался на складах у моряков. Кроме своих размеров и веса у пушки не было недостатков по бронепробитию. Забегая вперед можно отметить, что эта пушка всё таки попала на фронт в каземате ПТСАУ на шасси танка «Черчилль» — Churchill Gun Carrier, A22D. В башню TOG 2 3-inch 20 cwt установили без радикальных изменений конструкции.
Отличить танк TOG 2 от TOG 2* (TOG 2 Star) можно исключительно по башне и пушке. Пушка TOG 2 не имеет дульного тормоза, а башня — заклепок, так как скорее всего представляла из себя макет из неброневых материалов
Пока Стерн вместе с бывшими членами Комитета по конструированию особых машин убеждал министерство в том, что если не поставить 17-фунтовую пушку на TOG 2, то в ближайшие два года не будет другого танка, можно поставить 17-фунтовку. Министр запасов Бивербрук (Max Aitken, 1st Baron Beaverbrook), уже прилично уставший от Стерна и его пенсионеров ответил чётко: «Работа комитета Стерна будет рассмотрена без предубеждений». Вышедший на испытания в конце зимы 1942-года танка TOG 2 танк провалил. Масса за 70-тонн уже превышала возможности шасси, неподрессоренные катки ломались под нагрузкой, и это учитывая, что спонсоны с пулеметами не устанавливали, и танк на испытаниях был даже легче чем планировался.
Позитивным итогом испытаний было очередное подтверждение, что электро-механическая трансмиссия отлично подходит для тяжелых танков. Управление 70-ти тонной машиной было легким и удобным, управление танком в качестве эксперимента с помощью руля и двух педалей освоила даже водитель из женского механизированного транспортного корпуса, которая не имела до этого никакого опыта вождения танков. Подобную трансмиссию рекомендовали для использования на тяжёлых танках в будущем. К 21 марта 1942 года танк закончил испытания в Фарнборо и вернулся на завод Фостерс в Линкольн для очередной переделки.
В ходе работ на танк была установлена новая башня с 17-ти фунтовой пушкой и подвеска катков танк под обозначением TOG 2* (TOG 2 Star) уже без каких-либо шансов был снова передан на испытания. В Имперском танковом музее в Бовингтоне именно эта реинкаранация «ромбов» Первой мировой и сохраняется. Если не принимать во внимание башню, то бронекорпус и гусеничный движитель в музейном танке сохраняется от первого TOG II.
TOG 2/Tank, Heavy, TOG II/ТОГ 2
Страна: Британия
Год выпуска: 1942
Производитель: William Foster & Co
Кол-во выпущенных: 1
Боевая масса: 68-72 тн
Размеры: 10135×3124×3050 мм
Бронирование: 76-114 мм
Скорость: 6 км/час/ макс 14 км/час
Экипаж: 6
Вооружение: Ordnance QF 3-inch howitzer, 40-мм Royal Ordnance Quick Firing 2-pounder, 7,92 мм BESA в башне, 4×7,92 мм BESA в спонсонах, Ordnance Quick Firing 6-pounder 7cwt в корпусе (проект)
Вооружение: 3-inch 20 cwt, 1×7,92 мм BESA (прототип)
Преодолеваемый ров: 6400 мм
Двигатель: Packsman-Ricardo 12TP, 58 680cm3, 600 л.с.
Где увидеть — TOG 2* (TOG 2 Star) — The Tank Museum (ранее The Bovington Tank Museum). Bovington, Dorset, England